Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Психогенные заболевания у детей. Неврозы




Определение понятия «психогении», общие представления о психогенных расстройствах у детей

Среди всех психических заболеваний у детей и подростков психогенные расстройства встречаются в 27-32 % случаев. Важность изучения этих состояний обусловлена не только их большой распространенностью, но, главным образом, тем, что без знания причин, механизмов возникновения, клиники невозможно ни выявить, ни предупредить, ни преодолеть их. Спектр клинических форм этих расстройств в детском и подростковом возрасте очень широк, разнообразен, но далеко не все формы хорошо известны даже специалистам. Важным обстоятельством, заставляющим обращаться к этой теме, является возрастное своеобразие клиники этих болезненных состояний, незнание которой приводит к диагностическим ошибкам и к гипердиагностике. Здесь необходимо подчеркнуть, что для рассматриваемого возраста характерны особые клинические формы, присущие только этому периоду. Это маскированные (скрытые) состояния или соматизированные расстройства, проявляющиеся как соматические заболевания.

Большинство авторов придерживается той точки зрения, что психогенные расстройства у детей не проходят бесследно, они меняют их личность и могут отражаться на последующей жизни. Психогенная травма действует не в пустоте, не изолированно, а на определенном фоне, в определенном возрасте, у определенной личности, отягощенной или не отягощенной каким-либо заболеванием или нарушением развития. Это обусловливает важность знакомства с особенностями преморбида, характера физического и психического развития ребенка, которое, как правило, протекает неравномерно, а в определенные периоды (возрастные кризы) отличается повышенной хрупкостью психической организации, чрезмерной реактивностью, готовностью к возникновению нервно-психических расстройств. Именно в периоды возрастных кризов чаще всего и начинаются невротические расстройства.

Сложность изучения психореактивных расстройств и неврозов связана также с тем, что они могут проявляться и как самостоятельное заболевание, и как начальная стадия других психических страданий. Это определяет необходимость проведения дифференциальной диагностики, выделения клинических критериев разграничения.

При описании психогенных расстройств нельзя не раскрыть такие основополагающие понятия, как стресс (сильное эмоциональное напряжение) и депривация (дефицит удовлетворения биологически и социально значимых потребностей), поскольку они определяют основные механизмы развития психогенных расстройств, "посттравматические стрессовые расстройства", которые связаны со специфическими травмирующими ситуациями (катастрофы, пожары, пытки и пр.), а также психогенные развития личности (как результат хронического травматизирования). Последние особенно характерны для подросткового возраста.

В детском и особенно подростковом возрасте внешним выражением психических расстройств очень часто являются нарушения поведения, вплоть до делинквентных, криминальных форм. Это наиболее характерно для состояний, связанных с длительным травматизированием. Криминальные поступки, как и психогенные расстройства, возникающие после привлечения к уголовной ответственности, нередко выражаются, наряду с традиционными клиническими формами, в тяжелых аффективных разрядах, агрессии и потому имеют большое значение для судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних.

Современные представления о возрастной специфике психогений. Психические воздействия на ребенка (как положительные, так и отрицательные) начинаются раньше, чем он появляется на свет, в период его внутриутробного развития. Очень рано ребенок начинает сначала чувствовать, а затем и понимать, полностью ли удовлетворяют его биологические потребности и потребности в эмоциональном общении, у него появляется осознание разных ролевых функций в семье, отношений с родителями, усваиваются нормы поведения, система запретов, поощрений и т. д.

При этом если среда устойчива, если требования к ребенку соразмерны его возможностям, не противоречивы, адекватны возрасту, разумно мотивированы, если он окружен теплом и заботой, является желанным, если обучение своевременно, ненавязчиво и способствует выявлению и развитию потенциальных возможностей, если систематически тренируются волевые качества, если в отношениях устанавливается устойчивый гармонический стереотип, то можно с известной долей уверенности сказать, что ранней невротизации родители не принесут.

К сожалению, в реальности психогенные факторы обрушиваются на ребенка чуть ли не с рождения и при ослабленности его нервной системы или повторности травм у него часто развиваются психогенные состояния с широким пестрым спектром симптоматики.

