Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Шизофрения 3 страница




Все конкретно-наглядные эксперименты, которые большинство детей его возраста очень любят и охотно ими занимаются, для него оказались очень трудными. Например, он был совершенно беспомощен при обобщении по картинкам (метод классификация), он брал 2-3 картинки, например зеркало и умывальник, и заявлял: это туалетная группа; телефон, часы, стакан - квартирная группа; лук, капуста - огородные и т. д.

От эксперимента быстро отказался. Картинки описывал односложно, явно ими не интересуясь. Сюжетные картинки понимал только самые элементарные; если не понимал сюжета, он не затруднялся придумать что-нибудь, явно не соответствующее действительному положению дела.

Пространственные представления его плохо дифференцированы, часто путал право - лево, на предложение поднимать руки по примеру экспериментатора, сидящего напротив, поднимал их зеркальным способом. Затруднено сложение по узорам Косса. Складывая, говорил: "Складывать - это очень скучно! Интересно читать, рисовать, играть".

У него отмечается недоразвитие волевых импульсов. Он может делать только то, что интересно и легко дается. Как только появлялись затруднения, он не мог их преодолевать. На эксперименте вместо трудного для него сложения кубиков он мог начать играть кубиками. Насколько словесные ассоциации текли у него быстро, легко, настолько же все наглядное, требующее ручной ловкости, производилось очень медленно, неуклюже.

Такая особенность его психической структуры вела к тому, что всякая более или менее сложная работа была ему трудна и он от нее стремился отделаться, а всякие вербальные построения, всякие фантазии ему были легки и он с удовольствием им предавался. Способствует его фантазированию присущая ему эйдетическая способность; показанную ему картинку может видеть очень долго; куда ни посмотрит, эта картинка стоит у него перед глазами; мог в кабинете вызвать образ матери, с живостью восклицал: "Вот вижу: мама сидит в кресле и кошечка около нее сидит".

Быстрота словесных ассоциаций в связи с эйдетической способностью, которая позволяет мальчику иметь яркий образ, и слабая связь с действительностью позволяют ему продуцировать различные фантастические построения. Он мог рассказывать, что под полом сидят дьявол с рогами и черти, он слышит, как они там стучат. В больнице, когда он слышит стук из соседнего отделения, он сейчас же себе говорит: "Это дьявол".

Он хотел бы быть артиллеристом, так интересно стрелять, разрушать вражеские укрепления. Он строит домики, а потом их разрушает; он больше любит разрушать, чем строить. Он так про себя говорил: "У меня разрушительный характер". Это еще один момент, позволяющий понять его малую продуктивность в интеллектуальной работе при достаточном мышлении и хорошей памяти. Во всем этом и раскрывается дисгармоничность его психики.

Наблюдение II. Мальчик 11 лет. Рос живым, играл с детьми. Учился хорошо до 3-го класса; затем стал жаловаться, что его бьют, и сам стал драться. Постепенно делался нервным, раздражительным, жаловался, что за ним следят, от всех уединялся. В больнице всего боялся, держался один, был вялым, пассивным. Мало разговаривал, был растерян. Иногда удавалось выяснить, что мальчик живет своим миром, все окружающие кажутся ему переодетыми, ему кажется, что на детях другая кожа, вроде маски. Слышит голоса. Мысли путаются. Ему кажется, что окружающие знают, о чем он думает. Отмечает у себя два желания: и хочется чего-нибудь и не хочется; когда пишет, одновременно думает о другом.

На эксперименте обнаружилось, что в интеллекте мальчика значительная дисгармония: с одной стороны, интеллект его достиг определенной высоты, а с другой - он застрял на более ранней стадии. У мальчика хорошая память. Он легко комбинировал любые узоры Косса. Он мог комментировать некоторые метафоры и в то же время в комментировании некоторых пословиц проявил инфантильность.

Например, пословицу "С мира по нитке - голому рубашка" он так понял: "Он ходит по миру в голой рубашке". К пословице "Не в свои сани не садись" он подобрал объяснение: "Если уже поехал куда, с полдороги возвращаться поздно" - и заявил: "Если он сядет в чужие сани, его с полдороги выгонят".

