КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитат. потенциал разновозрастной группы, способы комплектования
В практике дошкольного воспитания всегда существовали разновозрастные группы. Такие группы появляются в силу разных причин: из-за трудностей комплектации групп д/с, для решения определенных коррекционно-пед. или метод. задач, как группы с особыми условиями организации и т.д. Разновозрастная дошкольная группа имеет значительный развивающий потенциал. Разновозрастная группа представляет собой особую соц.-психолог. среду развития дошкольника, которая х-ся сосуществованием разл. систем соц. взаимодействия, в которые одновременно включен ребенок: «ребенок-взрослый», «ребенок-сверстник», «ребенок - младший ребенок»,«ребенок-старший ребенок». Этим определяется специфика воспит.-образоват. процесса в такой группе. Эффект развития ребёнка обеспечивается освоением его реальной ролевой позиции в процессе межвозрастных взаимодействий, уровень освоения которой служит важнейшим интегрированным показателем его соц. развития. Разновозрастной состав группы является прообразом большой семьи, в которой: дети могут научиться выполнению разл. ролей; может развиться устойчивая групповая культура; имеется естественный стимул к сотрудничеству и взаимопомощи; имеются возможности для развития каждого ребенка в отдельности и всего сообщества в целом, а также для совместной жизни и работы. Одним из преимуществ разновозрастного принципа комплектования групп является возможность расширения круга общения детей. Дети разного возраста, находящиеся в одном коллективе, чаще учитывают интересы других при выборе вариантов совместной деятельности. В разновозрастных группах мл. дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми. Важные культурно-гигиен. навыки осваиваются малышами в несколько раз быстрее под влиянием старших детей. Старшие и младшие не вступают в сопернические отношения между собой, место ребенка в группе уже определено возрастом: ты - старший, я - младший – это объективная реальность, поэтому старшие – заботливы и великодушны, а младшие – уважительны и послушны. Но все это, конечно, не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей. Воспитание и образование детей в условиях разновозрастной группы ДОУ будет иметь полож. эффект если: воспитатель владеет знаниями закономерностей организации и функционирования разновозрастных детских групп; в ДОУ создана соответствующая среда; содержание, формы и методы работы педагога-воспитателя ориентируются на специфические условия деятельности. В зависимости от возрастного состава и количества детей, комплектование детей в малокомплектном ДОУ в группы и подгруппы м. б. следующим: в трехгрупповом ДОУ: - две группы – дети смежного возраста,- одна – старшие дети одного возраста. в двухгрупповом ДОУ: 1 способ: две группы детей смежного возраста – 2 и 3 года, 4 и 5 лет. 2 способ: две группы детей резко контрастного возраста – 2 года и 5 лет, 3 года и 6 лет. 3 способ: две группы детей относительно контрастного возраста – 2 и 4 года, 3 и 5 лет. Наименее неблагоприятные условия для развития детей в тех учреждения, которые укомплектованы детьми резко контрастного возраста: во-первых, трудно создать должный воздушно-тепловой режим; во-вторых, разница в возрасте определяет и различную степень восприимчивости к инфекц. заболеваниям и уровень развития навыков самообслуживания и гигиены, потребности во сне и деятельности и т.п.; в-третьих, существенные трудности возникают и при оборудовании помещения мебелью, игрушками, оснащении пед. процесса. Воспитат.-образоват. работа в разновозрастных группах осуществляется педагогами в процессе повседн. жизни и самост. деятельности детей (игровой, трудовой и т.д.), а также в процессе непосредственно образоват. деятельности. Т. о., разновозрастные группы реализуют основные задачи дошкольного воспитания и образования, сочетая общие требования дошкольной педагогики с конкретными условиями совместного воспитания в одной группе детей разного возраста.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |