Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Не капля ли это в море? 6 страница




[555] См.: Панченко А. М. О русской истории и культуре. СПб., 2000. С. 93.

[556] См.: Там же. С. 98 и 357.

[557] «Репрессии (против скоморохов.— А. К.) первой половины XVII века — признак не силы, а слабости Церкви, которая впервые испугалась мирской культуры как способного к победе соперника» (Панченко А. М. О русской истории и культуре. С. 141).

[558] См.: Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. М., 1984.

[559] Медведева И., Шишова Т. «Гарри Поттер»: стоп. Попытка экспертизы. М., 2003. С.12.

[560] Курочка // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. Т. 1. С. 83. Сказка-то оказывается — об абсурде! О том, как несоизмеримы могут быть неприятности — и человеческие реакции на них.

[561] Буассье Г. Падение язычества. C. 189 и 209.

[562] Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства. II–V века. М., 1964. С.157.

[563] Послание 43. Цит. по: Вишняков А. Император Юлиан Отступник и литературная полемика с ним святителя Кирилла, архиепископа Александрийского. Симбирск, 1908. С. 120.

[564] Святитель Григорий Богослов. Слово 4. Первое обличительное на царя Юлиана // Творения. Т. 1. С. 108.

[565] Святитель Василий Великий. Письмо 225 (233). Амфилохию // Творения: В 6 т. Т. 3. СПб., 1911. С. 281.

[566] Святитель Василий Великий. Письмо 228 (236). Амфилохию // Там же. С. 290.

[567] См.: Бронзов А. А. Нравственно-безразличное и «дозволенное» // Христианское чтение. СПб., 1897, № 1. С. 121–122.

[568] Юлиан. Письмо 41 // Поздняя греческая проза. М., 1960. С. 644–645.

[569] Вишняков А. Император Юлиан Отступник. С. 117.

[570] См.: Втор. 5, 8–11.— Ред.

[571] См.: Герье В. Блаженный Августин. М., 2003. С. 260–261.

[572] Буассье Г. Падение язычества. С. 136–137.

[573] Святитель Григорий Богослов. Слово 4. С. 66.

[574] Там же. С. 110–111.

[575] Святитель Василий Великий. Письмо 326 (335). К Ливанию // Творения. Т. 3. С. 374.

[576] Либаний. Послание 731. Цит. по: Вишняков А. Император Юлиан Отступник. С. 121.

[577] Святитель Василий Великий. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями // Творения: В 6 ч. Ч. 4. М., 1846. С. 345–346.

[578] Стиль — заостренная металлическая палочка для письма на вощеной дощечке.

[579] Например, по правилам литургию надо служить на красном натуральном вине. Но при святом патриархе Иове Московский собор разрешил для литургии использовать вишневую настойку (см.: Архимандрит Макарий (Веретенников). Примеры икономии в истории Русской Церкви // Альфа и Омега. М., 2001, № 30. С. 133).

[580] Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. С. 174.

[581] Домострой, 17 // Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. М., 1985. С. 87–89.

[582] Кекавмен. Советы и рассказы, 51 // Кекавмен. Советы и рассказы. Поучение византийского полководца XI века. СПб., 2003. С. 237. И хотя своей педагогики Средневековье не дало, но оно подготовило переход к современному восприятию детства. См.: Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. С. 172–177.

[583] Каптерев П. Ф. История русской педагогики. СПб., 2004. С. 31 и 23. Первое издание этой книги было в 1898 году.

[584] Маркиш М. Струве провозгласил независимость // Радонеж. 2000, № 17–18.

[585] Первое послание Ивана Грозного Курбскому // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11. XVI век. СПб., 2001. С. 29. В оригинале: «Играм же — сходя немощи человечестей. Понеже мног народ в след своего пагубнаго умышления отторгосте, и того ради,— яко же мати детей пущает глумления ради младенчества, и егда же совершени будут, тогда сия отвергнут, или убо от родителей разу­мом на уншее возведутся, или якоже Израилю Бог попус­ти, аще и жертвы приносити, токмо Богови, а не бесом,— того ради и аз сие сотворих, сходя к немощи их, точию дабы нас, своих государей, познали, а не вас, изменников. И чим у вас извыкли прохлаждатися?».

