Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод грэхем 4 страница




Упражнение 6. Связь с телесными процессами

Найдите место, где можно устроиться поудобнее, закройте глаза или сфокусируйте взгляд на неподвижной точке. Представьте, что вы сидите перед костром, ощущая запахи и шум горения, а исходящее от огня тепло греет ваше лицо и руки. Глядя на трепещущее пламя, вы чувствуете, как напряжение и воля в вашем теле постепенно улетучиваются, и вы все более расслабляетесь. Выделите несколько минут, чтобы насладиться этим чувством.
Далее проследите все участки вашего тела, где сохранилось напряжение, боль или дискомфорт. Сосредоточьтесь на том месте, где ощущения самые неприятные, и вообразите свою точную копию, которая уменьшается в размерах, пока не оказывается способной проникнуть в вас через поры в коже.
Проследите мысленным взором, как ваша уменьшенная фигурка продвигается внутри тела и производит тщательный осмотр больного места. Определите, что там происходит и что требуется, чтобы вам стало лучше.
Постарайтесь не думать о биологических и анатомических подробностях. Дайте возможность впечатлениям возникать самопроизвольно, не подвергая их никакой цензуре.
Чтобы получить по возможности более полную картину того, что творится в вашем организме, полезно установить контакт с процессами, которые вы в нем выявите.
Когда вы удовлетворитесь проведенным осмотром и получите представление о том, что нужно делать, сообщите это целительным силам организма, где бы они ни базировались, и отправьте их на разрешение проблем теми способами, которые найдете наиболее подходящими.
Представьте, как вы это делаете, во всех подробностях, отмечая, где находятся целительные силы, как они выглядят, насколько они отзывчивы, и все, что только может иметь к ним отношение. Пронаблюдайте, как они принимаются за дело, как и насколько успешно его выполняют. Добивайтесь, чтобы работа была сделана на совесть и по ее окончании все осталось чистым и прибранным.
Если за один сеанс справиться со всем комплексом работ не получается, договоритесь о порядке и сроках дальнейшей работы. Предупредите, что станете время от времени наведываться и проверять, как идет дело.
Когда все условия будут обговорены, оставьте целительные силы трудиться, а сами выходите на поверхность собственного тела. Отметьте, какие изменения в нем произошли, и возвращайтесь к своему обычному состоянию, но не забудьте записать накопленные впечатления.
Для большинства людей такое упражнение весьма занятно и поучительно. Кроме того, оно способно вызвать немалое удивление. Расположение самых неприятных ощущений может оказаться совсем не таким, как вы думали. Джулия выявила боли и напряжение там, где и не подозревала, что они есть. На сеансах физиотерапии эти участки не лечили, потому что Джулия считала, что боль таится совсем в другом месте.
Чаще всего участки, где ощущается боль, напряжение или дискомфорт, представляются в виде органов или тканей. Вы видите утолщенные трубки артерий, напряженные связки, зажатые суставы рук и ног, гнойники и только тогда распознаете, что именно является причиной вашего недомогания.
Джон представил, как он летит с раскинутыми руками по суженным артериям. Тяжесть с левой стороны груди он заметил в виде тумана, который он смог выдуть из тела наружу. Визуализация оказалась для него рукой помощи и во многих других ситуациях.
Не исключено, однако, что вы представите себе нечто совершенно далекое от анатомических подробностей вашего организма, например, стены, строения, груды булыжников, покрытые сажей тоннели и мрачные платформы подземки, ржавеющие металлоконструкции, дырявые трубопроводы, строительные леса, канализационные трубы и всевозможные поломанные механизмы.
Можно "увидеть" в организме и живых существ.
Для Ширлин артрит, которым она страдала с детства, - это вспыльчивый человечек по имени Артур, который впадает в неистовство, стоит на него надавить. Майк обнаружил в себе крысу, а Энн вдруг оказалась в окружении множества мышей.
А почему бы не вообразить и растение, как это сделала Джун, - этакий разросшийся сверх всякой меры ядовитый плющ.
Целительные силы организма могут принять облик биологических клеток, но более вероятно, что ими окажутся маленькие человечки в белых халатах или голубых комбинезонах со шлемами на головах, владеющие множеством разнообразных приспособлений, и т. д. Это могут быть древние и современные воины, мореплаватели, пожарные, живописцы, декораторы, сантехники, штукатуры, слесари-сборщики, электрики, механики, инженеры, садовники, шахтеры, даже космонавты. Они передвигаются на чем угодно: на велосипедах, лодках, легковых, грузовых, пожарных и любых других машинах, на разного рода воздушных аппаратах и космических кораблях. С тем же успехом они могут передвигаться и на своих двоих.
Вооруженные различными лопатами, пиками, молотками, дрелями, шлангами, брандспойтами, краскораспылителями, пылесосами, тележками, оборудованием для строительства и разрушения - всем, что может пригодиться для выполнения поставленной перед ними задачи. Они станут модернизировать, автоматизировать, дезактивировать, рационализировать всевозможные физиологические функции.
Вы можете представить себе целую армию дворников с метлами, ведрами и любыми мыслимыми и немыслимыми средствами чистки и уборки, армию швей или горничных с подносами, полными закусок.
