КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды агрессивности у детей
Выраженная склонность к агрессивности 1. Высокая частота агрессивных действий (в течение часа не менее 4 актов); 2. Преобладание прямой физической агрессии над вербальной; 3. Наличие агрессивных действий, имеющих целью причинение боли или страданий. Дети склонные к агрессии могут отличаться сниженным уровнем саморегуляции, неразвитостью игровой деятельности, недостаточным развитием интеллекта, коммуникативных навыков. Но их главной отличительной чертой является отношение к сверстнику: другой ребенок выступает для них как враг, противник. 1. Импульсивно-демонстративный. Агрессия выступает как средство привлечения внимания. Характерна физическая агрессия, враждебные действия быстро угасают. Дети имеют невысокий статус в группе, низкий уровень интеллекта, низкий уровень развития игровой деятельности. 2. Нормативно-инструментальный. Агрессия выступает как норма поведения в общении со сверстниками, как средство достижения конкретной цели. Деятельность отличается целенаправленностью и самостоятельностью. Занимают статус предпочитаемых или звезд, обладают высоким уровнем интеллекта, хорошими организаторскими способностями. 3. Целенаправленно-враждебный вид. Нанесение вреда другому выступает как самоцель. Дети имеют низкий социальный статус в группе, их боятся. Развитию агрессивности у ребенка способствуют авторитарный и попустительствующий стили воспитания. Авторитарный стиль характеризуется жестким навязыванием правил без их объяснения, силовыми методами дисциплинирования, недостатком теплоты и заботы. Ребенок вырастает боязливый, тревожный, легко раздражающийся, в его поведении часто чередуются агрессивность и избегающее поведение. Попустительствующий стиль характеризуется непоследовательностью поведения родителей. Дети таких родителей упрямы, несговорчивы, агрессивны и импульсивны. Предпочтителен авторитативный стиль воспитания, характеризующийся четким определением правил и сообщением их ребенку, использованием положительного и отрицательного подкрепления, последовательностью воспитания в целом. Ребенок уверен в себе, обладает высоким уровнем энергии, самоконтролем. Выводы 1. В структуре эмоциональных состояний доминируют эмоции. В зависимости от действия на человека эмоциональные состояния могут быть положительными или отрицательными. 2. Эмоциональные состояния одновременно разнообразны и трудно различимы. 3. Повторяясь, эмоциональные состояния могут становиться характерными для человека и переходить в личностные черты: тревога в тревожность, агрессия в агрессивность, что подтверждает взаимосвязанность психических явлений между собой. Такие черты сложившиеся в детстве остаются устойчивыми и сохраняются на протяжении дальнейшей жизни человека. 4. Проявление эмоциональных состояний меняется в зависимости от внешних и внутренних условий.
Вопросы для самоконтроля 1. Как отличаются между собой следующие понятия: – страх и тревога, – страх и паника, – тревога и тревожность, – агрессия и агрессивность, – агрессивность и враждебность. 2. О каком виде агрессии (враждебная, инструментальная) идет речь в примерах: – ребенок стучит кулаками по столу, чтобы «настоять на своем», – группа подростков нападает на прохожего, чтобы отнять деньги, – подростки просят сигарету у прохожего, а когда ее не оказывается, избивают его. 3. О какой по глубине охвата панике идет речь в каждом из примеров: – задержка транспорта, – небольшая транспортная авария, – паника на «Титанике», – внезапный не очень сильный сигнал, – скупка товаров при слухах о повышении цен. 4. О какой по длительности панике идет речь в каждом из примеров: – автобус, потерявший управление, – не очень длительное и сильное землетрясение, – длительные боевые операции. 5. К какому аффективному феномену тревожного ряда принадлежит приобретение значимости ранее нейтральными стимулами? 6. Приведите пример приобретения агрессии с помощью научения и ее регуляции с помощью викарного подкрепления. 7. Как тревога и страх различаются по условиям возникновения? 8.Что может меняться в эмоциональном состоянии при изменении выражения лица? 9. Какие особенности попустительствующего стиля воспитания способствуют появлению у ребенка агрессивности? Литература 1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1997. - 336 с. 2. Моляко В.А. Особенности проявления паники в условиях экологического бедствия (на примере Чернобыльской атомной катастрофы) // Психологический журнал, 1992, № 2. 3. Психические состояния. Хрестоматия под ред. Куликова, — СПб., 2000. 4. Смирнова Е.О., Гузеева Г.Р., Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии, 2002, № 1.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |