Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования




Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования

ДЕТСТВО

С Федеральными Государственными Требованиями

Переработано в соответствии

 

Санкт- Петербург

ДЕТСТВО-ПРЕСС


УДК 373.21

ББК 74.102

Д38

 

Авторский коллектив

Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, профессор 3. А. Михайлова

Авторы. О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т.А.Ивченко, М.В.Крулехт, Н. А. Курочкина, 3. А. Михайлова, Н. О. Никонова, JI. К. Ничипоренко, Н. А. Ноткина, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова

Научные редакторы — Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова

 

 

Д38 Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.

ISBN 978-5-89814-663-4

 

Авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена представляет обновленный вариант примерной основ­ной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство».

Данный вариант программы «Детство» полностью соответствует Федераль­ным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы, опирается на лучшие традиции петербургской (ленинградской) пе­дагогической научной школы.

Новизна программы определяется тем, что в ней впервые реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.

 

© Коллектив авторов, 2011

©Оформление. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

ISBN 978-5-89814-663-4 «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
Светлой памяти Веры Иосифовны Логиновой —

автору идеи программы «Детство» посвящается


Воспитание — дело трудное, и улучшение его

условий — одна из священных обязанностей

каждо­го человека, ибо нет ничего более важного,

как об­разование самого себя и своих близких.

Сократ

Детство — это летний ветер,

Парус неба и хрустальный

звон зимы.

Детство — это значит дети!

Дети — это значит мы!

Р. Рождественский

Программа «Детство» является результатом многолетней научно- исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педаго­гики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В ее основу легли теоретические взгляды петер­бургской (ленинградской) научной школы воспитания на сущность развития ребенка в период дошкольного детства, требования к со­держанию образовательной программы для детского сада и пути ее реализации в педагогическом процессе.

Новизна программы «Детство» определяется тем, что в ней впе­рвые практически реализован подход к организации целостного раз­вития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта дет­ской деятельности и поведения. Органичное вхождение ребенка в современный мир обеспечивается в программе широким взаимодей­ствием дошкольников с различными сферами культуры: с изобрази­тельным искусством и музыкой, детской литературой и родным язы­ком, экологией, математикой, игрой и трудом.

Девиз программы «Чувствовать — Познавать — Творить» опре­деляет три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые про­низывают все разделы программы, придавая ей целостность и еди­ную направленность. Содержательная связь между разными разде­лами программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоцио­нальную и практическую сферы личности ребенка.

Программа прошла многолетнюю апробацию, зарекомендовав себя как качественный программно-методический продукт обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающий единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Сегодня образовательная программа «Детство» — один из широко востребованных документов, в соответствии с которым в России работают дошкольные образовательные учреждения разных типов, видов и категорий.

Библиотеку программы «Детство» составляют сегодня более 70-ти пособий, представляющих ее научно-методическое и методическое обеспечение. На современном этапе программа «Детство» представля­ет собой единый программно-методический комплекс, включающий:

ü комплексную программу «Детство» для детей от 3 до 7 лет;

ü методическое обеспечение программы;

ü методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство»;

ü мониторинг развития ребенка и педагогического процесса в усло­виях реализации программы «Детство».

Предлагаемое новое издание программы «Детство» осуществлено с учетом современной ситуации развития системы дошкольного образования и особенностей дошкольного детства начала XXI века. Среди причин, определивших необходимость обогащения содержа­ния программы, можно назвать следующие.

Причина первая. Происходящая в стране модернизация образо­вания, особенности государственной политики в области дошколь­ного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требова­ний к структуре основной общеобразовательной программы до­школьного образования» обусловили необходимость важных изме­нений в определении содержания и способов организации педаго­гического процесса в детском саду. Это потребовало от авторского коллектива пересмотра общей структуры и дополнения содержания программы «Детство» в соответствии с новыми требованиями.

Причина вторая связана с тем, что современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Многолетние исследования, проводимые ав­торами программы, позволяют нам наметить штрихи современного дошкольного детства, которые нельзя не учитывать, организуя об­разовательный процесс детского сада.