Можно вообразить, как все эти труженики усердно выстукивают, подпиливают и смазывают тугие суставы, отвинчивают болты, ввинченные в ваш кишечник, ослабляют зажимы, разрушают пробки сосудов, прочищают вены и артерии, откачивают избыток жидкости, вытирают пыль и грязь, выбрасывают шлаки, разглаживают мышцы, исправляют все сломанное, меняют изношенное, проводят санитарную обработку и окуривание.
Можно представить и воздействие на болевые точки других сил, таких как свет, солнечные лучи, лазерное, инфракрасное и другие виды излучений, звуковые или музыкальные волны. Это могут быть муравьи, пчелы, собаки-ищейки или минные тральщики - все, что душа пожелает.
Вызванные воображением образы способны дать вам представление об эффективности целительных сил собственного организма. Их помощь может быть высокоорганизованной или совершенно хаотичной. В фантазиях могут возникнуть картины генерального штаба или центра управления с различными отделениями, патрулями, системами связи и транспорта.
Но вам никто не помешает представить обычную шарашкину контору с табличкой "Закрыто на обед" или "Буду через час", с постоянно занятым или не желающим отвечать телефоном и раздражающим пиликаньем в трубке. Не исключено и такое: представив скорую помощь и обратившись к ней за помощью, вы получите в ответ лишь прохладное предложение позвонить попозже.
Ваша реакция на подобное обслуживание тоже не безразлична для организма. Вы можете смириться, как это сделала Шейла, которая даже не пыталась протестовать, когда ее целительные силы (они представлялись Шейле в виде пожарников) по-хамски предложили ей зайти через пару недель. Вы можете проявить характер и потребовать, чтобы лечение началось незамедлительно.
Когда жалкие просьбы Шейлы все-таки возымели действие, выяснилось, что пожарники изрядно растолстели и не пролезают в двери служебных машин, причем машин не хватает, а большая их часть попросту сломана. Ваши целительные силы могут оказаться ничуть не лучше, чем у Шейлы, и неожиданно проявить полную неспособность к защите организма от вторжения болезни или к восстановлению вашего подорванного здоровья. Отказ от сотрудничества, игнорирование любых ваших просьб и открытое хамство - вот далеко не полный перечень их реакции на вашу полную неготовность к борьбе за самого себя.
Но, допустим, вам повезло и ваши целительные силы добры, отзывчивы и готовы поддержать в трудную минуту. Не спешите радоваться. Их неорганизованность может привести вас в полное отчаяние, как, например, это случилось с Дэвидом, который представил их в облике пожарной команды и потом ошалело наблюдал, как эта пожарная команда с дикой скоростью гоняется по всему организму, не замечая пожара в собственном штабе.
Ваши защитные силы могут оказать и в высшей степени организованными - только представьте, как на вашей стороне сражается танковая колонна вермахта, спецназ, огромная колония термитов или муравьев. Их энергия может плескать через край. Учтите, все хорошо в меру, и иногда нелишне сдерживать их прыть. Будучи под контролем, ваши защитные силы станут куда более эффективными, чем это может показаться на первый взгляд. Показателен пример Энн. Представив свои болячки в виде мышей, она вызвала себе на помощь котов, но те были настолько самостоятельны и энергичны, что, вместо того чтобы уничтожать грызунов на месте, отлавливали их и с церемониями выносили вон.
Помните: ваши целительные силы нанесут вам огромный ущерб, оказавшись абсолютно неспособными совершать необходимые действия быстро и надежно.
Возможно, воображение постарается изрядно развлечь и позабавить вас, но тем не менее относитесь к занятиям серьезно- Визуализация удивительным образом позволяет проникнуть в глубь проблем, связанных с вашим здоровьем и нездоровьем.
Занятия визуализацией раскроют вам глаза на состояние иммунитета, подскажут, как сознательно повлиять на него, как помочь организму избавиться от любых, даже застарелых недугов. Вы поймете себя и ваше отношение к боли, научитесь лучше понимать собственный организм и состояние его отдельных участков, но самое главное в большинстве случаев - почувствуете быстрое облегчение, которого вам так недоставало.
Иногда эффекты визуализации сказываются незамедлительно. Веронике после первого же занятия удалось восстановить подвижность коленного сустава. Джастин с одной попытки успешно излечился от тяжелой инфекции верхних дыхательных путей, а Майкл избавился от долго мучивших его осложнений инфекционного мононуклеоза. Может случиться так, что ваши болезни исчезнут после первого сеанса визуализации и больше никогда не вернутся. Ангина, кашель, мигрень и головная боль обычно проходят быстро, но иногда результат делается явным лишь через некоторое время. Кристина, Линн, Бренда и Йен - все связали исчезновение уплотнений у них в груди с регулярными сеансами визуализации, которые проводились в течение нескольких недель.
Джин и Алекс успешно использовали упражнения, чтобы избавиться от неприятных побочных эффектов химиотерапии, которой они лечились от опухоли молочной железы. Подобные примеры вовсе не выглядят необычными. У Джека долго не проходившая боль в локте, поврежденном во время игры в теннис, исчезла после двух недель ежедневных сеансов визуализации.
