Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные особенности психических состояний




Принципы классификации психических состояний

Психических состояний

Лекция 2

Классификация и возрастной аспект исследования

План

1. Принципы классификации психических состояний.

2. Возрастные особенности психических состояний.

Как указывает Н.Д. Левитов, универсальная классификация психических состояний до сих пор не создана, что обусловлено их разнообразием и сложностью. Отсутствие исчерпывающей классификации не позволяет отказаться от условных классификаций, имеющих оперативное рабочее значение.

Сложность психических состояний такова, что к ним применимы философские законы перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей (смех сквозь слезы), отрицания (человек злится на свою злость).

В основу классификации психических состояний, по мнению Ю.Е. Сосновиковой, может быть положено множество признаков: возрастной принцип, характеризующая состояние ведущая деятельность, степень напряжённости, причины, вызывающие состояние и т.д. Задача классификации не только выявить принципы классификации, но и систематизировать наиболее важные из них, чтобы отразить сущность самого явления.

Психические состояния могут быть причиной и следствием действия, поступка, деятельности, переживаний, событий в жизни человека. Поэтому есть состояния- причины и состояния-следствия.

В качестве основной классификации психических состояний часто используется их подразделение на состояния, относящиеся к познавательной деятельности, эмоциям, воле, т.е. классификация аналогичная классификации психических процессов.

По силе влияния на переживания человека состояния делят на более глубокие и поверхностные.

По знаку выделяют состояния положительно и отрицательно действующие на человека.

По преобладанию ситуативной и трансситуативной составляющих состояния делят на личностные и ситуативные.

По степени осознанности выделяют состояния более или менее осознанные.

По адекватности ситуации выделяют адекватные и неадекватные состояния.

По характерности для человека состояния делят на характерные и нехарактерные.

По временному параметру психические состояния делят на долговременные и кратковременные. Ильин Е.П. выделяет по временному параметру мимолетные (неустойчивые), длительные и хронические (затяжные) состояния. Сосновикова Ю.Е. указывает на существование продолжительных, относительно мало продолжительных и кратковременных состояний.

По ведущему параметру выделяют эмоциональные, активационные, тонические и тензионные психические состояния.

В структуре эмоциональных состоянийдоминируют эмоции (злость, радость и др.).

Активационные состояния детерминированы потребностно-мотивационной сферой (апатия, воодушевление и др.).

Тензионные состояния детерминированы особенностями эмоционально-волевой сферы (стресс, фрустрация и др.).

Тонические состояния характеризуются наличием или отсутствием энергии, большим или малым ресурсом сил (сон, бодрствование).

 

Одним из принципов классификации психических состояний может выступать возрастной принцип, поскольку психические состояния перестраиваются при переходе от одного возрастного этапа к другому.

Не для всех возрастных групп разработаны методики исследования психических состояний, а, следовательно, не до конца изучены и особенности психических состояний на разных возрастных этапах развития.

По данным Прохорова А.О. и Велиевой С.В., для дошкольников характерны легкость возникновения, изменчивость состояний и подверженность их влиянию извне. Психические состояния на данном возрастном этапе являются отражением переживаний, отношений к значимым предметам, явлениям, людям, действиям в личностно-значимой ситуации. От трех к семи годам увеличивается доля интеллектуальных состояний. От трех до четырех лет часто наблюдается повышенная капризность, возбужденность. К пяти-шести годам ребенок учится описывать состояние через собственные переживания, ощущения. До этого возраста наблюдается опредмечивание (не я обижен, а все вокруг плохие). Состояния высокого уровня активности (агрессия, злость, гнев) регулируются речевой или двигательной разрядкой.

Дети младшего школьного возраста без труда различают разные эмоциональные состояния, но эти отличия ими не осознаются. Общая картина психических состояний детей младшего школьного возраста связана с их быстрой сменой, повышенной выраженностью и вместе с тем непрочностью вследствие слабости и утомляемости нервной системы ребенка. Психологическое содержание состояний обусловлено ведущей учебной и игровой деятельностью. Наибольшее количество состояний характерно для первого и третьего классов, что связано с изменением социальной ситуации развития и качественной перестройкой психологической организации учащихся. У ребенка первого класса появляется новая социальная роль (школьник), что приводит к появлению не встречающихся ранее ситуаций жизнедеятельности и актуализации психических состояний. Слабость, возбудимость и неуравновешенность нервной системы приводит к быстрой смене, кратковременности и большому количеству переживаемых состояний. У ребенка второго класса происходит стабилизация образа жизни и адаптация к социальным ролям. Нервная система меняется в сторону большей уравновешенности процессов, число состояний уменьшается. У ребенка третьего класса происходят изменения в самосознании (углубление рефлексии, действие по внутреннему плану, самоконтроль поведения, адекватность самооценки), развитие психических процессов. Типичными для младшего школьного возраста состояниями являются мотивационные, волевые, эмоциональные, интеллектуальные состояния (Прохоров А.О., Генинг Г.Н.).

По мнению Ю.Е. Сосновиковой, в подростковом возрасте отрицательные состояния чаще возникают во второй половине дня, в конце учебной недели, при развитии утомления, усталости. Среди отрицательных состояний отмечают состояния внутренней дискомфортности, неуютности, рассредоточенности, бесцельности. В таком состоянии подростки подчинены ситуации, совершают неблаговидные поступки, не имея специального намерения. Для подростков характерны состояния выраженного недовольства, вражды, негативного отношения к окружающим, которое не направлено на определенный предмет, человека, действие, а распространяются на всех, кто включается в «поле» жизни подростка. Среди положительных состояний представлены в первую очередь положительные эмоциональные и интеллектуальные состояния, которые часто не носят сознательного характера и вызываются внешними причинами.

 

Выводы

1. В связи с разнообразием и сложностью психических состояний их универсальная классификация до сих пор не создана, однако есть условные классификации, имеющие оперативное значение.

2. Одним из принципов классификации может выступать возрастной принцип, поскольку психические состояния перестраиваются при переходе от одного возрастного этапа к другому.Т.о. можно вести речь о возрастных особенностях психических состояний.

3. Для дошкольников характерны легкость возникновения, изменчивость состояний и их подверженность влиянию извне.

4. Общая картина психических состояний детей младшего школьного возраста определяется их быстрой сменой, повышенной выраженностью, и одновременно непрочностью вследствие слабости и утомляемости нервной системы ребенка.

5. Для подросткового возраста характерны как положительные, так и отрицательные состояния. Отрицательные состояния чаще возникают во второй половине дня, в конце учебной недели, при развитии утомления, усталости.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Приведите пример опредмечивания психического состояния. Для какого возрастного этапа характерно данное явление?

2. Охарактеризуйте особенности проявления негативных состояний у подростков.

3. Приведите пример следующих состояний:

– положительно и отрицательно действующих на человека,

– хронических,

– характерных и нехарактерных.

4. Почему невозможно создание универсальной классификации состояний?

Литература

1. Сосновникова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, 1975.

2. Психические состояния. Хрестоматия под ред. Куликова, — СПб., 2000.

3. Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста // Вопросы психологии №5, 2003, с.56-66.

4. Прохоров А.О., Генинг Г.Н. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии, 1998, №4.

5. Прохоров А.О. Интегрирующая функция психических состояний // Психологический журнал, 1994. № 3.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.