Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание и развитие детей 1-го года жизни




Адаптация детей к дошкольному учреждению. Работа с родителями в этот период

Детский сад-это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения (д/у) нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребёнка к условиям существования в группе. Общая задача педагогов и родителей - помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. На пути реализации возникают различные трудности:

-Отсутствие необходимых для современной семьи разнообразных знаний: мед., пед., психол., юридических и т.д.;

-В образовании родителей д/с должен выступать фактором поддержки соц. грамотности и компетентности. Но одной из распространенных трудностей является то, что воспитатель м. б. профессионалом в своей области, но не уметь передать свои знания;

-Мотивы и потребности в обучении у родителей и воспитателей разные;

-Воспитатели невысоко оценивают пед. компетентность родителей. Свою помощь родителям персонал видит в следующем: советы, собрания, рекомендация литературы и т.д. Т. о., взаимодействие родителей и воспитателей сводится к взаимно вежливым, односторонне обучающим отношениям между семьей и детским садом.

- Расхождения в требованиях взрослых и стилях взаимодействия между ребёнком и взрослым в д/с и дома.

Значение адаптации для здоровья ребёнка: Ребёнок, переходящий в новые условия жизни в д/у, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребёнок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицат. эмоции. Именно в том, как организм ребёнка выдерживает приспособление к окружающей среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях. Период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.

Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов:

Подготовительный - его следует начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша, необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.

Основной (на этом этапе в работу включается педагог) т.к. гл. задача этого этапа - создание положит. образа воспитателя. В этот период родители должны установить с воспитателем доброжелательные отношения, рассказать воспитателю об особенностях своего ребёнка. Имея полную информацию о ребёнке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт.

Заключительный – ребёнок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день.

В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы: 1.Состояние здоровья и уровень развития ребёнка. 2.Возраст малыша. 3.Биолог. факторы. Адаптационный период считается законченным, если: ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает, вовремя просыпается, играет.

Период привыкания ребенка к новым соц. условиям делится на 3 этапа.

1. Острый период, или период дезадаптации, когда имеется более или менее выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В это время наиболее выражены изменения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в речевой активности, игре, имеются изменения в деятельности нервной системы.

2. Подострый период, или адаптация, когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем. Прежде всего нормализуется аппетит (в течение 10-15 дней), но продолжительны нарушения сна и эмоц. состояния, медленнее развиваются игра и речевая активность (40-60 дней).

3. Период компенсации или адаптированности к данным соц. условиям, когда нормализуются все регистрируемые показатели. Х-р и особенности течения первых двух периодов позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести: легкая, средней тяжести и тяжелая.

Х-ка форм работы с родителями в адаптационный период. Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Цель этой работы: развивать пед. компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

Задачи этой работы:

1.Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в д/у и семье.

2.Оказать квалиф. консультацию и практ. помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.

3.Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

4.Активировать и обогатить воспитат. умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных пед. возможностях.

При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующих принципов:

-целенаправленность, систематичность, плановость;

-дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

-возрастной характер взаимодействия с родителями;

-доброжелательность, открытость.

Сотрудничество д/у с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, оно направленно на обеспечение единства и согласованности воспит. воздействий. Можно использовать следующие формы работы д/с с семьей: -беседы; -родительские собрания; -анкетирование; -посещение на дому; -выставки; -папки-передвижки; -наглядные формы пед. пропаганды; -консультации; -присутствие родителей во время адаптационного периода в группе; -укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода.

В адаптационный период необходимо соблюдать последовательность работы с семьей:

1. Знакомство. Ребенок, поступающий в д/у, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами.

2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Лучший вариант включения ребенка в группу детей – это дневная или вечерняя прогулка, где дошкольнику доступны условия игры и совместного общения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается.

3. Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных.

4. Организация диагност. работы. Постепенно, по мере активизации адаптационных возможностей у детей (первичная ориентировка в группе, помещении д/с, территории, установлению контакта с детьми и взрослыми) педагог совместно с психологами организует диагностическую работу.

Очень важно, чтобы в период адаптации ребенка к д/с родители были особенно внимательны к ребенку, относились к нему предельно бережно, ласково, стремились помочь ему пережить трудный момент в жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с «капризами».

 

На 1-м году жизни происходят значительные изменения в физ. развитии ребенка. При правильном уходе, рац. вскармливании и воспитании он интенсивно развивается. В 1-м полугодии ежемесячно малыш прибавляет в весе 600-700 г, во 2-м – 400-500 г. За каждый месяц жизни ребенок вырастает на 2-3 см. К концу года вес его составляет 10-10,5 кг, а рост – 74-75 см. У нормально развивающегося ребенка в 7-8 мес. начинают прорезываться молочные зубы, к году их вырастает 8. На протяжении 1-го года значительно усиливается работоспособность нервной системы. Это сказывается в увеличении времени активного бодрствования ребенка с 20-30 мин. в 1-й месс. жизни до 3,5 час. к концу года.