Визуализация может вызвать и другие физические эффекты. Когда Джей выполнила приведенное выше упражнение, у нее возникли неприятные ощущения в желудке. После перенесенной год назад болезни она стала вести значительно менее подвижный образ жизни, что привело к прибавлению веса, которое, как обычно, отразилось на животе. Когда она представила, как проникает в свое тело, то оказалась на краю огромного поля, которое было покрыто таким толстым слоем похожего на ледяное крошево жира, что пройти дальше было практически невозможно. Девушка попыталась выяснить, нельзя ли прорыть в нем что-то вроде тоннеля или срезать верхний слой, и тут над ней появился белый вертолет, с которого по веревочной лестнице спустился человечек в белом скафандре с рацией в руках. Он объяснил, что резать жир или вовсе удалить его нельзя из-за пронизывающих его кровеносных сосудов. Когда Джей спросила, что же ей предпринять, тот ответил, что жир можно растопить, а для этого надо поднять температуру. И он доставил Джей в свой центр, который оказался ни чем иным, как полностью автоматизированной современной электростанцией.
Проверив показания различных датчиков, он указал Джей на шкалу со стрелкой на цифре 70 - таков уровень ее метаболизма (обмена веществ), потом он перевел стрелку на 110, сказав, что увеличение это весьма значительно, но оно необходимо,
чтобы снизить запасы энергии в теле, которые хранятся в виде жира. Кроме того, он предупредил, что такая мера подействует не сразу, потому что скорость метаболических процессов увеличивается очень медленно. Его квалификация внушила Джей почтение и уверенность, что снижение веса ее тела не за горами. Через несколько недель она действительно сбросила пару килограммов.
Визуализацию можно применять для снятия боли, равно как и других симптомов многих болезней. У Кэт в течение пяти лет время от времени давало о себе знать бедро, а последние четыре месяца оно болело непрерывно. Боль была настолько сильной, что Кэт уже не могла скрывать свою хромоту. Диагноз - артрит, не излеченный до конца. Причиной его была профессия - свою карьеру Кэт начинала танцовщицей.
Первый раз, когда Кэти увидела собственное бедро в сеансе визуализации, который выполнялся по схеме "Связь с телесными процессами", она представила себе, как техник-смотритель в голубом комбинезоне проверяет состояние большого белого шара, висящего в абсолютной темноте. Мастер достал из сумки огромный белый напильник и с его помощью убрал похожий на мел налет с поверхности шара. На следующее утро у нее впервые за много месяцев ничего не болело.
Когда она повторила упражнение, тот же персонаж явился в серебристом скафандре космонавта. Достав из чемоданчика блестящий рефлектор, он сфокусировал на бедренном суставе Кэт несколько зеленоватых пучков света. Кэт был приятен этот свет, и она поняла, что от нее требуется. Она должна полюбить больную ногу, перестать испытывать к ней настоящую ненависть, которая переполняла девушку из-за доставляемых этой ногой мучений. Удивительно, но прошел еще один день, и девушка уже могла поднять ногу без особого труда.
Следующий сеанс визуализации Кэт шутливо назвала "борьба с проблемой костыля". Понимание того, что причина проблемы с ногой не только физическая, пришло сразу. Под конец сеанса ей пришлось признаться себе, что она попросту привыкла к стилю жизни, какой вела до сих пор, пользуясь среди подруг репутацией поклонницы моды. Невозможность следовать моде из-за ноги лишь усугубляла болезнь. После сеанса Кэт решилась на перемены и для начала сменила свою стильную прическу на более простую, распространенную. Через день она впервые за многие месяцы смогла ходить в туфлях на высоком каблуке.
Как показывает случай с Кэт, в проявление боли вносят вклад не только физические, но и психологические воздействия. Мы привыкли считать, что боль терзает только наше тело, но по сути она живет в нашем сознании. Наши болевые ощущения зависят от нашего обостренного внимания к ней, воспоминаний, надежд, убеждений, воображения и даже образования.
Ощущение боли усиливается, когда мы испытываем беспокойство, потому что тревога вызывает напряжение мышц, а оно в свою очередь усиливает боль. Визуализация может оказать обратное воздействие, помогая нам расслабиться.
Боль усиливается, если мы концентрируем на ней свое внимание. Но когда удается от нее отвлечься, она притухает. Визуализация облегчает боль, направляя нашу сосредоточенность на другой объект.
Обычный жизненный опыт и серьезные научные исследования так или иначе подтверждают мнение, что предвкушение боли гарантирует болевую реакцию, которая без этого предвкушения не возникла бы вообще или не ощущалась бы так остро. Если мы уверены, что с источником боли ничего нельзя поделать, появление боли станет неизбежным.
По печальной иронии это один из недостатков многих медицинских процедур, которые приковывают внимание пациента к боли, а не отвлекают от нее. У врачей есть манера предупреждать: "Будет чуть-чуть больно", когда они делают инъекцию или берут кровь на анализ. Повышая психологически чувствительность к боли, они часто "программируют" онкологических пациентов на ожидание страданий, дискомфорта, тошноты, облысения как нормальных последствий применяемых медицинских мер.
Но, наверное, самый яркий и распространенный пример неуместного использования "принципа пытки" дают роды, когда женщину сплошь и рядом подталкивают к тому, чтобы она думала о боли, а не о радости от рождения ребенка, ожидая неприятных, а не самых счастливых мгновений в своей жизни.
Если мы поверим, что с болью можно справиться, то перестанем замечать ее гораздо скорее, чем если бы мы считали, что с нею ничего не поделаешь. Уверенность, что с болью можно совладать, способна привести к самым положительным результатам, даже если на самом деле боль и не поддается иному контролю.
Главное - это ощущение управляемости болью. Вы просто станете лучше себя чувствовать, если будете считать, что в состоянии взять боль под контроль. Обычно одного этого бывает достаточно, чтобы снизить интенсивность острого болевого синдрома, поскольку в значительной мере снимаются беспокойство и чувство неопределенности.