Современный ребенок — маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Современный дошкольник ори­ентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориенти­руется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети в большей степени ориентированы на будущее, чем их ровесники 80-х и 90-х годов XX века. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности — они с уве­ренностью смотрят в будущее.

Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в раз­ных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игро­вой, музыкальной, литературной. Но, в отличие от сверстников про­шлых лет, он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Современный ребенок органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Он — носитель субкультуры, при­сущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого воз­раста и взрослых.

Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада — как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности. Поэтому детский сад — это вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется. Совре­менные дети с удовольствием идут в детский сад, любят его!

Жизнь ребенка XXI века очень сильно изменилась и тесно свя­зана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, ус­певает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и маг­нитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выез­жает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рас­суждает.

В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоцен­ные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фан­тазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности со­временного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, со­здание микро- и макропроектов, коллекционирование, импровиза­ция, современных детей привлекает сам процесс, возможность про­явления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, воз­можность выбирать и менять что-то самому.

Все эти новые черты современного дошкольного детства необ­ходимо учитывать в содержании педагогического процесса в дет­ском саду.

Причина третья касается изменений, связанных с современным педагогом детского сада, его профессиональной деятельностью.

Современный воспитатель — это профессионал, умеющий ре­шать следующие проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. S Видеть ребенка в образовательном процессе ДОУ — диагностиче­ские задачи, решение которых позволяет педагогу:

— знать индивидуальные особенности и возможности ребенка;

— учитывать их в образовательном процессе ДОУ;

— отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его про­движения в развитии;

— определять эффективность влияния реализуемых педагогиче­ских условий.

ü Строить образовательный процесс, ориентированный на достиже­ние целей дошкольного образования — задачи педагогического проектирования образовательного процесса, содействующего це­лостному развитию здорового ребенка-дошкольника, и его органи­зации.

ü Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образователь­ного процесса, партнерами ДОУ — задачи взаимодействия с про­фессионально-педагогическим и культурным сообществами.

ü Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство ДОУ) — задачи проектирования и организа­ции развивающей образовательной среды детского сада как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы развития и воспитания ребенка.

ü Проектировать и осуществлять профессиональное самообразова­ние — задачи развития субъектной позиции, обогащения профес­сиональной компетентности.

Современный педагог дошкольного образования стремится проек­тировать и реализовывать педагогический процесс на основе диалогичности и гуманности, усиливая внимание к интересам ребенка, развитию его способностей, ориентируясь на максимальный учет возрастных воз­можностей и индивидуальных особенностей, неповторимости, уникаль­ности каждого ребенка.

Причина четвертая связана с тем, что изменились и современ­ные родители. Социальный статус семьи, родительские запросы сегодня существенно разнятся. Часто родители испытывают труд­ности во взаимодействии с ребенком и его воспитании. Современ­ные родители понимают важность и необходимость взаимодействия с ребенком, но недостаток времени не позволяет реализовать его в полной мере. К сожалению, проблему развития ребенка, подго­товки его к школе родители возлагают в большей степени на дет­ский сад. Но, признавая авторитет дошкольного образовательного учреждения, родители не проявляют достаточной активности к со­трудничеству с педагогами по развитию и воспитанию дошкольни­ка. Родители хотят быть примером, авторитетом для своих детей, но часто не знают, как быть интересными для них, как выстраивать партнерские отношения. Современные родители любят своего ре­бенка, весьма заинтересованы в хороших результатах его образова­ния, стремятся к познанию ребенка и общению с ним. Вместе с тем проявляется неуверенность в реализации родительской функ­ции. Наблюдаются неоправданно завышенные требования совре­менных родителей к образованности детей (иностранные языки, музыка, спортивные секции и прочее), без учета реальных возмож­ностей дошкольников. Все эти обстоятельства важно учитывать в содержании дошкольного образования и методах взаимодействия с родителями современных детей.

Перечисленные выше причины и обусловили необходимость об­новления нашей Программы.

 

Программа «Детство» определяет содержание и организацию об­разовательного процесса для дошкольников и направлена на формиро­вание общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельно­сти, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в фи­зическом и (или) психическом развитии детей.

 

В обновленной программе «Детство» в соответствии с Феде­ральными государственными требованиями (ФГТ) выделено две части — основная и дополнительная.

В основной части представлено содержание психолого- педагогической работы по освоению детьми образовательных об­ластей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Соци­ализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художе­ственной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направ­лениям — физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому.

В дополнительной части представлены программы, которые рас­ширяют и углубляют основное образовательное содержание и по­зволяют удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и избирательные интересы дошкольников, ре­ализовать развивающий потенциал регионального компонента.

Девиз программы «Детство» — «Чувствовать — Познавать — Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии раз­вития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, при­давая ей целостность и единую направленность.

Линия чувств определяет в программе направление эмоциональ­ного развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-ком­фортное состояние ребенка, гармонию взаимодействия со сверс­тниками и взрослыми, предметным и природным миром. Програм­ма ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопережи­ванию, готовности к проявлению гуманного отношения. Эта задача решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого и организацию социально-эмоционального опыта.

Программа ориентирует воспитателя на ознакомление детей с миром людей и отношений, с доступными для их понимания пере­живаниями и проблемами людей (взрослых и сверстников), с их поступками, эмоциональными состояниями. Благодаря этому дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей, независимо от возраста и пола. Они начинают осознавать смысл социальных, культурных норм поведения и отношений людей в обществе. Так постепенно формируются социально-ценностные ориентации детей, понятия о гуманном и негуманном поведении, умение замечать общность на­строения природы и человека, сострадать человеку, животным, рас­тениям, желание участвовать в гуманистически направленной дея­тельности.

Поскольку программа «Детство» родилась в Санкт-Петербур­ге, авторы попытались отразить в ее содержании атмосферу жиз­ни этого прекрасного города — показать его красоту, стиль взаи­моотношений жителей и пробудить у юных петербуржцев чувство любви к родному городу, уважение к его традициям.

Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно разви­вается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народ­ной культуре. Интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком. В каждом разделе програм­мы линия развития социальных и эстетических чувств становится обязательной составляющей воспитания и развития дошколь­ников.

Линия познания в программе основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром. Задача програм­мы — способствовать развитию познавательной активности, любо­знательности, стремления к самостоятельному познанию и размыш­лению, развитию умственных способностей и речи.

В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника программа обеспечивает главным образом развитие образных форм познания мира — наглядно-образного мышления и воображения. Развитие характерной для дошкольников любозна­тельности и познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами, расширению круга объектов познания (люди и их отношения, город, страна, мир предметов и трудовая деятельность, природа,, искусство и др.) и познавательных умений.

Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об отдельном объекте к выделению сущ­ностных характеристик групп объектов, установлению связей и за­висимостей между объектами и явлениями, формированию спосо­бов познания разных сфер жизни (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и т.п.). Это приводит к по­степенному формированию целостной картины мира.

Итогом освоения линии познания становится способность ре­бенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логичес­кому познанию, интеллектуальная готовность к школе.

В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия развития самостоятельности и творчества детей. Задача программы — обогатить опыт самостоятельной деятельно­сти, пробудить творческую активность детей, стимулировать вооб­ражение.

Программа ориентирует на активное освоение разнообразных деятельностных умений (игровых, коммуникативных, художествен­но-изобразительных, трудовых), на многообразие проявлений дет­ского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобра­зительной и музыкальной деятельности, а также в математической, природоведческой, речевой сферах. Авторы программы считают, что атмосфера современного детского сада должна быть насыщена раз­нообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.

Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формиро­вания основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры. Программа предусматривает валеологическое просвеще­ние дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здо­ровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах ока­зания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения стано­вятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.

