Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии развития феномена эмоционального выгорания




Объективные

Факторы развития эмоционального выгорания

Эмоциогенные особенности педагогической деятельности

Синдром эмоционального выгорания

Лекция 4

План

1. Эмоциогенные особенности педагогической деятельности.

2. Факторы развития эмоционального выгорания.

3. Стадии развития феномена эмоционального выгорания (по Буришу).

(по Ронгинской Т.И.)

Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. В первую очередь большое количество межличностных взаимодействий характерно для социальных профессий. В начале 70-х гг. американский психолог Х. Фреденбергер, анализируя требования, предъявляемые к социальным профессиям, впервые употребил термин «психическое выгорание» для обозначения ухудшения психического и физического самочувствия у представителей таких профессий. Группу риска по синдрому эмоционального выгорания составляют учителя, психологи, социальные работники. Особенно актуальна проблема эмоционального выгорания для учителей.

Особенности деятельности учителя, способствующие развитию эмоционального выгорания (эмоциогенные особенности педагогической деятельности):

1. Высокий динамизм;

2. Нехватка времени;

3. Рабочие перегрузки;

4. Сложность педагогической ситуации;

5. Необходимость осуществления частых контактов;

6. Взаимодействие с различными социальными группами.

(по М.В. Борисовой)

ü неблагоприятный климат в коллективе,

ü недостатки в организации деятельности;

Субъективные:

ü высокий уровень нейротизма,

ü наличие рассогласования в ценностной сфере,

ü низкий уровень сформированности осознанной саморегуляции, эмоций, поведения.

 


(по Буришу)

Фаза развития Проявления
1) предупреждающая   - чрезмерное участие, - истощение.
2) снижение уровня собственного участия - по отношению к сотрудникам, ученикам и др., - по отношению к остальным окружающим, - по отношению к профессиональной деятельности, - возрастание требований.
3) эмоциональные реакции   - депрессия, - агрессия.
4) фаза деструктивного поведения - в сфере интеллекта, - в мотивационной сфере, - в эмоционально-социальной сфере.
5) психосоматические реакции - снижение иммунитета, - бессонница, - повышение давления, тахикардия и др.
6) разочарование - отрицательная жизненная установка, - чувство беспомощности, - экзистенциальное отчаяние.

Выводы

1. Развитию эмоционального выгорания в первую очередь подвержены представители социальных профессий. Группу риска по синдрому эмоционального выгорания составляют учителя, психологи, социальные работники.

2. Существуют субъективные и объективные факторы развития эмоционального выгорания.

3. В развитии эмоционального выгорания могут быть выделены отдельные стадии.

Вопросы для самоконтроля

1. Приведите примеры эмоциогенных особенностей педагогической деятельности.

2. В свете представлений о феномене эмоционального выгорания прокомментируйте выражение: «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким испытанием, как другой человек ».

3. В чем, по Вашему мнению, проявляется снижение уровня собственного участия по отношению к профессиональной деятельности, к другим людям.

4. Как Вы понимаете выражение: «Тот, кто сгорел, должен был когда–то загореться».

 

Литература

1. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал №3, 2002, с.85-95.

2. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии №2, 2005, с.96-104.

3. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал, 2001, № 1, с.90-101.

4. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, №6.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.