КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние препятствий на развитие
Полагаю, если мы на время прервем разговор о некоторых глубоких формах чувствительности, которыми обладает детский разум, то сможем получить более ясное представление о скрытых в ребенке тенденциях. И здесь мы переходим к некоей форме психоанализа разума младенца. На рис. 8 с помощью условных обозначений показана картина развития языка у ребенка. Это поможет яснее объяснить наши идеи. Черные треугольники обозначают имена существительные (названия предметов), черные кружки — глаголы, а остальные части речи отмечены условными обозначениями, приведенными под рис. 8. Поскольку теперь мы знаем, что в определенном возрасте ребенок пользуется двумя—тремя сотнями слов; способ, который я предлагаю, позволяет изобразить это графически, так чтобы можно было с одного взгляда понять, как развивается язык ребенка, будь то английский, тамильский, гуджарати, итальянский или испанский. Части речи везде обозначены одними и теми же символами. На левом краю диаграммы показаны пятна неопределенной формы, обозначающие первые попытки ребенка заговорить: восклицания, междометия и т. д. За ними следует стадия, на которой две буквы объединяются в слог; затем три звука, объединение которых приводит к образованию слова. Далее, двигаясь по направлению к правой стороне диаграммы, мы видим различные группы слов. Они состоят из определенных существительных, часто используемых ребенком. За ними следуют фразы, каждая из которых состоит из двух слов, фразы с размытым смыслом, поскольку каждое слово в них обозначает сразу несколько слов1. Вскоре после этого происходит «взрыв», в результате которого в оборот вводится множество новых слов. Я привожу здесь реальные цифры, полученные психологами. Как раз перед этим мы видим на диаграмме группу слов, главным образом существительных, а рядом с ними другие части речи, разбросанные в случайном порядке; но непосредственно после двух лет показана вторая стадия, в которой слова образуют упорядоченные группы. Это «взрыв» фраз. Таким образом, первый взрыв связан со словами, а второй с мыслями. Но прежде чем эти взрывы смогут произойти, должна быть проведена соответствующая подготовка. Она может быть скрытой и тайной, но факт ее проведения не является догадкой или гипотезой, поскольку мы можем судить по достигнутому результату, какие усилия предпринимал ребенок для выражения своих мыслей! Из-за того что взрослые не всегда могут понять, что пытается сказать маленький ребенок, именно в этот период с ним случаются приступы раздражения и гнева. Мы уже упоминали об этом. В этом возрасте досада является частью жизни ребенка. Любые его усилия, не увенчавшиеся успехом, вызывают в нем гнев. Хорошо известно, что глухонемые часто бывают крайне сварливыми, и это можно объяснить их неспособностью себя выразить. Огромное внутреннее богатство ждет своего внешнего выражения, и нормальный ребенок находит способы сделать это, но лишь с огромным трудом. Это сложный период для ребенка, поскольку все препятствия, стоящие на его пути, носят внешний характер или вызваны ограниченностью его собственных сил. Второй раз в своей жизни ребенок находит адаптацию трудной. Первый был, когда сразу же после рождения он был вынужден функционировать самостоятельно, ведь до этого его мать все делала за него. Мы наблюдали затем, что шок, испытываемый ребенком при рождении, и связанные с ним ментальные травмы и регрессии являются угрозой для него при отсутствии должной заботы и понимания. Мы видели также, что некоторые дети сильнее других, или их обстоятельства складываются более удачно, и как эти дети прямо идут к своей независимости, которая является основой для нормального развития. Этому можно найти параллели и в данной ситуации. Поиск языка — трудный путь к предоставляемой речью все большей независимости, на котором также таятся опасности регрессии. Есть еще одна черта этого творческого периода, о которой должен помнить читатель: и впечатления, получаемые сознанием ребенка, и вызываемые ими эмоциональные последствия запечатлеваются в сознании навсегда. Это оказывается полезным относительно разговорной речи и грамматики, но поскольку дети в этот период сохраняют в памяти то, что узнали, до конца своей жизни, они сохраняют и неблагоприятные эффекты воздействия препятствий. Каждая стадия творческой жизни имеет эту двойственную природу. Борьба, страх, какая-то неудача могут иметь неисчислимые последствия, поскольку реакция на эти препятствия впитывается сознанием в той же мере, что и позитивные результаты прогресса. Это напоминает отпечаток на фотографической пластине, получающийся в результате