Считается, что психогении являются самыми распространенными формами психической патологии. В свое время ведущий ученый отечественной детской психиатрии Г.Е. Сухарева (1959) отмечала, что психогении у детей составляют 80 % от всех психических заболеваний. По более поздним данным ВОЗ, 45 % всех психических заболеваний у детей связаны со стрессами.

Есть мнение, что определить истинную распространенность психогенных расстройств у детей невозможно (Сердюковская Г.Н., 1990), поскольку приводимые в мировой и региональной статистике цифры охватывают только учтенные, зарегистрированные наблюдения, которые, естественно, не отражают истинного положения вещей. Распространенность психоневротических расстройств можно образно представить себе в виде айсберга, в котором учтенные (видимая часть) и неучтенные случаи соотносятся как 1:5. В действительности невидимая часть "айсберга" может быть и больше, если учесть, что нередко такие больные попадают не к психиатрам, а к педиатрам и врачам общего профиля в связи с преобладанием не психических, а соматических жалоб.

Стараясь подчеркнуть рост психогений и нарастающую стрессорность современного общества, К. Хорни (1950) сказал следующее: "Вместо вопроса: "Является ли данный человек невротиком?", в настоящее время следует спрашивать: "Какой формой невроза он страдает?". Имеются значительные расхождения в цифровых данных разных исследователей, что свидетельствует, в числе прочих причин, об отсутствии единых подходов к диагностике психогений и, что немаловажно, о расширительном толковании понятия невроз.

Термин "психогении" (синоним - психогенные расстройства, психогенные заболевания, психогенные реакции) принят в отечественной психиатрии как обобщающее понятие, отражающее связь заболевания с психогенной травмой.

В зарубежных исследованиях и международных классификациях болезней (МКБ) разного пересмотра отношение к психогенным расстройствам часто меняется, но и в последних МКБ (9-го, 10-го пересмотра) исчерпывающей характеристики, как и определений этих состояний в отношении детского и подросткового возраста, нет. Отдельно даны выборочные формы "эмоциональных расстройств, специфических для детского возраста" и "расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского возраста". Неврозы же (за исключением неврастении) в отдельную рубрику не выделены.

Представляется очевидным, что обобщающее понятие и обобщенное определение, как и приемлемая для клинициста систематика психогенных расстройств, необходимы, чтобы разобраться в пестрой картине указанных состояний. Это нужно, прежде всего, потому, что речь идет не об одном каком-либо патологическом состоянии, а о целой группе расстройств, объединенных общей этиологией, но различающихся особенностями причинных факторов и механизмами развития болезни, а также характера "почвы", на которую попадает психогенный фактор.

В целом, под психогениями понимают обратимые (функциональные, излечимые) расстройства психической деятельности, возникающие в ответ на воздействие психической травмы и подчиняющиеся определенным закономерностям клинического оформления, течения и исхода.

Основными клиническими формами психогений являются психореактивные состояния (психогенные реакции, реактивные состояния, психогенные развития личности) и неврозы (невротические реакции, собственно неврозы, невротические развития личности).

Самый легкий регистр расстройств представлен "реакциями" психогенными и невротическими, которые характеризуются остротой возникновения, кратковременностью (от нескольких часов до нескольких недель), неразвернутостью клинической картины, благоприятным исходом.

Разграничение психореактивных и невротических реакций носит в известной мере условный характер, и многие авторы склонны называть невротическими любые психогенные реакции, не носящие психотического характера. Это положение является спорным. Необходимость разграничения психогенных реакций возникает особенно тогда, когда они оказываются начальной стадией более пролонгированного болезненного состояния. Дело в том, что три варианта расстройств в каждой из двух основных форм психогений (реактивные состояния и неврозы) могут при определенных неблагоприятных обстоятельствах выступать и как три этапа психогенного или невротического развития. Реакции в этих случаях оказываются первым этапом болезненных расстройств.

