Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Психогенные заболевания. Реактивные состояния




Общее представление о реактивных состояниях

Реактивные состояния обычно развиваются в ответ на непосредственный эмоциональный стресс, возникший в связи с действием сверхсильных травм. Начальная фаза этой травмы кроме чрезвычайности характеризуется остротой, внезапностью, неожиданностью, непонятностью для ребенка. Внутренняя психологическая переработка травмирующей ситуации может быть выражена незначительно, особенно при острейших травмах. Соответственно психогенный "удар" чаще всего сопровождается эмоциональными, аффективными расстройствами (страхи, панические реакции, депрессии). Характерно наличие "патологической почвы".

Реактивные состояния могут носить психотический и непсихотический характер. Непсихотический уровень этих расстройств абсолютно преобладает в детском и подростковом возрасте. По сравнению с неврозами реактивные состояния чаще возникают у примитивных органически стигматизированных личностей и потому нередко развиваются по древним механизмам "двигательной бури" или "мнимой смерти" (Кречмер Э., 1924) и сопровождаются в этих случаях временным регрессом психики в целом или отдельных психических функций.

СИСТЕМАТИКА психореактивных состояний

Сложность патогенеза и многообразие клинических форм психореактивных состояний породили массу попыток сгруппировать их, основываясь па разных принципах. Наибольшее распространение получил принцип группировки, в основу которого положен принцип остроты и интенсивности психогенной травмы. Первая группа - это острые аффективно-шоковые (и субшоковые) реакции. Вторая - подострые психогенные реакции. В этой группе психическая травма осознается, переживается и интеллектуально перерабатывается. Реактивные состояния этой группы обозначены как "истинные", "ядерные". В третьей группе психогенные расстройства возникают под влиянием "хронического" или повторяющегося травматизирования и сопряжены с последующим неправильным формированием личности ребенка.

Острые психогенные аффективно-шоковые состояния

Наиболее часто встречаются аффективно-шоковые (субшоковые) реакции, проявляющиеся в виде клинически очерченных состояний сильнейшего страха (вплоть до паники) с хаотическим двигательным возбуждением при неясном, аффективно суженном сознании (психогенные сумеречные состояния) или страха с выраженной психомоторной (речедвигательной) заторможенностью, вплоть до психогенного (эмоциогенного, аффектогенного) ступора. Указанные два варианта - это острые кратковременные психотические состояния. Многими исследователями доказано, что дети менее выносливы в отношении острых внезапных массивных психических травм указанного выше сверхсильного характера, причем шоковые реакции наиболее часты у детей дошкольного возраста. Ребенок воспринимает как угрожающую ситуацию только то, что он непосредственно видит и чувствует, будущая же опасность им в полной мере не учитывается.

Причинами шоковой реакции у ребенка до 5 лет, особенно при наличии у него патологической почвы (см. главу 3), могут быть даже кажущиеся безобидными факты: внезапное появление незнакомого ребенку животного, громкий, пронзительный крик, звук, резкая перемена обстановки. Или, например, помещение в детское учреждение ребенка ослабленного, изнеженного, с мимозоподобной психикой может сопровождаться появлением ступора, мутизма, отказа от контактов и еды.

Начинаются аффективно-шоковые реакции обычно сразу после травмирующего воздействия с состояния "оглушенности" и сужения сознания, внимания, дезориентировки, нарастающей паники. Основным симптомом начальной стадии является сильнейший страх (панический, инстинктивный). В связи с развивающейся в дальнейшем неясностью сознания ребенок плохо помнит события этого периода и свое состояние, так что воспоминания об этом оказываются отрывочными. Страх остается и спустя несколько дней после исчезновения острых явлений в виде приступов, уже не связанных с новым травматизированием. Всякая ситуация, напоминающая травмирующие переживания, приводит к возобновлению страха.

Психомоторное возбуждение, наблюдающееся в первом варианте, проявляется в повышенной суетливости, бесцельном двигательном беспокойстве и напоминает тот примитивный тип реагирования, который был описан Э. Кречмером (1924) как "двигательная буря". Дети мечутся, громко кричат, не реагируют на обращение.

Второй вариант шоковой реакции протекает также с преобладанием сильного страха и неясного сознания, но вместо речедвигагельного возбуждения отмечается резкая речедвигательная заторможенность по типу так называемой "мнимой смерти". Дети "цепенеют", застывают в одной позе.

Важно отметить, что даже однократная острая психогенная реакция может привести к изменению адаптационных возможностей и повышению чувствительности к повторным психическим травмам ("психической сенсибилизации"). Иными словами, несмотря на общую тенденцию к благоприятному течению (с длительностью в несколько дней), возможны отдельные случаи перехода к затяжному или рецидивирующему течению. Как видно из изложенного, основными психопатологическими симптомами при острых аффективно-шоковых реакциях являются сильный страх, неясное сознание, нарушение речи, двигательное возбуждение или заторможенность. В зависимости от преобладания одного из указанных симптомов выделяют разные варианты аффективно-шоковых реакций ("сумеречные состояния сознания", "речевая спутанность", "острые психозы страха", "острый ступор", "реакция короткого замыкания").




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.