Все содержание программы «Детство» центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприят­ных условий для развития индивидуальности, позитивных личност­ных качеств. В подраздел «Я расту» включено содержание, отра­жающее рост самосознания ребенка, расширение его представлений о себе (особенностях физического облика, здоровья, чертах харак­тера и прочее), о своей семье и родственных отношениях, а также постепенное осознание своих возможностей, достижений, жизнен­ных планов, социальных связей с окружающими людьми. Создание ребенку эмоционально-комфортного состояния задано в программе оптимальной интенсивностью двигательных, физических и психи­ческих нагрузок.

Программа «Детство», как и рекомендовано в ФГТ, соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, а также сочетает принципы научной обоснован­ности и практической применимости.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жиз­ни каждого человека. Именно в этот период начинается про­цесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сфе­рами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Проис­ходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования ос­нов самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому програм­ма «Детство» создана авторами как программа обогащенного раз­вития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осо­знание ребенком своих потребностей, возможностей и способ­ностей.

 

Программа «Детство» соответствует критериям полноты, необ­ходимости и достаточности.

 

Это комплексная образовательная программа. Ее использование требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способ­ности строить педагогический процесс по модели субъект- субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диа­гностики. В осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода к детям воспитателю помогут краткие характеристики до­стижений детей в освоении содержания программы. Каждый ребе­нок развивается в своем темпе, задача воспитателя — бережно от­носиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста.

 

Программа «Детство» обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошколь­ного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отноше­ние к развитию детей дошкольного возраста.

 

Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования, авторы предус­мотрели для органического вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской ли­тературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и тру­дом. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов, успеш­ной социализации в современном мире.

Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народ­ной культуры своей страны. В программе уделяется большое вни­мание произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Одновременно программа предполагает вос­питание уважения к другим народам, интерес к мировому сооб­ществу.

Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки, уча­ствовать в охране окружающей среды.

 

Программа «Детство» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возмож­ностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможнос­тями самих образовательных областей.

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного рас­крытия его возрастных возможностей и способностей. Авторы про­граммы «Детство» являются сторонниками целостного развития ре­бенка в период до школы как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.

Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так, например, рас­ширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим пережи­ваниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, ов­ладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними.

Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Реализация программы «Детство» в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляют свои усилия на познание возмож­ностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий. Совместные мероприятия (дети, родители, педагоги), организация клубов общения способствуют установлению доверительных отно­шений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Программа «Детство» основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных об­ластей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (дни, недели) становится объединяющей, например «Наши любимые игрушки», «Наш детский сад», «Моя семья», «Времена года», «Маль­чики и девочки», «Наши домашние питомцы», «Наш город». Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития и воспитания, те­кущие явления и яркие события (времена года, праздники).

 

Программа «Детство» предусматривает решение программных об­разовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непо­средственно образовательной деятельности, но и при проведении ре­жимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного обра­зования.

 

Программа предусматривает организацию:

ü образовательной деятельности, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения;

ü образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

ü в самостоятельной деятельности детей;

ü в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации про­граммы.

В старшем дошкольном возрасте, в соответствии с важностью предшкольного периода, организованная образовательная деятель­ность предполагает проведение занятий с детьми, которые осущест­вляются как увлекательная игровая и проблемно-познавательная деятельность, направленная на решение актуальных, интересных детям задач.

Для авторов программы идеальный детский сад — это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в занятиях, труде, общении. При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспи­тателя с дошкольниками.

Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересны­ми делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребен­ка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Обучение детей строится как увлекательная проблемно-иг­ровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребен­ка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своем развивающие, образовательные ситуации проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер, по­могая детям лучше ориентироваться в мире, привлекать для ре­шения своих проблем сведения из разных образовательных об­ластей.

Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создается предметно-развивающая среда, организуется педагогически целесообразное, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка. Основные заботы пе­дагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ре­бенка, стимулированием активности, самостоятельности. Свобод­ная, разнообразная деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуж­дения, стремиться к творческому отображению познанного. В ус­ловиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

Построение педагогического процесса предполагает преимуще­ственное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.

 

Программа «Детство» предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

 

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — ма­ленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельно­сти, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенци­альные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности — игра, общение со взрослыми и сверстниками, экс­периментирование, предметная, изобразительная, художественно- театральная деятельность, детский труд — занимают особое место в программе для каждой возрастной группы.

