Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология оптимального переживания 23 страница




С. 43 Подростковая патология. Данные по самоубийствам и убийствам среди подрост­ков содержатся в (Vital Statistics of the United States 1985, U.S. Dept. of Health and Human Services, 1988, табл. 8.5), по уровню грамот­ности — в (U. S. Statistical Abstracts 1985, p. 147). По достоверным оценкам, количе­ство самоубийств с 1950 по 1980 г. увеличи­лось на 300%. Причём наибольшее увеличе­ние числа самоубийств произошло среди бе­лых подростков мужского пола из семей со средним достатком (Social Indicators, 1981). Большой рост наблюдался также в отно­шении убийств, внебрачных беременностей, венерических заболеваний и психосоматиче­ских жалоб (Wynne, 1978; Yankelovich, 1981). В 1980 г. каждый десятый старшеклассник ежедневно принимал психотропные препа­раты (Johnston, Bachman, OTtfalley, 1981). Рассматривая эту мрачную картину, следу­ет, однако, помнить, что во многих культурах подростковый возраст считается самым про­блемным (Fox, 1977). «Большая внутренняя неустойчивость и внешне проявляемая ерши­стость подростков — это универсальное явле­ние, лишь в незначительной мере подвержен­ное культурным влияниям» (Kiell, 1969, Р. 9). Согласно Офферу, Острову и Ховарду (Offer, Ostrov, Howard, 1981), лишь около 20% амери­канских подростков могут быть оценены как «проблемные». Но и эти весьма осторожные оценки означают очень большое число моло­дых людей.

С. 45 Социализация. На необходимость отсрочки удовлетворения для общественной жизни указывал ещё Фрейд в своей рабо­те «Неудовлетворённость культурой» (Freud, 1930). Браун (Brown, 1959) подверг сомнению некоторые из его аргументов. Признанными работами по социализации считаются труды Клаузена (Clausen, 1968), Циглера и Чайлда (Zigler, Child, 1973). О проблеме социализа­ции в подростковой среде подробно писали Чиксентмихайи и Ларсон (Csikszentmihalyi,

Larson, 1984).

С. 46 Социальный контроль. В качестве примеров установления социального контро­ля путём создания у людей физиологической зависимости можно указать на спаивание испанцами индейцев Центральной Америки (Braudel, 1981, р. 248-249); на распростра­нение виски на территориях, заселённых се­вероамериканскими индейцами; на опиумные войны в Китае. Герберт Маркузе (Marcuse, 1955,1964) подробно рассматривал использо­вание доминантными социальными группами сексуальности и порнографии с целью обес­печения социального контроля. Ещё Аристо­тель говорил, что «понять удовольствие и страдание — задача для философствующего о государственных делах» («Никомахова эти­ка», кн. 7, гл. XI).

С. 47-48 Гены и индивидуальные особен­ности. Точка зрения, гласящая, что основ­ной целью генетических программ является дальнейшее распространение генов, а не об­легчение жизни их носителю, была впервые сформулирована Докинсом (Dawkins, 1976). Заметим, однако, что выражение «Курица — это способ, используемый яйцом, чтобы снести другое», которое очень хорошо пе­редаёт смысл его идеи, было известно го­раздо раньше. Другой взгляд на эту про­блему см. (Csikszentmihalyi, Massimini, 1985; Csikszentmihalyi, 1988).

С. 50 Пути к освобождению. История этого вопроса настолько всеобъемлюща, что невозможно вместить её в столь узкие рам­ки. Из мистических традиций см. Behanan, 1937; Wood, 1954 о йоге и Scholem, 1969 о еврейском мистицизме. Из философских ра­бот можно выделить посвящённую древне­греческому гуманизму работу Хадаса (Hadas, 1960), посвящённые стоикам труды Арноль­да и Мюррея (Arnold, 1911; Murray, 1940) и работу Мак-Венела о философии Гегеля (MacVannel, 1896). Из более современных фи­лософов можно указать Тиллиха и Сартра (Tillich, 1952; Sartre, 1956). Современную ин­терпретацию того, что Аристотель понимал под добродетелью, — которая, кстати, во мно­гом напоминает понятие автотелической ак­тивности, или потока, — предложенную в этой книге, можно найти в (Maclntyre, 1984). Из исторических работ выделяются (Сгосе, 1962; ТоупЪее, 1934; Berdyaev, 1952); из со­циологических (Marx, 1844; Durkheim, 1897, 1912; Sorokin, 1956, 1967; Gouldner, 1968); из психологических (Arigyal, 1941,1965; Maslow, 1968, 1970; Rogers, 1951); из антропологи­ческих (Benedict, 1934; Mead, 1964; Geertz, 1973). И это всего лишь отдельные характер­ные примеры из огромного числа взглядов, теорий и концепций.

Контроль сознания. Контроль сознания в той форме, в какой он представлен в этой главе, включает все четыре аспекта, пред­ставленных в работе Клаузнера (Klausner, 1965) и перечисленных в ссылке к с. 35. Од­ной из древнейших техник достижения тако­го контроля является йога, появившаяся в Индии более 15 столетий назад. Подробнее это древнее искусство будет рассматриваться в гл. 5. Последователи холистической меди­цины полагают, что состояние психики паци­ента крайне важно для его общего здоровья (iCousins, 1979; Siegel, 1986). Наш коллега из Чикагского университета Юджин Джендлин разработал специальную методику по контро­лю внимания, получившую название «фоку­сирование» (Gendlin, 1981). Здесь я не соби­рался предлагать какие-либо техники, моей задачей является концептуальный анализ то­го, что мы понимаем под контролем и насла­ждением, а также ряд поясняющих примеров, позволяющих читателю самому разработать подходящую для себя технику.

С. 52 Быстро увязает в рутине. Приводи­мая здесь аргументация восходит к Максу Ве­беру (Weber, 1922), который в своей работе «Социальная психология мировых религий» описывал «профанацию харизмы», и к ещё более ранним идеям Гегеля о том, что «мир духа» рано или поздно замещается «миром природы» (см., в частности, Sorokin, 1950). То же понятие с точки зрения социологии раз­рабатывалось Бергером и Лукманом (Berger, Luckmann, 1967).

ГЛАВА 2

С. 55-57 Сознание. Понятие сознания за­нимает центральное место во многих религи­озных и философских системах, например у Канта и Гегеля. Психологи начала XX в., на­пример Ах (Ach, 1905), пытались определить его в современных им понятиях, однако без особого успеха. На протяжении нескольких десятилетий сознание было изгнано из наук о поведении, поскольку самоотчёт о внутрен­них состояниях не считался научно достовер­ным. Однако в последнее время наблюдается некоторое возобновление интереса к этой те­ме (Pope, Singer, 1978). Исторические обзоры этого понятия даны Борингом и Клаузнером (Boring, 1953; Klausner, 1965). Смит, введший в обиход понятие «интроспективный бихеви­оризм» (Smith, 1969), дал определение созна­ния, сходное с тем, которое используется в на­стоящей работе: «Осознанное переживание — это внутреннее событие, по отношению к ко­торому субъект делает именно то, что хочет делать» (Smith, 1969, р. 108). С другой сторо­ны, имеется не так уж много общего между предлагаемым здесь понятием сознания и его другими версиями, представленными в пове­денческой психологии, в том числе у Сми­та. Главное отличие заключается в том, что я подчёркиваю роль субъективной динамики переживания и его феноменологическую пер­вичность. Более полное определение созна­ния будет дано в конце этой главы.

С. 58 Феноменология. Термин «феномено­логия» используется мною не для того, чтобы подчеркнуть приверженность той или иной школе или мыслителю. Он лишь указыва­ет на влияние, которое оказали на наш под­ход соответствующие работы (Husserl, 1962; Heidegger, 1962, 1967; Sartre, 1956; Merleau-

Ponty, 1962, 1964), в том числе в социаль­ных науках (Natanson, 1963; Gendlin, 1962; Fisher, 1969; Wann, 1964; Schutz, 1962). Хоро­шее краткое введение в феноменологию Гус­серля представляют книги Кохака и Колаков- ского ^ohak, 1978; Kolakowski, 1987). Одна­ко для чтения этой книги нет необходимости держать в голове все феноменологические до­пущения. Используемая аргументация долж­на содержать всё необходимое и быть понятна сама по себе. Всё это в полной мере относится и к теории информации (Wiener, 1948,1961).