Для успешного воспитания интенсивно развивающегося малыша первый год жизни условно делят на периоды, качественно отличающиеся друг от друга: от рождения до 2,5-3 мес.; от 2,5-3 до 5-6 мес., от 5-6 до 9-10 мес. и от 9-10 до 1 года.

Период от рождения до 2,5-3 мес. В первые три месяца жизни ведущими, определяющими развитие ребенка, являются зрительные, слуховые и эмоц. реакции. Они дают возможность формировать активное бодрствование, обеспечивают сенсорное развитие ребенка, расширяют его ориентировку в окружающем, способствуют развитию движений рук, а в дальнейшем и общих движений. Благодаря положит. эмоц. состоянию улучшаются физиологические процессы (дыхание, кровообращение, пищеварение), повышается общая активность.

Существенно важным в период новорожденности является развитие зрительного и слухового анализатора. В этом возрасте ребенок еще не умеет длительно фиксировать взор на предметах, и он легче воспринимает предмет, если в поле его зрения отсутствуют другие раздражители. Поэтому ребенку 1-го месс. жизни следует показывать 1 яркую игрушку, а не гирлянды разноцветных погремушек. К 2-3 мес. дети привыкают следить за движущимся предметом и за всем, что происходит в поле их зрения, реагируют на невидимый источник звука, например поворачивают голову на голос.

С целью развития зрительных и слуховых реакций у ребенка первых трех месс. жизни с ним ласково разговаривают, добиваясь сосредоточения на лице взрослого; показывают яркую игрушку, медленно ее передвигают перед глазами ребенка, чтобы вызвать слежение за движением предмета.

В 2,5 мес. ребенок уже часто улыбается, проявляет радость при виде взрослого и игрушек. К этому возрасту выражение радости у малыша имеет вид комплекса оживления. В состав комплекса входит ряд реакций: эмоц. - улыбка, голосовые - звуки, двигательные - движения рук и ног. Голосовые реакции ребенка, входящие в комплекс оживления, выражаются в форме гукания - отрывистого произношения согласных звуков гы, кхы. Гукание, возникающее на фоне полож. эмоц. состояния, служит подготовит. этапом развития речи.

В первые 2,5-3 мес. у ребенка начинают развиваться движения. Если малыша 4-6 недель во время спокойного бодрствования брать на руки и, поддерживая за спину и головку, придавать ему вертикальное положение, то к 2 мес. он овладевает умением удерживать голову в этом положении, рассматривает окружающее. К 3-м мес. он уже хорошо лежит на животе, опираясь на предплечья, высоко поднимая голову. Это положение полезно для развития дыхательных движений, кровообращения, а также для подготовки к ползанию.

Период от 2,5-3 до 5-6 мес. У детей этого возраста происходит совершенствование зрительных, слуховых и голосовых реакций, возникают и развиваются хватательные движения руки, подготовит. движения к ползанию. Все это служит предпосылкой устойчивого эмоционально-положит. состояния, появления привязанности к взрослым, формирования в дальнейшем разнообразных движений.

В этот период происходят существенные изменения в психическом развитии ребенка: развиваются способности дифференцировать звуки, цвет и форму предметов. Различение предметов и явлений внешней среды особенно ярко проявляется в избирательном отношении к взрослым. Если активно развивают органы чувств ребенка, то уже 3-месячный малыш начинает узнавать свою мать, а в 6 мес. при виде знакомого человека радуется, при обращении незнакомого - хмурится, отворачивается, иногда плачет. Ребенок в 5-6 мес. различает интонацию речи взрослого, по-разному реагирует на строгий или ласковый голос.

Для развития у детей способности различать раздражители внешней среды нужно подбирать игрушки разных цветов и оттенков, различной формы и по-разному звучащие. Побуждая ребенка рассматривать такие игрушки, прислушиваться к издаваемым ими звукам, взрослые содействуют его сенсорному развитию.

Дальнейшее развитие деятельности зрительного и слухового анализаторов происходит в процессе манипуляции ребенка с предметами, эмоц. общения со взрослыми.

Обязательным условием появления звуков гуления и лепета у детей является эмоционально-речевое общение с ними взрослого. Уже в 4-6 мес. дети используют свое умение произносить звуки для привлечения внимания взрослого.

У детей в возрасте 3-6 мес. постепенно развиваются движения рук. В 6 мес. ребенок уже сам свободно берет игрушку. Обучение действиям с игрушками влияет на развитие у малыша некоторых общих движений: переворачиваться со спины на бок (в 4 мес.), на живот (в 5 мес.), с живота на спину (в 6 мес.). Так, ребенок, желая достать игрушку, находящуюся сбоку от него, тянется к ней и часто сам, без помощи взрослого или при незначительной помощи переворачивается на бок или на живот.

