Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение и особенности периода дошкольного детства




Характерные черты дошкольной педагогики как науки, предмет ее изучения

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА – пед. наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу.

Предмет исследования - изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении.

Объект исследования - ребенок, детский коллектив.

Дошкольная педагогика также имеет специфические закономерности, выраженные в теории; свое специфическое содержание и категориальный аппарат (воспитание, обучение, формирование, развитие личности).

Задачи дошкольной педагогики:

1. Разработка содержания, методов, форм организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду с учетом достижений в области смежных наук.

2. Изучение, обобщение, описание передового пед. опыта.

3. Разработка методов, форм, содержания сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей.

4. Определение путей, форм взаимодействия, преемственности детского сада и школы.

Итак, у дошкольной педагогики особый предмет, особое содержание, что объясняется своеобразием экологического и психического развития ребенка дошкольного возраста.

Актуальными проблемами дошкольной педагогики являются:

- создание национального детского сада с использованием народной педагогики в процессе воспитания;

- формирование основ национального самосознания детей дошкольного возраста;

- экологическое воспитание дошкольников;

- разработка новых форм, методов, совершенствование содержания; разработка к внедрение авторских программ;

- воспитание к обучение одаренных детей;

- развитие творческой активности дошкольников;

- научно-методическое обеспечение деятельности ДУ разных типов;

- пути и формы оказания психолого-пед. помощи современной семье, включения родителей в работу дошкольных учреждений;

- преемственность в работе детского сада и школы и т. д.

Дошкольная педагогика связана с науками:

- психологические науки (общая психология, детская психология, возрастная, педагогическая, социальная психологии);

- общественные науки (философия, эстетика, этика, социология);

- естественные науки (анатомия, физиология, педиатрия, гигиена).

Кроме того, дошкольная педагогика связана и с рядом других наук (экономика, математика, кибернетика, языкознание, литература и др).

 

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Особенность этого периода - он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и освоения разных видов деятельности.

Отличительной возрастной особенностью дошкольников является также быстрое развитие и большая пластичность нервной системы, что создает благоприятные условия для воспитания и обучения.

Одной из особенностей дошкольников является и то, что они очень любят делиться друг с другом своими знаниями и умениями. Дети учат друг друга читать стихи, обучают трудовым умениям, обменяют правила поведения, проявляя при этом большое терпение и такт. Эта особенность объясняется активностью детской натуры, а также тем, что в психическом отношении ребенок всегда ближе к другому ребенку, поэтому он может доступнее все объяснить, нежели взрослый.

.Дети дошкольного возраста обычно легко запоминают услышанное, часто запоминают механически, не вдумываясь в смысл услышанного, как правило, не понимая его.

Детям дошкольного возраста свойственно непроизвольное внимание, они легко отвлекаются и не могут длительное время быть сосредоточенными на каком-либо одном предмете или явлении.

Мир ребенка вращается вокруг взрослого. Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра. В игре есть свои правила, своя последовательность (игровые правила формируют произвольность поведения). Развитие направления игры - от копирования к моделированию.

Новообразования - накапливаются к концу дошкольного возраста. Соподчинение мотивов проявляется в том, что ребенок способен отказаться от непосредственного побуждения в пользу более важной деятельности. Формирование произвольности поведения, начало развития самосознания - появляются этические инстанции, нравственного самосознания.

Мотивы: желание быть похожим на взрослых и т.д. Познавательный мотив (самостоятельно отыскивание знаний - в конце дошкольного возраста. Ребенок очень упорен в поисках ответа). Соревновательный мотив, общественный, нравственный (появляется иерархия мотивов). Происходит смещение мотивов на цель. Ребенок знает что хорошо и что плохо. Мотив связан с желанием получить похвалу.

Развитие эмоц. сферы: с помощью взрослого. К концу дошкольного возраста чувства проявляют лабильность (частая смена), чувства приобретают устойчивость. Ребенок овладевает языком чувств в плане понимания и обращения. Развитие эмоц. контроля. Развитие начала высших чувств, этических, эстетических чувств.

Развитие самосознания: С ребенком д. б. ровные спокойные отношения. Ребенок под влиянием малейших неудач ил успехов занижает или завышает самооценку. При неустойчивой самооценке они требуют похвалу. Для правильной оценки себя надо сначала научиться оценивать других. Лучшее развитие личности ребенка - это работа со сказками.

Развитие воли: Установление отношений между целями действия и мотивом.

Развитие планирующей функции речи: ребенок обсуждает с собой план действий, озвучивает свои действия.

Познавательные процессы: ребенок проявляет тенденцию к словотворчеству. Ребенок пополняет свой словарный запас, умение вычленить слова в предложении, дети используют ситуативную речь, у ребенка есть мотив к изучению правильной речи.

Развитие (предметного) сенсорного восприятия: развитие восприятия. Сенсорные эталоны восприятия (пространственные, геометрические фигуры, спектр цветов, время суток, сек, минута, вечер, месяц и т. д. сенсорные эталоны времени). В дошкольном возрасте время циклично. Развитие действий приравнивается к сенсорному эталону, моделирование.

Развитие памяти: младший дошкольный возраст - сенситивный этап развития памяти.

Развитие внимания: непроизвольное внимание становится в конце более устойчивым-30 минут. Средства - жест, слово.

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с др. детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка гуманного отношения к др. людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.