Если боль хроническая, то убежденность в вероятности с ней справиться тем важнее, чем сильнее сама боль. Важным моментом лечения будет не только терапевтический способ, но и вера больного в то, что тот непременно подействует. Очень важно убедить пациента поверить в возможность контролировать собственную боль. Лишая боль ее субъективных и психологических сторон, полагая, что все это несущественно, врачи могут иной раз совсем не желая того усиливать у пациентов болевые ощущения. И это вместо того чтобы своими действиями внушать им чувство ответственности за свои ощущения. В конечном итоге такие врачи усугубляют у пациента его худшие ожидания и соответственно усиливают напряжение и беспокойство. Между тем психологические подходы к боли не усиливают ее, а облегчают. Они основаны на приемах, которые объединяют и расслабление, и визуализацию, чтобы пациент смог все понять и изменить свои убеждения о природе боли и о ее восприятии.
Такими способами можно воздействовать на боль, а не противодействовать ей, встречать ее лицом к лицу, а не прятаться от нее. С помощью зрительных образов мы можем вступить в общение с болью и таким путем обрести чувство контроля над ней. Такой подход поможет снизить беспокойство и разорвать порочный круг, включающий страх и напряжение, которые громоздятся друг на друга и часто подавляют нас, когда мы испытываем хроническую боль. Если нам не так страшно, то легче выработать в себе более позитивное отношение к ситуации, что в свою очередь снизит напряжение, и тогда постепенно, перестав нервничать, мы все больше будем выводить боль из фокуса нашего внимания.
Чем меньший страх мы будем испытывать перед болью, тем больше внимания мы сможем обратить на личную жизнь и ее радости.
Даже в безнадежном состоянии с помощью визуализации больной сможет значительно улучшить свое самочувствие. Таким образом визуализация не только сама помогает ослабить боль, но и содействует успеху других методов лечения. Кроме того, она может помочь более глубокому проникновению в природу боли, уяснить роль не только физических причин, но и воздействия психики на течение болезни. Зрительные образы для сообщений о боли часто применяются детьми, но не взрослыми. В отличие от детей мы должны заново научиться находить дорожку к своему воображению и извлекать из него пользу. Далее приводится упражнение, которое эффективно облегчает боль и помогает понять ее природу.

Упражнение 7. Проникновение в боль

Расслабьтесь удобным для вас способом и определите болевые точки, которые сохранились в вашем теле, или такие участки, которые, по вашим предположениям, могут заболеть. Сфокусируйте внимание на каждом из них в отдельности, но при этом не мешайте возникающим в ответ на ваши ощущения зрительным образам полностью сформироваться.
Старайтесь никак их не ограничивать и не подвергать критике, просто воспринимайте все, что только приходит вам в голову. Если ничего не возникает, не пытайтесь насильно вызвать образы, а расслабьтесь еще больше, продолжая удерживать интересующее вас больное место в фокусе внимания.
Когда образ сформируется, отметьте его особенности, обращая основное внимание на цвет, форму и размеры, а также подумайте, какие выводы вы способны извлечь из увиденного. Вероятно, вы сможете как-то общаться с возникшим в воображении образом, тогда спросите, зачем он появился и что предполагает сделать. Узнайте, что ему нужно от вас и можете ли вы что-то сделать для него.
Затем попробуйте изменить окраску образа и при этом обратите внимание на любые ваши реакции - физические, эмоциональные или мыслительные. Потом измените его форму и размеры. Поэкспериментируйте с различными превращениями, какие только вы способны произвести со зримым образом вашей боли, все время прислушиваясь к своим ощущениям и реакциям. Произведя как можно больше всяких изменений, сожмите прообраз боли в кулак, выведите ее за пределы вашего тела и выбросьте куда-нибудь подальше, чтобы она совсем скрылась с глаз долой. Если, напротив, захотите позволить боли вернуться и занять прежнее место в вашем теле, опять же обратите внимание на малейшие свои ощущения. Проделав все это, заставьте видения исчезнуть, возвратитесь в свое обычное состояние и запишите впечатления.
Большинству людей легче представить боль зрительно, чем описать словами. Это хорошо делают дети. Рассказывая о боли, они используют образные выражения, которые часто воспринимаются взрослыми как чепуха. При таком отношении, да еще убеждая ребят, что "чудищ в темноте" не бывает и "крокодилов под кроватью" тоже, взрослые не только частенько терпят неудачу в попытках понять, что стоит за этими образами, но и лишают детвору возможности излечиться самостоятельно. Значение зрительных образов для выявления природы и значения боли в наши дни признается все шире, и изображения охотно используются для ее исследования и лечения, особенно в сочетании с другими психологическими методами.
Словарь для описания боли весьма скуден, поэтому боль трудно выразить словами. Легче ее изобразить. Когда детей или взрослых просят нарисовать боль, чаще всего они используют черный, оранжевый и коричневый цвета, реже - пурпурный и зеленый. Чем сильнее боль, тем вероятнее, что она будет черной или красной. Обычно у изображений более острой боли и размеры получаются больше, а дети нередко рисуют острую боль в абстрактных формах, передающих понятие "остроты". Но очень сильную боль они обычно изображают более плавными линиями с округлыми, а не зазубренными краями.