Именно в этих видах деятельности при условии освоения ре­бенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуаль­ное, социальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как стремление к новой социальной позиции, становление основ произвольности поведения, способности к соподчинению мотивов, широкой коммуникации, логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения в новые условия систематического школьного обучения.

 

Уважаемые коллеги!

Предлагаемая публикация представляет собой переработанный и дополненный вариант программы «Детство».

Этот вариант соответствует ФГТ к структуре основной общеоб­разовательной программы дошкольного образования.

В обновленной программе «Детство» отражено содержание пси- холого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Со­циализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение худо­жественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», дана характеристика планируемых результатов освоения детьми про­граммы.

Все общие задачи воспитания и развития ребенка, поставленные в ФГТ по каждой образовательной области, получили в программе конкретизацию и уточнение с учетом конкретной возрастной груп­пы и возможностей детей.

В основной части программы представлено содержание работы в четырех возрастных группах, отражены особенности возраста и организации жизни детей, общие задачи воспитания и развития, режим, некоторые требования к предметно-развивающей среде. Последовательно раскрываются задачи и содержание по каждой образовательной области, формы и методы работы с детьми, ин­теграция образовательных областей.

В разделе «Ориентация детей в образовательной области» от­ражены объекты, о которых узнает ребенок, что помогает ему пра­вильно ориентироваться в той или иной сфере окружающего мира (социальной, художественной, природной, предметной сферах). Со­держание этого раздела показывает воспитателю, как обогащаются детские представления о мире, какие темы важно затрагивать в общении с детьми, наблюдении, беседах, знакомстве с художест­венной литературой и искусством.

В разделе «Организация опыта освоения образовательной облас­ти» раскрывается содержание работы воспитателя по развитию дет­ской самостоятельности, формированию различных умений (прак­тических, коммуникативных, познавательных, художественных), эмоций и чувств дошкольников (социально-нравственных, эстети­ческих, познавательных).

В целом, содержание перечисленных выше разделов соответст­вует девизу программы: «Чувствовать — Познавать — Творить» и способствует постепенному становлению основ субъектной позиции ребенка в деятельности, общении и познании.

Каждый раздел по той или иной образовательной области за­вершается итогами освоения содержания образовательной области в программе возрастной группы, раскрывает достижения ребенка и проблемы, требующие совместных усилий педагогов и родителей по их преодолению.

В конце раздела по той или иной возрастной группе представ­лена краткая характеристика развития интегративных качеств ре­бенка. Это позволяет педагогу видеть динамику развития дошколь­ника от группы к группе и соответственно планировать образова­тельный процесс.

Завершается основная часть программы характеристикой пла­нируемых итоговых результатов освоения детьми образовательного содержания через описание интегративных качеств ребенка, вы­пускника детского сада на пороге школы. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Детство» представлена отдельно в методическом пособии «Мони­торинг в детском саду. Как работать по программе „Детство"».

Основная часть программы, включая также раздел, посвящен­ный взаимодействию детского сада с семьей, заканчивается пере­чнем методического обеспечения процесса воспитания и развития детей по программе «Детство» и подготовки педагога, готового к реализации данной программы в своей профессиональной деятель­ности.

В данном издании программы представлена и дополнительная часть (региональный компонент). В ней предложены варианты от­дельных программ, углубляющих основное образовательное содер­жание в соответствии с актуальными детскими интересами, запро­сами семьи, возможностями региона и задачами обогащенного развития дошкольника. Перечень дополнительных программ может изменяться в зависимости от особенностей образовательной ситуа­ции региона и дошкольного образовательного учреждения.

 

Уважаемые коллеги! Надеемся, что программа поможет вам обо­гатить содержание работы с детьми дошкольного возраста, удовле­творить их потребности в познании, созидании и творчестве, найти дифференцированное содержание воспитания для каждого ребенка в зависимости от его возможностей и особенностей развития.

Желаем успехов и приглашаем к сотрудничеству!

Авторский коллектив





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.