С. 59 Сновидения. Стюарт сообщает, что малазийские синои учатся контролировать собственные сновидения, достигая таким об­разом необычного мастерства в управлении своим сознанием в бодрствующем состоянии. Если это действительно так, — что представ­ляется маловероятным, — то это необычное «исключение» можно рассматривать в каче­стве доказательства основного правила. Ведь оно, в сущности, означает, что, тренируя вни­мание, человек может научиться контроли­ровать содержание своего сознания даже во сне. Один из последних методов «расширения сознания» преследует те же цели: это метод «осознанных сновидений», направленный на обретение контроля над мысленными процес­сами в состоянии сна ^aBerge, 1985).

С. 62 Границы сознания. Первая общая оценка количества одновременно обрабаты­ваемой сознанием информации была дана Миллером (Miller, 1956). Используя расчёты, предложенные фон Икскюлем, Орме пришёл к выводу, что наименьшей временнбй еди­ницей, распознаваемой сознанием, является 1/18 секунды (Orme, 1969; Uexku.ll, 1957). К учёным, изучавшим ограничения внимания, относятся Simon, 1969,1978; Kahneman, 1973; Hasher; Zacks, 1979; Eysenck, 1982; Hoffman, Nelson, Houck, 1983. Требования к вниманию со стороны когнитивных процессов рассмат­ривали Neisser, 1967, 1976; Treisman, Gelade, 1980; Treisman, Schmidt, 1982. Вопросы хра­нения и использования сохранённой инфор­мации рассматривали Atkinson, Shiffrin, 1968; Hasher, Zacks, 1979. Но важность внимания и его ограничения хорошо понимал ещё Уи­льям Джеймс (James, 1890).

С. 63 Возможности различения разговор­ной речи. Человек не может различать ин­формационный поток, если он поступает со скоростью большей, чем 40 бит/сек. (подроб­нее см. Liberman, Mattingly, Turvey, 1972; Nusbaum, Schwab, 1986).

С. 64 Использование времени. Пожа­луй, первым всеобъемлющим исследовани­ем того, как люди используют своё вре­мя, был международный проект, освещён- ный Салаи (Szalai, 1965). Приводимые здесь данные получены в моих исследованиях по методу выборки переживаний (Experience Sampling Method (ESM) — Csikszentmihalyi, Larson, Prescott, 1977; Csikszentmihalyi, Graef, 1980; Csikszentmihalyi, Larson, 1984; Csikszent- mihalyiMCsikszentmihalyi I., 1988).

C. 65 Сидение перед телевизором. В ис­следованиях по методу выборки пережива­ний ощущения, которые люди испытывают во время просмотра телевизора, сравнивались с переживаниями во время других занятий (см. Csikszentmihalyi> Larson, Prescott, 1977; Csikszentmihalyi, Kubey, 1981; Larson, Kubey, 1983).

Психическая энергия. Процессы, происхо­дящие в сознании, — мышление, эмоции, во­ля, память — издавна интересовали филосо­фов и психологов (напр., Ach, 1905; Hilgard, 1980). Использование «энергетического» под­хода для понимания процессов, происходя­щих в сознании, описано в (Want, 1902; Lapps, 1899; Robot, 1890; Bidet, 1890; Jung, 1928, 1960). Более современные подходы представ­лены Канеманом и другими (Kahneman, 1973; Csikszentmihalyi, 1978, 1987; Hoffman, Nelson, Houck, 1983).

С. 69 Внимание и культура. Способность меланезийцев ориентироваться в океане опи­сана у Глэдвина (Gladwin, 1970), а способ­ность эскимосов различать многие виды снега — у Бургиньона (Bourguignon, 1979).

С. 70 Личность. Психологи выдумали поистине бесчисленное количество спосо­бов описания человеческой личности, от социально-психологических подходов (Mead, 1970/1934; Sullivan, 1953) до аналитической психологии (Jung, 1933/1961). В настоящее время психологи избегают говорить о «лич­ности» как таковой, предпочитая использо­вать понятие «образ Я». Хорошее описание этого понятия имеется у Дэмона и Харта (Damon, Hart, 1982). Другой подход исполь­зует понятие самоэффективности (Bandura, 1982). Предложенная в настоящей работе мо­дель личности проистекает из многих источ­ников (см. подробнее Csikszentmihalyi, 1985а, Csikszentmihalyi М., Csikszentmihalyi I., 1988).

