Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Помогаем правильному восприятию литературного текста

Читайте также:
  1. I) Перепишитевыделенный отрывок текста, исправивдопущенные ошибки.
  2. III. Написание текста контрольной работы
  3. VI) По образцупервого абзаца текста для чтения составьте рассказ 1 страница
  4. VI) По образцупервого абзаца текста для чтения составьте рассказ 2 страница
  5. VI) По образцупервого абзаца текста для чтения составьте рассказ 3 страница
  6. А 6. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте.
  7. А ВСЕ-ТАКИ Я НЕ ВЕРЮ ТЕКСТАМ, И ВОТ ПОЧЕМУ
  8. Автокорректоры отражают проблемы АОТ на всех уровнях текста
  9. Автоматизация перевода текста
  10. Анализ журналистского текста
  11. Анализ текста
  12. Анализ текста с точки зрения профессиональной этики журналиста



В процессе организации слушания литературы в исполнении пе­дагога и артистов-мастеров художественного слова, рассматривания иллюстраций разных художников, проведения вводных бесед и бесед после чтения воспитатель способствует развитию восприятия литера­турного произведения в единстве его содержания и формы, смысло­вого и эмоционального подтекста, дня чего помогает дошкольникам:

-выразить свое понимание содержания и смысла произведения, описанных в нем событий, образов героев, красоты средств язы­ковой выразительности;

-установить многообразные связи в тексте (логику событий, при­чины и следствия конфликтов, роль художественной детали и т. п.);

-представить литературного героя в его разнообразных проявле­ниях (внешний вид, поступки, переживания, мысли), дать оценку действиям и поступкам героев;

-верно осознать мотивы поступков героев, их переживания, явные и скрытые мысли, чувства;

-проявить внимание к языку, осознанно отнестись к использо­ванию некоторых средств языковой выразительности (многознач­ность слова, синонимика, эпитет, сравнение, метафора);

-осознать некоторые формы комического и трагического в про­изведениях;

-проникнуть в настроение произведения, почувствовать его эмо­циональный подтекст.

Проводя с дошкольниками беседы о прочитанных ранее книгах, воспитатель обеспечивает углубление восприятия текстов, способству­ет их более осмысленному и обобщенному обсуждению.

Организуем творческую деятельность на основе литературного текстаПедагог создает образовательные и игровые ситуации для развития у детей умений пересказывать вновь прочитанные литературные текс­ты, сохраняя сюжет, передавая образы героев, используя средства ин­тонационной выразительности; выразительно читать поэтические про­изведения; пересказывать знакомые литературные тексты от лица ли­тературного героя; сочинять сказки и истории на основе литературных текстов (по аналогии, окончание к заданному началу, изменяя время и место действия и прочее).

Воспитатель прослушивает, просматривает и обсуждает с детьми аудио- и видеозаписи постановок по фольклорным и литературным текстам, способствуя ознакомлению дошкольников со средствами ин­тонационной и невербальной (мимика, жесты, движения) выразительности для передачи настроения произведения, обеспечивая развитие умений анализировать выразительность исполнения художественного текста, содействуя освоению литературной речи, приобщению к ис­кусству слова, культуре речи.

Педагог поддерживает стремление детей сохранить в пересказах стилистические и жанровые особенности произведения, использовать в собственных сочинениях приемы, соответствующие особенностям жанра (например, при сочинении сказок — традиционные зачины, концовки, постоянные эпитеты, традиционные сравнения и образные фразеологизмы; при создании загадок — сравнения, эпитеты, метафо­ры, рифмование, ритмическое построение текста), придавать своему рассказу комическую или драматическую окраску, подбирать точную, выразительную лексику.



Воспитатель проводит с детьми творческие задания и литературные игры на подбор точных определений, синонимов и антонимов, при­думывание эпитетов, образных сравнений, объяснение и придумыва­ние метафор; на комбинирование слов, придумывание новых слово­сочетаний; на рифмование слов и ритмизацию строчек; на изменение силы и тембра голоса, темпа речи для передачи характера, настроения героя или произведения.

Проводятся беседы о книгах, их строении, внешнем виде, о творче­ской деятельности писателя и художника-иллюстратора, художника- оформителя. Дети познакомятся с некоторыми сведениями о печатании книг в типографии для развития умений «детского книгоиздательства», необходимых для изготовления дошкольниками книжек-самоделок, детских самодельных журналов и энциклопедий.

В ходе организации детской проектной деятельности («Детское книгоиздательство», «Детская библиотека», «Выставки книг») совер­шенствуются умения детей отражать результаты восприятия литера­турных текстов в разных видах художественно-речевой деятельности (пересказ, сочинение, рассуждение) и изобразительной деятельности (рисование, аппликация, конструирование, оформление).

Педагог способствует проявлению детьми творческой активности в художественно-речевой, игровой, изобразительной и театрализован­ной деятельности на основе литературных текстов. В процессе обсуж­дения просмотренных вместе с детьми спектаклей, видеозаписей, соб­ственным примером, средствами организации образно-игровых этю­дов помогает детям освоить умения создавать в игре-драматизации целостный образ, в котором сочетаются эмоции, настроения, состоя­ния героя, их смена и развитие. Поощряет импровизацию и творчество при реализации задуманного в игре, активность и самостоятельность в выборе содержания театрализованных игр, в поиске способов выра­жения образа героя.

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

ü Ребенок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных про­изведений.

ü Обнаруживает избирательное отношение к произведениям опреде­ленной тематики или жанра. Называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся.

ü Знает фамилии трех-четырех писателей и двух-трех художников- иллюстраторов, названия некоторых произведений, отдельные факты биографии авторов, особенности творчества.

ü Различает основные жанры литературных произведений: стихотво­рение, сказка, рассказ, имеет представления о некоторых их осо­бенностях.

ü Способен устанавливать связи по содержанию произведения, про­никать в его эмоциональный подтекст и, с помощью педагога, в смысловой подтекст.

ü Проявляет внимание к языку литературного произведения, исполь­зует средства языковой выразительности литературной речи в про­цессе пересказывания и придумывания текстов, владеет средствами интонационной выразительности.

ü Активно и творчески проявляет себя в разных видах художествен­ной деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, в сочинении зага­док, сказок, рассказов).

 

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

ü Интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо, ребенок предпочитает общению с книгой другие занятия.

ü Литературный опыт ограничен произведениями из круга чтения детей более младшего возраста.

ü С трудом называет знакомые книги, иногда ограничиваясь форму­лировкой «про то, как...», «где этот герой был». Не может назвать своих любимых литературных произведений.

ü Не знает жанров литературных произведений. Различает сказку, рас­сказ и стихи на интуитивном уровне, объяснить их отличий не может

ü Ребенок пассивен при обсуждении книги, в драматизациях и дру­гих видах художественной деятельности.

ü Ребенок монотонно и с длительными паузами читает стихи, пере­сказывает знакомые тексты, отказывается от придумывания зага­док, участия в литературных играх.

 

Рекомендуемая литература





Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 139; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.224.50.28
Генерация страницы за: 0.006 сек.