Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод грэхем 1 страница




Визуализация - это использование в мыслительном процессе не слов, а зрительных образов. Мы все способны создавать мысленные образы, иначе говоря - способны к внутреннему зрению. Эта способность является функцией углубленных, древних отделов головного мозга. К сожалению, в ходе эволюции структуры, отвечающие за речевые функции, надстроились над отделами мозга, которые создают мысленные зрительные образы. Люди
научились выражать свои мысли словами. А этим - скрывать свою зависимость от осмысленных зрительных образов. Многие осознают это, только когда постоянная "словесная трескотня" в мозге приглушается или вовсе приостанавливается.
Такое состояние может возникать и само собой - во сне, при дремоте или задумчивости, а может и целенаправленно вызываться медитацией, гипнозом, аутогенной тренировкой или взлетом творческого воображения, то есть когда мы раскованы и перестаем мыслить словами.
Некоторые люди прямо-таки настаивают на своей неспособности создавать внутренние зрительные образы. Это не так. Просто слова в их мыслях настолько преобладают, что они уже не уделяют зрительным образам никакого внимания и, в результате, абсолютно не подозревают об их присутствии. Зрительное воображение у таких людей по большей части является "бессознательным".
Вера в возможность зрительных образов оказывать воздействие на организм стара, как мир. Стоит только представить себе, что вы едите лимон, как ваш рот наполнится слюной. Широко известно, насколько сильные физиологические реакции вызываются сексуальными или угрожающими зрительными образами.
Но не все знают, что визуализация может вызывать изменение скорости движения крови, концентрацию сахара в ней, может отразиться на процессах пищеварения, сказаться на работе сердца, изменить артериальное давление, усилить или же ослабить потоотделение, мышечный тонус, повлиять на размер зрачка, даже на возникновение волдырей.
Недавние экспериментальные и клинические исследования подтвердили, что визуализация способна влиять даже на иммунитет. Определенные зрительные образы усиливают реакции белых кровяных телец и гормонов на стандартные тесты, воспроизводящие психологический стресс.
Подобные наблюдения доказывают, что визуализация в состоянии помочь в управлении физиологическими функциями, которые прежде считались безусловно непроизвольными. Значит, воображение человека можно использовать для лечения, то есть регулировать сердцебиение, снижать давление крови и направлять многие другие физиологические функции с помощью зрительных образов. К тому же визуализация надолго сохраняет благоприятные эффекты.
Механизм воздействия визуализации на человеческий организм окончательно еще не понят, но создается впечатление, что образы возводят между сознанием и органами своего рода мост, по которому информация перетекает из сферы психики в сферу физиологии и обратно.
Образы дают более прямой и непосредственный "отчет" о содержании нашего "бессознательного", нежели речь. В отличии от слов, которые, возникая в нашем сознании, сначала расставляются в соответствии с правилами грамматики и только потом произносятся, видения почти не фильтруются рассудком.
Физиологические эффекты могут быть обусловлены психологической и эмоциональной нагрузками зрительных образов. Этот процесс известен как активное воображение, или творческая визуализация. Физиологические эффекты порой вызываются и без участия сознания. Мысленные образы, привычно возникающие в ответ на психологические впечатления, влекут за собой физиологические изменения.
Например, если вы непрестанно воображаете, как кто-то вам чем-то угрожает, ваш организм будет находиться в постоянной готовности к защите. Давление крови станет повышенным, сердцебиение учащенным, а мышцы напряженными.
Визуализация очень увлекает и полностью захватывает наше внимание. Чередование и одновременное сосуществование различных зрительных образов в воображении создает ощущение особого времени, совершенно не связанного с его реальным течением. Это позволяет уменьшить стрессы и снять физическое напряжение, возникающее от беспокойных мыслей.
Визуализация имеет множество разнообразных приложений, но внимание ученых было привлечено к ним лишь сравнительно недавно. До семидесятых годов все порожденное воображением не считалось достойным объектом научного исследования и оставалось епархией поэзии. Психологи обратшга-внимание на это явление, только уяснив, каких достижений при запоминании чего-либо можно добиться с помощью зрительного воображения. Кстати сказать, актеры уже давно тренировали память, прибегая именно к визуализации.
Некоторые из возможных приложений визуализации кратко рассмотрены далее.
Один из простейших способов запомнить какой-либо список - связать его первый и второй пункты в одном зрительном образе, затем придумать еще один образ, чтобы присоединить третий пункт, и так далее. Такой "цепной" метод можно применять и к идеям, и к действиям, и таким путем запоминать их в нужной последовательности.
Другой способ запомнить список состоит в том, чтобы представить мысленно знакомую улицу и последовательно расставить определенные образы возле ориентиров на ней. Затем эти пункты будет легко вспомнить, воспроизводя в нужной последовательности ориентиры хорошо знакомой улицы или местности. Так зрительные образы могут стать мощным инструментом запоминания и обучения.
Прежде чем приступить к планированию или проведению исследований, необходимо использовать визуализацию, чтобы получить мысленное представление о конечном результате задуманного.
Рассматривая в уме то, что вы делаете или собираетесь сделать, вы можете заранее увидеть вероятные изъяны своих замыслов и найти способ их ликвидации. Вы получаете возможность предвидеть проблемы и пути их преодоления. Точно так
же, как созданию литературного произведения или осуществлению научного эксперимента предшествуют вполне определенные идеи, мысленное воспроизведение любой деятельности и ее последствий помогает решить проблемы и повысить производительность.
Подобным образом нередко поступают спортсмены - они "проигрывают" в уме все этапы предстоящего состязания. Это позволяет им преодолеть тревогу, неуверенность или сомнение.
Поскольку визуализация отвлекает от всего окружающего, ее применяют для снятия напряжения и стресса, для приспособления к производственным условиям, в бизнесе и торговле, а также для укрепления уверенности в себе.
Визуализация давно используется в психотерапии, помогая вскрывать и исследовать бессознательные процессы.
Она входит во многие современные психотерапевтические методы лечения, включая психоанализ, юнгианский анализ, геш-тальт-терапию, психосинтез, коррекцию поведения, аверсивную и ролевую терапию, нейротерапию и др.
Визуализация применяется, если нужно подкрепить чувство контроля над обстановкой и развить умение справляться с самыми разными ситуациями, а не избегать их. Она позволяет снизить страх перед сложностями и научиться отыскивать возможности разумного поведения в любых условиях. Визуализация открывает доступ к прошлым впечатлениям, в том числе к пережитым в раннем детстве, когда речь еще не приобрела главенствующего значения.
Она может обогатить эмоциональную сферу вашей жизни, преодолеть установку на постоянную защиту и внутреннее сопротивление, а также подсказать неведомые пути выздоровления, когда лечение заходит в тупик.
Обычно терапевты предпочитают работать с больными, у которых зрительные образы возникают самопроизвольно. Но если воображение пациента слишком ограниченно или врач хочет в корне изменить характер мыслительной деятельности человека - визуализация налаживается самим терапевтом.
Подсказанные образы сравнимы разве что со сном наяву, когда человек, получивший первый импульс от другого, испытывает новое для себя переживание, которое позволяет ему противостоять своему бессознательному. Естественно, он (и часто весьма впечатляюще) соотносит все с собственными реальными жизненными обстоятельствами и проблемами. Эффективность направляемой визуализации сделала этот метод весьма распространенным в психотерапии и у психологов-консультантов.
Визуализация широко применяется в медицине и смежных областях, где очевидная польза от нее, подтверждаемая исследованиями, признается все более широко.
О физической боли обычно трудно рассказывать, особенно маленьким детям, и способы оценки болевых ощущений на основе зрительных образов были разработаны именно с целью преодолеть речевые ограничения и добиться более глубокого проникновения в детские представления о боли.
Кроме того, визуализация широко применяется врачами для анализа и облегчения страданий пациентов от появления соматических болевых ощущений, вызванных психологическими причинами, такими как чувство вины и тревоги. В наши дни визуализация стала основой многих процедур, применяемых в специализированных клиниках для того, чтобы справиться с болью.
Методы лечения, основанные на воображении, широко пропагандировал американский специалист по онкологическим болезням Карл Саймонтон.
Объединив достижения научных исследований во многих областях медицины, они сделали вывод, что эмоциональный и психический факторы играют значительную роль как в подверженности страшным болезням, включая рак, так и в их излечении.
Соответственно первый шаг к улучшению самочувствия больного - это объяснение ему значения новых методов лечения его болезни и его настрой на выздоровление.
Супруги Саймонтон предупреждали, что сам по себе диагноз рака, становясь известным пациенту, уже вызывает у него стресс и другие отрицательные реакции - страх, чувство безнадежности и отчаяния, которые подавляют иммунитет онкологического больного и ухудшают его состояние.
Они пришли к убеждению, что визуализация может помочь таким больным разными путями. Во-первых, она дает человеку возможность расслабиться, снимает напряжение и тем самым помогает противостоять стрессу. Так, по их мнению, можно усилить иммунитет.
К тому же Саймонтоны полагают, что визуализация способна поддержать больного, угнетенного страхом, безнадежностью и беспомощностью. Она позволяет больному обрести контроль над ситуацией и изменить отношение к ней.
Зрительные образы облегчают и задачу врача. Без их применения невозможно понять отчаянные побуждения, роящиеся в подсознании страдальца, и получить доступ к глубинным процессам, определяющим его состояние.
Карл Саймонтон обучал своих пациентов простым способам расслабления и помогал им удерживать в воображении образы тех местностей, где им когда-то было приятно находиться. Далее он просил больных представить свое состояние в любом виде, какой только придет в голову, а также зрительно воспроизвести эпизоды лечения, которое они уже получили. Затем им надо было вообразить, как, в ответ на процедуры, опухоль уменьшается или просто реагирует на лечение.
Из 159 больных с диагнозом неизлечимого ракового заболевания, которые, прибегая к визуализации, лечились в продолжение четырех лет до 1978 года и из которых ни один по прогнозу не мог прожить больше года, 22,2% достигли полного излечения. Еще у 7% болезнь пошла на убыль, а у 27% стабилизировалась.
Дальнейший рост опухоли наблюдался у 31% больных, но и они жили в 1,5-2 раза дольше, чем предполагалось. Даже у тех, кто все же пал жертвой болезни, сохранялся гораздо более высокий уровень активности, и качество их жизни оценивалось как более высокое, чем при отсутствии лечения. Все это происходило благодаря визуализации.
С тех пор в пользу утверждения Саймонтона о необходимости дополнения визуализации к обычным терапевтическим средствам в борьбе с раком было получено большое количество независимых друг от друга свидетельств, в том числе при лечении детей.
Последующие исследования подтвердили, что визуализация порождает множество эффектов, включая облегчение состояния больных. Было доказано, что она значительно уменьшает боль, тошноту, снимает чувство тревоги и эффективно противодействует нежелательным осложнениям при химиотерапии.
Хотя необходимость в специальных исследованиях, проводимых под строгим контролем, сохраняется, основанные на воображении терапевтические методы, в том числе визуализация, были с большим энтузиазмом приняты в Европе и США, и распространились весьма широко. В Англии к ним относятся с большей осторожностью, но и там в ряде больниц визуализация включена в терапевтические программы лечения рака.
Однако на сегодня нет бесспорных свидетельств эффективности визуализации при лечении рака без применения обычных медицинских методов, таких как хирургия, химиотерапия или радиотерапия.
Различные варианты визуализации эффективны в решении целого ряда медицинских проблем, включая хронические болезни, тяжелые травмы конечностей, ревматоидный артрит, ожоги, алкоголизм, последствия стресса и нарушения в течении родов. Было продемонстрировано вызванное визуализацией улучшение иммунитета. Признана польза от этого метода и при лечении СПИДа.
В настоящее время визуализация, в качестве вспомогательного средства, широко применяется в обычных медицинских подходах - при установлении диагноза и лечении заболеваний, облегчая связанные с ними чувство беспокойства и боли.
Кроме того, она помогает пациентам справляться с проблемами, сопряженными с некоторыми методами лечения (радиотерапия, химиотерапия, хирургические операции и т. д.), а их семьям - с последствиями этой болезни (инвалидность, изоляция и, возможно, смерть).
Многое из того, что говорится о визуализации, производит сильное впечатление. Ее эффективность в целом ряде случаев подтверждена исследователями. Однако в разговорах часто встречаются преувеличения. Некоторые сообщения о благотворном действии визуализации и помощи, какую она оказывает при лечении рака и других серьезных заболеваний, привели к утверждениям, будто воображение само по себе может излечить рак.
Некоторые врачи пропагандируют отказ от обычных методов лечения рака и СПИДа в пользу визуализации.
Некоторые люди приписывают собственное излечение именно этому способу лечения, и их убеждение сильно повлияло на продвижение визуализации как метода самолечения и включение ее в терапевтические программы лечения онкологических заболеваний и СПИДа.
Однако, несмотря на обилие разрозненных свидетельств о воздействии зрительных образов на течение болезни, пока слишком мало убедительных научных доказательств того, что они излечивают сами по себе.
И все же различные способы вызывания зрительных образов в сознании были включены в ряд подходов к самолечению, а визуализация, нацеленная на развитие личности, на психологическое либо духовное перерождение или на достижение душевного здоровья, широко применяется как способ самопознания и самоподдержки. Визуализация - одна из основ системы социальной и психологической трансформации, известной как "Новый век".
Широкое применение визуализации в клинике многим представляется в высшей степени новаторским, однако ничего нового в этом методе для медицины на самом деле нет. В любых традиционных лечебных системах мира целители издавна ставили диагноз и лечили болезни с помощью зрительных образов, которые вызывали в сознании своих пациентов.
У древних египтян и греков считалось, - что сон в святилищах вызывает сновидения, дающие ключ к прояснению причин тревоги, страха, вины и других эмоциональных факторов, лежащих в основе болезни. Кроме того, зрительные образы помогали внушить больным весьма полезный для выздоровления оптимизм.
На протяжении всей истории человечества практикующие врачи совершенно сознательно использовали силу воображения, когда применяли плацебо - средства имитации медицинских процедур, которые не имеют никакой целительной силы и используются скорее для успокоения больного.
Было показано, что плацебо не уступает по эффективности известным методам лечения от множества недугов - от сенной лихорадки до ревматоидного артрита.
Значительное внимание привлекли эффекты негативного плацебо, или "ноцебо", когда лечение не оказывает действия потому, что больной в него не верит. Получается, что успех излечения во многом зависит от того, насколько пациент в состоянии представить себе, что лекарство действительно помогает и что ему становится лучше. В такой перспективе все случаи выздоровления оказываются самоизлечением. Более глубокое понимание сущности визуализации и ее возможностей может в будущем привести к ее систематическому применению в медицинской практике.
Визуализация не относится к числу особых свойств сознания, присущих лишь обладателям могучего творческого потенциала. Этой способностью обладают практически все люди и охотно ею пользуются. Для большинства из нас не составляет особого труда создать в своем воображении зрительный образ. Однако, если прежде вы пренебрегали возможностями своего воображения, вам может потребоваться немалая практика, чтобы научиться вызывать живые зрительные образы.
Если вы считаете себя лишенным воображения или наделенным им в меньшей степени, нежели другие, значит, вы просто редко использовали свою фантазию.
Запомните: воображение нуждается в тренировке. Если его не упражнять регулярно, оно так и останется слабым и неразвитым. Зрительные образы не смогут возникать легко и непринужденно, станут смутными и мимолетными, а удерживать их будет трудно.
Понятие "упражнения для воображения" может просто обескуражить. Вероятно, у вас даже возникнет впечатление, что воображение - настолько тяжелая и к тому же беспокойная работа, что вы не сможете выполнить ее правильно.
Однако тренировка воображения отнюдь не похожа на физические упражнения. Она не требует никакого мышечного напряжения и даже мысленных усилий. Фактически, визуализация - это не способ "сделать" что-то во что бы то ни стало, скорее наоборот, ключ к успешной визуализации - расслабление.
Нередко утверждают, будто для создания мысленных образов необходимо глубокое расслабление всего организма и рекомендуют перед визуализацией обязательно применять специальную технику. Однако обычно подобного расслабления для визуализации не требуется, хотя оно и может помочь в том случае, если вы все еще излишне напряжены или ваши мысли слишком беспокойны, ибо такие состояния полностью подавляют фантазию.
Если у вас возникнет сомнение - а удастся ли вам визуализация? - оно может оказаться отражением вашей общей неуверенности, которая проявляется всякий раз, когда необходимо что-либо сделать для достижения намеченной цели. Сомнение, беспокойство и подобные им чувства вызывают мышечное напряжение и препятствуют расслаблению, а следовательно, возникновению зрительных образов. Опасение, что визуализация у вас не получится, только увеличит вероятность подобного исхода.
Если, приступив к визуализации, вы обнаружите, что ваше сознание остается "пустым", не стоит переживать: скорее всего, это следствие вашего чрезмерного усердия. А это в данном процессе совершенно противопоказано, ведь любое усилие создает напряжение, подавляющее визуализацию. Лучше отбросить всякие потуги и дать возможность зрительным образам возникать самопроизвольно. Но для этого может потребоваться время.
Визуализация не требует усилий, но она невозможна без самодисциплины. Чем регулярнее вы будете практиковаться, тем вероятнее станет достижение хорошего результата. Однако вы не всегда сможете "найти" для таких занятий подходящее время. Скорее всего, его придется "выделить" или "создать".
Какой именно отрезок времени вы отведете для визуализации, будет зависеть от ответа на вопрос, зачем именно она вам нужна и насколько просто вам будет включить ее в ваши повседневные дела.
Если визуализация нужна вам как средство расслабления, самопознания, развития личности, решения проблем или повышения творческого потенциала, обычно хватает 20-30 минут. Если же она необходима вам как помощь в лечении, для борьбы с болью, или как советник при планировании учебы, репетиций, квалифицированной работы, или для принятия решения, более подходящим будем режим нескольких сеансов в день. Для каждого из них достаточно менее 20 минут.
Если вам трудно ежедневно выделять по 20 минут для визуализации, задумайтесь, почему так получается и как это может повлиять на ваш образ жизни и на вас лично.
Отсутствие мысленных образов часто связано с тем, что отрезок времени, в течение которого вы старались сделать их видимыми, был слишком короток, а вы чрезвычайно быстро сдались. Не стоит проявлять нетерпение. Ведь тогда вместо расслабления возникнет напряжение, при котором видения возникают не с такой легкостью, как хотелось бы, а визуализация становится все более и более трудной.
Если в процессе визуализации вы заметите у себя признаки нетерпения, это может означать, что подобное состояние отразится и на других ваших жизненных проблемах.
Самым подходящим для визуализации будет время перед отходом ко сну или же в постели, если только вы не используете визуализацию как средство против бессонницы, потому что очень возможно, она вызовет у вас сон.
Трудно не заснуть, если вы устроились слишком комфортно, например, в мягком кресле или на диване. Однако и в очень неудобных условиях провести сеанс визуализации не удастся.
Вот почему рекомендуется приступать к визуализации, когда вы сидите удобно, с хорошей поддержкой спины, рук и ног. Причем ступни должны прочно стоять на полу, руки покоиться на бедрах или на подлокотниках кресла, и никакие части тела не должны быть вывернуты или перекошены. Лучше освободиться от тесной одежды, снять обувь и очки.
Если вы закроете глаза, это поможет визуализации, но делать это не обязательно. Большинство людей легко вызывает у себя зрительные образы с открытыми глазами. Однако во втором случае уровень зрительного восприятия, конкурирующего с визуализацией, снижается, и вы сможете уделять больше внимания образам, возникающим в вашем воображении.
Исключение составляют люди, носящие контактные линзы. С закрытыми глазами они сразу же почувствуют дискомфорт. Если вы принадлежите к этой категории людей, вам лучше не закрывать глаза, а просто сфокусировать взгляд на какой-нибудь точке на полу или на стене. Точно так же следует поступить, если вы не можете зажмуриться из-за какого-нибудь физического изъяна, последствий травмы или операции.
Какое бы время и место вы ни выбрали для визуализации, постарайтесь, по крайней мере, вначале, проводить этот сеанс ежедневно. После некоторой практики вы сможете легко исключать внешние помехи, и окружающая обстановка станет для вас по большей части безразличной.
Я, например, успешно проводил сеансы в заполненной пациентами больничной палате, в помещении прямо над танцзалом, в шумных классах и на фоне звучащих сирен пожарной машины, скорой медицинской помощи, уличного шума, шторма и бури.
Самочувствие в этом случае гораздо важнее обстановки. У большинства людей беспокойство возникает, если на сеансе присутствуют посторонние, друзья или знакомые, которых набивается больше, чем обычно. Поэтому очень важно отыскать такое место, где вы сможете чувствовать себя спокойно и абсолютно расслабленно.