Взрослые реже, чем дети, пользуются абстрактными рисунками и предпочитают вставлять в свои картинки слова и даже целые фразы.
Многие находят, что различные трансформации зрительных образов производят сильные и впечатляющие эффекты. Закругление краев видения может вызвать ослабление боли, так же, как и иное изменение его формы. Некоторым достаточно представить, как меняется цвет образа боли.
Облегчение может принести замена красного либо оранжевого цвета на голубой или зеленый, особенно если боль воспринимается как жгучая или свирепая. Головная боль от перенапряжения или от мигрени обычно благоприятно реагирует на голубой цвет.
Ощущения, которые передаются иссиня-черным цветом, хорошо отвечают на красный или оранжевый, а если цвет более интенсивный, то снизить боль можно ослабив интенсивность цвета.
Так, боль в горле у Роджера начала проходить, когда он стал менять красный цвет образа на синий. А Ширли добилась значительного облегчения ревматоидного артрита, изменив зеленую окраску боли на оранжевую.
Определить наиболее подходящий для облегчения вашей боли цвет можно, проведя различные пробы. Боль станет не такой мучительной, если представить себе, что она съеживается. Можно ее сжать так, что она совсем исчезнет, а еще лучше вообще вывести ее за пределы тела, чтобы не "видеть" и не чувствовать. Но если с самого начала опыта вы станете ожидать, что боль вернется, она так и сделает, потому что подобные ожидания равносильны приглашению. Однако, если вы сможете добиться хотя бы мимолетного облегчения, этого достаточно, чтобы убедиться - вы контролируете свое восприятие боли, а значит, и ее переживание. При постоянной практике вы сумеете развить свою способность контролировать и продлевать периоды избавления от боли.
Например, Эдит, безуспешно лечившаяся всеми доступными средствами, "увидела", как ее боль, лишенная тела, "плывет" вне ее и нисколько ее не беспокоит. Эдит поверила, что, научившись отделять боль от себя, она сможет отделаться от нее насовсем.
Удаление боли от тела приносит несомненную пользу при сильных и хронических приступах. Однако в большинстве случаев все же лучше не избегать боли, а бороться с ней. Ученые уподобляют ее голоду и жажде. Они считают боль не переживанием, ощущением, а скорее осознанием потребности, своего рода сигналом, что организм нуждается в лечении.
На боль всегда надо обращать пристальное внимание, а не избегать или игнорировать ее. Однако, так как природу боли трудно описать словами, ее смысл и значение нередко ускользают от нас.
Визуализация наделяет всех способностью не только рассматривать боль изнутри или находить новую точку зрения на нее, но и упрямо ей противостоять. Она позволяет нам разговаривать с болью, выслушивать ее и часто дает средства, позволяющие действовать в ответ на все, что она нам сообщает.
С детства вам внушали, что разговоры с самим собой - верный признак сумасшествия, поэтому идея поговорить с собственной шеей или коленом может казаться вам ненормальной. Но большее безумие - относиться халатно к собственному телу. Оно - часть нашей личности, не менее важная, чем рассудок, и нуждается в пристальном внимании.
На Западе считают, что ум помещается в черепе, а японцы думают - в желудке. Вот и выходит, что мы ограничиваем свой рассудок головой, а не считаем, что он распределен по всему телу. Поэтому и не получаем от него наибольшей пользы. Мы не прислушиваемся к мудрости нашего тела, но если попробовать сделать это, то можно поразиться информации, которая в результате откроется.
Вот типичная ситуация: когда Дэвид спросил у своей спины, отчего она болит, та ответила, что просто он, Дэвид, не хочет идти на работу. Потому-то он и оказался перед лицом связанной со службой проблемы, на которую раньше не обращал внимания. А внезапно заболевшие лодыжки Джилл подсказали ей, что без последствий для здоровья пройти через неминуемый и не очень ее радующий бракоразводный процесс ей не удастся.
Может показаться странным, что в конце упражнения вам предлагалось восстановить боль в ее прежнем виде. Естественно предположить, что любой человек всегда рад избавиться от боли и не захочет ее возвращения. Для людей таких, например, как Эдит, подобное желание вполне нормально.
Однако у многих внезапное исчезновение боли вызывает обеспокоенность. При ближайшем рассмотрении оказывается, что боль играет в жизни важную роль. Она может быть захватывающим предметом для беседы или способом привлечь к себе внимание. К ней прибегают для оправдания, когда не хочется выполнять какие-то неприятные обязанности.
Если окажется, что вы противитесь полному избавлению от боли, спросите себя, какую роль она играет в вашей жизни, чем она вам полезна, какие потребности удовлетворяет и можно ли удовлетворить их другим, менее болезненным способом.
Взаимодействовать с болью, разговаривать с ней проще, когда ее обличье не абстрактно. Может оказаться, что ваша боль примет вид человека, который хорошо вас знает, какого-нибудь родственника или даже супруга.
Для Джоан боль в шее явилась в облике немощной матери. Шейла описала стеснение в груди в виде собственной матери, расположившейся на ее ключице.
Мать или мачеха часто представляются как боль в шее, в груди или спине, особенно женщинам, которые должны за ними ухаживать. И нет ничего удивительного, что люди, воспринимаемые как обуза, вызывают ощущение боли у тех, кто их таковыми считает.
Дочери также часто оказываются полезными при описания боли, особенно в груди. Мэри часто говаривала, что "дочка ее просто душит" - в присутствии девочки она ощущала боль в сердце и затрудненное дыхание. Дороти связывала свою стенокардию с посещениями замужней дочери.
