Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление. Способы создания образов воображения




Способы создания образов воображения

Агглютинация (склеивание) — в одном образе соединяются любые качества, свойства,

части (стол и четыре колеса; печь на санях и т.п.).

Акцентирование — выделение какой-либо части, детали целого

(дружеский шарж, где выделяется часть лица, туловища).

Типизация — изображение конкретного эпизода (объекта), который впитал в себя массу

аналогичных и таким образом является как бы их представителем. В ходе типизации

оформляется не только образ человека, но и ситуация, в которой он действует.

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и
переходит к мышлению. Функция мышления — расширение границ познания путем выхода
за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения
раскрыть то, что не дано непосредственно в

восприятии. Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей
и отделение их от случайных совпадений.

Мышление — это высший познавательный психический процесс опосредованного и
обобщенного отражения объективной действительности в ее закономерностях, наиболее
существенных связях и отношениях.

Если на чувственной ступени познания внешнее воздействие

непосредственно (прямо) приводит к возникновению соответствующих образов в нашем
сознании, то процесс мышления осуществляется с помощью мыслительных операций
(анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, систематизации,
классификации). То, что мышление совершается посредством определенной системы
операций, дает первое основание рассматривать этот процесс как опосредованное
отражение действительности.

Вторым основанием является то, что процесс и результат мышления взрослого человека
всегда осуществляются с помощью словесного отображения.

Мышление является опосредованным отражением мира и потому, что благодаря мышлению
человек познает не только непосредственно воспринятое с помощью наших органов чувств,
но и скрытое от прямого восприятия, и может быть познано лишь в
результате анализа, сравнения, обобщения и т.д. Анализируя и
сравнивая отдельные наблюдения, опираясь на результаты прошлого опыта, человек в
процессе мышления находит общее в отдельных объектах. Абстрагирование общего
помогает объединить эти объекты в различные системы знания, и тем самым для человека
оказывается доступным обобщенное отражение окружающей

действительности. Возможность обобщенного познания обеспечивается тем, что человек
отражает окружающий мир не только в образной, но и в словесной форме.
Мышление проявляется при решении любой задачи, возникающей перед человеком, если


она актуальна, не имеет готового решения и мощный мотив побуждает человека искать

выход. Навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе

при воздействии среды — человеческого общества.

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его

предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта.

Последовательными ступенями интеллектуального развития являются выделяемые

генетической психологией:

наглядно-действенное мышление — опирается на непосредственное восприятие предметов,

реальное преобразование в процессе действий с предметами (первые проявления

наблюдаются у ребенка в конце первого — начале второго года жизни, до овладения

речью);

наглядно-образное мышление — характеризуется опорой на представления и образы

(проявляется в возрасте 4—6 лет);

словесно-логическое мышление — осуществляется при помощи логических операций с

понятиями (возникает в школьном возрасте).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 997; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.