[586] Богушева Е. Чем бы дитя ни тешилось… М., 2002. С. 62–64.

[587] Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. Т. 1. С. 115.

[588] При этом Мороз-Велес считался богом мудрости, творческих сил, и он особо отвечал за связь временного земного мира с миром вечным, потусторонним. Индоевропейская основа однокоренных слов мерзнуть и мороз (merg- morg-) связана с понятием изнурения, уничтожения; в русском: мор, морить, мертвый (см.: Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1994. Т. 1. С. 524). От этого корня образуется и наименование древнеславянской богини зимы и смерти — Мораны (Протоиерей Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993. С. 1047). «Убивая, переводя из этого мира в иной, Мороз являет силу своего чудотворения, зримо сохраняя тела, словно бы для чаемого уже христианами будущего воскресения… Сказка о двух Морозах, Красном и Синем Носе, уже с подспудным христианским переосмыслением язычества представляет Мороз как стихию одушевленную, недобрую по отношению к людям, но способную повредить только грешникам. Такое нравственно осмысленное ограничение возможностей Мороза соотносится с христианским представлением о действиях нечистой силы, попускаемой Богом в наказание грешникам» (Моторин А. От язычества к Православию. Образ Мороза в русской словесности // Всерусский собор. СПб., 2003, № 3. С. 327–328).

[589] Богушева Е. Чем бы дитя ни тешилось… С. 77.

[590] Ср.: Мф. 18, 3.— Ред.

[591] Цит. по: Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. М., 2002. С. 25–26.

[592] Святитель Григорий Богослов. На лицемерных монахов // Творения: В 2 т. Т. 2. Троице-Сергиева Лавра, 1994. С. 254.

[593] Святитель Григорий Богослов. О своих стихах // Творения. Т. 2. С. 408–410.

[594] Святитель Григорий Богослов. Максиму // Творения. Т. 2. С. 268–269.

[595] Crouzel H. Origen. Sibiu, 1999. Р. 79.

[596] Впрочем, может, подобные повести Иероним не столько принимал сам, сколько проповедовал другим: «В этом сочинении (речь идет именно о Житии святого Павла Фивейского,— А. К.) для пользы простейших мы много старались об уничтожении словесных украшений. Но не знаю, отчего сосуд, даже наполненный водой, издает все тот же запах, каким был пропитан, пока не был в употреблении» (Блаженный Иероним Стридонский. Письмо 10. К Павлу, конкордийскому старцу // Творения: В 7 т. Т. 1. Киев, 1893. С. 27).

[597] См.: Панченко А. М. О русской истории и культуре. С.125.

[598] Клеман О. Беседы с патриархом Афинагором. Брюссель, 1993. С. 298.

[599] Старинные диковинки. Волшебно-богатырские повести XVIII века. М., 1991. С. 47 (Библиотека русской фантастики. Т. 3. Кн. 1).

[600] Святитель Филарет, митрополит Московский. Мнения, отзывы и письма. С. 173.

[601] Инок Иннокентий. Гарри Поттер и популяризация колдовства (http://www.komitee.r2.ru/gpotter2.htm).

[602] Медведева И., Шишова Т. «Гарри Поттер»: стоп. С. 18.

[603] Письма Елены Рерих 1932–1955. Новосибирск, 1994. С. 159; Блаватская Е. П. Тайная доктрина. Рига, 1937. Т. 2. С. 468–469.

[604] Ролинг Дж. К. Гарри Поттер и узник Азкабана. С. 64.

[605] Зубов А. Б. История религий. Кн. 1. Доисторические и внеисторические религии. М., 1997. С. 164–165.

[606] См.: Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2000. С. 37.

[607] См.: Рим. 1, 25.— Ред.

