Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История русской литературы XХ в




Концепция героя в творчестве М. Горького. Герои ранних романтических рассказов Горького (Сокол, Радда, Лойко Зобар). Воплощение принципа «человек есть все». Связь с идеями Ницше. Тип героя-босяка (от Челкаша к Сатину). Тип «нового» человека (Павел Власов). Тип «лишнего человека» у Горького (Фома Гордеев, Клим Самгин, Егор Булычев и др.).

Концепция революции и гражданской войны в литературе ХХ века (А. Фадеев, Б. Пильняк, М. Булгаков, И. Бабель, А. Толстой, Н. Островский, М. Шолохов и др.). Романтически обобщенный образ народа и революции. Особенности изображения гражданской войны. Элементы натурализма в изображении войны (Б. Пильняк, А. Веселый, И. Бабель, М. Шолохов). «Разлом» в сознании народа. «Коллективный герой» А. Серафимовича. Исследование психологии масс. Проблема взаимоотношения героя и массы (Кожух, Левинсон, Чапаев, Лютов). Великая драма человека, «полюбившего идею» (Н. Островский «Как закалялась сталь»). Нравственная проверка человеческой сущности в бесчеловечных условиях (Б. Лавренев, А. Фадеев, М. Булгаков). Тема русской интеллигенции и революции. Мера личной ответственности перед народом, страной, самим собой. Осмысление темы гуманизма и революции. Тема испытания для России. Противопоставление революционной энтропии вечных ценностей – любви и прощения.

Жанр антиутопии в русской литературе ХХ века (Е. Замятин и А. Платонов). Роман Е. Замятина «Мы». Проблема свободы личности. Предупреждение о пагубности движения человечества к тоталитаризму, машинизированному обществу. Традиции Н. Гоголя, Дж. Свифта, А. Франса, Г. Уэллса, К. Чапека. Ирония, переходящая в сарказм. Элементы историко-философского и футурологического трактатов, литературного портрета в романе. Влияние романа на западно-европейскую литературу. Преодоление «небратства», «отчужденности» в прозе А. Платонова («Котлован», «Чевенгур»). Тема коллективизации. Платоновское понимание коммунизма. Апокалиптичность художественного мышления. Проблемы времени, смерти, связи человека с природой. Элементы притчевости. Архетипические константы человеческого и природного бытия: дом, детство, старость, смерть ребенка, вода, солнце и т.д. Элементы натурализма.

«Маленький человек» советской эпохи в произведениях М. Зощенко, М. Булгакова, М. Шукшина. Образ и тема «маленького человека» в истории русской литературы (Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков, А.П. Чехов и т.д.). Продолжение и развитие традиций изображения «маленького человека» писателями ХХ века. Сатира на «маленького человека» в «Рассказах Назара Ильича, господина Синебрюхова» М. Зощенко, «Дьяволиаде», «Собачьем сердце» М. Булгакова. Образ рассказчика, проблема «маски».

Жанр философского романа (повести) в литературе ХХ века (М. Булгаков, Б. Пастернак, Л. Леонов, Ю. Трифонов и др.). Спор о судьбе и предназначении человека. Двойственность решения темы «человек и природа». Тема исторических судеб русского народа. Проблема национального характера. Обилие прямых философских рассуждений.

Жанр поэмы в русской литературе ХХ века (С. Есенин, В. Маяковский, А. Ахматова, М. Цветаева, А. Твардовский и др.). Циклизация как феномен ХХ века. Сюжеты циклов поэм Ахматовой, Цветаевой. Исповедальность (жанр стиха-исповеди). Ориентация на психологическую прозу. Роль детали, предметность изображения. Связь поэзии с жанрами устного народного творчества, народными верованиями, народным языком. Особенности синтаксиса поэм. «Скрытый диалог» с читателем. Образы лирической героини и лирического героя. Мотивы любовного романа («Поэма Горы», «Поэма Конца» Цветаевой)). «Поэма заставы» о бедствиях рабочих. Поэма «Крысолов. Лирическая сатира», посвященная разоблачению филистерства. Поэма «Лестница»: символический образ лестницы человеческого бесправия. «Поэма Воздуха».

С.А. Есенин. Драматическая поэма «Пугачев». Тема революции в восприятии поэта («Поэма о 36»). Поэма «Анна Снегина». Тема сложного пути крестьянства в революцию. Лирическое и эпическое начала в поэме. Трагические мотивы в поэме «Черный человек».

Жанр поэмы в дореволюционном периоде творчества В. Маяковского («Человек», «Флейта-позвоночник» и др.). Поэма «Облако в штанах». Осмысление трагедии «украденной любви». Лирический герой. Острое и драматическое ощущение двойственности бытия. Жертвенность, индивидуализм лирического «я». Основной конфликт. Оптимистический финал. Поэтическое освоение революции в творчестве («Хорошо!», «Владимир Ильич Ленин» и др.).

Поэма А. Ахматовой «Реквием». «Реквием» как цельное произведение с прологом и эпилогом. Тема смерти и памяти в поэме. Тема вечной судьбы русской женщины. «Я» и «мы» в поэме. Слияние судьбы поэта с народной судьбой. Внутренний сюжет поэмы. Фольклорное начало в поэме. Евангельский сюжет. «Ошеломляющая материальность». Максимальная точность деталей.