Психогенные реакции могут проявляться как острые кратковременные психозы ("острые аффективно-шоковые реакции"), протекающие с неясным сознанием, или как кратковременные расстройства непсихотического уровня. Невротические реакции проявляются чаще всего преходящими аффективными нарушениями специфического характера (так называемые "фобии" - навязчивая боязнь чего-либо) или отдельными невротическими, вазовегетативными, соматическими симптомами.

Важное значение для понимания сущности психогений имеет вопрос об их месте среди всего спектра психических заболеваний. Эти расстройства занимают самую низкую ступеньку при переходе от нормы к патологии, то есть находятся ближе всех других форм психических заболеваний к границе с психическим здоровьем. Именно это послужило в свое время основанием для обозначения психогений как "пограничных состояний".

Если учесть абсолютное преобладание у детей и подростков непсихотического уровня расстройств и многообразие доклинических начальных форм заболевания, то станет очевидным, насколько трудно, а нередко и невозможно четко отграничивать начальные психогенные и личностные расстройства от усиленных, но еще не болезненных отклонений.

В детском и подростковом возрасте эти границы оказываются еще более размытыми, поскольку психогенные расстройства могут долго оставаться скрытыми или проявляться симптоматикой соматических заболеваний или поведенческими (психопатоподобными) девиациями (так называемые "маскированные" формы). Крайним выражением таких долго остающихся завуалированными форм являются случаи, впервые обнаруживающие себя не какой-либо клинической симптоматикой, а тяжелым криминальным поступком. Это так называемый "инициальный деликт", по Е. Странскому (1950), или "криминальная манифестация", по Н. Оспановой (1992). В этих случаях подросток, казавшийся до того здоровым, совершает тяжелое криминальное действие, и лишь потом при настойчивых расспросах могут выявляться психопатологические, болезненные переживания, начавшиеся задолго до правонарушения или непосредственно перед ним.

Необходимо учитывать также, что психогенная симптоматика у детей и подростков часто как бы вырастает из нормальных возрастных психологических особенностей: например, нормальное фантазирование, присущее возрасту, – и психогенные бредоподобные фантазии; неудовлетворенность своей внешностью, типичная для подростков, - и навязчивая боязнь (фобия) конкретного физического уродства (дисморфофобия), склонность к отвлеченным размышлением, характерная для периода пубертата, – и болезненное мудрствование (философическая интоксикация).

Все это показывает, насколько трудно подчас решить вопрос, являются ли данные внешние проявления следствием возрастного заострения личностных особенностей или же мы имеем дело с начавшимся заболеванием. Предлагаемые разными авторами критерии разграничения психогенных расстройств и нормальных возрастных девиаций при фактическом наличии не границы, а некоего пограничного пространства, часто оказываются малоубедительными.

Значение психогений очень велико не только потому, что они являются самыми частыми заболеваниями у детей и подростков, но также в связи с тем, что они нередко оставляют след в психике ребенка, а при неблагоприятной динамике способствуют появлению личностных девиаций, которые могут стать стойкими или быть выражением других, более тяжелых психических заболеваний.

Психогении издавна относили к так называемой "малой психиатрии", о которой известный отечественный психиатр П.Б. Ганнушкин (1933) сказал: "Это область несравненно более тонкая, область более сложная, требующая гораздо большего опыта, навыков, знаний, чем психиатрия большая, где речь идет о душевнобольных в узком смысле слова". Диагностику психических расстройств в подростковом периоде П.Б. Ганнушкин назвал самой сложной, а Н.И. Озерецкий (1934) - самой трудной и филигранной.

Обращает на себя внимание, что разные по качественной характеристике психогенные травмы могут вызвать сходные клинические проявления у детей одного возраста. Так, острые психогенные воздействия у детей младшего возраста (от 1 до 8-9 лет) чаще всего вызывают реакции, основным содержанием которых является страх. Особенно значимые для ребенка 10-12 лет психогенные переживания (смерть родителя, несправедливое обвинение, тяжелые обиды и пр.) чаще сопровождаются депрессивными расстройствами (подавленное настроение, тоска, ощущение, что ребенок никем не любим, никому не нужен, мысли о собственной никчемности, бессонница, отказ от контакта и пр.).