Своевременному развитию детей в первом полугодии жизни наряду с непосредственными воздействиями взрослого способствует правильная организация условий бодрствования. На время бодрствования их обязательно помещают в манеж, где для детей в возрасте до 5 мес. подвешиваются разные погремушки, затем мелкие целлулоидные и резиновые игрушки раскладываются в манеже. За время бодрствования следует несколько раз заменить игрушки в манеже.

Период от 5-6 до 9-10 мес. Для этого периода х-но возникновение ползания, совершенствование лепета, развитие понимания речи окружающих взрослых. Ползание как первый вид активного передвижения ребенка способствует развитию в дальнейшем умений садиться, вставать, переступать. Из лепетных звуков на основе понимания речи окружающих возникают первые осмысленные слова.

Ползание очень полезно для ребенка, так как развивает и укрепляет его костно-мышечную систему, способствует расширению ориентировки малыша в окружающем, делает ребенка более самостоятельным. Научившись ползать, малыш начинает сам садиться и вскоре устойчиво сидит. Обучать ребенка сидеть раньше 8-9 мес. вредно, т. к. это может привести к искривлению позвоночника.

Психическое развитие ребенка второго полугодия 1-го года жизни связано с формированием предпосылок целенаправленных действий с предметами. Вначале у ребенка появляется желание повторять действия взрослого: похлопывать рукой по предметам, перекладывать игрушку из одной руки в другую. Наиболее эффективными приемами обучения малыша различным действиям являются такие, которые подкрепляются др. интересными для ребенка раздражителями. Напр., воспитатель, показывая малышу, как вкладывать шарик в коробку, должен положить его так, чтобы раздался звук.

Формируя у ребенка лепет, нужно учить малыша произносить по подражанию сначала знакомые слоги, те, которые он уже произносит сам, позже - незнакомые, новые для него. В разговоре с детьми следует четко произносить звуки и следить за тем, чтобы ребенок видел лицо взрослого, артикуляцию звуков. Тесный контакт ребенка второго полугодия с воспитателем ведет к развитию понимания речи взрослых. В возрасте 6-7 мес. дети на вопрос «где?» (ляля, часы, петушок) поворачивают голову в сторону называемого предмета.

Период от 9-10 мес. до 1 года. Большое значение для психического развития детей имеют умения, которые формируются в последней четверти года. Это умения самостоятельно ходить, целенаправленно заниматься с игрушками, подражать действиям и речи взрослого.

Предпосылками ходьбы служит укрепление костно-мышечной системы в процессе ползания, развитие умений вставать у барьера, устойчиво, стоять, переступать, держась за перила манежа. В 9-10 мес., научившись подниматься у барьера, дети начинают переступать вдоль него, входят на горку, держась за перила; в 11 мес. многие малыши самостоятельно стоят, ходят, придерживаемые воспитателем за одну руку, а к году - самостоятельно. Самостоятельная ходьба освобождает руки ребенка, что создает благоприятные условия для расширения деятельности с предметами, увеличивает возможности ознакомления с окружающим. Своевременное обучение малыша ходьбе необходимо для его нормального физ. и умственного развития.

В период от 9-10 мес. до 1 года происходят качественные изменения в деятельности детей с предметами. В связи с усложнением координации рук и глаз у детей появляется способность соотносить предметы между собой: нанизывать колечки на палочки, вставлять различные вкладыши в соответствующие отверстия, подносить чашку ко рту куклы и т. п. Значение развития подобных умений ребенка огромно. Во-первых, потому, что в процессе овладения соотносимыми действиями развивается мелкая мускулатура кисти руки. Во-вторых, устанавливается четкая координация движений глаз и рук. В-третьих, специально организуемая взрослыми деятельность ребенка с предметами приводит к развитию наглядно-действенного мышления.

Организуя бодрствование детей конца 1-го года жизни, воспитатель должен пристально следить за правильным использованием игрушек и пособий, предупреждать появление простых манипулятивных действий с ними: постукивания, размахивания предметами и т. д. Чтобы постоянно поддерживать интерес детей к важным для их развития игрушкам и пособиям, необходимо периодически на некоторое время убирать их.

Большое значение в развитии целенаправленных действий с игрушками имеет формирующаяся в этом возрасте способность подражать взрослому. Систематическое индивидуальное общение воспитателя с детьми расширяет запас понимаемых ими слов. На 1-м году жизни понимаемый ребенком словарь шире, чем используемый в активной речи. В пассивном словаре годовалого ребенка насчитывается 20-30 слов. В конце 1-го года следует подводить детей к первичным обобщениям игрушек.

Уже в этот период становится возможным с помощью речи воздействовать на поведение детей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.