Для этих женщин такие физические боли - единственное средство выразить неоднозначное или же прямо-таки враждебное отношение к собственным детям. Невозможно допустить, чтобы мать испытывала к собственному ребенку неприязнь, поэтому им обычно трудно признать, даже наедине с собой, что их боль в сердце - не что иное, как показатель вражды с детьми.
Подобная ситуация может возникнуть у людей вроде Маргарет. Из-за религиозных убеждений, не допускающих развода, она
не могла признать, что ее брак несчастен. Схожие трудности у мужчин вызывают боль пониже спины, в ягодицах ''
или в прямой кишке. Значит, они склонны подавлять свои чувства как бы "засиживая" их.
Визуализация ставит вас лицом к лицу с вашими тайными недугами и выражает подлинные чувства к неприятным лицам, вызывающим у вас боль. Сделать это как-то иначе слишком трудно или вовсе невозможно. Может оказаться, что тот, к кому вы питаете подобные чувства, мертв. Вообразив встречу с ним, вы можете поставить все точки над "i" в ваших взаимоотношениях и добиться избавления от боли.
Когда вы сосредоточитесь на собственной физической боли, вы можете оказаться перед своими эмоциональными проблемами, как, например, Каролина, сказавшая: "Каждый раз, когда я фокусируюсь на своей боли, я прихожу к выводу, что это боль душевная". Обычно в таких случаях открывается какая-либо утрата - ребенка, возлюбленного, дружеских или семейных отношений, работы, положения в обществе, самоуважения.
Испытывая подобное, люди прячут свое горе, вместо того чтобы излить его и тем самым развеять. От причин раздражения можно отгородиться - словно наклеить пластырь на ссадину. Внешне все будет в порядке, но ссадина станет мокнуть, гноиться и создавать проблемы, несоизмеримые с их причиной. Нарыв может вскрыться много позже, оставив впечатление, что не имеет никакой связи с исходной травмой, но тем не менее вызвав отравление всего организма.
Возможно, вы и предавались скорби в связи с постигшей вас утратой, но недолго, и вам может показаться, будто все позади, но осадок в душе остался.
Этот осадок будет источником постоянного брожения отрицательных эмоций, а такое состояние никогда не идет здоровью на пользу. Если их не развеять, останется чувство обиды, что весьма опасно. С обидой связана возможность серьезных болезней, в том числе онкологических. Такой груз надо непременно выбрасывать наружу.
Даже нормальные здоровые чувства не следует прятать, так как нередко это тоже ведет к появлению злокачественных опухолей. Странно, но подобное часто стимулируется медициной, когда после тяжелой утраты или смерти близких прописываются транквилизаторы и антидепрессанты.
Если вы никогда не позволяли свои чувствам вырываться наружу, то вы никогда не могли получить о них должного представления. Вы можете посчитать, что всего лишь расстроились по какому-то поводу, хотя на самом деле сильно разозлились.
Так, Марджори оказалась в шоке, когда после несчастного случая, повлекшего трагическую гибель сына, ей в голову пришла мысль: "Если бы он выжил, я бы сама его убила!" Поразившись, она тщательно исследовала свои чувства и поняла, что гнев ее был вызван не только тем, что сын погиб из-за опасного хобби, которое она никогда не одобряла, но еще и тем, что его смерть поставила крест на ее собственных амбициях.
А вот Синтия в подобных обстоятельствах признала, что в ее чувствах, связанных с гибелью сына, преобладала обида оттого, что шофер, который вел машину, остался жив. Какова бы ни была травмирующая ситуация, утрата всегда сопровождается гневом. Если его не выразить, он будет разъедать вас изнутри, пока рано или поздно не прорвется на поверхность.
Такие болезненные чувства не следует оставлять без внимания, как нельзя не лечить физические травмы, иначе боль будет только усиливаться.
Визуализация обеспечит вам возможность разобраться с опасными проблемами, доступ к которым и их словесное осмысление могут быть затруднены, ибо в обществе выражать их открыто не принято, да к тому же по своей природе они не словесные, а эмоциональные.
Визуализация раскроет вам картину этих неосознанных чувств и обяжет встретиться с ними лицом к лицу.
Можно подумать, что отстранение от боли или избавление от нее с помощью визуализации противоречит привычным убеждениям, утверждающим, что боль служит предупредительным сигналом к действию. Однако под влиянием психологических факторов она может стать не только более терпимой, но и, напротив, усилиться до степени, которая совершенно не соответствует реальной травме.
Кроме того, боль способна долго сохраняться даже после того, как повреждение уже залечено. Такой сигнал не полезней гудка от сломанной машины.
Но от назойливого сигнала необходимо отвлечься. И все же многих боль доводит до одержимости, отвлекающей от всего остального. Людям, страдающим от шума в ушах, когда там непрерывно что-то шипит, звенит, булькает и тому подобное, не больно. Но для них это - пытка, сильнейший психологический стресс. Многие даже спать не могут из-за этого постоянного раздражителя. В результате напряжение и расстройство у них постоянно растет, а внимание все крепче приковывается к проблеме, которая грозит полностью их подавить.
Билл, едва у него проявился неумолкающий звон в ушах, оказался на грани нервного срыва. Он потерял работу и лишился многих радостей жизни, включая общение с книгами. После шести сеансов визуализации он не только опять смог подолгу читать, но и вообще сумел вернуться к нормальному существованию.