При сходных обстоятельствах в период пубертатного криза депрессивные переживания также имеют место, но чаще они носят скрытый характер, а на передний план выступают озлобленность, агрессивность, протестное поведение. Все это свидетельствует о значительной роли возраста в клиническом оформлении психогенных расстройств и особенностях психогенного реагирования в зависимости от системы ценностных ориентации в разном возрасте.

Чем младше ребенок и чем острее и внезапнее психическая травма, тем меньшую роль играют личностные особенности. Чем более выражены личностные отклонения, тем большее значение имеют так называемые "уязвимые точки" (Блей Е.А., 1940). Так, у подростков с патологическим стремлением к самоутверждению грубая заниженная оценка их возможностей, унижение могут вызвать появление чувства ненависти, злобы и выраженной реакции протеста, вплоть до тяжелой агрессии или какого-либо другого антисоциального поступка с разрушительными действиями - "назло" обидчику (например, повторные кражи вещей у ненавистной мачехи и уничтожение их).

Неблагоприятные условия в семье весьма разнообразны, и вызываемые ими психогенные расстройства также различны. Одной из таких форм является ситуация, когда из-за неразрешимых конфликтов в семье ребенок вынужден жить у одной из конфликтующих сторон (то у матери, то у отца, то у бабушки). Этот феномен описан как "соломонов синдром" (Манова-То-мова B.C., 1981), когда ребенок вынужден стать Соломоном (по мудрости), чтобы приспособиться к лицам с совершенно различными жизненными принципами и позициями.

Описан также феномен "психологической заброшенности" при живых родителях, занятых собой и карьерой. Ребенок оказывается в ситуации одиночества, непонятости, ненужности, то есть психогенные переживания сочетаются с ситуацией депривации. В этих случаях ребенок начинает искать и находит понимание "на стороне", в асоциальном окружении сверстников.

Очень большое значение среди прочих психогенных травм в детском и подростковом возрасте имеет так называемое хроническое травматизирование. Речь идет не об отдельных острых чрезвычайных по силе психических "ударах", а о длительном систематическом травматизировании, состоящем из бесконечной череды сильных и повседневных воздействий или, напротив, только из мелких, но беспрерывно действующих (унижения, угрозы, психологическое истязание, систематические избиения и пр.). Психологическое и физическое истязание детей и подростков встречается чаще всего в неблагополучных семьях, а также в закрытых детских учреждениях (интернаты для сирот и "социальных сирот", вспомогательные школы-интернаты, спецшколы для малолетних правонарушителей). Наблюдаются подобные случаи и при прохождении воинской службы. К хроническому травматизированию относится и насильственное сожительство отцов, старших братьев с малолетними и несовершеннолетними девочками.

Применительно к психогениям в детском и подростковом возрасте депривация может рассматриваться как одна из форм психотравматизации (разлука с матерью, лишение ребенка родительского тепла, внимания, заботы, воспитание в Доме ребенка, яслях-пятидневках, интернатах, сиротских домах, длительное пребывание в соматических и психиатрических стационарах - все это приводит к "капитализму" и пр.). Кроме того, депривация может сочетаться с другими травматизирующими факторами.

К настоящему времени систематизированы случаи тотальной многоплановой депривации в раннем детском возрасте, когда речь идет не просто о психогенных расстройствах, а о тяжелых и необратимых нарушениях познавательной деятельности и психического развития ребенка в целом (Кузнецов О.Н., Лебедев В.И., 1972).

Систематика психогенно-травмирующих факторов

Попытки систематизировать психогенные травмы делались неоднократно. С большей долей условности их можно было бы систематизировать следующим образом.

1. Сверхсильные, острые, внезапные:

2. смерть на глазах ребенка;

3. убийство на глазах ребенка;

4. изнасилование.

5. субъективные, сверхсильные, острые (сверхзначимые для ребенка):

6. смерть матери, отца;

7. неожиданный уход из семьи любимого родителя;

8. известие, что родители не родные, что ребенок приемный.

9. острые, сильные и сверхсильные, следующие одна за другой. Например: смерть матери, появление "плохой" мачехи, определение ребенка в интернат.