[608] Ольга Брилева. В защиту Гарри Поттера (http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=10305,section=,fullview=1).

[609] Александров В. Кто придумал футбол, или Гарри Поттер в школе и дома // Новый мир. 2001, № 7.

[610] Левичева Е. Метафизика «Гарри Поттера» (http://www.voskres.ru/school/potter.htm).

[611] Впрочем, позднее, в IX веке, святитель Фотий Константинопольский будет за это уподобление критиковать святого Климента Римского (см.: Лебедев А. П. Очерки внутренней истории византийско-восточной Церкви в IX, X и XI веках. М., 1902. С. 198).

[612] Ср.: Ин. 10, 18.— Ред.

[613] Физиолог Александрийской редакции. М., 1998. С. 23–24.

[614] Святитель Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 91-й (spuria) // Творения: В 12 т. Т. 5. Кн. 2. СПб., 1899. С. 912.

[615] Святитель Василий Великий. Беседа на 28 Псалом, 6 // Творения. М., 1845. С. 239–240.

[616] Физиолог Александрийской редакции. С. 36. Подробнее об этих символах в традиции христианской книжности см.: Юрченко А. Г. Александрийский Физиолог. Зоологическая мистерия. СПб., 2001; Средневековый Бестиарий / Пер. со старофранц. В. Микушевича. М., 1984.

[617] См.: Иванов С. А. Византийское миссионерство. С. 25–26.

[618] См.: Иванов С. А. Византийское миссионерство. С. 23–24. Интересно, что песий вид Христофора отрицается в более позднем славянском Прологе и в Синаксаре. Но Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского вновь признают, что «он имел песью голову».

[619] Хотя… «Гарри Поттер — христианское произведение? А разве история о том, как зло оказывается бессильным перед беспомощным младенцем, не вписывается в контекст христианской культуры?» (Мареичева Ольга. [http://www.kuraev.ru:8101/forum/view.php?subj=19844]).

[620] Левичева Е. Метафизика «Гарри Поттера» // Православная беседа. 2003, № 5. С. 55.

[621] Ролинг Дж. К. Гарри Поттер и философский камень. М., 2001. С. 382–383.

[622] Медведева И., Шишова Т. «Гарри Поттер»: стоп. С. 13.

[623] Без подписи. «Гарри Поттер» глазами православных // Русь державная. 2002, № 8 (98).

[624] Без подписи. «Гарри Поттер» глазами православных.

[625] Там же. Кроме того: «Рассылка этих книг и рекламных текстов по редакциям всех крупных периодических изданий и радиостанций стала началом крупной маркетинговой кампании по всей стране. В обращении к редакторам книга представлена как “выгодный проект будущего”. При этом никогда не называлось имя автора, а в так называемых СМИ ничего не происходит зря. Автор этих книг — Джоан Ролингз, и она известная сатанистка. Родоначальник сект современного сатанизма англичанин Алистер Кроули высоко оценивал цикл повестей Джоан Ролингз» (Верующие Крымской епархии Русской Православной Церкви. Нe позволим сатанистам приносить в жертву наших детей! // Наш современник. 2002, № 10).

[626] Кравцова М. Что читают наши дети. Кто такой Гарри Поттер? М., 2002. С. 69. Речь идет о сцене учебной дуэли «на палочках» из второго тома. Упавший преподаватель — Златопуст Локонс, самовлюбленный гордец, никогда никому не помогший, а не Снегг, который и в самом деле помог Гарри в первом томе…

[627] http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/harrypotter.htm. Статья опубликована в журнале Parakatatheke. 2001, noembrios-dekembrios. Teychos 21. P. 21–26.

[628] В книге есть, а в фильме по второму тому этот сюжет опущен.

[629] Медведева И., Шишова Т. «Гарри Поттер»: стоп. С. 21.

