Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История русской литературы первой половины XIХ в




История русской литературы XVIII в.

Этапы развития русской литературы XVIII века. XVIII век – век Просвещения. Классицизм в русской литературе, его своеобразие, история его становления как литературного направления. Система жанров классицизма. Реформа литературного языка в эпоху классицизма. Реформа стихосложения в русской литературе XVIII века. Творчество А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина.

Сентиментализм в русской литературе XVIII века. Своеобразие русского сентиментализма. Система жанров. Язык и стиль писателей-сентименталистов. Творчество Н.М. Карамзина, А.Н. Радищева и др.

Поэтическое творчество Г.Р. Державина.

 

Басня как жанр в русской литературе. Художественное своеобразие басен И.А. Крылова. Басни И.А. Крылова — «маленькие комедийки» (В.Г. Белинский).

Элементы эпики, лирики и драмы в баснях Крылова. Отличие басен И.А. Крылова от классицистских и сентименталистских басен. Реализм басен Крылова, мастерство типизации, характерность образов, сюжетов. Образ рассказчика в баснях Крылова. Крылов и античная басня. Проблематика басен Крылова. Композиция крыловской басни. Особенности поэтической речи, стихия разговорного стиля. Значение басен Крылова в развитии русского литературного языка. Превращение крыловских афоризмов в пословицы и поговорки. Эзопов язык, ирония, сарказм, аллегория, метафора, сравнение. Стих басни: разностопный (вольный) ямб. Рифмовка.

Своеобразие русского романтизма (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, поэты–декабристы и др.). Возникновение романтизма в русской литературе. Основные эстетические принципы романтизма: «двоемирие», культ свободы, индивидуальности, чувства, природы, искусства. Жанровая система, своеобразие поэтического языка. Проблема классификации литературных течений в романтизме. Философско-элегическая разновидность романтизма (В.А. Жуковский, И.И. Козлов, Е.А. Баратынский, Д.В. Веневитинов и др.) Определяющая роль Жуковского в зарождении и развитии отечественного романтизма. «Общество любомудрия», позиция «любомудров» в литературной борьбе. Альманах «Мнемозина». «Антологический» романтизм К.Н. Батюшкова, А.А. Дельвига. Гражданско-героическое течение в русском романтизме.

Жанровое и идейно-тематическое своеобразие лирики А.С. Пушкина. Образ лирического героя. Тема дружбы. Тема любви. Тема поэта, поэзии, творчества: мысль об эволюции поэтического творчества («Евгений Онегин», начало 8-й главы); поэт и «толпа», «чернь»; влияние Пушкина на русскую поэзию. Тема природы. Реальное и символическое в изображении природы в поэме «Медный всадник». Историческая и гражданская тема: образ Петра I, война 1812 года. Этатизм – убежденность в необходимости сильного государства для процветания народа. Романтическая и реалистическая лирика Пушкина. Анакреонтические мотивы лицейского периода, темы любви и дружбы («Вакхическая песня» 1825 г.) – гармония чувства и разума. Идея гармонии и покоя («И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть и равнодушная природа Красою вечною сиять»), («Брожу ли я вдоль улиц шумных...»), «Элегия», «Пора, мой друг, пора!». Тема мига, мгновенья, минуты(«Я помню чудное мгновенье...», «Если жизнь тебя обманет...», «19 октября 1825 г.» («Минутное забвенье...»), «Осень» («Минута – и стихи свободно потекут»). Тема времени в целом («Телега жизни», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Была пора: наш праздник молодой...», последние стихи, посвященные годовщине открытия лицея в 1836 г.). Тема возрождения, обновления человека («Я помню чудное мгновенье», «Осень»). Тема памяти («На холмах Грузии», «Что в имени тебе моем?», «Вновь я посетил...»). Тема смерти и бессмертия («Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Вновь я посетил...», «Я памятник себе воздвиг...»). Мотив свободы личности («Пора, мой друг, пора!», «Из Пиндемонти», «Я памятник себе воздвиг...»). Мотив свободы поэта («Осень», «Из Пиндемонти»). Мотив отрицанья и сомненья («Демон»).

Роман «Евгений Онегин» – первый русский реалистический роман в стихах.«Евгений Онегин» как «роман жизни» и «роман культуры». Проблематика романа, образы героев. Художественное своеобразие романа, его жанр, композиция, стиль, стих. Роман в стихах: традиции романтической поэмы и прозаического романа. «Энциклопедия русской жизни» (Белинский). Архитектоника произведения. Сочетание событийной «открытости» и композиционной завершенности. Принцип симметрии, зеркальная фабула. Ослабление «сюжетности», нарративности и усиление роли внесюжетных компонентов. Типы «отступлений». «Десятая глава» романа, споры вокруг нее.

Народ и история в драматургии и прозе А.С. Пушкина.«Борис Годунов» и «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Образ Петра I в творчестве Пушкина. «Полтава». Проблема национально-исторического героя. Исторические труды Пушкина («История Пугачева», материалы к «Истории Петра I»). «Капитанская дочка» — первый русский реалистический исторический роман. Пушкин и историческая беллетристика Вальтера Скотта. Фольклорные мотивы в повести. Глубина и широта изображения России XVIII в. Дворянство и народ. Тема «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Образ Пугачева, проблема русского национального характера. Трагизм российской истории и трагизм судьбы Пугачева. Историческое и бытовое в повести. Поэма «Медный всадник». Проблемы личности и государства.

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – первый русский философский и психологический роман в прозе.Замысел, история создания романа. Жанровый состав произведения. Социальные, нравственные, психологические и философские проблемы в романе. Система образов романа. Психологизм как средство характеристики персонажа. Система «двойников» как основной принцип построения системы образов романа, роль этого принципа в создании типического «портрета поколения». Роль композиции в раскрытии образа Печорина (функция фабульной инверсии, смена рассказчиков, значение второстепенных действующих лиц, картин природы). Отказ от традиционного повествования романного типа; объединение отдельных повестей в сложное композиционное целое. Смысл авторского предисловия. Исповедальная форма дневника. Современные споры о романе.

Своеобразие творческого пути Н.В. Гоголя: от романтизма к реализму. Критико-сатирический характер реализма Гоголя. Новый, «гоголевский» тип творчества: тематика, проблематика, стиль. Сопоставление Гоголя с Пушкиным и Лермонтовым. Демократизация тематики и языка, обращение к будничной стороне жизни. Гоголь и «натуральная школа» в русской литературе 40-х годов XIX в. Роль символики, фантастики, гротеска в гоголевском творчестве. Эстетические взгляды Гоголя. Гоголь как социальный и религиозный мыслитель.

Периодизация творчества. Характеристика основных сборников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.