10. психогенные травмы, лежащие в основе посттравматических стрессовых расстройств и отличающиеся определенным своеобразием. Это стрессовое событие (кратковременное или продолжительное) исключительно угрожающего или катастрофического характера, которое может вызвать состояние дисстресса почти у любого человека (природные катастрофы, сражения, несчастные случаи, роль жертвы пыток). Предиспонирующие факторы (личностные аномалии, органическая недостаточность) не обязательны.

11. психогенные травмы, связанные с воздействием на внутренние психологические комплексы у ребенка.

12. психогенные травмы, определяемые как ключевые переживания по отношению к каким-либо особенностям личности (тревожно-мнительные, истерические, сензитивно-шизоидные и пр.).

13. психогенные травмы, сочетающиеся с депривацией (эмоциональной или сенсорной).

14. психогенные травмы в периоды возрастных кризов (астенизация, кризовые психологические комплексы, наклонность к соматизированию психических расстройств).

15. психогенные травмы, связанные с неправильным воспитанием (отвержение ребенка, воспитание по типу "кумира семьи", по типу "золушки", по типу "ежовых рукавиц" и пр.).

16. хронические психические травмы (неблагополучная семья, закрытые детские учреждения, служба в армии).

17. комбинация острых и хронических психогенных травм.

Для понимания сущности психогений большое значение имеет теория стресса Г. Селье (1936). Согласно этой теории, стресс (напряжение, давление обстоятельств) является реакцией защиты организма, попыткой восстановить гомеостатическое равновесие, составляя адаптационный синдром, проявляющийся в виде трех фаз: 1) реакция тревоги, мобилизации; 2) стадия сопротивления, резистентности; 3) стадия истощения, когда исчерпаны адаптационные возможности. Ведущая роль в развертывании стресса принадлежит гормонам (адреналин, норадреналин). Первые две фазы - это еще не болезнь, а естественная борьба организма с вредностью. Стресс может быть физиологическим и психологическим (информационный и эмоциональный).

На первых двух стадиях стресс может выступать как мобилизующая сила, и в случае успешного преодоления вредности он на этом и заканчивается. При продолжающемся действии стрессора или повторяющихся состояниях стресса наступает третья фаза - аффективного и гормонального истощения. Эту фазу Селье рассматривал как патологическую, как развитие психогении и обозначил ее как "дистресс". В это время преобладают тревога, чувство безысходности, тоска. Клинически этому соответствует картина неврозов, психореактивных состояний, "депрессии истощения" (по P. Kielholz, 1980) и начало психогенного развития личности. После стресса бывает достаточно незначительного психического перенапряжения, чтобы возобновился дистресс.

Концепция Селье сыграла важную роль в разработке теории патогенеза психогений, в углублении знаний об их соматической основе.

Особенности адаптационного синдрома Селье на психологическом уровне могут соотноситься с теорией фрустрации С. Розенцвейга (Rozenzweig S., 1945). Фрустрация, по автору, - это столкновение какой-либо жизненной потребности индивидуума с непреодолимым психологическим препятствием (например, морально-этическая установка), внутренним запретом. При этом развивается стрессовое состояние, и в зависимости от длительности неразрешенного внутреннего конфликта может возникнуть невроз. Теория фрустрации дополняет учение Селье и не касается биохимических изменений, происходящих при этом.

С позиций эмоционального стресса, по-видимому, можно трактовать возникновение и развитие не только психогенной, но и некоторых форм соматогенной депрессии. Как отмечает P. Kielholz (1980), на первой стадии стресса одновременно с вегетативными и эндокринными защитными реакциями возникает психическая готовность к "борьбе". На второй стадии обилие психовегетативных и функциональных расстройств способствует возникновению ипохондрических опасений. На третьей стадии развиваются не только психические, но и психосоматические заболевания.