[630] Медведева И., Шишова Т. «Гарри Поттер»: стоп. С. 27. А также: «Золушка на пути к своему счастью не идет методами мачехи. Проблема сказки нравственная: Гарри может не сочувствовать недрузьям (Плакса Миртл), не жалеть лежачего (Златопуст)» (Кривцов Ф. Кто украл Рождество // Крылья. Нижегородская молодежная православная газета. 2003, № 7, январь). Ну, в этом смысле Золушка тоже не мать Тереза…

[631] Братья Гримм. Сказки. М., 1991. С. 82. Точно те же детали в русском варианте этой сказки, правда, с рациональным объяснением: «Отрежь большой палец,— говорит мать дочери.— Как будешь княгинею — не надо и пешком ходить!». Ну, и концовка — порадостней: «А как воротились из церкви, голубки кинулись на мачехиных дочерей и выклевали у них по глазу. Свадьба была веселая, и я там был, мед-пиво пил…» (Чернушка // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. Т. 2. М., 1985. С. 318).

[632] Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского. Кн. 3, ноябрь. М., 1905. С. 194–197; а также: Кн. 1, сентябрь. М., 1903. С. 410–411.

[633] Удивительно, но Дамблдор ведет себя как опытный православный духовник. В Церкви были случаи, когда, видя ожесточение человека, его неспособность по-настоящему раскаяться, духовник начинал сам исповедоваться грешнику, являя ему образ покаяния и любви. И тогда в ответ рождалось покаяние новичка. Так и исповедь Дамблдора (директора школы, где учится Гарри) в итоге перерастает в исповедь самого Гарри.

[634] Левичева Е. Метафизика «Гарри Поттера». С. 52. Со ссылкой на интервью Ролинг (http://www.mugglenet.com/jkrshow.shtml).

[635] Без подписи. «Гарри Поттер» глазами православных.

[636] О том, как на самом деле в церковной традиции понимались «признаки антихриста», см. мою книгу «О нашем поражении. Христианство на пределе истории».

[637] Духовный регламент. О монахах, 36 // Законодательство Петра I. М., 1997. С. 599.

[638] Ответы на вопросы, л. 91. Цит. по: Разбор оснований, на которых раскольники-беспоповцы утверждают свой обычай перекрещивать православных при переходе их в раскол // Христианское чтение. СПб., 1865. Ч. 1. С. 652.

[639] Нttp://www.kuraev.ru:8101/gb/view.php3?subj=12087,section=,fullview=1.

[640] Медведева И., Шишова Т. «Гарри Поттер»: стоп. С. 33.

[641] «“Считаете ли Вы, что и научно обоснованный марксистский атеизм может дать приемлемые ответы о смысле и целостном значении человеческой жизни?” — “Марксистский атеизм при рассмотрении этих вопросов исходит из научных материалистических взглядов на смысл и цель человеческой жизни, и как таковой он дает целостный ответ на вопрос о смысле и значении человеческой жизни в плане активного участия личности в общественной жизни”» (Интервью митрополита Таллинского и Эстонского Алексия радио ФРГ // Журнал Московской Патриархии. 1970, № 12).

[642] Пресс-конференция митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла состоялась в интернет-издании «ВЕСТИ.RU» 21 ноября 2001 года.

[643] Нttp://www.russian-orthodox-church.org.ru/nr304111.htm.

[644] Святитель Григорий Богослов. Творения. Т. 2. С. 36.

[645] «Есть между нами немало людей, боящихся эллинской философии, подобно тому как дети боятся привидений… Хотя истина, содержащаяся в эллинской философии, и частична, тем не менее это все же истина» (Климент Александрийский. Строматы. 6, 10).

[646] Льюис К. С. Христианство и культура // Сочинения. Т. 2. Минск; Москва, 1998. С. 256.

[647] Профессор дореволюционной Московской Духовной Академии С. Глаголев метко сказал: «Если бы Сенека менее усердно заботился о добродетели Нерона, то из него, может быть, и не вышло бы Нерона» (Глаголев С. Задачи русской богословской школы // Символ. Париж, 1983, № 10. С. 244).

[648] Нttp://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=12334.