Открытие высшего "Я". Во многих культурах широко распространено убеждение, будто люди - это не только сумма физиологических и психологических элементов. В душе каждого индивидуума таится нечто нематериальное и вечное, действующее за пределами сознания, направляющее течение жизни и придающее ей смысл. Хотя эти процессы чаще всего неведомы сознанию, душа дает о себе знать, проявляясь в чувствах, интуитивных озарениях, снах и видениях.
В примитивных культурах душа воспринималась и сейчас воспринимается как нечто пронизывающее воздух, землю, воду и все сущее, включая людей, животных, растения, даже неодушевленные предметы. Дух не отделялся от мира природы и от тела, поскольку считалось, что он пронизал собою весь материальный мир.
Эта все прощаемая сущность является неотъемлемой частью бесконечной Вселенной, где все взаимосвязано. Дух объединяет человека с природой и соединяет настоящее с вечностью. Таким образом, духовность охватывает как пространство, так и время, и наделяет их жизнью и смыслом.
Цель и назначение существования состоит в поддержании контакта с душой, которая является сущностью каждого человека, его настоящим "я". Утрата ощущения души может обернуться катастрофой и сделать жизнь бесцельной и бессмысленной.
В европейской цивилизации идею о душе как носителе индивидуального существования можно проследить от античности до наших дней. Она была и остается излюбленным объектом восхищения в поэзии и спора в философии, но прежде всего к ней обратилась религия.
В древности причиной всех человеческих проблем считались отношения с душой. Потерять ее, прервать контакт с ней, иначе говоря, со своей сущностью - означает загубить себя. Физические недуги рассматривались как результат душевных расстройств, а их лечение состояло в лечении души в самом'буквальном смысле, то есть в психотерапии, в восстановлении контакта с душой и целостности человеческой личности.
Эти понятия нашли отражение в слове "исцелить", которое практически равнозначно слову "вылечить". Таким образом, быть здоровым - значит сохранять свою целостность, ибо здоровье подразумевает как физическую, так и духовную стороны жизни.
Практически во всех культурах религия и медицина весьма долго шли бок о бок, но примерно с XVII века медицина и религия стали все больше отдаляться друг от друга под натиском науки, которая основной упор делала на материальную сторону. И западная культура все больше теряла из виду человеческую душу.
Однако сейчас наблюдается значительное разочарование в материалистических концепциях. Для конца XX века характерно, наряду с подъемом интереса к духовным сторонам жизни, признание их исключительной важности для здоровья.
Движение "Новый век" породило свои представления и термины. То, что веками было известно человечеству как дух, или душа, теперь часто именуется "высшим Я". Одна из видных представительниц этого направления Ширли Мак -Лейн разъясняет: "Высшее Я" - это в точности то, что подразумевается под такими словами, то есть все лучшее, что есть в каждом человеке, самые вдохновляющие стороны его духовной силы, которые служат выражением присущего всем божественного начала. Оно связывает каждого индивидуума со всем сущим.
Это канал, по которому открывается доступ к огромному потенциалу личности. Мак -Лейн отмечает также, что это - та сторона души, с которой действительно можно обсудить самые разнообразные проблемы:
"Объединив себя со своим "высшим Я", легко разглядеть внутреннюю суть самой сложной проблемы, а прислушиваясь к нему - получить совет по любому вопросу".
Неудивительно, что для многих одной из главных задач в жизни сделалось установление или восстановление контактов со своим "высшим Я".
Как этого добиться? Для большинства надо просто принять во внимание, что у них есть душа. Чтобы понять эту простую вещь, существует множество подходов. Некоторые воспринимают душу как внутренний голос. Другие ее ощущают. Третьи видят ее как некий образ. Можно представить свое "высшее Я" в виде и человеческого существа, и животного, и светящегося тела, и какой-нибудь геометрической фигуры. Но, независимо от способа постижения собственной души, результат всегда оказывается впечатляющим.
Соприкосновение с моим "высшим Я" дало мне более глубокое представление о себе, что сразу же привело к более широкому и тонкому пониманию других. В то же время контакт с "высшим Я" породил чувство принадлежности ко вселенскому духу, и мне стало понятней, что означают слова: "Мы все суть одно и то же".
Заполнение этого пробела стало важнейшим событием в моей жизни, потому что оно дало мне ощущение силы и трансформировало представление о мире, в котором мне выпало жить. Когда представление о себе расширилось, я стала чувствовать себя менее беспомощной, у меня пропало подозрение, будто я жертва, и я, как никогда, осознала, что могу трансформировать все, что угодно, если трансформирую себя. И началась эта трансформация изнутри.5
Изменение личности обычно начинается с углубленного взгляда внутрь себя. У Ширли Мак -Лейн это произошло, когда она позволила возникающим в ее воображении образам разворачиваться свободно.
"Это походило, - пишет она, - на череду кадров из давно забытых фильмов". Когда она начала искать в них логику, те растаяли, и она позволила им сменять друг друга, избегая всяких суждений. Иными словами, ее трансформация стала результатом визуализации.
У многих духовный рост происходил под влиянием различного рода видений. Иногда они возникали самопроизвольно, но в большинстве своем были следствием намеренной визуализации. Ниже приводится упражнение, которое позволит вам достичь понимания своей сущности благодаря соприкосновению с "высшим Я" - духом, или душой.