Но мнению М.О. Гуревича (1949), между психическим заболеванивм и нарушениями соматического порядка возможны разные взаимоотношения. Он выделяет одно из них, когда соматическое заболевание вызывает вторичные мозговые, а затем психические нарушения - это соматогенные психические расстройства,

При развитии дистресса, по Селье, имеет место другая ситуация, когда психогенный фактор вызывает такие психические нарушения, которые могут проявляться соматической симптоматикой, то есть речь идет о соматоформных расстройствах. Висцеровегетативные сдвиги с соответствующей симптоматикой имеются в картине каждого невроза как обязательная составная часть (Деглин В.Я., 1979). В соответствии с этой позицией автор вводит в определение неврозов наличие психогенных соматических расстройств.

Клиника психогенных состояний

Известно, что психореактивные состояния могут проявляться как в форме психозов, так и в виде непсихотических реакций. Последние абсолютно преобладают в детском и подростковом возрасте. Существует точка зрения (Ковалев В.В., 1979 и др.), согласно которой психогенные реакции непсихотического уровня следует относить к "невротическим". Это положение спорно, поскольку ставит знак равенства между психогенными реакциями и "неврозами", стирает грань между ними. Однако если нельзя говорить о жестких границах между этими психогенными расстройствами, то полностью сливать их тоже нельзя, а следует рассматривать как относительно самостоятельные формы психогенных заболеваний. Различия между ними, касающиеся и механизмов развития болезни и клиники, приведены в предыдущих главах. Чтобы подчеркнуть легкость регистра непсихотических реактивных состояний, следует говорить о "невротическом уровне расстройств" (как альтернативе психотическому уровню), но не как о "невротических расстройствах". Например, психогенная депрессия на невротическом уровне - это не психотическое реактивное состояние, а "невротическая депрессия" - депрессия, связанная с какой-либо формой невроза. Это положение следует подчеркнуть как принципиальное.

Психогенные симптомокомплексы нозологически нейтральны, то есть могут наблюдаться при разных психических заболеваниях (например, депрессия, бредовой и галлюцинаторный синдромы). Это обстоятельство издавна вынуждало психиатров к определению специфической сущности психогенных реакций (реактивных состояний) и их отграничению от других психических заболеваний.

Среди попыток систематизировать основные закономерности клиники психогенных расстройств наибольшее распространение получила "триада Ясперса", которая включает три признака:

1. психогенные заболевания вызываются психической травмой;

2. психическая травма находит отражение в содержании симптомов этих заболеваний;

3. реактивные состояния заканчиваются при прекращении действия вызвавшей их причины.

Значение этой "триады" неоднозначно. С одной стороны, эта схема отражает самые общие признаки психогенных реакций и очень наглядна; с другой - она не охватывает целиком всего понятия психогений. На практике каждый из этих признаков нуждается в уточнении. Как мы уже говорили, психическая травма - это главная, но не единственная причина психогенных расстройств. Она обычно действует в сложном комплексе других социально-психологических и биологических факторов. В конечном итоге главным оказывается не столько "объективная сила" травмы сама по себе, сколько конкретный ребенок с его возрастом, уровнем умственного развития, темперамента, эмоциональности, самооценки, то, как он осознает травму, насколько она для него психологически значима.

Наличие второго признака "триады" позволило автору сформулировать положение о "психологически понятных связях", отличающих психогенные реакции от больших психозов (например, шизофрении). Однако если речь идет о психогенном психозе (псевдодеменция, ступор), то связь болезненных переживаний с содержанием психической травмы можно обнаружить далеко не всегда.

Третий признак наиболее условен. Если реактивное состояние носит острый характер, то его окончание может в известной мере совпадать с прекращением действия травмы. Однако нередко, особенно при пролонгированном травматизировании, может происходить "отрыв" динамики болезненных расстройств от вызвавшей их причины. В этих случаях психогенные заболевания становятся как бы автономными, приобретают известную самостоятельность ("саморазвитие", по О.В. Кербикову). Именно так формируются психогенные (постреактивные) развития личности. У подростков указанный "отрыв" случается далеко не всегда.

Определение невроза. Теории происхождения неврозов

Невроз – психогенное заболевание, в основе которого лежат нарушения высшей нервной деятельности, проявляющееся непсихотическими психическими расстройствами. Они воспринимаются больным как чуждые и болезненные, имеют тенденцию к обратному развитию и компенсации.

