Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства восприятия




Ч

Виды мышления

Различают несколько видов мышления.

 

Признак классифи Виды мышления |
     
6 зависимости от: — типа решаемых задач и вытекающих ртсюда структур- ных и динамичес- ких особенностей Теоретическое познание законов, правил Практическое (эмпирическое)— подготовка физического преобразования действительности
— времени, структурности и кфовня протекания мысли- тельного процесса Интуитивное быстрота протекания; отсутствие четко выраженных этапов; минимально осознанное Аналитическое (рациональное) развернуто во времени; имеет четко выраженные этапы; в значительной степени представлено в сознании мыслящего человека
— приложенных волевых усилий Произвольное целенаправленное решение мыслительных задач Непроизвольное— трансформация образов, сновидений
V направленности Реалистическоенаправлено на внешний мир, регулируется логическими законами Аутистическое— глубокое погружение в мир собственных переживаний, когда исчезает интерес к реальности


— степени новизны Продуктивное— Репродуктивноевоспроизведение
получаемого в активный поиск и открытие услышанного, решение
процессе нового решения проблемы по алгоритму
мыслительной    
деятельности    
продукта по    
отношению к    
занятиям    
субъекта    

Основные свойства ума (качества мышления):

любознательность и пытливость — стремление узнать как можно больше и
доскональнее;

глубина — умение проникать в сущность предметов и явлений;
гибкость — умение правильно ориентироваться в новых обстоятельствах;
критичность — умение поставить под сомнение сделанные выводы и вовремя
отказаться от неверного решения;

логичность — умение мыслить стройно и последовательно;

широта — способность мыслить не ограниченно;

прогностичность — умение на основании каких-либо данных выдвигать гипотезы,
наиболее точно отражающие истину;

целеустремленность — умение сделать объект мышления основной целью
деятельности, стремление к ее достижению;

ясность — способность к четким и точным формулировкам понятий, суждений,
умозаключений, обоснований;

активность — стремление к знаниям, творческому поиску, деятельности;

самостоятельность — способность мыслить независимо от других, опираясь на
собственную инициативу и силы;

быстрота — способность принимать правильные решения в кратчайшие сроки.

Интеллектуальное развитие личности определяется еще и по таким особенностям ума, как:

практический ум и теоретический ум.

В зависимости от характера мышления К. Юнг выделял два типа людей:

интуитивный — характеризуется преобладанием эмоций над логикой и
доминированием правого полушария головного мозга над левым;

мыслительный — характеризуется преобладанием логики над чувствами и
доминированием левого полушария головного мозга над правым.

Первый признак мыслящего человека — увидеть проблему там, где она есть. От осознания
проблемы мысль переходит к ее разрешению. Основные элементы процесса мышления:

понятие — отражение общих и существенных признаков каких-либо предметов и
явлений;

суждение — установление связи между предметами и явлениями (истинные суждения,
ложные суждения);

умозаключение — вывод из одного или нескольких суждений нового суждения;

обоснование — вскрытие посылок, которые обусловливают истинность суждения.


Основные мыслительные процессы:

о Анализ — мысленное разделение целого на части с последующим их сравнением.

о Синтез — объединение отдельных частей в целое, построение целого из аналитически

заданных частей.
о Конкретизация — применение общих законов к конкретному случаю, операция,

обратная обобщению.
о Абстрагирование — выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в

действительности как самостоятельное не существует.
о Обобщение — мысленное объединение сходных по каким-то признакам предметов и

явлений.
о Сравнение и классификация — объединение предметов и явлений по наиболее общим

признакам сходства или различия.

В психологии проблема мышления тесно связана с проблемой речи. Мышление и речь
протекают на основе общих элементов — слов.

Ощущения и восприятия. Ощущение, восприятие и мышление служат неразрывными
частями единого процесса отражения действительности. Ощущая, воспринимая, наглядно
представляя любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать,
обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в
ощущениях и восприятиях.