[649] Это, конечно, пересказ знаменитого афоризма, приписываемого Аристотелю: «Платон мне друг, но истина дороже». Такой фразы у Аристотеля нет. Его текст, давший повод к соответствующему афоризму, буквально звучит так: «Лучше все-таки рассмотреть благо как общее понятие и задаться вопросом, в каком смысле о нем говорят, хотя именно такое изыскание вызывает неловкость, потому что идеи ввели близкие нам люди. И все-таки, наверное, лучше — во всяком случае это наш долг — ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого, особенно если мы философы. Ведь хотя и то и другое дорого, долг благочестия — истину чтить выше» (Никомахова этика. 1, 4, 12–16). В пересказе Данте: «Если есть два друга и один из них истина, то надо соглашаться с истиной» (Данте. Пир. 4, 8, 15).

[650] Мои оппоненты по ИНН или «Гарри Поттеру» все время путают «можно» и «д!олжно» и в моих текстах находят предписание. Но захотели бы они, чтобы их собственные тексты начали читать так же? Мол, раз вы оправдываете и защищаете казни еретиков, значит, вы прямо к ним призываете и считаете, что это нужно делать сейчас? Хотели бы они, чтобы в этом случае с их текстов было снято различение «можно» и «д!олжно»?

[651] «Кроме этого в “Поттере” ничего больше нет»,— неожиданно срывается в общем-то достойная книжка М. Кравцовой (Кравцова М. Что читают наши дети. С. 124, 130). Чтобы так сказать об этой книжке, надо ее читать… ну, в античности сказали бы — «гомеровскими глазами» (Тертуллиан. О плаще. 2, 2).

[652] См.: Мф. 4, 6.— Ред.

[653] В сентябре 1931 года англиканин Дайсон и католик Толкиен ночь напролет толковали о том, что Льюису не удалось подступиться к Евангелию со стороны «воображения». Друзья заставили его увидеть, что «история Христа — истинное сказание: история, воздействующая на нас так же, как другие, но лишь с огромной разницей в том, что она действительно произошла, и нужно согласиться с тем, чтобы и воспринимать ее именно таким образом» (Морно Р. Беседы с Клайвом Льюисом. Настигнут радостью. М., 2003. С. 31).

[654] Пример — Толкиен пишет в своем письме: «Как говорил Бильбо про гномов, а он, похоже, знает содержимое моих буфетов не хуже меня самого» (Из письма в «Аллен энд Анвин». 23 февраля 1961 года // Толкин Дж. Р. Р. Письма. М., 2004. С. 347). Примечания издателя толкиеновских писем: «Неточность Толкина; Бильбо подумал про Гэндальфа, а не про гномов» (Хоббит, гл. 1).

[655] Богушева Е. Чем бы дитя ни тешилось… С. 80.

[656] Медведева И., Шишова Т. «Гарри Поттер»: стоп. С. 11.

[657] Медведева И., Шишова Т. «Гарри Поттер»: стоп. С. 41.

[658] См.: Ин. 8, 44.— Ред.

[659] Ср.: Кол. 3, 9.— Ред.

[660] Ср.: Лк. 23, 41.— Ред.

[661] Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1999. С. 17. Авва Антоний, 2.— Ред.

[662] 1 Кор. 13, 5.— Ред.

[663] Ср.: Мф. 6, 21, 19; Лк. 12, 21.– Ред.

[664] Ин. 8, 51.– Ред.

[665] Ср.: Иак. 2, 13.— Ред.

[666] Ср.: Лк. 21, 28.— Ред.

[667] Откр. 22, 20.— Ред.

[668] Честертон Г. К. Вечный человек. М., 1991. С. 251–255.

[669] Настоящая беседа составлена из интервью изданиям «Татьянин день» (1997, № 13, май), «Иное. Хрестоматия российского самосознания. Т. 4. Путеводитель» (М., 1995), «Лица» (1998, № 9), «Верую! Газета православных христиан» (Иркутск, 1999, № 1 [15]), «Консерватор» (2003, 7 февр.); «Известия» (2003, 3 марта), «Собеседник» (1992, № 8; 2003, 5 марта).