С. 73 Беспорядок в сознании. Отрица­тельные эмоции, такие как гнев, тревога, пе­чаль, страх, стыд, презрение, отвращение, были предметом исследования многих психо­логов (Ектап, 1972; Frijda, 1986, Izard, Kagan, Zajonc, 1984; Tomkins, 1962). Однако эти ис­следователи считают, что каждая из указан­ных эмоций отдельно встроена в централь­ную нервную систему как специфическая ре­акция на определённые стимулы, а не явля­ется проявлением общей реакции личности. Клиническим психологам и психиатрам зна­комо понятие «дисфорических состояний», таких как тревога или депрессия, которые на­рушают концентрацию и нормальное функ­ционирование (Веек, 1976; Blumberg, Hard, 1985; Hamilton, 1982; Lewinsohn, Libet, 1972; Seligman et al 1984).

C. 77 Порядок. О том, что представля­ет собой упорядоченность сознания, или психическая негэнтропия, будет сказано ниже (см. также Csikszentmihalyi, 1982а; Csikszentmihalyi, Larson, 1984). В общих чер­тах это состояние, для которого характерно отсутствие противоречий между отдельными фрагментами информации, присутствующи­ми в данный момент в сознании человека. Когда информация находится в гармонии с целями индивида, его сознание упорядочено. То же относится и к межличностным отно­шениям: отсутствие конфликта — это когда цели разных людей находятся в гармонии друг с другом.

С. 79 Впервые результаты исследований и теоретическая модель переживания потока были опубликованы в моей книге «За пре­делами скуки и тревоги» (Csikszentmihalyi, 1975). С тех пор появилось большое количе­ство публикаций по этой тематике и много новых исследований. Можно назвать прило­жение этого понятия в антропологии (Turner, 1974), в социологии (Mitchell, 1983), в тео­рии эволюции (Crook, 1980), в теории мо­тивации (Eckblad, 1981; Amabile, 1983; Deci, Ryan, 1985). Обзоры данных разных иссле­дований см. в (Massimini, Inghilleri, 1986; Csikszentmihalyi М., Csikszentmihalyi I., 1988).

«Это страшно воодушевляет...» — цитата из (Csikszentmihalyi, 1975, р. 95).

С. 80 Сложность зависит от того, в ка­кой степени находящаяся в сознании чело­века информация дифференцирована и ин­тегрирована. Сложная личность в состоянии получать точную дискретную информацию, умея при этом устанавливать связи между различными её частями. Например, у слож­ной личности мысли, чуства, желания, ценно­сти и действия в высокой мере индивидуаль­ны и тем не менее не противоречат друг дру­гу (Csikszentmihalyi, 1970; Csikszentmihalyi М., Csikszentmihalyi I., 1988; Csikszentmihalyi, Larson, 1984). Интересно, что понятие слож­ности, использованное в этой книге, хорошо соотносится не только с пониманием, вкла­дываемым в него некоторыми сторонниками эволюционной биологии (напр., Dobzhansky, 1962,1967), но и с поэтическими прозрения­ми Тейяраде Шардена (Teilhard de Chardin, 1965). Довольно многообещающее определе­ние сложности физических систем в тер­минах «термодинамической глубины» было предложено Хайнцем Пагельсом незадолго до его безвременной кончины ([Pagels, 1988). Со­гласно этому определению сложность систе­мы есть разница между количеством инфор­мации, необходимым для описания системы в её настоящем состоянии, и количеством, необ­ходимым, чтобы описать все состояния, до­стижение которых возможно после её выхо­да из настоящего состояния. Применительно к психологии личности сложной личностью можно считать ту, чьи мысли и поведение не поддаются простым объяснениям и чьё даль­нейшее развитие непросто предсказать.

С. 81 «Никакая другая ситуация...» — ци­тата из (iCsikszentmihalyi, 1975, p. 94).

ГЛАВА 3

С. 84 Подробнее о взаимозависимости между счастьем и материальным благососто­янием индивида смотри в (Diener; Horwitz, Emmons, 1985; Bradburn, 1969; Campbell, Converse, Rodgers, 1976).