Структура приема информации включает следующие этапы:
Р-ОЧ - НИ - ГМ - ОЩ - ЦВ - (ЭП) - ОП - (М) - ОС - ВН,

где Р — раздражитель (слуховой, зрительный); 04 — органы чувств; НИ — нервные
импульсы; ГМ — головной мозг; ОЩ — отдельные ощущения; ЦВ — целостное восприятие
образа; ЭП — эталоны памяти; ОП — опознание предмета; М — мыслительная деятельность;
ОС — осмысление; ВН — внимание.

Ощущение — познавательный психический процесс отражения конкретных,
отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности,
воздействующих на органы чувств в данный момент.

Для возникновения ощущений необходимо воздействие на органы чувств предметов и
явлений реального мира, которые называются раздражителями. Воздействие
раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс
раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение наиболее совершенных по своей
организации систем нервных клеток при обязательном участии коры головного мозга
приводит к появлению ощущения.

Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для

приема воздействий отдельных раздражителей из внешней и внутренней среды и
переработки их в ощущения, называют анализатором. Каждый анализатор состоит из
четырех частей:

3) рецептор — орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в
нервные сигналы;

4) проводящие нервные пути, передающие нервные сигналы в мозг;

 

5) мозговой центр в коре;

6) акцептор обратной связи.

Каждый рецептор способен к приему специализированных воздействий (света, звука
и др.), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и
химическим агентам.

Рецепторы могут находиться:

• на поверхности тела (экстерорецепторы) — зрительный, вкусовой, кожный,
слуховой, обонятельный;

• во внутренних органах и тканях (интерорецепторы) — в органах пищеварения,
дыхания, сердечно-сосудистой системе, они реагируют на изменения внутри
организма;

• в мышцах и связках (проприорецепторы) — служат для ощущения движения и
положения тела и его частей в пространстве, участвуют в определении свойств,
качеств объектов при осязании их рукой.

Ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний
раздражитель и одновременно субъективны, поскольку зависят от
состояния нервной системы и индивидуальных особенностей личности.


Классификация ощущений

В зависимости от места расположения рецепторов различают ощущения:

экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на
рецепторы, расположенные на поверхности тела;

интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в
организме (ощущения жажды, голода, боли и т.п.);

проприорецептивные, возникающие в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг
получает информацию о движении и положении различных частей тела.

Экстерорецептивные ощущения делятся на:

• дистантные — зрительные, слуховые (речевые, музыкальные, шумы),
обонятельные;

• контактные — осязательные, вкусовые, кожные (болевые, тактильные,
температурные).

Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации
завершается появлением образов предметов и явлений. Процесс формирования этих
образов называют восприятием («перцепция»у «перцептивный процесс»).

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах,
качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди и т.д.), то
восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие
разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не
может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между
ощущениями, взаимосвязь которых в свою очередь зависит от связей между качествами и
свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

Восприятие — это познавательный психический процесс отражения предметов и
явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при
непосредственном воздействии их на органы чувств.

Восприятие — это отражение комплексного раздражителя и соответственно результат
деятельности системы анализаторов. Оно требует объединения основных, существенных
признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие
включает:

• активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение
глаз при рассматривании и т.п.);

• сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по созданию
целостного образа.

Выделяют четыре операции (уровня) перцептивного действия: обнаружение,
различение, идентификация и опознание.

Восприятие субъективно, т.е. одну и ту же информацию люди воспринимают по-
разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и
т.п.

Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его
личности, опыта носит название апперцепции.

3. Целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета,
формирующийся в процессе практики.

4. Константность — окружающие предметы воспринимаются
как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. В незнакомой


ситуации нарушается константность восприятия (например, когда люди смотрят
вниз с верхних этажей высотного здания, то автомобили и пешеходы кажутся им
маленькими; в то же время строители, работающие постоянно на высоте,
сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их
размеров).

6. Структурность — восприятие не является простой суммой ощущений (слушая
музыку, мы воспринимаем абстрагированную обобщенную структуру — мелодию,
хотя она состоит из отдельных звуков, исполняется на различных инструментах).

7. Осмысленность — восприятие тесно связано с мышлением,
с пониманием сущности предметов.

8. Избирательность — проявляется в преимущественном выделении одних объектов
по сравнению с другими.

Восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это
такое?»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.