рассеивания светового потока, которое проявляется в каждом последующем снимке. Таким образом, в этот период мы сталкиваемся не только с обычным становлением характера, но и с возможным формированием определенных пороков развития или «девиаций» личности, которые окажутся важными на последующих стадиях роста. В этот весьма созидательный период формируются ходьба и речь. Он не заканчивается после двух с половиной лет, но его интенсивность и продуктивность начинают снижаться. Но вместе с дальнейшим развитием способностей ребенка развиваются и недостатки и проблемы, возникшие в тот же период. Утверждение о том, что причину большинства умственных расстройств взрослых можно обнаружить в их детстве, стало общим местом психоанализа. Трудности, связанные с нормальным развитием, попадают на общую орбиту «вытеснения в подсознание» (термин, используемый в общей психологии, и особенно в психоанализе). «Вытеснение в подсознание», о котором сегодня слышал каждый, коренится в младенчестве. Многочисленные примеры этого можно обнаружить в речи, хотя они во множестве встречаются и в других сферах человеческой деятельности. Когда начинается «взрыв слов», вся эта масса слов должна найти себе выход. То же самое должно случиться и с предложениями, когда на следующей стадии ребенок начнет облачать свои мысли в грамматическую форму. Сегодня образовательная теория придает большое значение свободе выражения, связывая это не только с сиюминутными потребностями речевого механизма, но и с последующей жизнью индивидуума. Бывают случаи, когда обычный взрыв не происходит в нужном возрасте. Например, ребенок трех — трех с половиной лет может использовать лишь несколько слов, что характерно для значительно более младшего возраста. Или же он может казаться совершенно немым — при наличии нормальных органов речи. Такая немота называется «внутренней», поскольку ее причины коренятся в сознании, это психопатологическое состояние. Другие типы психических расстройств, изучаемые психоанализом, ставшим признанной областью современной медицины, также начинаются в это время. Немота может пройти неожиданно, как по волшебству. Неожиданно ребенок начинает говорить, хорошо и спокойно, и совершенно правильно грамматически. Совершенно очевидно, что внутри него все это было уже подготовлено, но какие-то препятствия мешали ему. У нас в школе были дети трех—четырех лет, от которых раньше никто не слышал ни единого слова. Они даже не пользовались упрощенными и обобщенными словами, которые дети произносят уже в два года..Но благодаря обретенной ими свободе и стимулам окружающей их обстановки они неожиданно демонстрировали, что могли разговаривать все это время. Как такое возможно? Вероятно, какая-то серьезная психологическая травма или некая постоянная преграда препятствовали свободному выходу того языкового богатства, ко-__ торым они обладали. Сколько взрослых испытывают трудности в разговоре! Они делают это с большим трудом, словно бы постоянно думая о том, что сказать. Эта неуверенность принимает разные формы: • не хватает смелости говорить; • не хватает смелости в формировании слов; • трудности с построением предложений; • речь медленнее обычной и пересыпана восклицаниями, такими как а, э, мм и т. д. Эти внутренние проблемы теперь стали непреодолимыми. Они являются формой постоянного чувства неполноценности, и их приходится терпеть всю жизнь. Другие препятствия психологического характера мешают четкой артикуляции — жертва заикается или имеет дефекты произношения. Эти дефекты восходят к периоду формирования речевого механизма. Поэтому очевидно, что каждому периоду обретений присущ свой вид регрессий. Первый период. Приобретаются механизмы формирования слов. Соответствующая регрессия: плохое произношение, заикание. Второй период. Приобретаются механизмы составления предложений (выражения мыслей). Соответствующая регрессия: неуверенность в составлении предложений. Эти формы регрессии связаны с сенситивностью ребенка. Поскольку ребенок обладает повышенной восприимчивостью для того, чтобы творить и умножать свои способности, а также в отношении чрезмерного противодействия, то результатом помех раскрытию творческих способностей является формирование дефектов на всю оставшуюся жизнь. Мы должны всегда помнить о том, что восприимчивость ребенка превосходит все наши представления. Именно мы зачастую препятствуем ребенку и таким образом становимся ответственными за пожизненную аномалию в нем. Наше обращение с ребенком должно быть как можно более мягким, лишенным насилия, поскольку часто мы не отдаем себе отчет в том, насколько мы жестоки и суровы. Мы Должны следить за собой самым внимательным образом. Подлинная