[670] В одной из миниатюр отца Иоанна Охлобыстина есть что-то похожее: «Судьба двадцатипятилетнего провинциального актера Х. напоминала даже не восхождение в гору, а стремительный взлет геликоптера. В одночасье он стал фаворитом петербургских подмостков, состоятельным человеком и потенциальным обладателем руки и сердца дочери градоначальника. Каково же было изумление столичной общественности, когда ей стало известно, что господин Х. оставил сцену и состояние ради пострижения в монашество в маленьком, далеком от процветания, монастыре под Малоярославцем. Известный городской хроникер господин Л. ради выяснения этих обстоятельств тут же направился туда. Его поиски увенчались успехом на огороде монастыря, где господин Х. собирал редис.

— Что же побудило Вас к такому поступку? — спросил у него господин Л.

— Все очень просто,— ответил господин Х.— Просто я решил вопрос бытийности Гамлета положительно».

[671] 1 Ин. 4, 8, 16.— Ред.

[672] «Бытие определяет сознание» было основополагающей формулой марксистского «исторического материализма».

[673] Ср.: Лк. 17, 21.— Ред.

[674] Пс. 26, 1.— Ред.

[675] Потом и в самом деле я пришел в общежитие психфака и попросил знакомую девушку прогнать меня по всем тестам. Результаты тех тестов она потом показывала и своим преподавателям, и получила от них уверение, что все в норме. «Значит, дело в другом», - сказал я ей и объяснил причину сомнения в себе: религиозное обращение.

[676] Шапошникова Л. В. Подвижничество диакона Кураева // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 1: Документы. Публикации в прессе. Очерки. М., 2001. С. 356.

[677] Ср.: Мф. 19, 21.— Ред.

[678] Скончался на Рождество, 7 января 2003 года.

[679] См. об этом мою статью «Неизвестное письмо Патриарха» («Известия». 2 марта 1992 года).

[680] В апреле 2005 года я нежиданно получил письмо от тогдашнего слушателя: «Однажды Вы были в г.Коломна, в году 1985-1986 на "политбое" со студентами местного пединститута. После этого моя жена, студентка исторического факультета, окончательно покончила с атеизмом, спасибо Вам… Вы были одеты в свитер и джинсы и внешне ничем не отличались от тех молодых людей, которые находились в зале. Поразили своей убедительностью и доступностью объяснения многих тогда ещё новых тем, несмотря на их тысячелетнюю историю. Основной аудиторией на этом мероприятии были студенты исторического факультета, которым с первого курса внушалось, что они идеологический оплот того строя, что в первую очередь они идеологи, а потом уже педагоги. Что получилось из этого - 5-10 процентов из них работают в школах, а Ваши главные оппоненты тогда - "Ведерников и Ко" - ныне предприниматели и, по всей видимости, идеологи уже других, капиталистических идей. Время показало, чьи ценности чего стоили и чья вера была истинной. Кстати, непосредственно после этого "политбоя", так это там называли, комсомольцы и коммунисты понимали, что побеждены. Но потом во всю говорили о своём превосходстве, и о победе, и о превосходстве идеологии развитого социализма. Как и раньше говорили. Короче, вовсю хотели это забыть. В вышеупомянутом Коломенском пединституте на одном курсе с Ларисой, моей женой, училась дочь священника Зарайского прихода, об этом знали только самые близкие подруги, и то не с первого дня. В метриках этой девушки её папа числился как рабочий завода. И её очень часто просили на политэкономии рассказать о том, как законы развитого социализма действуют на заводе папы. Она всегда была вынуждена говорить что-то невнятное...Кстати именно она и работает сейчас в школе, в родном городе...Никакой идеологии... Год 1000-летия крещения Руси. Мне, третьекурснику Коломенского артиллерийского училища, именно тогда стало ясно, как боится власть веры в Бога в народе. Например, достойных курсантов, которые могли стать отличными офицерами, отчисляли из училища якобы нарушение дисциплины, а на самом деле им в голову пришло вырезать на своей сумке в тот год "988-1988". Этого было достаточно, чтобы попрощаться с обучением за несколько месяцев до выпуска».