В этих объяснениях выявляется нерасчлененное мышление, достаточно общих слов, чтобы несоединимое было соединено. Такое же непонимание он проявил в комментировании отношений; на вопрос "Правильно ли сказать: у меня три брата - Иван, Сергей и я?" он ответил, что он не назвал себя.

Детские психологи считают, что непонимание отношения является специфичным для раннего возраста; такая же инфантильность проявилась и при том, как он описывал картинки: если на картинке были изображены животные, он заставлял их говорить, и люди также обращались к ним с речью - это характерный для детского возраста рассказ по картинке.

Он любит сказки, фантастические рассказы, с увлечением рассказывал экспериментатору сказку, где фигурировал Кощей Бессмертный, Баба-Яга, волшебные замки, живая вода, говорящие животные, различные превращения.

Поведение его на эксперименте часто было игровым: из картинок, смысл которых надо было понять, стал строить карточные домики, играл с ручкой, с карандашом.

Наряду с такими элементами инфантилизма эксперимент вскрывал элементы процессуальности: в ассоциативном эксперименте отмечались большие задержки на различных словах, доходящие до 16 секунд. Как оказалось при анализе, он задерживался потому, что очень напрягался, чтобы придумать нужное слово, и чем больше напрягался, тем дольше ничего не мог придумать, происходили задержки (типа Sperrung).

Он хорошо мог выполнять задание на распределяемость внимания. Мог зачеркивать различные буквы в тексте Бурдона и одновременно разговаривать с экспериментатором. В классе он мог писать без особых ошибок и одновременно думать о другом. Ему легче было зачеркивать, разговаривать и писать на уроке с отвлеченным вниманием, чем без отвлечения.

В его мышлении отмечено много формального, пустого. Например, он так ответил на вопрос "Какой формы бывают предметы?": "Четырехугольные, пятиугольные, восьмиугольные, десятиугольные, пятнадцатиугольные...", т. е. намечаются уже элементы автоматизма.

На эксперименте большей частью был вялый, заторможенный, безынициативный. Развитие его застряло вследствие процесса на ранней инфантильной стадии, и мы видим у него веру в нечистого духа, в черта, которого, как рассказывал, видел в тучах: "Ноги у него, глаза, идет большущий...". Он верит в воздействие на него этого нечистого духа, верит в воздействие на него окружающих предметов и людей; он верит в то, что предметы, люди могут на глазах меняться. Ему кажется, что люди перелетают, как черти, через забор и меняют свой внешний вид, а то, как это надо делать, они от него скрывают, а ему бы очень хотелось это узнать.
Эксперимент вскрыл ряд процессуальных симптомов, задержки в мыслях, расщепление, а также уже намечающийся дефект: мышление начинает приобретать формальный характер. Личность снижается, нарастает вялость, пассивность.

Диагноз при выписке: шизофрения. Заметное опустошение. Течение вялое, но тяжелое, хотя и детская форма, но течет с расщеплением, по типу взрослого.

Перейдем к рассмотрению нескольких случаев шизофрении подросткового возраста.

Наблюдение III. Мальчик 13 лет. Поступил в больницу в остром психотическом состоянии. Заболел в лагере. Обвинял детей в том, что ему поднесли ко рту дохлую ворону. В больнице вспышки двигательного и речевого возбуждения, бред отравления, страхи, агрессия. Пространственно дезориентирован, спрашивал: "На каком я острове?", говорил, что он летит на Марс, иногда ему казалось, что он на Новой Гвинее, что Америку еще не открыли; людей принимал за зверей. В отделении сидел на корточках в крайне неудобной позе. Ел жадно, неопрятно, подбирал с полу, вырывал у детей, что ему хотелось. Отмечен сексуальный бред, онанизм.

До заболевания учился в 6-м классе, учился хорошо, только писал очень неаккуратно, отмечалась плохая практическая и техническая одаренность. Интеллектуально всегда был высок, психика тонко дифференцированная, с богатым содержанием, с большим запасом слов, умением выражать свои мысли и передавать свои переживания; всегда предпочитал общаться со взрослыми.