C. 86 Удовольствие и умение пережи­вать радость. Практически вся «Никомахо- ва этика» посвящена этой проблеме (см., в частности, кн. 3, гл. 11 и кн.7, а так­же Csikszentmihalyi, Csikszentmihalyi, 1988, p. 24-25).

С. 88 Удовольствие от действия у де­тей. Немецкие психологи начала прошлого века ввели понятие Funktionslust, или «удо­вольствие от физической активности», напри­мер бега наперегонки, игры в салки и т.п. (Groos, 1901; Buhler, 1930). Несколько поз­же Жан Пиаже говорил, что одна из сенсо- моторных стадий детского развития характе­ризуется «удовольствием действия» (Piaget, 1952). В США Мэрфи установил, что при­чиной сенсорной и моторной активности яв­ляется ощущение удовольствия, получаемого от визуальных стимулов, звуков или чуства напряжения мышц (Murphy, 1947). Резуль­таты его работ были использованы Хеббом и Берлайном в процессе работы над теори­ей оптимальной стимуляции или оптималь­ного возбуждения (Hebb, 1955; Berlyne, 1960). Они считали, что удовольствие есть резуль­тат некоего баланса между входящей стиму­ляцией и способностью нервной системы вос­принять её. Эти в значительной мере физио­логические объяснения сути ощущения чело­веком удовольствия были перенесены на пси­хологию личности в работах Уайта, де Чарм- са, Деси и Райана (White, 1959; deCharms, 1968; Deci, Ryan, 1985). Их объяснение дер­жалось на том, что действие порождает удо­вольствие, потому что оно создаёт ощущение компетентности, эффективности или автоно­мии.

С. 89 Обучение во взрослом возрасте. Важность продолжения самообразования в зрелом возрасте особенно подчёркивается в последнее время. Важнейшие идеи по этой проблематике можно найти в работах Мор­тимера Адлера, Тафа и Гросса (Adler, 1956; Tough, 1978; Gross, 1982).

С. 90 Интервью. Большинство представ­ленных в этой книге интервью было собра­но в процессе исследований, описанных в (Csikszentmihalyi, 1975; Csikszentmihalyi М.,

Csikszentmihalyi L, 1988). Более 600 интервью было собрано профессором Фаусто Массими- ни и его коллегами в Европе, Азии и на юго- западе Соединённых Штатов.

С. 92 Экстаз. Обширная коллекция описа­ния конкретных случаев переживания рели­гиозного экстаза собрана Маргаритой Ласки (Laski, 1962). Абрахам Маслоу, который ввёл термин «пиковые переживания» для описа­ния этого феномена, внёс большой вклад в его признание психологами (Maslow, 1971). При этом необходимо отметить, что и Лас­ки, и Маслоу рассматривали экстаз в каче­стве некой случайности, удачи, чего-то, что случается само по себе, а не как естествен­ный процесс, который можно развивать и ко­торым можно управлять. Сравнение между концепциями пиковых впечатлений и пото­ка содержится в (Privette, 1983). Экстатиче­ские переживания человек испытывает гораз­до чаще, чем это может показаться на первый взгляд. В США в репрезентативном опросе общенациональной выборки из 1000 человек в марте 1989 г. на вопрос: «Не кажется ли вам, что иногда вы попадаете в руки некой высшей силы, которая как бы возносит вас над самим собой?» — 30% опрошенных от­ветили утвердительно. Причём 12% заявили, что испытывали такое чуство часто или неод­нократно (General Social Survey, 1989).

Чтение как наиболее распространённое потоковое занятие. Об этом сообщает ис­следование Massimini, Csikszentmihalyi, Delle Fave, 1988. Одна из недавних книг подробно раскрывает то, как чтение приносит человеку наслаждение (Nell 1988).

С. 93 Общение как потоковое занятие. Практически все исследования, в которых применялся метод выборки переживаний, по­казали, что даже просто нахождение в об­ществе других людей способствует улучше­нию настроения, независимо от других обсто­ятельств. Это справедливо как для подрост­ков (Csikszentmihalyi, Larson, 1984), так и для взрослых (Larson, Csikszentmihalyi, Graef, 1980) и пожилых людей (Larson, Mannell, Zuzanek, 1986). Но для того чтобы действи­тельно получать наслаждение от общения с другими людьми, необходимы специальные навыки общения.

