Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства внимания. Отбор значимых, релевантных воздействий, т.е




Функции внимания

Отбор значимых, релевантных воздействий, т.е. соответствующих потребностям и
деятельности в данный момент времени.

Игнорирование (торможение, устранение) несущественных, побочных,
конкурирующих воздействий.

Удержание (сохранение) данной деятельности (сохранение в сознании образов
определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения,
познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.

Регуляция и контроль протекания деятельности.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются
одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве,
чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4—6 объектам.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения на объекте
(объектах). Чем меньше круг объектов внимания, тем меньше участок воспринимаемой
формы, тем концентрированнее внимание.

Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и
явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении,
конструкции, форме.

Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием
специально организованной работы по развитию данных качеств.

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий
или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. Для некоторых профессий
распределение внимания очень важно (летчик, шофер, педагог). Чем лучше
человек овладел действиями, тем легче ему выполнять их.

Многие слышали о феноменальных способностях Юлия Цезаря, который
мог, по преданию, делать одновременно семь не связанных между собой дел.
Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь
ответственных дипломатических документов.

Устойчивость внимания — общая направленность внимания в процессе деятельности. На
устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес, разнообразие впечатлений
или выполняемых действий. Однообразные действия снижают устойчивость внимания.

Отвлекаемостъ внимания выражается в колебаниях внимания, периодическом ослаблении
внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже
при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется сменой
возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на
другой. Различают переключение внимания:

• преднамеренное (произвольное) сопровождается волевыми усилиями человека;

• непреднамеренное (непроизвольное) протекает легко, без особого напряжения и
волевых усилий.

Множество анекдотов посвящено рассеянности ученых. Однако их рассеянность
часто является оборотной стороной максимальной собранности и сосредоточенности
на основном предмете интересов: они так погружены в свои


мысли, что при столкновении с житейскими мелочами не переключаются и
могут оказаться в смешном положении. Вот несколько фактов такого рода.

Как-то раз известный композитор и химик А. П. Бородин, когда у него

были гости, утомившись, стал прощаться с ними, говоря, что ему пора домой, так как у

него завтра лекция, и пошел одеваться в переднюю.

Приходит Н. Е. Жуковский к себе домой, звонит, из-за двери спрашивают:

«Вам кого?». Он в ответ: «Скажите, дома ли хозяин?». — «Нет». — «А хозяйка?» —

«Нет и хозяйки. А что передать?» — «Скажите, что приходил Жуковский».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.