Упражнение 8. Соприкосновение с высшим "Я"

Представьте, что вы совершаете прогулку в теплый, солнечный летний день. Вы подходите к пещере. В ее глубине виден большой валун. Вы входите в прохладный полумрак и садитесь на камень.
Оглядевшись, замечаете в глубине пещеры лампу. Идете к ней. Вспоминая историю об Аладдине, берете ее и начинаете тереть ладонью. И тут из лампы появляется джинн, а вы, продолжая думать об Аладдине, ловите себя на том, что произносите хорошо знакомые слова "Слушаю и повинуюсь!".
Внимательно рассмотрите джинна, отметьте все его особенности и определите свое отношение к ним. Особое внимание обратите на все, что он вам сообщит, неважно, каким способом, и отметьте, как вы на это реагируете. И наконец позвольте видению растаять, вернитесь в нормальное состояние и запишите свои впечатления.
Слово "джинн" (по-английски genie) происходит от латинского genius, что изначально означало "дух-хранитель". Корень его впоследствии вошел в слово "гений", то есть человек, наделенный исключительными способностями. Все вышеперечисленные значения отражены в упражнении 8.
Можно подумать, что каждый из вас с радостью воспримет возможность встретиться со своим духом-хранителем. Но это не совсем так.
Большинство людей, как ни странно, не желает встречаться со своим духом-хранителем. При внимательном рассмотрении оказывается, что они не хотят признавать свои потенциальные возможности, потому что им не нужны связанные с ними ответственность и возможные последствия. Ход мыслей их часто такой: если известны собственные возможности, то нет оправдания неудачам, и незачем даже делать какие-то попытки реализовать свой потенциал.
Если же, несмотря на внутреннее сопротивление, они все-таки вызовут джинна, то попытаются поскорее загнать его обратно в лампу, что подтверждает их стремление не признавать свой потенциал и желание подавить его. Таким образом, ваши реакции при выполнении этого упражнения со всей очевидностью выявят беспокойство и страх, мешающие вам выслушать собственное "высшее Я" и воспользоваться его советами и указаниями.
Многих путает рост джинна, который, как правило, очень высок, и они могут попытаться его уменьшить. Джулия рассказывала, как она старалась ужать великана, чтобы "поставить его на место". При этом она осознала, что всегда рассчитывала на малое, опасаясь, что на большое ее не хватит, и все подгоняла под уровень, который считала своим.
Кэт тоже уменьшила своего джинна настолько, что он вместе с тюрбаном уместился на ладони. На ее слова "Слушаю и повинуюсь!" он отозвался, что хотел бы вырасти побольше. Она согласилась и увеличила его от размера спичечного коробка до бутылки, но не больше. И она поняла, что стремится держать свой потенциал под контролем, именно в этом и состоит главная проблема ее жизни: она хотела бы развить собственные способности, но постоянно делает все вопреки такому стремлению. Исследовав свой вывод подробнее, Кэт признала, что такое самоограничение было для нее способом сохранить все как есть и избежать ответственности за возможные перемены.
Джекки рассердило, что в своем воображении она произнесла "Слушаю и повинуюсь!", вместо того чтобы услышать такие слова от джинна, и потеряла возможность осуществить свои желания, как удавалось другим при их встрече с джиннами. Она хотела, чтобы джинн работал на нее, а не она на него. С явной неохотой Джекки все же согласилась, что значительная часть ее сил уходит на зависть, когда кто-то достигает успеха, "не прикладывая рук".
При встрече с джинном или при ярком душевном переживании можно испытать умиротворение, ощутить спокойствие, тепло, радость любви и просветление.
Венди вообще не увидела никакого джинна, но почувствовала всей душой, что ее поддерживают, помогают, любят. Бывает, что джинн не произносит ни слова, но о многом дает понять своим поведением. Чаще всего он выражает свое стремление к контакту, протягивая руку для рукопожатия.
Когда джинн коснулся Дэвида, его охватило чувство единения с природой. А Кристин, когда джинн прикасался к ней, больше заинтересовалась не им самим, а огромным рубином на его тюрбане. Только много позже она поняла, что он, признанный ее "высшим Я" духовным наставником, для нее дороже любых сокровищ.
Ясно, что у многих образы джинна искажаются впечатлениями, полученными из детских сказок, где он рисуется пухлым, смуглым человечком в экзотических одеяниях с драгоценными камнями на чалме. Но его образ в действительности можно представить совершенно другим.
Некоторым он напоминает Иисуса Христа, как, например, Урсуле, испытавшей при виде своего джинна подлинное благоговение, несмотря на то, что у него отсутствовали ноги и он как бы висел в воздухе. Когда джинн опустился, чтобы приблизить девушку к себе, Урсула, принимая от него руку помощи, поняла, что это действительно ее ангел-хранитель.
Многим ангел-хранитель является именно так, даже если это случается не впервые. Гэти узнала в своем джинне того самого ангела-хранителя, присутствие которого она ощущала всегда, но с которым никогда прежде не встречалась. Он заговорил с ней, и она наконец услышала его советы и наставления.
Дэну ангел-хранитель показал свет, демонстрируя на стене пещеры картины, позволившие юноше осознать себя и свое место во Вселенной. Новое знание полностью перевернуло его представление о собственной жизни. Джинн Ивонны вручил ей свечу. Принимая дар, Ивонна "почувствовала озарение" и поняла, что "ее молитвы услышаны".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.