Согласно эпидемиологическим данным, около 80% всей психической патологии у детей приходится на неврозы. Среди детей, больных неврозами, преобладают мальчики дошкольного возраста. Большинство родителей не придает значения первым признакам неврозов или относится к ним поверхностно («само пройдет»). Лишь незначительная их часть обращается за помощью к врачам-психиатрам и клиническим психологам. Это обстоятельство обуславливает высокую распространенность неврозов в детской популяции.

При неврозах основная причинная роль принадлежит разнообразным психотравмирующим факторам (острым, подострым и хроническим психотравмирующим ситуациям), а также влиянию внутренних и внешних факторов.

К внутренним факторам относят характерологические особенности ребенка, наличие вегетативной и эмоциональной неустойчивости, изменения возрастной реактивности нервной системы в переходные (кризовые) периоды (3 года, 5, 7 и 15 лет). Внешними факторами, способствующими формированию неврозов, являются неправильное воспитание, воздействие неблагоприятных условий быта, трудности школьной адаптации.

Неврозы отличаются значительной связью с определенным типом личности, чаще развиваются под влиянием действующего исподволь длительного психогенного травматизирования. Психогенные ситуации обычно являются особенно значимыми для ребенка и подходят к особенностям его личности "как ключ к замку" (ключевое переживание, по терминологии Э. Кречмера).

Связь психогенного воздействия с особенностями личности при неврозах проявляется и в том, что основные формы неврозов чаще всего возникают у соответствующих аномальных личностей (например, истерический невроз - у истерических личностей и пр.).

Ортодоксальный анализ (3. Фрейд и его последователи) трактует неврозы как неизбежный необходимый момент развития в связи с образованием и разрешением детской тревоги. Сторонники индивидуальной психологии считают, что невроз - это патологическая форма компенсации чувства внутренней недостаточности или нереализованного чувства превосходства.

Для представителей "поведенческой терапии" невроз - это зафиксированный навык неприспособленного поведения, приобретенный путем научения. Крупнейший специалист по проблеме неврозов К. Homey определяет невроз как психическое расстройство, вызванное страхом и защитой от него, а также попытками отыскать компромисс в "конфликте противоположных тенденций". Невротические расстройства как отклонения от общепринятого в данной культуре интерперсонального поведения - это проявление заторможенного процесса самореализации (Homey К., 1950).

Для возникновения невроза характерно опосредованное, а не прямое действие психогенной травмы. В детском и подростковом возрасте, как правило, еще до начала невроза личность психогенно сенсибилизирована (Э. Кречмер) и уязвима вследствие своих внутренних психологических конфликтов и комплексов, характерных для детского возраста (комплекс старшего и младшего брата, комплекс соперничества с одним из родителей за лидерство в семье, комплексы Эдипа, Электры, собственной неполноценности и пр.).

Общие и системные неврозы

Неврозы можно разделить на общие и системные. К общим неврозам относятся истерия, невроз навязчивых состояний, невроз страха (страх темноты, животных, разлуки с близкими, страх перед конкретными лицами, которые в свое время пугали ребенка, и др.), депрессивный невроз (общее подавленное состояние, стремление к одиночеству, чувство собственной неполноценности, особенно при наличии анатомических дефектов и пороков развития), ипохондрический невроз и др.

В группу системных неврозов включены невротические заикания, тики (непроизвольные судорожные подергивания, чаще в области лица и плечевого пояса), расстройства сна, отсутствие аппетита, ночной энурез, энкопрез (недержание кала). К системным неврозам относятся также патологические привычки детского возраста: сосание пальцев, губ и языка, кусание ногтей, онанизм, привычка к выдергиванию волос и др.

В основе неврозов как у детей, так и у взрослых лежит психотравмирующая конфликтная ситуация, которая глубоко переживается человеком и вызывает нервный срыв. При этом под психотравмой следует понимать внезапно возникшие или постоянно действующие неблагоприятные обстоятельства, которые глубоко переживаются человеком, не находящим правильного выхода из создавшейся ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.