На практике отыскать подобное место часто оказывается нелегко. Многие из тех, кто приступил к визуализации, нередко именно по этой причине отказываются от продолжения занятий, даже если получили от них явную пользу. Такое поведение особенно характерно для женщин, которые чувствуют вину из-за того, что тратят время на себя, и беспокоятся, что окружающие сочтут их слишком занятыми собой.
Мужчины нередко чувствуют себя виноватыми из-за того, что "прохлаждаются", когда надо заниматься делами, зарабатывать на жизнь и добиваться поставленных целей.
Если вас беспокоит, что подумает ваша семья, друг или мойщик окон, когда увидит, как вы бездельничаете, лежа с закрытыми глазами, найдите место подальше от зрителей, где вам никто не будет мешать, например, в ванной, даже если для этого вам придется минут 20 отмокать там.
Если окажется трудным дисциплинировать себя настолько, чтобы проводить визуализацию регулярно, вам лучше присоединиться к группе или организовать ее самому и коллективно освоить и обсудить всю серию упражнений, которые будут описаны дальше в этой книге. Такой разговор может оказаться очень полезным и интересным. Так или иначе, но для получения положительных результатов надо систематически практиковать визуализацию.
Вас может останавливать не столько опасение, что вам не удастся вызвать у себя зрительные образы, сколько тревога, что ваша фантазия вдруг слишком разыграется. Или же вдруг, вместо того чтобы держать воображение на длинном поводке, вам захочется накинуть на него узду.
Тогда произойдет примерно то же, что происходит, когда наездник слишком натягивает вожжи, и лошадь начинает вертеться на месте и нисколько, пусть даже медленно, не двигается вперед. Если, приступая к визуализации, вы не отпустите накинутую на себя узду, ваше воображение тоже будет ходить по кругу, все время возвращаясь к одному и тому же и не продвигаясь никуда дальше.
Если вдруг ваше воображение начнет выкидывать всякие штучки - выдаст совершенно неожиданные, вовсе, неприемлемые образы, вы можете, конечно, попытаться поставить его под контроль. Но в таком случае вы полностью лишите свои усилия всякого смысла, точно так же, как, осадив лошадь, вы не позволите ей идти туда, куда она хочет.
Приступая к визуализации, вам необходимо уловить первый же образ, какой придет в голову, и дать ему время проясниться, стать отчетливым. Не сопротивляйтесь появлению каких-то других побочных образов и не подавляйте их с нетерпением прежде, чем они полностью оформятся.
Если хотите дать волю своему воображению, то должны помочь "наезднику" - вашему рассудку - расслабиться, забыть о разных соображениях, опасениях и заботах, которые преобладают в ваших мыслях. Возможно, тут возникнет новый источник беспокойства - опасение, что вы, пусть даже временно, потеряете власть над своим рассудком, а то и сам рассудок.
Однако на самом деле визуализация если чему и способствует, так это укреплению сознания и самоконтролю. Если вы освободитесь от ограничений, которые обычно налагает рассудок, то не только сможете осознать физические, физиологические, эмоциональные процессы, какие обычно находятся вне вашего осмысленного контроля, но и научиться оказывать на них прямое воздействие.
Не следует бояться, что вы затеряетесь под грудой собственных фантазий и, заглянув в свое "я", потеряете там и разум, и себя самого, словно в многократном зеркальном отражении. Забудьте, что в нашей культурной традиции интроверсия, или обращение внутрь себя, в собственный мир, самоуглубление, нередко рассматривается как причина, которая делает человека отстраненным, потусторонним, постепенно теряющим всякий контакт с реальностью.
Но может случиться и обратное - вас будет беспокоить собственная недостаточная погруженность в фантазии. В результате вы станете как бы сторонним наблюдателем разыгрывающихся в собственном воображении сцен - наблюдателем, который целиком поглощен самим собой и старается, чтобы все шло как надо. Однако это никоим образом не снижает ценности и действенности мысленных видений. Даже ни разу не погрузившись в образы фантазии полностью, можно пользоваться ими очень эффективно.
Вы можете считать визуализацию ребячеством и глупостью, не испытывая к ней особого интереса. Нет сомнения, что дети постоянно занимаются визуализацией. Для них фантазия - та же реальность. Заполненный картинами внутренний мир, который взрослым приходится открывать заново, для них распахнут сам собой. Он не формируется особыми приемами, а совершенно естественно служит источником детского творчества и способности учиться.
Поощряя воображение детей, мы способствуем их умению учиться и приспосабливаться к миру. И это вовсе не глупость. А вот что действительно нелепо, так это склонность многих взрослых пренебрегать собственным воображением и тем самым ограничивать свои творческие способности и умение приноравливаться к возникающей ситуации.
Страшно заглянуть в себя, в тайники своей души. Вдруг там нечто ужасное и вы потеряете уже не рассудок, а душу? Подобные страхи часто подогреваются служителями религии, рассматривающими реальные, но скрытые области сознания как вместилище дьявола.
Из-за того, что такие тайные, темные или теневые стороны личности часто ассоциируются со злом, безумием или грехом, люди стремятся не только скрыть их, но и поскорее от них избавиться.
Однако от нас скрыты и многие положительные качества, скажем нормальные инстинкты, адекватные реакции, реальные понятия и творческие импульсы. Если их игнорировать, то такое положение может привести к психическому и физическому расстройству. Вот почему, чтобы наилучшим образом сохранить свою целостность, вы обязаны знать обо всех сторонах собственной личности. Они должны быть осознаны и признаны. Такое стремление может принести вам только пользу.
Зачастую опыт встречи со зримыми образами, которые обычно приходят из скрытых областей сознания и высвечивают их, может оказаться весьма неприятным, даже болезненным. Это способно вызвать у вас сильное внутреннее противодействие. Но если глубже исследовать причины сопротивления, то окажется, что оно отражает именно те ваши отрицательные убеждения и предчувствия, которые вам же мешают в достижении успеха. А их можно изменить только тогда, когда они вынесены на поверхность.
Чрезмерное внимание к малейшей боли и другим раздражающим факторам - шумам, сквознякам и т. п. - как правило, отвлекает и не позволяет встретиться с миром воображения. За всем этим скрыто наше обычное нежелание заглянуть в себя. Визуализация даст максимальный эффект лишь тогда, когда вы выявите причины вашего внутреннего сопротивления и найдете в себе силы его преодолеть.
Зачастую мы не торопимся познакомиться со скрытыми, неведомыми даже самим себе сторонами собственной личности из страха: страшно увидеть себя таким, каков ты есть без прикрас, и признаться самому себе в собственных слабостях; страшно даже представить те последствия, которые подобная встреча будет иметь для нашей дальнейшей жизни. Учтите, не преодолев страха, вы и дальше будете оставаться со своими набившими оскомину проблемами, вместо того чтобы взять ответственность за преображение самого себя. Если вы способны признать мучающую вас проблему, важно попытаться осознать и устрашающие последствия возможных изменений.