».

[681] «Командиру ОКО при комитете ВЛКСМ МГУ Затулину К. от стажера ОКО МГУ Жабина Д. Рапорт. С середины сентября я наблюдал за деятельностью студента философского факультета Кадяйкина А. Постепенно мне удалось выяснить, что он является членом секты “Истинно православная церковь” (ну, это брехня; Саша была обычным православным юношей.— А. К.). Он вел активную пропаганду религии, допускал негативные выражения в адрес советского строя, общественных организаций. В конце сентября собирался ехать в Загорск для встречи с каким-то духовным лицом. Кадяйкин вышел на контакт со студентом философского факультета Д. Волощуком, после чего в комнате Волощука проводились ночные религиозные бдения» (Поэгли В. «1984» и другие, или Полемические заметки о добровольном сыске // Московский комсомолец. 1990, 23 января). «Ночные религиозные бдения» — это были всего лишь наши беседы в 87–88 годах… А Кадяйкина все же выгнали из МГУ. Несколько лет помотавшись по Сибири, он в конце концов создал в Москве фирму, выпускающую квас «Братина».

[682] Не поддаваясь магии круглых чисел // Московские новости. 1988, № 24.

[683] Вопросы философии. 1988, № 6.

[684] О чем говорит «Троица» // Московский церковный вестник. 1988, № 4.

[685] Рериховцам в этом теперь мерещатся шпиёнские страсти: «Дьякон Кураев внедрен в Русскую Православную Церковь через Румынию» (Бакунин Л. М. Деятельность Иркутского регионального отделения Международного центра Рерихов по защите имени и наследия Рерихов. Выступление на конференции «В защиту имени и наследия Рерихов». Иркутск, 26 января 2003 года [http://cultura.baikal.ru/ROERICHS/conf.htm]).

[686] «С глубокой печалью воспринял скорбную весть о кончине от­ца Александра. Выражаю свое глубокое соболезнование семье, духовным чадам и прихожанам храма, в котором проходил по­чивший свое пастырское служе­ние. По человеческому разумению, казалось бы, только сейчас и на­стало время, когда талант отца Александра как проповедника сло­ва Божия и воссоздателя подлинно общинной приходской жизни мог раскрыться вo всей своей полноте. Увы, сложилось иначе — Господь призвал его совершить священнотаинственное служение к Себе. В своем богословском дерзновении отец Александр иногда высказывал суждения, которые без специального рассмотрения нель­зя oхaрактеризовать как безусловно разделяемые всей Полнотой Церкви. Что ж, надлежит быть разномыслиям между вами, дабы явились искуснейшие (ср.: 1 Кор. 11, 19). В памяти людей и Церкви, ве­рю, останется то немалое, что отец Александр реально сделал для них. Много молитвенников по себе оставил отец Александр. К их молитвам о его упокоении в недрах Авраама, Исаака, Иакова присоединяем и мы свою молит­ву. Вечная ему память!».

[687] Могилевский Р. «О ужас! Ленинградцы ошиблись!». А петербуржцы? // Невское время. 1991, 6 июля.

[688] Смена. Ленинград, 1991, 11 июня.

[689] «Реванш» — потому что коммунист Гидаспов незадолго до этого проиграл выборы «демократу» Собчаку.

[690] Чернов А. Реставрация имени // Московские новости. 1991, 18 июня.

[691] Могилевский Р. «О ужас! Ленинградцы ошиблись!». О том, что коммунисты и поныне не могут мне простить того выступления, см.: Денисов И. Д. Нужны ли России города-герои Ленинград и Сталинград? // Дуэль. № 203, 29 сентября ( http://www.duel.ru/200338/?38_5_1).