С. 94 «Большинство работ...» — цита­та из исследования, посвящённого тому, как искусствоведы описывают свои эстетические впечатления во время рассмотрения произве­дений искусства (Csikszentmihalyi, Robinson, 1990, p. 51).

С. 95 Профессор Майер-Лейбниц в лич­ной беседе с автором описал изобретённый им способ отмерять время через выстукива­ние ритмов (Maier-Leibnitz, 1986).

С. 96 Важность микропотоковых занятий исследовалась в книге «За пределами скуки и тревоги» (Csikszentmihalyi, 1975, р. 140-178). Эти исследования показали, что, если людей просят воздерживаться от совершения неких привычных им действий, таких как посту­кивание пальцами, напевание мелодий, на­свистывание, перешучивание с друзьями, они в течение нескольких часов становятся раз­дражительными. После дня лишения таких «микропотоковых» действий испытуемые ча­сто сообщали о потере контроля и разруше­нии обычных паттернов поведения. Мало кто мог вынести такую депривацию больше су­ток.

С. 96-97 Баланс между сложностью за­дач и уровнем умений, необходимых для их выполнения, с самого начала наших иссле­дований считался важнейшим условием воз­никновения потока (напр., Csikszentmihalyi, 1975, р. 49-54). Исходная модель подразуме­вала, что наслаждение действием может ис- пытываться на протяжении всей «диагонали соответствия» — как при одинаково низком, так и при одинаково высоком уровне сложно­сти задачи и развития умений. Проведённые позднее эмпирические исследования застави­ли нас изменить модель. Люди не испыты­вают наслаждения от ситуаций, когда баланс достигается на уровне, более низком, чем тот, на котором они привыкли действовать. По­этому новая модель предсказывает возник­новение потока при наличии баланса задач и умений на уровне выше среднего для дан­ного индивида. Это получило подтверждение при помощи метода выборки переживаний (Carli, 1986; Csikszentmihalyi, Nakamura, 1989; Massimini, Csikszentm ihalyi, Carli, 1987). В добавление к этому, наши исследования по­казали, что условия тревоги (требования вы­ше, чем уровень мастерства) достаточно ред­ко встречаются в повседневной жизни и вос­принимаются гораздо негативнее, чем усло­вия скуки (уровень требований ниже, чем уровень мастерства).

С. 97 «Концентрация становится всеобъ­емлющей...»,

«Тебя так захватывает...», «Концентра­ция становится такой же естественной...» — цитаты взяты из (Csikszentmihalyi, 1975, р. 39), а «Чтение совершенно...» — из (Allison, Duncan, 1988, p. 129). Зависимость между сте­пенью сосредоточения внимания и чуством наслаждения была описана ещё Монтенем четыре века назад (Montaigne, 1580/1958, р. 853): «Я наслаждаюсь жизнью вдвое сильнее других, ведь степень наслаждения напрямую зависит от того, сколько внимания мы уделя­ем ей».

С. 98 «Тайна скалолазания заключает­ся в самом скалолазании» — цитата из Csikszentmihalyi, 1975, р. 47-48;

С. 99 «Я получаю огромное наслажде­ние...» — цитата из (Delle Fave, Massimini, 1988, p. 197); «Я ощутил чуство удовлетворе­ния...» — Hiscoc, 1968, р. 45;

С. 100 «Каждый раз, когда рождается...» — цитата из (Moitessier, 1971, р. 159); две по­следние цитаты взяты из работы (Macbeth, 1988, р. 228).

Рисование. Различие между более и ме­нее творческим художником заключается в том, что первый начинает работу, имея лишь общую идею того, что он хочет создать, в то время как второй уже имеет в голове чёткий образ готовой картины. Творческой личности ещё только предстоит «открыть» свою картину, используя для этого интен­сивную обратную связь со своим детищем, обнаруживая в ходе работы новые творче­ские ходы и решения. Менее творческая лич­ность просто переносит на бумагу уже гото­вый замысел, так и не получая шанса повы­сить собственный творческий уровень. Одна­ко для того чтобы добиться успеха в бесконеч­ном процессе совершенствования, у творче­ской личности должны иметься чёткие кри­терии оценки качества своей работы (Getzels, Csikszentmihalyi, 1976).