Можно и не осознавать собственное желание заглянуть в себя и отрицать, что оно у вас есть. В любом случае склонность к внутреннему сопротивлению легко определить по вашей реакции на визуализацию. От визуализации вряд ли будет толк, если вы предпочтете плыть по течению или просто заснете. Сон часто дает возможность уклониться от необходимости что-либо делать; это испытанный способ укрыться от самого себя, своей ответственности и своих страхов.
"Ничего не меняя, мы упорно держимся за то, что нам понятно, даже если это решетка нашей собственной тюрьмы", - замечает по этому поводу Джон ле Карре. Столкнувшись лицом к лицу со своим "Я", мы можем достичь освобождения - вот почему важно стремиться к близкому знакомству именно с теми образами, которые вызывают желание уклониться от встречи с ними.
Визуализация может стать вызовом вашим убеждениям или существенно изменить представления о себе. Если вы полагаете, что вам не следует тратить время на визуализацию, то надо иметь в виду следующее: подобные "следует" и "не следует" часто становятся источниками стресса, заболеваний и резких колебаний в поведении. Испытывая подобные сомнения, вы не сможете расслабиться и отвлечься от окружающих вас проблем, даже если очень этого захотите.
К примеру, Джин любила представлять, как она бродит в напоенном бальзамом сосен бору, однако воображаемый запах горелых тостов быстро напоминал ей, что не следует пренебрегать домашними обязанностями. Увы, толку от подобных прогулок было немного. Попробуйте поставить себя на место Джин, и вам будет легче исследовать правила поведения, которые сам для себя устанавливает человек. Заметьте, причиной беспокойства и многих лежащих в основе этого беспокойства проблем являются именно они.
Отсутствие образов тоже может свидетельствовать о вашем сопротивлении самопознанию. Встретившись с таким затруднением, важно не просто принять его к сведению, но и вникнуть, что именно вас останавливает.
Если в целом проблем с визуализацией не возникает, но вас тревожат некоторые образы, то следует учесть, что, возможно, они бросают вызов вашим представлениям о самих себе и каким-либо убеждениям. Некоторые видения могут будить внутреннее сопротивление, так как они не соответствуют уже устоявшимся стереотипам поведения, внешнего вида, образа жизни и т. д. Не исключено, что тут находит отражение ваша неуверенность в себе, ибо взгляды и убеждения, которые вы не хотите подвергать испытанию, нельзя считать такими уж прочными.
Обнаружив сопротивление некоторым образам или уловив стремление их "заблокировать", постарайтесь найти этому объяснения или оправдания. Например, вы не можете создать образ самого себя, прыгающего в море, потому что вообще боитесь воды, так как не умеете плавать.
Независимо от любого символического смысла, какой может иметь лично для вас вода, подобная реакция раскрывает причину, которая сужает возможности вашей фантазии, и ту степень, в какой определенные ожидания (обычно негативные) ограничивают вас, вынуждая не браться за исследование своих реакций на новый для вас опыт.
Затруднения могут стать более выраженными, когда вы прибегнете к визуализации, чтобы добиться определенного результата. В своей работе с онкологическими больными Карл и Стефани Саймонтон встречались со случаями, когда пациенты отказывались включать визуализацию в арсенал средств борьбы с заболеванием, так как считали нечестным воображать, что опухоль уменьшается, когда им было ясно сказано, что она растет. Визуализация подрывала их понятие о реальности происходящего и, возможно, о них самих как о людях, честных во всем.
Важно понять, что целенаправленная визуализация не является средством самообмана. Это метод самоуправления, так как в видениях больным представляется отнюдь не то, что происходит сейчас, а то, к чему надо стремиться. Под убеждением, что вы сами себя обманываете, представляя мысленным взором, как ваш организм справляется с опухолью, может скрываться нестерпимый страх перед болезнью и постоянные сомнения в способности организма ее одолеть. Вот почему следует внимательно всматриваться в образы, создание и восприятие которых вызывает у вас затруднения или желание их изменить. Необходимо также понять причины подобных реакций.
Можно противиться собственному воображению еще и потому, что на самом деле вы не хотите почувствовать себя лучше или видеть свои проблемы решенными. Причин этого вы можете и не осознавать; в таком случае всякий раз, когда вы сталкиваетесь со своим внутренним сопротивлением визуализации, вам стоит спросить себя не только о том, что вы получите от изменения ситуации, но и что при этом потеряете.
Возможно, вы не захотите рассматривать некоторые стороны своей жизни, считая, что для этого еще не пришло время. В таком случае обязательно отложите применение визуализации до тех пор, пока вы не будете готовы к переменам и не начнете радоваться, а не противиться постижению истины, которую эта визуализация с собой несет.
Поначалу вы можете испытывать сомнения, действительно ли одним только воображением создано все, что вы представляете? Вы можете посчитать - раз картина не является полностью вымышленной, она по сути и не чистый плод воображения, а следовательно, будете отвергать ее как порождение памяти, а не фантазии. В таком случае не исключено, что у вас есть склонность смешивать объективное и субъективное, то есть вы испытываете трудности в различении внешнего мира и внутреннего.
Вы, вероятно, считаете: если объекты на воображаемой вами сцене имеют соответствия в реальности, то и сам образ отражает внешний мир, а не ваше внутреннее представление о нем. Вы можете не обратить внимания на скрытый символический смысл вызываемых вами образов из-за существования у них реальных соответствий в вашем настоящем или прошлом.
Если вы сомневаетесь в ценности явившихся вам образов, спросите себя, почему из всех объектов, людей или сцен, какие только можно было себе представить, вы вызвали именно те, а не другие.
Поскольку создателем образа являетесь вы, не может быть, чтобы он совсем ничего не говорил о вас, о своем творце. И что же тогда он говорит о вас? Внимательно исследуйте появившийся образ и постарайтесь понять, что вы можете с его помощью узнать, чему научиться.
Многое из того, что вы "видите" в реальном мире, на самом деле является лишь плодом воображения. Нельзя рассматривать действительность как нечто неизменное, существующее вне вас самих, раз и навсегда зафиксированное, находящееся вне вашего контроля. Увы, зачастую вы даже не имеете понятия, до какой степени вы собственноручно создаете реальность своими ожиданиями, предположениями и убеждениями и, соответственно, сколь широк ваш жизненный выбор.
Считая обстоятельства вашей жизни заданными, а вашу реакцию на них - неизбежной, скорее всего даже стрессы вы склонны рассматривать как нечто неотвратимое. Если это так, то вам трудно поверить, что, развивая в себе новые взгляды и ощущения, вы сами в состоянии создать другую реальность, что вы можете увидеть вещи совсем в ином свете, что вы способны отыскать в себе силы и возможности по-новому решить наболевшие проблемы, а тем самым снизить уровень стресса и даже вовсе от него избавиться. Если вам трудно не отождествлять ваши образы с реальностью, вы, возможно, не осознаете, что такие реалии вашей жизни, как страх, беспокойство, ожидание грядущих неприятностей и предубеждения, короче говоря, любые представления о себе и своем организме тоже отчасти или полностью воображаемы, аналогично создаваемым ими проблемам, которых вполне можно избежать.
