Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи воспитания и развития детей




Ребенок открывает мир природы

В природе

Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

Возможные темы

«Мы — экспериментаторы!» Цель: развивать у детей исследова­тельскую активность, умение организовать эксперимент и получить результат.

«Занимательная геометрия». Цель: создавать условия для позна­ния детьми структуры геометрических фигур, выделения сходства на основе структуры между подобными фигурами (например, треуголь­ники прямоугольный, остроугольный, тупоугольный), выделения от­личий в сходных по структуре фигурах (четырехугольники — ромб, квадрат, прямоугольник, трапеция).

«Вещества и их свойства». Цель: развитие представлений о много­образии веществ и материалов окружающего мира, развитие ориенти­ровки в их свойствах.

«Цветное волшебство». Цель: развитие цветовосприятия, осозна­ние взаимовлияния цветов при их сочетании.

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

ü Ребенок проявляет интерес к предметам окружающего мира, пы­тается установить взаимосвязи между свойствами предмета и его использованием.

ü Владеет системой эталонов, соотносит свойство предмета с эталон­ным, выделяя сходство и отличие.

ü Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выде­лять их проявления, изменения во времени.

ü Осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах от­личие, в разных — сходство.

ü В общении с воспитателем и сверстниками активно использует слова, обозначающие названия эталонов, свойства и качества пред­метов, действия обследования.

ü Адекватно и детально отражает в рисунках, конструкциях, речевых продуктах свойства и качества предметов окружающего мира.

ü Ребенок не хочет наблюдать за объектами окружающего мира, у него отсутствует интерес к играм с геометрическими конструкто­рами, мозаиками, пазлами, экспериментированию с материалами.

ü Недостаточно сформированы представления о системе эталонов (формы, цвета, пространства, времени, материалов).

ü Схематично отражает в продуктах своей деятельности многообра­зие предметного мира, малая детализация рисунков, конструкций, речевых построений.

ü Свойственна речевая пассивность в процессе обследования и экс­периментирования.

1. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказы­вать догадки и предположения, эвристические суждения. Поддержи­вать проявление избирательности детей в интересах и предпочтениях в выборе природных объектов (мне интересно, мне нравится).

2. Обогащать представления детей о природе родного края и раз­личных природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоеме, городе), о взаимодействии человека и природы.

3. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. Развивать самостоятель­ность детей в познавательно-исследовательской деятельности, заме­чать противоречия, формулировать познавательную задачу, использо­вать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

4. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за животными и растениями участка детского сада и уголка природы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.

5. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопережи­вании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природ­ного мира.

6. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближай­шего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Организуя экологически-ориентированную деятельность детей седьмого года жизни, воспитателю важно обеспечить условия для на­копления личного опыта дошкольников при взаимодействии их с при­родой. Следует определять интересы и предпочтения детей и на их ос­нове отбирать дидактические материалы, иллюстрации, литературу, на­глядные пособия, инструменты и оборудование, отвечающие детским потребностям; совместно с детьми обсуждать планы их деятельности на день, предполагаемые результаты.

Педагогам необходимо развивать познавательный интерес детей, обеспечивая возможность самостоятельной, интересной познаватель­но-исследовательской деятельности. Для этого в развивающей среде организуется место для экспериментирования (лаборатория природы), в котором детям обеспечена возможность проводить несложные опыты, проверять свои предположения. Организуются эвристические беседы, в ходе которых дети получают возможность доказывать свои суждения, используя накопленный опыт.

Важно обогащать развивающую среду группы познавательно- справочной литературой, энциклопедиями, иллюстрированными альбома­ми, картами с изображениями обитателей, глобусом, микроскопом, лупами, теллурием и т. д. Стоит поддерживать деятельность детей по сбору и созданию коллекций. Коллекционирование в этом возрасте приобретает более длительный характер и осуществляется в течение года.

Решению задач экологического развития в подготовительной группе помогает ведение «экологического дневника дошкольников», рас- считаное на весь учебный год и затрагивающее разные виды дея­тельности (наблюдение, элементы экспериментирования, логические задания, развивающие игры, работу с народными приметами, зна­комство с художественным словом). Особое внимание уделяется самостоятельности детей в ведении и заполнении дневника наблю­дений за природой.

Воспитатель обогащает практический опыт детей по уходу за рас­тениями и животными, привлекая их к участию в разнообразных видах этой деятельности, предоставляя возможность для проявления не только самостоятельности, но и ответственности. Часто организу­ется деятельность совместно с малышами (труд в природе, выставки рисунков и коллекций для малышей), в которой старшие дети помо­гают младшим освоить правила поведения в природе, проявляя пози­цию самых старших в детском саду.

Освоенные способы ухода за объектами уголка природы дети ис­пользуют, заботясь о растениях и животных участка детского сада. Эта деятельность принимает характер элементарной природоохранной, по­скольку дети практикуются в оказании помощи объектам природы, не имеющим прямой принадлежности к ним.

Для экологического развития детей большое значение имеет и эс­тетическое восприятие природы. Для этого организуются специальные н аблюдения в уголке природы, рассматривание пейзажных картин, слу­шание музыкальных и поэтических произведений. На ежедневных и целевых прогулках, в деятельности на экологической тропе воспита­тель побуждает детей к поиску прекрасного в природе, к высказыва­нию эстетических суждений.

К старшему дошкольному возрасту у детей успешно развивается умение фантазировать. Важно включать детей в увлекательную преобразующую фантазийную деятельность («Путешествие к таинственной планете», «Путешествие на машине времени», «Изобретение»), в при­думывание совместно со взрослым сказочных историй («Цветик-семицветик», «Превращения с волшебной палочкой») на природоведческие темы.

Представление о природе является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми об­разовательными областями.

Природа является основой детской изобразительной деятельности, содержанием для составления рассказов разного вида. Детская приро­доведческая литература, поэзия, музыка и другие произведения искус­ства отражают образы природного мира и способствуют накоплению эмоционально-чувственного опыта ребенка. Интеграция экологиче­ского содержания с другими образовательными областями программы обеспечивает расширение представлений ребенка о мире, обогащает его эмоциональный опыт при восприятии объектов природы. Предо­ставляет возможность переноса осваиваемых ребенком способов по­знания (наблюдения, сравнения, обследования, экспериментирова­ния, моделирования, обобщения) в другие условия, способствует про­явлению самостоятельности ребенка в деятельности, направленной на взаимодействие с природой, и творческой инициативы.

Для интеграции экологического содержания с другими образова­тельными областями («Физическая культура», «Здоровье», «Безопас­ность», «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Чтение художест­венной литературы», «Художественное творчество», «Музыка») можно использовать следующие темы: «Путешествие в царство цветов и зву­ков», «Путешествие по странам и континентам», «Круглый год», «Лес­ные новости», «Невидимые нити», «Кладовая природы», «Письмо на снегу», «Чудеса в решете», «Там на неведомых дорожках». По этим темам может быть организована проектная деятельность детей, в ходе которой дети применяют освоенный опыт из разных образовательных областей.

С целью развития детской инициативы и творчества можно орга­низовывать вместе с детьми события одного дня в соответствии с определенным замыслом, например «День волшебных превращений», «День космических путешествий», «День лесных приключений», «День Земли», «День птиц».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.