Мальчик был в таком состоянии, что психологическому эксперименту не мог быть подвергнут. Однако все его поведение и все его высказывания дают материал для психологического анализа.

Его состояние характеризуется резкой ослабленностью процесса восприятия действительности, он не ориентируется ни в пространстве, ни во времени; ему кажется, что он живет на острове, он не дифференцирует окружающих его лиц, не принимает участия в жизни, так как мало что доходило до его сознания. Все кажется ему мертвым.

Он живет в своем собственном мире, у него нарушена высшая синтетическая способность, т. е. нарушено восприятие личности и собственного единства, он говорил, что все части его тела находятся в разных карманах, что все они по отдельности насажены на кол.

Потеря им восприятия своей личности как единства выражается в том, что он считает себя личностями, различными между собой и по временной, и по пространственной локализации: он и Коперник, и Леонардо да Винчи, и челюскинец и т. п. У него есть некоторая борьба с этим распадом; он мог с горечью говорить: "Я один" или "Отдай мне меня". Потеря восприятия единства личности и отсюда невозможность синтезировать элементы своих переживаний ведут к тому, что ряд его мыслей течет спонтанно, они не связаны между собой и он сам не способен перераспределять их порядок.

У него повышенная речевая продукция, его речь не выполняет социальной функции; она не служит цели общения с коллективом, это речь внутренняя, она только автоматически регистрирует его переживания.

Его внимание не способно на устойчивость, требующую волевое усилие, оно рассеянное, скачущее от одной направленности к другой. Память его оперирует автоматически с материалом, полученным в прошлом, без контрольного его распределения.

Новых сведений он в этом состоянии получить не может, живет преимущественно прежним, и это прежнее носит преимущественно образный характер. Поскольку нарушено единство его личности и расщепились все слои ее, то ясно видно, как выступают бесконтрольно его низшие влечения (открытый онанизм, сексуальный бред, жадность). Этот случай ясно показывает, что основной чертой шизофренического процесса является расщепление: расщеплен процесс восприятия, и больной живет вне окружающего, расщеплена вся личность, высшие психические процессы не регулируют низшие, и те ярко обнаруживаются, а вся высшая психическая сфера, лишенная синтетического единства, распалась на ряд переживаний, не связанных между собой и обнаруживающихся в виде ассоциаций из прежнего опыта.

Через 2 месяца после некоторого улучшения проводилось психологическое обследование больного, причем обнаружилась его довольно хорошая память механического характера (словесная, зрительная, числовая). В эксперименте на опосредствованную память больной брал по несколько картинок на одно слово, разбрасывался, так как у него одновременно возникало несколько ассоциаций.

При рассказе по картинке был очень неуверен, не мог отделить существенное от несущественного и потому картинку описывал со всеми подробностями, в этом у него проявилась расплывчатость восприятия. Не мог сложить очень элементарную картинку из 4 элементов (петуха), так как в его сознании не было образа петуха. Только когда сложил методом проб и ошибок все части в единую фигуру, тогда понял, что он сложил.

Внимание его было резко распределенного типа; два дела ему было делать легче, чем одно. Более сложные задания ему было легче делать, чем простые, так как простое задание оставляло много возможностей для отвлечения на посторонние мысли.

Ассоциативный процесс быстрый, одна реакция перебивала другую, а иногда на одно заданное слово получалось несколько реактивных слов. Метафоры и пословицы мог понимать иносказательно (упомянул о переносном смысле), но в процессе работы легко "соскальзывал" на буквальное понимание или отвлекался на побочные соображения; все объяснения носили поверхностный характер, часто руководствовался не смыслом, а сходством слов.

На эксперименте был многоречив, много говорил и по поводу выполняемых задач, и по поводу окружающей обстановки. Во время выполнения сложных заданий все время говорил, как он их выполнял, так как, по его словам, решение вслух интеллектуальных задач помогает внутренне организоваться и сосредоточиваться на заданиях, не отвлекаясь на какие-либо посторонние мысли.