[692] Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов города Москвы на епархиальном собрании 16 декабря 1997 года. М., 1998. С. 15.

[693] На епархиальном собрании московского духовенства 25 марта 2003 года в речи Патриарха было сказано: «Если бы в Москве было профессионально подготовлено достаточное количество кадров, мы могли бы командировать людей с миссионерской целью в другие епархии нашей Церкви, особенно отдаленные, которым несравненно сложнее самостоятельно организовать катехизаторскую работу. Нельзя же, в конце концов, надеяться только на диакона Андрея Кураева и профессора МДА Алексея Ильича Осипова, которым хочу выразить искреннюю благодарность за их многотрудную, многополезную и бескорыстную миссионерско-просветительскую деятельность» (Церковный вестник, 2003, № 8; http://www.russian-orthodox-church.org.ru/nr304175.htm).

[694] Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. Из неопубликованного. С. 21.

[695] Пс. 50, 5.— Ред.

[696] Дмитрий Быков увидел в Патриархии «чисто официозную структуру, где тихие, безликие и солидные люди делают карьеру» (Быков Д. Народ и Церковь едины? // Вечерний клуб. 1999, 2 окт.). Преувеличение, конечно, но не без повода к оному с нашей стороны…

[697] «Надо выбросить из головы все планы о многополезной, многообъятной общечеловеческой деятельности, и жизнь Ваша будет созерцаться вложенною в покойные рамки и без шума ведущею к главной цели. Помните, что Господь и стакана холодной воды, поданного томимому жаждой, не забывает» (Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. Из неопубликованного. С. 472).

[698] Слова из притчи о блудном сыне, см.: Лк. 15, 13.— Ред.

[699] Чесноков П. В. Приглашение на проповедь. Заметки о лекциях диакона А. Кураева, проходивших в Донецком медицинском университете 2002 году (http://roerichs.com/Publications/Kuraev/Kuraev3.htm).

[700] Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. Из неопубликованного. С. 404 и 407. Еще пример употребления святым этого словечка: «Большая часть батюшек, правду сказать, любят покейфовать и пожить на безделье, обмахиваясь веером» (Запись от 7/20 июля 1903 года // Дневники святого Николая Японского. С. 271).

[701] «Послушайте о том еще более ужасном, что осмеливаются они делать, если один из них проникнет нежданно истечением семени во вход влагалища и женщина станет беременной. Извлекши зародыш, чуть только могут ухватить его пальцами, они берут этого выкинутого новорожденного и замешивают его в ступе с помощью песта. Они вмешивают внутрь мед, перец, некоторые другие приправы, так же как и пахучие масла, чтобы не было рвоты. Приступая тогда к своему ритуальному сборищу, все эти последователи культа, созданного для свиней и собак, зачерпывают каждый пальцем частицу младенца, растертого в кашицу. Разом завершив это людоедское обжирание, они обращают к Богу тогда такую молитву: “Мы не были обмануты владыкой похоти, но собрали плод преступления брата”. Они верят, что это “пасха совершенная”… Если кто-то “пребудет в знании” и “соберет себя” посредством месячных очищений и истечений похоти, он не будет больше удержан здесь, но освободится от названных выше архонтов» (Епифаний. Панарий. 26, 5, 4–6 и 26, 10, 7–9). Надо заметить, что дошедшие до нас гностические тексты резко порицают подобного рода магию. Но из самого этого порицания следует, что в некоторых сектах она все же существовала. «Фома сказал: “Мы слышали, что есть на земле такие, которые берут мужское семя и женскую кровь месячных, кладут это в чечевицу и едят, приговаривая «Мы верим в Исава и Иакова». Подобает ли это или нет?”. Иисус же разгневался на мир в тот час и сказал Фоме: “Сей грех превыше всех грехов и беззаконий”» (Пистис София, 397; цит. по: Трофимова М. К. К вопросу о гностической тайне // Религии мира 1989–1900. М., 1993. С. 178).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.