Для многих людей их реальность (включающая порой совершенно фантастические понятия о себе, о других и об окружающем мире, а также воображаемые угрозы и источники страха) является в значительной степени именно плодом воображения.
Проблема возникает, когда эта воображаемая реальность держит вас на крючке и вы не видите отличий между ней и подлинной реальностью. Многие формы агрессии являются реакцией на воображаемые оскорбления, а страх может возникнуть не от действительной опасности, а от одного лишь ее ожидания.
Визуализация позволяет нам увидеть и принять себя такими, какие мы есть на самом деле, а не в обличье эфемерных идеалов. Для того чтобы освободиться из плена фантазий, надо не игнорировать их, а внимательно исследовать.
Только так можно открыть в себе новые качества, реализовать свой потенциал и успешно действовать в реальном мире. С помощью визуализации вы сможете уйти от страха перед собственными снами, перестать быть рабом собственных фантазий и настороженности, высвободить свои возможности, чтобы жить полной и творческой жизнью.
Желательно повторять описанные в этой книге упражнения по созданию мысленных образов. Достигнутое с их помощью новое понимание себя и своих возможностей будет меняться вместе с вами и обстоятельствами вашей жизни.
Возможно, вам покажется, что упражнения приведут к возникновению одних и тех же зрительных образов, сколько бы вы их ни повторяли. На поверку такое случается редко. А если и случается, то это значит, что вы сопротивляетесь и новому пониманию, и переменам.
Обычно даже воспроизведение одного и того же образа позволяет "открыть глаза" на различные проблемы. По этой причине, а также потому, что мысленные образы мимолетны и быстро забываются, какими бы яркими и значительными они ни представлялись, их следует записывать.
Фиксировать мысленные образы можно на магнитофоне или в обычном дневнике.
Магнитная запись быстрее и непосредственнее. Она дает возможность детализировать впечатления, по мере того как те становятся все более подробными, и создает "звуковое сопровождение", которое еще больше подчеркнет существенные детали возникающих в вашем сознании образов. Вспомнить впоследствии их будет легко.
Однако запись на магнитофон не всегда удобна и ограничивает изложение впечатлений только словами, тогда как цель визуализации - помочь объединить словесную форму мышления с несловесной.
Запись в дневнике сохраняет большую часть недостатков, присущих магнитной, лишена непосредственности и вдобавок весьма трудоемка. Сложность многих зрительных образов и скорость их возникновения часто делают словесные отчеты неадекватными и непонятными.
Наиболее целесообразна запись, которая наряду со словами включает в себя рисунки. Использовать иллюстрации полезно: они не только подстегнут вашу память, но и позволят уточнить ваши собственные мысли по поводу возникающих в вашем сознании образов. Полезным дополнением к таким фиксациям станет сопоставление "мысль - картинка". В результате вы сможете создать свой собственный словарь символов. Образы, которые вы вызываете и записываете, не обязательно должны "иметь смысл". Осознаваемых и поддающихся словесному описанию связей между образом и объектом может и не быть. Достаточно лишь знать, кто или что стоит за определенным символом, и когда он повторится, вы сразу поймете, к чему или к кому он имеет отношение.
Некоторые подробности возникающих у вас образов будут иметь тенденцию повторяться в разных контекстах и в сочетании с различными деталями и, поначалу непонятные, впоследствии сделаются более ясными, осмысленными, уместными и значительными.
Вот почему ваши записи должны включать подробности случайных впечатлений или совпадений, появляющихся не только в процессе визуализации, но и после. Не удивляйтесь, если что-либо из увиденного в сеансе визуализации потом привидится в ваших снах, в состоянии задумчивости или даже обнаружится в реальной жизни. Учтите, такие совпадения, причем все без исключения, имеют глубокий смысл, но часто остаются без внимания и забываются. Визуализация может давать и "побочные эффекты", поскольку имеет свойства стимулировать мыслительные и бессознательные процессы, даже мечтания. Нет ничего необычного, если одни и те же символы или темы будут повторяться в снах, дреме и фантазиях. Сны могут дать разгадку прежде непонятных образов, визуализация же, в свою очередь, прояснит содержание снов. Как только мост между вашим сознанием и подсознанием наведен, последнее не упускает ни единой возможности им воспользоваться.
После визуализации сновидения учащаются и становятся более правдоподобными. Если прежде у вас не было цветных снов, теперь они могут появиться. Возможно, случится и такое, что вы будете лучше запоминать свои сны и сохранять их в памяти в большем количестве. Ведение дневника поможет вам выработать постоянное стремление к самоисследованию.
Подобные записи особенно полезны, когда визуализация применяется для лечения, для нормализации сна, для улучшения спортивных показателей, для совершенствования музыкального мастерства, везде, где необходимо добиться хорошего результата.
Важно не оставлять записи, ибо эффективность их велика. Вашим заметкам не обязательно выглядеть литературными и художественными шедеврами. По сути это памятки, которые позволяют обратиться к более ранним образам и следить как за самим ходом процесса, так и за его результатами. Со временем вы обнаружите, что способны все лучше концентрироваться на ваших образах и воспринимать их более детально. Но самое главное, записи помогают понять, что с вами происходит.
Полезнее всего записывать возникающие образы от первого лица и в настоящем времени. Такой порядок не только привязывает опыт к сегодняшнему моменту, но и помогает избежать проецирования вовне, на случай, если вы вдруг захотите переложить ответственность за получаемые результаты (создаваемые вами образы, ваши мысли, чувства, обиды, действия и даже заболевания) на внешние обстоятельства.
Из-за проецирования личных особенностей на мир вне нас и на других людей мы начинаем думать, что именно эти внешние силы ответственны за все, что с нами происходит, и жалуемся: "меня рассердили" или "меня утомили", вместо того чтобы сказать: "я рассердился" или "я устал", с чем бы и с кем бы это ни было связано. Словесные уловки лишь отдаляют нас от нас самих. Мы забываем, что именно мы и никто другой являемся источником наших чувств, и ответственны за них мы сами, а дело вовсе не в окружающем мире и уж тем более не потусторонних воздействиях, за которые мы не отвечаем.
Персонификация образов, их описание от первого лица и в настоящем времени производит обратное действие. Она помогает осознать свою личную ответственность и свою дееспособность, не позволяя нам ощущать себя жертвой обстоятельств. С помощью персонификации образов мы осознаем наш собственный вклад в наши же болезни и проблемы.
"Я вижу". Такой словесный прием помогает относиться к создаваемым нами мысленным образам как к результату собственного творчества, за который мы несем абсолютную ответственность и который по этой же самой причине почти наверняка имеет смысл, важно только изучить его повнимательнее.
Если вам нелегко определить, к чему или к кому относится тот или иной образ, все может измениться, как только вы его персонифицируете. К примеру, выражение "Я вижу перед собой холодное и неподвижное озеро с темными глубинами" может превратиться в "Я - холодное и неподвижное озеро с темными глубинами", что, по меньшей мере, даст вам пищу для размышлений.