От всего эксперимента очень устал, так как вкладывал большое напряжение в выполнение заданий, и тогда он при складывании кубиков от заданного сложения переходил к игровому времяпрепровождению, начинал из кубиков строить башню или фантазировать о жизни на Марсе; так от работы мышления в связи с утомлением происходил переход к работе воображения.

В данном случае картина психического расстройства в связи с шизофреническим процессом в острой стадии заболевания очень выражена.

Хорошая ремиссия наблюдается в тех случаях, когда в препсихотическом состоянии личность была синтонной, активной, жизнерадостной, настойчивой.

Наблюдение IV. Девочка 16 лет (ученица 8-го класса). Во время приступа разговаривала сама с собой, было повышенное настроение, часто улыбалась, пела, танцевала. В движениях было много вычурности. Речь разорванная, отмечалась эхолалия, эхопраксия, было много стереотипных высказываний. Была беспокойна.

Через несколько дней настроение ровное, тиха, спокойна, склонна к некоторому резонерству; говорит витиевато, не удерживает линии разговора, теряет основную нить, говорит долго, пока не остановят. Еще через несколько дней ровна, начала заниматься в классной комнате. Тиха.

Из беспокойного переведена в спокойное отделение, там была всегда в коллективе, хорошо контактировала, но психически была вяла.

На эксперименте на высоте заболевания восприятия были неуверенными: описывала картинку с прибавлением слов "кто-то пришел", "какая-то женщина стоит", "на каком-то ящике цветок стоит" и т. п.

Память была сохранена. В процессе выбора картинок, в опосредственной памяти наблюдалось много колебаний, сомнений, но раз выбор был сделан, он в дальнейшем мог хорошо помогать запоминанию.

Внимание мало устойчивое, но хорошо распределяющееся: было легко одновременно зачеркивать букву в тексте Бурдона и разговаривать с экспериментатором.

Наибольшее расстройство отмечено в мыслительном процессе. Различие и сходство предметов отмечала несколько вычурно. Например, дерево и бревно так различала: "В бревне клетки, как в дереве, но мертвые, процесса никакого не происходит". Сходство радио и газеты так формулировала: "Это распространение речи". На вопрос "Что такое правда?" так ответила: "Такое взаимоотношение оживленных предметов... правда всегда организует коллектив".

В объяснении пословиц и метафор проявилась большая лабильность, общеупотребительные пословицы понимала хорошо. Например, пословицу "Не все то золото, что блестит" правильно поняла: "Не все, что нам кажется хорошим, хорошо", а следующую пословицу "Не в свои сани не садись" так комментировала: "В школе вызывают ученика, он не знает, как отвечать, ему подсказывают, он, значит, сел в чужие сани". Когда подбирала готовые объяснения, опиралась на сходство слов: в пословице говорится про сани - и объяснение выбрала, где говорится про сани.

В работе с кубом Линка очень долго не могла понять принцип сложения, работала по методу проб и ошибок, но работу не бросала; на сложение куба употребила 23 минуты, но работу довела до конца; в этой работе ей помогло стеническое ядро ее личности.

В ассоциативном эксперименте реакции были замедленными, доходили до 10", 15", на многих словах задерживалась из-за резонерства, например, на слово "весело" - реакция через 6" - "музыка" и заявила: "Можно много сказать, я не знаю, в каком смысле надо было говорить". На слово "темнота" -через 15" слово- "некультурность" и заявила, что она много колебалась, сомневалась, о какой темноте надо говорить. На слово "шапка" через 10" реагировала словом "черная" и так рассуждала: "Ведь шапки бывают с ушами, с цветами... я думала... я не знала".

В данном случае у девочки 16 лет как восприятия, так и логические процессы на высоте заболевания были расплывчатыми, плохо оформленными, в связи с чем появлялись неадекватные ответы, вычурности, а в заданиях наглядного характера, где результат мог быть отчетливо виден, выявлялась устойчивость, стремление довести работу до конца.

Когда наступила ремиссия, восприятие сделалось точным, расплывчатость мыслительного процесса прекратилась; ответы на вопросы сделались по существу без элементов резонерства. Работа еще более стала устойчивой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.