подготовка к обучению заключается в изучении своей личности., Подготовка учителя, который призван помогать Жизни, выходит далеко за рамки обычного усвоения идей. Она включает воспитание характера, это — подготовка духа. Дети обладают самыми разными формами восприимчивости, но все они схожи в своей чувствительности к травмам. Их так легко ранить! Но они также остро чувствуют холодность и безжалостную невозмутимость взрослых: «Помни, дорогой, что тебе говорила мама». Родители, которые до сих пор следуют обычаю оставлять ребенка с няней, должны быть особенно обеспокоены той холодной авторитарной манерой, в которой няни обычно разговаривают с детьми. Именно из-за этого у аристократов возникают проблемы — они говорят робко, запинаются или заикаются, при том что на физическом уровне уверенности в себе этим людям не занимать. Иногда я и сама была слишком сурова с ребенком, и в одной из своих книг я привожу следующий пример1. Ребенок поставил уличную обувь на красивое шелковое покрывало своей кровати. Я решительно убрала эту обувь и энергично рукой почистила покрывало, чтобы показать ему, что это совсем не место для обуви. Потом в течение двух или трех месяцев, увидев где-то пару обуви, ребенок сначала куда-нибудь ее переставлял, а затем искал покрывало или подушку, чтобы их отряхнуть. Другими словами, ответом на мой утрированный урок были не обида или бунт. Ребенок не сказал: «Не надо так со мной обращаться, я буду ставить обувь туда, куда захочу!» Его ответом на мой ошибочный урок стало аномальное поведение. Часто бывает так, что дети не выказывают яростной реакции. Возможно, лучше бы они делали это, поскольку ребенок, который сердится, открывает для себя способ самозащиты и затем может развиваться нормально. Но когда он отвечает изменением своего характера или находит убежище в аномальном поведении, это наносит вред всей его жизни. Взрослые не осознают этого и думают, что если ребенок не сердится, то беспокоиться не о чем. Еще одна группа встречающихся у взрослых аномалий принимает форму беспричинных страхов и нервных «тиков». Большая их часть восходит к насилию над повышенной чувствительностью ребенка. Некоторые являются отражением неудачного опыта общения с животными, такими как кошки и цыплята, другие — результат детской боязни быть запертым в комнате. Ни рассуждения, ни убеждения не могут помочь жертвам этих страхов, известным в медицине как фобии. Некоторые из них так распространены, что получили специальные названия, например «клаустрофобия» — боязнь закрытых дверей или замкнутого пространства. Можно привести гораздо большее число примеров из медицинской практики, но я упоминаю эти просто для того, чтобы показать тип детского мышления в этом возрасте и настоять на том, что любое наше обращение с ним принесет свои плоды не только в настоящий момент, но и в жизни человека, которым ему суждено стать. Чтобы понять разум малыша, очень важно идти по пути наблюдений и поиска. Мы должны делать нечто сходное с работой психоаналитика, когда тот проникает в разум взрослого до уровня подсознательного. Это никоим образом не простая задача, поскольку наше знание «детского языка» редко оказывается на высоте, или же мы можем не уловить тот особый смысл, который пытается донести до нас ребенок в своих словах. Иногда нужно знать всю жизнь ребенка или, по крайней мере, изучить его ближайшее прошлое, прежде чем мы сможем успокоить это маленькое существо перед лицом тех трудностей, с которыми оно сталкивается. Как часто мы мечтаем о переводчике, способном передать нам, что ребенок имеет в виду! Я сама долгое время работала над этим, стараясь стать Детским переводчиком, и я с удивлением заметила, что, если вы стараетесь делать это для детей, они начинают бегать и искать вас, словно понимая, что есть кто-то, кто может им помочь. Привязанность детей к тем, кто их просто ласкает и балует, находится на совершенно ином уровне, чем этот высокий энтузиазм. Единственная надежда ребенка — это его переводчик. Вот тот, кто отопрет дверь в сад открытий, которую захлопнул Помощнику ребенка позволена близость, превосходящая простую привязанность, ибо помощь — более ценный подарок, чем утешение. В доме, где я жила, у меня была привычка вставать и начинать работать очень рано утром. Однажды маленький мальчик, не старше полутора лет, пришел ко мне в комнату в этот неурочный час. Я участливо спросила его, не голоден ли он. Он ответил: «Червяки». Выказывая свое удивление, я переспросила «Червяки, червяки?» Увидев, что я не понимаю, он попытался мне помочь, добавив еще одно слово: «Яйцо». Я сказала себе: «Наверное, речь идет не об утреннем напитке. Что же он имеет в