С. 101 Хирургия как потоковая де­ятельность описана в (Csikszentmihalyi, 1975,1985b;.

С. 102 Повышенная восприимчивость. Считается, что дети имеют различные за­датки для развития тех или иных талан­тов: кто-то имеет способности к физическим упражнениям, кто-то — к музыке или язы­кам, кто-то проявляет успехи в искусстве об­щения. Подобная точка зрения нашла своё отражение в «теории множественного интел­лекта», предложенной Хо-вардом Гарднером (Gardner, 1983). Он и его коллеги по Гарвард­скому университету в настоящее время ра­ботают над разработкой специальных тестов для каждого из семи главных измерений ин­теллекта, которые им удалось выделить.

С. 103 Об особой роли обратной свя­зи для слепых сообщалась в (Massimini, Csikszentmihalyi, Delle Fave, 1988, p. 79-80).

С. 104 «В такие моменты...», «Единствен­ное, что важно, — это площадка...», «Ре­бята моего возраста...», «Ничто другое...», «Во время восхождения...» — цитаты из (Csikszentmihalyi, 1975, р. 40-41, 81); «На море приходится...» — из работы Crealock, 1951, р. 99-100 (цит. по Macbeth, 1988, р. 221); «Сознание должно быть...» — из (Johnson, 1988, р. 6).

С. 106-107 Притягательная сила рис­ка исследовалась Марви-ном Цукерманом (Zuckerman, 1979), описавшим такую лич­ностную черту, как «поиск острых ощуще­ний» (sensation seeking). Более доступное из­ложение данной проблемы можно найти в по­следней книге Ральфа Кейза (Keyes, 1985).

С. 108 Одним из первых исследований по проблеме азартных игр является (Kusyszyn, 1977). То, что азартные

игры происходят от религиозных обрядов гадания, утверждали (Culin, 1906, Р. 32, 37,

43; David, 1962; Huizinga, 1939/1970).

С. 109 Морфи и Фишер. Схожесть жизнен­ных путей этих двух великих шахматистов, разделённых столетием, бросается в глаза. Пол Чарльз Морфи (1837-1884) стал шахмат­ным мастером, будучи ещё подростком. В воз­расте 22 лет он совершил путешествие в Ев­ропу, где победил всех, кто отважился играть против него. По возвращении в Нью-Йорк его потенциальные соперники отказывались иг­рать против него, так как считали его непобе­димым. Лишённый единственного источника переживания потока, он начал вести жизнь затворника, а в его поведении появились экс­центрические и параноидальные черты. О по­хожих проблемах, имевшихся в жизни Бобби Фишера, читай в (Waitzkin, 1988). Существу­ет два возможных объяснения подобному фе­номену. С одной стороны, можно предполо­жить, что людей с хрупкой психической ор­ганизацией больше привлекает игра в шах­маты, с другой — что игра в шахматы на высоком уровне требует полного вовлечения всей имеющейся в распоряжении психической энергии, что, в свою очередь, может привести к возникновению зависимости. Если шахма­тист становится чемпионом, то есть исчерпы­вает все возможности для дальнейшего совер­шенствования в деле, которому уделял столь­ко внимания, он рискует утратить ориента­цию, поскольку цель, организовывавшая его сознание, лишилась смысла.

Исследованию азартных игр среди севе­роамериканских индейцев посвящены (Culin, 1906; Cushing, 1896; Kohl, I860). Карвер (Carver, 1796, P. 238) сообщает, что ирокезы нередко играют до тех пор, пока не лишат­ся всего, что им принадлежит, включая соб­ственные мокасины. Окончив игру, они раз­детыми идут обратно в свой лагерь по сугро­бам высотой три фута. Бытописатель индей­цев Тарахумара в Мексике сообщал, что «они могут предаваться азартным играм чуть ли не месяц без перерыва, до тех пор, пока не по­теряют всё, что имеют, кроме, пожалуй, жены и детей» ^umholtz, 1902/1987, р. 278).

Рассказ хирурга, рассказывающего о «наркотическом» эффекте хирургических операций, приведён в (Csibzentmihalyi, 1975, р. 138-139).

С. 110 «Это чуство сродни...» — там же, р. 87.

«Ты забываешь себя...» — слова взяты из Moitessier, 1971, р. 52 (цит. по Macbeth, 1988, р. 22); «Я что-то понимаю...» — из (Sato, 1988, р. 113).