Одно из самых распространенных заблуждений при работе с мысленными образами - предположение, будто значение их универсально и уже давно известно неким "экспертам", которые могут их истолковать. Подобные ошибочные взгляды в значительной степени навязаны психологами. Действительно, многие сновидения и фантазии поясняются в книгах по толкованию мыслительных образов и снов, но на самом деле, даже если ваши образы и содержат некоторые универсальные черты, они прежде всего составляют ваш собственный уникальный язык символов, который вы должны изучить, чтобы делать с него переводы. Два человека могут создать один и тот же мысленный образ, но его значение будет разным для каждого из них.
Это хорошо видно на примере Кристины и Филлис.
Кристина была озадачена. Во время визуализации у нее часто возникали видения виноградной лозы, которые она никак не могла объяснить. Все прояснилось, когда Кристина предположила, что видение может быть связано с чувством вины. Она вспомнила, как, прочитав об особой пользе винограда для детского организма, стала закармливать им свою дочь. Через некоторое время обнаружилось, что у девочки аллергия на виноград, и именно этой аллергией объяснялись постоянные недомогания дочери. Чувство вины перед дочерью мучило Кристину, хотя меры были приняты уже несколько лет назад.
Приступив к визуализации, Филлис обнаружила, что виноград присутствует чуть ли не во всех ситуациях, какие она могла представить себе мысленным взором. Никакого смысла она в этом не находила, тем более что эта ягода не имела отношения ни к каким другим деталям создаваемых ею зрительных образов. Когда руководительница занятий по визуализации предложила ей описать образы подробнее, выяснилось, что грозди винограда оказались не настоящими, а отлитыми из стекла. Однако смысла в этом содержалось еще меньше. Когда же Филлис спросили, какие ассоциации связаны у нее со стеклянным виноградом, она вспомнила, что похожее украшение для комнаты когда-то подарила ей мать. Самой Филлис оно очень не нравилось, но девушка исправно выставляла его на каминную полку всякий раз, когда мать навещала ее, а все остальное время прятала. После смерти матери вещица была отправлена на чердак, а еще через несколько лет ее вообще кому-то отдали. Однако у Филлис осталось чувство вины не только из-за того, что эта история подчеркнула различия между дочерью и матерью во многом, касающемся вкуса и этикета, но и от сознания, что Филлис невзлюбила и отвергла мамин подарок, сделанный от чистого сердца. Филлис поняла, что виноград был для нее символом ее отношения к матери, и когда она исследовала возникшие при визуализации образы, ей удалось понять, что происходило в ее детстве и какое значение давние разногласия с матерью имели для всей ее последующей жизни.
Истолкование ваших собственных образов другими людьми, какими бы они ни были знатоками, выявит подробности символики этих людей, а не вашей, и может ввести вас в глубокое заблуждение. Куда лучше, подобно Филлис с Кристиной, самостоятельно исследовать личный символический словарь, его смысл и возможные применения.
Внимательно проверьте все особенности ваших образов, возможные ключи к их раскрытию, сходные с ними мысленные построения, вызываемые ими ассоциации, воспоминания, а также ваши реакции на них. Если вы будете проводить подробное исследование совместно с кем-либо, следует убедиться, что открытое вами значение символов не затемняется переводами, которые делает этот кто-то. Не следует и вам навязывать свое толкование его образу.
Можно очень ясно чувствовать, как много для вас значат ваши воображаемые образы, не зная при этом, что именно они означают. В большинстве своем мы склонны искать любые ответы и решения во внешнем мире, а не внутри себя. Это отражает не только нашу привычку перекладывать ответственность на других, но и общую направленность западной культуры на все внешнее, которая поощряет уважение к мнению властей и экспертов, особенно по части медицины.
Главная проблема, связанная с самопомощью при заболевании, заключается в том, чтобы признать личную ответственность перед собой, поверить в свои силы и возможности.
Тем не менее смысл наших мысленных образов не всегда очевиден сразу, и, дабы понять его, может потребоваться помощь. Без нее образы и рождаемые ими сильные чувства способны озадачить, смутить, встревожить, а иногда и вызвать сильное расстройство. Если же "непереведенные" образы повторяются снова и снова без ясного понимания их смысла, конечный результат может оказаться далеким от ожидаемого. Например, женщина, которая из раза в раз представляла, как целебные силы ее организма "разрушают" вредоносные сорняки, символизирующие болезнь, только через немалый промежуток времени поняла, что видимая ею в воображении пена была вовсе не гербицидом, а всего лишь мыльным концентратом.
Снизить вероятность положительного воздействия и благоприятного исхода визуализации могут узкие и негативные размышления. К примеру, целительная сила, "мобилизованная" одним онкологическим больным на борьбу с разрастанием опухоли, приняла облик двоих рабочих, блокировавших затопленный тоннель метро с помощью переносной бетономешалки, ведра и двух лопат. Такой несуразный образ едва ли мог оказаться эффективным.
Работа с мысленными образами напоминает колоссальную головоломку, в которой необходимо соединить воедино все ее несообразные детали. Результат достигается прежде всего выявлением связи между отдельными элементами. Принести пользу может и простая словесная ассоциация, даже лучше, если цепочка записанных вами зрительных образов окажется не слишком длинной.
Проводить мозговой штурм сложной проблемы лучше всего, сделав набросок занимающего вас образа на большом листе бумаги или мелом на черной доске. Рассматривая рисунок, дополняйте его словами и ассоциирующимися с ним картинками. Каждому пришедшему в голову элементу отводите строго определенное место. Обычно он размещается в соответствии с определенной деталью зрительного образа или же связанным с ней ключевым словом. В любом случае работу следует продолжать до тех пор, пока ассоциации не иссякнут или весь лист не окажется заполненным.
Можно зафиксировать тысячи элементов, каждый из которых будет связан с другими. Связи между элементами легче всего прояснить, расставляя сходные элементы рядом. В итоге получится обширный чертеж в виде круглой паутины или индуистской схемы строения мира, которая будет отражать ваш внутренний мир гораздо полнее, нежели обычно составляемые линейные цепи ассоциаций.
Подобные схемы помогают не только умножать и разворачивать возникающие образы, но и генерировать новые идеи, составлять проекты в любой области творчества. Стоит предупредить: поскольку большинство из нас обучено упорядочивать свои мысли в виде списков или диаграмм, то для того, чтобы освоиться с предлагаемой процедурой и эффективно ею пользоваться, многим может потребоваться значительное время.
Мысленные образы нередко выглядят своего рода каламбурами, как словесными, так и визуальными, и их тоже надо включать в создаваемые вами схемы. Каламбуры и двусмысленности часто насыщены глубоким содержанием, как это видно на примере стеклянного винограда, озадачившего Филлис, и к ним надо относиться серьезно.
С мысленными образами можно работать по-разному. Яркий пример такой работы был показан в фильме Стивена Спилберга "Близкие контакты третьего вида".
Герой этой кинокартины пытался понять значение смутных образов, обнаруженных в пейзаже, рисуя их, делая модели из глины и картофельного пюре, строя земляные сооружения, применяя самые разнообразные конструкции.
