Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы педагогического исследования




Методы пед. исследования можно разделить на 3 группы.

1. Методы изучения педагогического опыта.

2. Методы теоретического исследования.

3. Математические методы.

Методы изучения пед. опыта. Под методами изучения пед. опыта подразумеваются приемы изучения практ. опыта организации пед. процесса, при изучении которого используются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, пед. документации. Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания пед. исследований. Данные методы являются способом отбора научно-пед. опыта, подвергающегося теоретическому анализу.

Наблюдение представляет собой восприятие какого-либо пед. процесса, в результате которого педагог имеет возможность работать с практ. материалом. В данном случае необходимо вести определенные записи наблюдений, которые состоят из определенных этапов. Этапы наблюдения: 1) Определение задач и целей; 2) Выбор объекта, предмета и ситуации; 3) Выбор способа наблюдения; 4) Выбор способов регистрации наблюдаемого; 5) Обработка полученной информации.

Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование.

Беседа является доп. методом исследования, который используется с целью выявления и получения необходимой информации, оказавшейся недостаточной при наблюдении. Интервьюирование является разновидностью беседы, при его проведении исследователь опирается на ранее определенные вопросы, задаваемые в точной периодичности, в данном случае ответы записываются открыто.

Анкетирование – это метод массового сбора информации с применением различных тестов. Информация, полученная после обработки тестов, позволяет получить необходимую информацию об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков.

Очень ценный материал для пед. исследования можно получить из изучения продуктов творческой деятельности учащихся, которые могут дать необходимые сведения об уровне развития личности учащегося и т. д.

Эксперимент – это специально созданная проверка любого метода пед. исследования с целью определения его пед. продуктивности. Пед. экспериментом является исследовательская деятельность, которая предполагает следующее: 1. Исследование причинно-следственных связей в пед. процессах. 2. Моделирование пед. процессов и условий его протекания. 3. Активное влияние ученого на пед. процесс. 4. Определение обратной связи, итогов пед. влияния. 5. Повторяемость пед. явлений и процессов.

Этапы эксперимента.

1. Теоретический этап, определяющий суть проблемы, цели, объект, его задачи и гипотезы.

2. Методический этап – это этап формирования методики исследования и ее плана.

3. Собственно эксперимент, что означает проведение серии опытов с процессом создания экспериментальных явлений, процесс наблюдения, а также управление практ. опытом и выявление уровня реакций испытуемых.

4. Аналитический этап представляет собой анализ количественного и качественного результатов.

Выделяется естественный эксперимент, проходящий в условиях обычного обучающего процесса, и лабораторный, при котором специально создаются искусственные условия. Чаще применяется естественный эксперимент. Пед. эксперимент может разделяться по результативности на констатирующий и развивающий. Констатирующий эксперимент определяет лишь реальное положение явлений в процессе. Развивающий эксперимент необходим тогда, когда проводится спец. организация эксперимента для выявления результатов пед. воздействия. При данном методе пед. исследования появляются определенные трудности: педагогу необходимо очень хорошо владеть методикой проведения эксперимента, нужны особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым.

Методы теоретического исследования. Данные методы представляют собой выявление отдельных граней, признаков, особенностей, св-в пед. процессов. Анализируя факты, группируя, систематизируя их, мы определяем в них общее и специфическое, определяем общий принцип или правило. Метод анализа сочетается с методом синтеза, который дает возможность проникнуть в суть исследуемых пед. процессов.

Индуктивные и дедуктивные методы – это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод подразумевает направление движения от частных понятий к общему итогу, дедуктивный, наоборот, – от общего положения к частному выводу.

В свою очередь, изучение литературы считает необходимым использование следующих методов.

1. Создание библиографии, т. е. составление списка источников литературы, выбранных для исследуемой проблемы.

2. Реферирование – предполагает краткий пересказ основного содержания одной или нескольких лит. работ.

3. Конспектирование – этот метод означает обязательное составление подробных записей.

4. Аннотирование – имеется в виду сжатая запись всего содержания литературного источника.

5. Цитирование – это дословная запись фрагмента текста, содержащегося в литературном источнике.

Матеем. методы. Данные методы в педагогике используются для обработки информационных данных, полученных методами опроса и эксперимента, а также для выявления количественных связей между исследуемыми явлениями. Такими методами являются следующие.

1. Регистрация – подразумевается подсчет определенных качеств у каждого члена группы и подсчет количества тех, у кого данное качество отсутствует.

2. Ранжирование – предполагает расположение имеющихся информационных данных в определенной последовательности с учетом определения места в этом ряду каждого из исследуемых.

3. Шкалирование – это введение цифровых данных в результативную оценку отдельных сторон пед. процессов.

Таким образом, новые пед. научные знания формируются посредством выступлений ученых-исследователей на конференциях, через печатные органы, в которых издаются научные статьи, брошюры, книги, через учебники и учебные пособия по педагогике.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.