С. 111 О расширении Я, стирании границ собственной личности в ходе занятий альпи­низмом см. в (Robinson, 1969), а во время иг­ры в шахматы — в (Steiner, 1974).

С. 114 Об опасности утраты чуства Я в трансцендентном опыте написано множе­ство работ. Одним из ранних источников по этой тематике является книга Ле Бона! (Le Bon, 1895/1960), которая оказала значитель­ное влияние на дальнейшие исследования в этой области (McDougall, 1920; Freud, 1921). В числе последних исследований, рассматри­вающих взаимоотношения между самосозна­нием и поведением, можно назвать (Diener, 1979; Wicklund, 1979; Scheier, Carver, 1980).! В терминах нашей модели комплексности де- индивидуализированного человека, который утрачивает своё Я в группе, можно назвать интегрированным, но не дифференцирован­ным. Такой человек передаёт группе кон­троль над своим сознанием и может быть легко вовлечён в опасные формы поведения. Чтобы получать пользу от трансценденции, необходимо I быть также дифференцирован­ной личностью с сильным ощущением инди­видуальности. Джордж Герберт Мид (Mead G.H., 1934/1970) внёс большой вклад | в про­яснение диалектических взаимосвязей между двумя аспектами человеческого Я: «/» — ак­тивным; центром, и «те» — отражённым об­разом Я.

С. 114 «Происходит две вещи...» — цитата из (Csikszentmihalyi, 1975, р. 116).


С. 115 О глубинной связи между счастьем, радостью и даже добродетелью, с одной сто­роны, и внутренними, или автотелически- ми, вознаграждениями, — с другой, говорили философы и мыслители разных культурных традиций. К таковым относятся, например, даосская концепция Ю — учение «правиль­ного» пути Сём., напр., тексты Чжуан-цзы — Watson, 1964); аристотелевское понятие доб­родетели (Maclntyre, 1984); индуистское отно­шение к жизни, воплощённое в Бхагавадгите.

С. 117 Суждения о людях, недовольных своей работой и своим досугом, сформи­ровались в результате наших исследо­ваний по методу выборки переживаний (напр., Csikszentmihalyi, Graef, 1979, 1980; Graef, Csikszentmihalyi, Gianinno, 1983; Csikszentmihalyi LeFevre, 1987,1989; LeFevre, 1988). Они основывались на оценках своих переживаний, которые давали рабочие по сигналу, поступавшему к ним через пей­джер в случайное время. Отметим, что при более традиционных масштабных опросах они часто дают гораздо более позитивные оценки. Анализ результатов 15 исследований удовлетворённости трудом, проведённых между 1972 и 1978 гг., говорит о том, что в США только 3% рабочих «крайне недовольны» работой, 9 — «частично недо­вольны», 36 — «частично довольны» и 52% «очень довольны» (Argyle, 1987, р. 31-63). Результаты недавнего общенационального опроса, проведённого Роберт Хэлф Интер- нэйшнл (Robert Half International), которые печатались в «Чикаго Трибьюн» (Chicago Tribune. 1987. Oct. 18, sect. 8), куда менее оптимистичны. В соответствии с ними 24% всех наёмных тружеников США, то есть каждый четвёртый, весьма недовольны своей работой. Наши методы измерения степени неудовлетворённости работой могут показаться слишком жёсткими, при этом методы, использованные в других опросах, дают, пожалуй, чересчур оптимистичные результаты. Казалось бы, совсем несложно выяснить, довален ли человек своей работой или нет. На самом деле «удовлетворённость» — крайне относительное понятие и её очень трудно оценить объективно, как и ответить, наполовину полон стакан с водой или напо­ловину пуст. В одной из последних работ на эту тему два известных немецких социолога пришли к диаметрально противоположным точкам зрения, а именно: один утверждал, что немецкий рабочий «любит» свою работу, в то время как другой был уверен, что он «ненавидит» её. При этом для своего анализа оба использовали одну и ту же базу данных (Noelle-Neumann, Strumpel, 1984). Несколь­ко исследователей обратили внимание на противоречащие ожиданиям данные, говоря­щие, что люди более удовлетворены своей работой, чем своим досугом (напр., Andrews,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.