Жанр поэмы в творчестве А. Твардовского. «Страна Муравия». Сказочно-фольклорный характер поэмы. Сложность исканий Моргунка. «Дом у дороги»: проблематика, система образов. Образ лирического героя. Трагический пафос поэмы. Развитие лейтмотива дороги. «За далью – даль» как лирическая эпопея. Хронотоп поэмы. Историзм поэмы. Публицистические и лирико-исповедальные черты стиля. «По праву памяти»: автобиографизм и автопсихологизм, ораторский склад и трагический пафос поэмы. «Василий Теркин»: сочетание бытовых реалий и символики, героики и юмора. Композиция. Автор и герой в поэме.

Духовный мир человека в русской поэзии ХХ века. Обзор. Анализ творчества двух поэтов (по выбору): Н. Заболоцкий, Б. Пастернак, К. Симонов, А. Тарковский, Вл. Соколов, Н. Рубцов, Д. Самойлов, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина и др. Роль поэтического слова в начале 1960-х гг. Публицистичность, гражданское звучание лирики 60-х гг., ее революционный романтизм. Отход от идеологической ортодоксии. Личностность как отличительная черта поэзии 60-х гг. Ораторская тональность, точность, «фотографичность» зарисовок, открытость миру Е. Евтушенко; «интеллектуальность», артистичность, ассоциативность, оригинальность формы А. Вознесенского. «Тихая лирика» 1970-х годов. Изображение духовной жизни личности, народа, образ «малой родины» в поэзии В. Соколова, Н. Рубцова, Н. Тряпкина. Темы России, природы, земли. Размышления о времени, судьбах культуры, о поэте и поэзии в стихотворениях Д. Самойлова, А. Тарковского, В. Шефнера. Петербургская тема в поэзии. Спад интереса к поэзии в 80–90-е годы. Постмодернизм в поэзии 90-х – Д. Пригов, Т. Кибиров и др.: игра со словом, поэтика примитивизма, использование штампа, центонность как художественный прием и др.

Проблема героя в «возвращенной литературе» (Л. Чуковская, А. Бек, Ю. Домбровский, В. Дудинцев, А. Солженицын, В. Шаламов и др.). Борьба героини повести Л. Чуковской с государственной машиной подавления. Истории и судьбы гонимых персонажей. Повесть «Софья Петровна» как книга «об обществе, поврежденном в уме» (Л. Чуковская). Концепция положительного героя у Ю. Домбровского. Соотношение героя «возвращенной» литературы с типом «лишнего человека» и героем соцреализма. Человек в условиях тоталитарной системы. Тема нравственного противостояния личности тоталитарной системе. Проблема нравственной деформации личности. Люди науки: ученые и лжеученые. Нравственно-философская проблематика произведений. «Колымские рассказы» как «преображенный документ», «страстное повествование о разрушении человека» (В. Шаламов). «Панорама антижизни», созданная в рассказах. Духовное падение и духовное возрождение человека в лагере – два пути героев Шаламова. Судьбы людей, «не бывших, не умевших и не ставших героями». Жестокая правда о человеке. Герои, потерявшие свое достоинство, и сохранившие в себе человека.

Тема Великой Отечественной войны в художественной и документальной литературе ХХ века. (К. Воробьёв, В. Богомолов, В. Кондратьев, В. Быков, Ю. Бондарев, Б. Васильев, В. Гроссман, Г. Владимов, С. Алексиевич, А. Адамович, Д. Гранин и др.). Батальные традиции в русской литературе. «Проза лейтенантов». Замена лакировки действительности «правдой факта» истории. «Эстетика достоверности» как главная примета «окопной повести». Коллизия в повести о войне. Проблема подвига и предательства, сила духа и жажда жизни. Война и любовь. «Он» и «она» на войне. Проблема памяти о пережитом на войне. Три этапа Великой Отечественной войны в трилогии К. Симонова «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето». Концепция войны и ее изображение в романах. Тема сохранения человечности в прозе о войне. Философия свободы и проблема ответственности человека. Историзм. Психологизм.

Библейские сюжеты в литературе ХХ века (Л. Андреев, М. Булгаков, Ю. Домбровский, Ч. Айтматов, «Реквием для губной гармошки» Э. Ветемаа и др.). Евангельский сюжет как источник морально-этической, духовной и душевной силы современного человека. Интерпретация евангельского сюжета М. Булгаковым («Мастер и Маргарита»), Б. Пастернаком («Доктор Живаго»). Концепция предательства в дилогии Ю. Домбровского («Факультет ненужных вещей»). Проблема свободы личности и нравственного подвига. Проблема «преступления и наказания». Проблема существования человека в мире несвободы, бесправия и насилия.

Основные тенденции в драматургии второй половины ХХ века (А. Вампилов, В. Розов, М. Шатров, А. Володин, А. Арбузов, Э. Радзинский, В. Славкин, Л. Петрушевская, В. Арро, А. Шипенко и др.). Многообразие нравственно-стилевых исканий драматургии. Новые характеры и ситуации в пьесах И. Дворецкого («Человек со стороны»), А. Гельмана («Премия», «Мы, ниже подписавшиеся»), Г. Бокарева («Сталевары»). Творческая индивидуальность А. Вампилова. Жанр психологической драмы-комедии («Прощание в июне», «Старший сын»). Конфликт, его роль в пьесах «Прошлым летом в Чулимске», «Утиная охота». Активная творческая деятельность А. Арбузова, А. Володина, Л. Зорина, Э. Радзинского, В. Розова и др.

II. Русский язык




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.