В итоге ему удалось определить сущность образа настолько, что он узнал его реальный прототип, когда тот показали по телевидению. Этот же пример показывает, как создание подобий может по-новому осветить загадочный образ и помочь решению головоломки, которую тот преподносит.
Используйте любую технику и любой материал. Рисуйте, лепите, разыгрывайте воображаемые сцены с помощью вырезанных из картона фигурок, кукол или игрушек, играйте воображаемые сцены сами, привлекайте к ним друзей и даже профессиональных актеров. Воображаемые вами персонажи могут лечь в основу ролевых игр, для картонных фигурок можно придумывать нечто вроде скетчей. Способов работы с мысленными образами бесчисленное множество. Пользуйтесь книгами, прибегайте к советам консультантов, творите сами, и вы начнете лучше понимать персональную символику ваших образов.
Бывает, что значение некоторых образов проясняется в результате неожиданных озарений, которые могут посетить вас в любой сфере деятельности и оказаться весьма впечатляющими.
Подобный эффект "эврики" часто приводит к внезапным коренным изменениям в сознании, однако мысленные образы могут по-прежнему появляться без сколько-нибудь серьезного проникновения в их смысл. В любом случае их не следует отбрасывать или игнорировать, а, напротив, надо взять на заметку. Обычно в ходе визуализации разрешение проблем происходит самопроизвольно, но, как и в медицине, когда несмотря на лечение симптомы болезни сохраняются, рекомендуется обратиться за помощью к другим.
Облегчить процесс понимания вами собственных мысленных образов способны люди самых разных специальностей, будь то врачи-терапевты, писатели или просто друзья. Они могут помочь исследовать ваши чувства и реакции на возникающие образы и разобраться в ассоциациях, которые у вас появляются. Эти люди способны даже усилить ваши реакции, сообщив о своих ассоциациях и собственных реакциях на ваши образы. Они могут указать вам на сходные образы в мифологии и тайных эзотерических традициях, предназначенных только для посвященных, и показать возможные их значения. Единственное, чего не следует делать, так это подталкивать их к тому, чтобы они "переводили" ваши образы за вас.
Иногда, поняв, что без посторонней помощи и руководства вам трудно извлечь из собственных мысленных образов какой-то смысл, вы перестаете заниматься визуализацией. Впрочем, заставить отказаться от более подробного с ней знакомства может отнюдь не отсутствие интереса, энтузиазма или самодисциплины, но скорее отвлекающие потребности, дела и заботы, а также недостаточная поддержка и понимание в семье и в кругу друзей. Эти факторы способны серьезно снизить эффективность ваших занятий визуализацией, и, приступая к ним, следует иметь подобную опасность в виду.
Визуализация благоприятствует расслаблению и может привлечь вас именно этим. Расслабление - это освобождение от привычного физического или психического напряжения. Расслабление прямо противоположно нервному перенапряжению, которое давно считается причиной многих физических и психических расстройств и вызывает проблемы с поведением. Расслабление, или покой, служит противоядием от всех недугов и широко применяется для лечения.
Совет расслабиться обычно совершенно бесполезен, ибо мало кто знает, как это сделать. Поэтому "лечение покоем" редко оправдывает свое название. Расслабиться вовсе не значит просто лечь в постель, развалиться перед телевизором или пропустить пару рюмок с приятелем. Расслабление - это сдвиг всего комплекса физиологической деятельности организма, и достичь его без соответствующей тренировки и практики практически невозможно.
Внешне вы можете быть спокойны, при этом тихо лежать на диване, но никаких серьезных физиологических изменений у вас не произойдет и через несколько часов. Даже когда вы чувствуете себя расслабленным, физическое возбуждение и мышечное напряжение вас не покидают ни на минуту и могут проявляться в прерывистом дыхании, повышенной частоте пульса, непроизвольных местных рефлексах, таких как морщины на лбу, напряжение лицевых мускулов и сглатывание. Полное расслабление выглядит иначе: всякое напряжение отсутствует, дыхание равномерно, частота пульса падает, конечности мягкие и податливые, а непроизвольные рефлексы не заставляют вас сглатывать или щуриться.
Обычно человек не в состоянии точно определить, расслаблен он или нет. Даже сильное мышечное напряжение иной раз не осознается, и то, что обычно считается расслабленностью, или покоем, часто таковым не является. Старание расслабиться и успокоиться может привести к обратному результату, то есть вызвать нетерпение и в конечном счете расстройство, и наоборот.
Традиционные процедуры для расслабления основывались на предположении, что их можно начинать только в том случае, если вы знаете, какой участок тела и по какой причине у вас напряжен. Другими словами, если человек способен вызвать мышечное напряжение, то он способен с легкостью его отменить. Сначала надо выявить напряжение в отдельных группах мышц, а потом их ослабить, и делать это постепенно, не торопясь, чтобы научить организм реагировать должным образом. Для человека неопытного подобный процесс "напряжение - расслабление" оказывается весьма длительным и требует регулярной тренировки. Но и овладев этой техникой, вы вряд ли достигнете реального расслабления. Развитие мышечной чувствительности и ощущения состояния собственного тела безусловно полезно, однако само расслабление - это нечто большее.
Полное расслабление возможно только тогда, когда приостановлены все психические процессы, так как напряжение в теле создается в результате психических реакций и, следовательно, эмоционального напряжения, внутренних конфликтов, страхов и беспокойства. Когда налицо психологическое напряжение, добиться физического расслабления трудно, и в самом лучшем случае оно будет ограниченным.
Например, Роберт научился расслабляться так эффективно, что уже не чувствовал собственного тела. Однако стоило ему отвлечься от "снятия" мышечного зажима, он начинал думать о своих финансовых проблемах, и прежнее состояние возвращалось.
Психологическое напряжение в значительной степени возникает вследствие рационального логического словесного мышления как реакция на бесконечно протекающий в наших головах поток слов. Этот поток практически не иссякает, когда мы бодрствуем, и обычно приостанавливается на время сна. Именно в сновидениях словесное мышление самопроизвольно уступает место зрительным и другим порожденным чувствами образам. Реже подобная замена может происходить и в некоторых других ситуациях - когда мы фантазируем, дремлем или когда нами овладевает задумчивость. Кроме того, словесный поток в сознании может приостанавливаться во время активной деятельности, которая полностью нас поглощает, будь то рыбная ловля, спортивная игра, рисование или танец.
Именно поэтому мы находим такие увлечения расслабляющими и устремляемся к ним, чтобы хорошо отдохнуть. Расслабление может быть специально вызвано различными способами, чтобы снизить активность словесного мышления, "приглушить" его. Все эти методы (к ним относится большинство форм медитации, биологического самоконтроля, гипноза, самовнушения и аутогенной тренировки) используют для достижения наибольшего эффекта визуализацию.
Чтобы понять, как визуализация помогает расслаблению, можно сравнить между собой два упражнения, которые приводятся ниже. Первое из них основано на обычной технике постепенного расслабления и обходится без визуализации. А вот второе как раз предусматривает ее использование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.