виду?» Тогда он сказал: «Нина, яйцо, червяки»,— и я поняла, поскольку вспомнила (и здесь я повторяю, насколько важно знать всю подноготную жизни ребенка), что за день до этого его сестра Нина раскрашивала цветным мелком яйцеобразный контур. Он тоже захотел мелок, но она рассердилась и прогнала его. А теперь смотрите, как работает разум ребенка. Вместо того что бы противопоставить себя ее воле, он дождался этой возможности (и ведь с какой настойчивостью и терпением) сделать еще одну попытку. Я дала ему мелок и овальный металлический вкладыш, и его лицо засияло, однако он не смог нарисовать контур яйца, и мне пришлось сделать это за него. Тогда он принялся заштриховывать его волнистыми линиями. Его сестра делала это обычными прямыми штрихами, но он придумал кое-что получше и использовал волнистые линии, похожие на червяков. То есть этот ребенок дождался, пока заснут все, кроме его переводчицы, и пришел к ней, уверенный в том, что она поможет. Не гнев и насилие, а терпение отмечает этот период в жизни детей, терпение дождаться подходящего момента. Только когда ребенок не может себя выразить или находит внутренние препятствия к осуществлению своего желания, он демонстрирует ожесточенность и раздражение (вспышки гнева). Описанный пример также показывает, как эти крохи стараются подражать в своем поведении детям постарше. Если трехлетний ребенок начнет выполнять какую-нибудь работу, полуторагодовалый малыш тоже захочет это сделать. Возможно, для него это окажется трудным, но он будет пытаться это делать. В нашем доме малыш старался подражать своей трехлетней сестре, разучивавшей шаги нового танца. Учительница уже задала нам вопрос, как можно научить балетным па такую маленькую девочку. Мы умоляли ее не волноваться о том, сколько выучит ребенок, а просто попробовать. Понимая, что мы хотим помочь ребенку в развитии, учительница снизошла до урока. Сразу же с криком «Я тоже!» прибежал маленький полуторагодовалый мальчик. На это учительница никак не хотела соглашаться, возражая, что это совершенно невозможно и что ее достоинство балетного педагога не позволяет ей взять ученика такого маленького возраста. Тем не менее мы уговорили ее забыть о гордости и отнестись с юмором к нашему капризу. Она села играть марш, и малыш немедленно пришел в ярость и отказался двигаться. Она увидела в этом подтверждение своих опасений. Но он беспокоился вовсе не о танце. Его гнев вызвала шляпа учительницы, лежавшая на диване. Не говоря ни «шляпа», ни «учительница», он продолжал яростно повторять два слова: «прихожая» и «крючок». На самом деле он хотел сказать: «Этой шляпе здесь не место. Она должна быть на крючке в прихожей». Он позабыл об удовольствии от танца, словно услышал высший призыв создать порядок из хаоса. Как только шляпу повесили на крючок, он успокоился и приготовился танцевать. Очевидно, что основная потребность в порядке превосходит в маленьком ребенке над всеми прочими социальными призывами, которые посылает ему мир. Изучение речи и детской восприимчивости позволяет нам проникнуть в такие глубины в душе ребенка, куда редко удается заглянуть психологам. Примеры детского терпения в первом случае и стремления к порядку во втором дают нам много интересного материала для размышления. Если добавить к этому рассказ о ребенке, который понял весь разговор, но не согласился с выводом последнего из говорящих о счастливом конце обсуждавшейся истории1, то мы увидим, что, помимо фактов, показанных на диаграмме (см. рис. 7), в сознании ребенка разворачивается целая жизнь, целая психологическая драма, из которой мы исключены. Всякое открытие в области разума ребенка этого возраста должно быть опубликовано, поскольку оно может пролить свет на то, как помочь малышам лучше адаптироваться к условиям, в которых они находятся. Каким бы скучным нам это ни казалось, все, что помогает человеческой жизни, имеет первостепенное значение. Перед помощником младенца стоит благородная задача. Она заключается в том, чтобы положить начало и помочь развиваться будущей науке, которая впоследствии станет основой для ментального развития и формирования характера. Пока же мы вынуждены взвалить на себя эту ношу, дабы не позволить отклонениям и изъянам изувечить личность ребенка и привести к появлению неполноценных взрослых. С этой целью мы должны помнить: 1. Первые два года жизни влияют на все остальные. 2. Ребенок обладает огромными умственными способностями, которым уделяется мало внимания. 3. Он крайне восприимчив, и по этой причине любое насилие вызывает не только немедленную реакцию, но и приводит к изъянам, которые могут стать постоянными.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |