Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Н. Д. Левитов




Вывод

Исследование свойств темперамента

Лабораторная работа

 

Цель работы: изучение собственного темперамента с помощью опросника; составление психологической характеристики отдельных свойств темперамента и соотнесение их с традиционно выделяемыми типами темперамента; анализ выявленных свойств в отношение их влияния на успешность выполнения различных видов деятельности (конкретизация понятия индивидуальный стиль деятельности); рассмотрение возможностей изучения конституциональных свойств личности с помощью опросников.

Методика позволяет диагностировать следующие свойства темперамента:

Экстраверсия и интроверсия, ригидность и пластичность, эмоциональная возбудимость и эмоциональная уравновешенность, темп реакции (быстрый - медленный), активность (высокая – низкая), при условии, что испытуемый ответит на все вопросы опросника «да» или «нет», работая индивидуально, и будет предельно искренен. После получения данных и обработки их в соответствии с таблицами, можно сделать заключение позволяющее определить к какому из четырёх типов темперамента ближе темперамент испытуемого. Так же опросник позволяет определить искренность испытуемого.

Обработка результатов:

Экстраверсия     Ригидность     Эмоциональная возбудимость   Темп реакции   Активность     Искренность    
7 – 11 (высокая интроверсия) 7 -11 (средняя) 8 – 13 (средняя) 14 – 19 (быстрый) 14 – 20 (средняя) 8 -12 (средняя)

 

Интерпретация результатов:

На основание полученных результатов можно сделать вывод о том, что испытуемый имеющий высокий уровень интроверсии относится к типам: флегматик или меланхолик. Ригидность испытуемого средняя, из этого заключаем, что 3 типа темперамента подходят испытуемому (холерик, флегматик, меланхолик), эмоциональная возбудимость так же среднего уровня и показатель активности тоже средний, что соответствует (флегматику). Темп реакции, быстрый, что соответствует типам (холерик и меланхолик). На основании этих данных делаем заключение о том, что наиболее выраженные типы темперамента испытуемого (флегматик и меланхолик) менее выраженный холерик и практически отсутствующий сангвиник.

Индивидуальным видом деятельности для испытуемого, является длительный, деятельный процесс, связанный с творчеством (живопись, резьба по дереву, скульптура, написание художественных произведений и т. д.). Может выполнять определённые операции на производстве не требующие длительного контакта с людьми.

Для испытуемого характерным является проявление темперамента по двум типам:

Флегматик и меланхолик. Менее выраженный тип – холерик.

Сангвинический тип темперамента представлен в наименьшей степени.

 

Анкета

Факультет психологии КГУ проводит исследование с целью, выявить отношение к курящим женщинам (девушкам).

Вам необходимо выбрать тот вариант ответа, который в наибольшей степени отражает мнение и поставьте знак (+) напротив вопроса.

Анонимность полученных данных гарантируется.

Пол: (мужской), (женский) подчеркните правильное.

Возраст: …………(полных лет)

Вопрос да нет
  Курите ли вы?    
  Есть ли в вашей семье курящие женщины (девушки)?    
  Комфортно ли вы себя чувствуете в обществе курящих женщин (девушек)?    
  Изменится ли ваше отношение к женщине (девушке) если вы узнаете о том, что она курит?    
  Видите ли вы опасность для здоровья в курении?    
  Согласны ли вы с предположением о том, что курящие женщины (девушки) выглядят менее женственно?    
  Если бы вы узнали о том, что ваша (дочь, племянница) будучи совершеннолетними курит, беспокоило бы это вас?    
  Много ли курящих женщин (девушек) составляют ваше окружение?    
  Хотели бы вы, что бы женщины (девушки) вашего окружения не являлись курильщиками?    
  Допустимо ли женщин (девушке) курить в нервной, напряжённой ситуации, под видом снятия напряжения?    

 

Какие эмоции вы испытываете, встречая в местах для курения большое количество женщин (девушек)? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Благодарим вас за помощь в исследование!

 

Студент гр. ФПс-11 Галушко Ю.А.

 

 

Категория Подкатегория Знак информации подкатегории Текстовый референт Кол-во ассоциаций % подкатегорий Знак информации категории % категорий  
Состояния Состояния эмоциональные + Желание 1, доброта 3, радость 1, сострадание 1, стремление жить 1, спокойствие 3   4,3 + 6,9  
_ Тоска 1, беспокойство 1, скука 1, хандра 1, страх 3, жалость 1   3,9  
         
Состояния физические + Молодость 1, долголетие 2,здоровье 3   2,6 _ 23,7  
_ Смерть 8, немощность 3, беспомощность 2, медлительность 1, болезнь 12, усталость 2, слабость 3, уязвимость 1, возраст 2, бессилие 1, дряхлость 4, немощь 1, маразм 2, плачь 1, пожилой возраст 2, приковарность к постели 1   19,8  
     
         
Атрибуты старости А.С. материальные + Кресло 3, плед 1,   1,7 + 6,9  
_ Клюка 2, очки 2, зубные протезы 1, жезл 1, посох 1, лекарство 1, палочка 4, тапочки 2, газеты 1   6,5  
         
А.С. вербальные + Мудрость 5, жизненный опыт 7   5,2 _ 22,5  
_ Наставления 1, ворчливый 1, сплетни 1, навязчивость 2   2,2  
         
А.С. фенотипические +            
_ Бабушка 7, морщины 6, дедушка 6, походка 2, седина 10, лысина 1   13,8  
         
Социум С + Пенсия 9, заслуги 1, обеспеченность 1, уважение 2, почёт 1, ветеран 1, медаль 1   6,9 + 6,9  
_ Зависимость 1, неуважение 1, пень 1   1,3 _ 1,3  
             

 

 

деятельность Д + Вязание спицами 1, хобби 1, сериалы 1, сон 1, отдых 4   3,4 + 3,4
_ Работа 1, огород 5, хозяйство 1, земля 1, хлопоты 2, пироги 1,завершение 1, возможности 1, остановка 1     _  
           
Окружение О + Внуки 17, семья 3, забота 3, внимание 1, много друзей 1, мама 1, дети 3, помощь 1, собака 1, кошка 2 свежий воздух 1,   14.7 + 14,7
_ Темнота 1, одиночество 3, врачи 1   2,1 _ 2,1
           
Учреждения У + Дом в деревне 6, санаторий 1     +  
_ Город 1, больница 3, дом престарелых 2   2,6 _ 2,6
           

Общий процент (-) = 58,2% Общий процент (+) =41,8%

 

Интерпретация: Проведён кантент-анализ данных ассоциативного эксперимента, проанализировав содержательные и количественные характеристики категорий и подкатегорий, можно сделать заключение о следующем отношение опрошенных к людям позднего периода жизни:

Старость в большей степени представлена негативными ассоциациями, их число составляет – 58,2 % от общего количества текстовых референтов. Положительная оценка старости соответствует – 41,8% от общего числа ассоциаций.

В большей степени, поздний период жизни ассоциируется с состояниями, так как в категории «Состояния» количество ассоциаций наибольшее и равно 30,6% от общего числа ассоциаций. Отношение в этой категории носит негативный характер и это подтверждает 23,7% от общего числа ассоциаций. Показатель отрицательных ассоциаций в этой категории максимален, что говорит о остром нежелание опрошенных находиться в этих состояниях. Точнее будет сказать, что подкатегория «Состояния физические» с показателями негативного отношения – 19,8% от общего числа ассоциаций и есть те состояния (смерть, дряхлость, немощность, болезнь, слабость) которых хотели бы избежать опрошенные. Подкатегория «Состояния эмоциональные» имеет положительный знак информации с показателем – 4,3% от общего числа ассоциаций.

Так же отрицательное отношение явно выражено в категории «Атрибуты старости», что подтверждается показателем 22,5% от общего числа ассоциаций. В подкатегории «Атрибуты старости материальные» отношение отрицательное и имеет показатель -6,5% от общего числа ассоциаций. В подкатегории «Атрибуты старости вербальные», знак информации положительный и имеет показатель – 5,2% от общего числа ассоциаций. В подкатегории «Атрибуты старости фенотипические» отношение отрицательное, что явно выражено показателем – 13,8% от общего числа ассоциаций, и это позволяет предположить, что опрошенные, отводят не последнюю роль своему внешнему виду.

Категория «Социум», так же как и подкатегория «Социум» имеет одинаковый показатель положительного отношения к людям позднего периода жизни, равный 6,9% от общего числа ассоциаций.

Категория «Деятельность», как и подкатегория «Деятельность» имеет отрицательный характер ассоциаций, что подтверждается показателем 6% от общего числа ассоциаций.

В категории «Окружение», как и в подкатегории «Окружение» преобладают ассоциации положительные, имеющие показатель – 14,7% от общего числа ассоциаций. Этот показатель, является наибольшим среди всех показателей имеющих положительный знак информации. На основание этого, можно сделать предположение о том, что опрошенные видят острую необходимость людей позднего периода жизни в заботе, внимание, поддержке и присутствие родных и близких людей.

Категория и подкатегория «Учреждения» имеет наибольшее количество ассоциаций положительного характера, что подтверждается показателем - 3% от общего числа ассоциаций.

Вывод: Общее отношение опрошенных, к людям позднего периода жизни на основание проведённого исследования, имеет отрицательный характер.

 

Лабораторная работа.

Кантент – анализ, как вариант метода анализа продуктов деятельности.

Цель: Знакомство с процедурой и особенностями метода.

Задачи: Провести анализ данных ассоциативного аспекта, проанализировать содержательные и количественные характеристики категорий и подкатегорий.

Цель кантент – анализа: определить отношение опрошенных к людям позднего периода жизни.

 

 

Сдал:

Студент гр. Фпс-11 Галушко Ю.А.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Существует множество самых разнообразных психических состояний. Для того чтобы сделать их предметом научного изучения, их необходимо как-то сгруппировать для лучшего обозрения, классифицировать или типизировать.

В области психических процессов по традиции сохраняется классификация на процессы познавательные, эмоциональные и волевые. Но даже эта общепринятая классификация недостаточна: неизвестно, например, к каким процессам отнести внимание и интерес. Кроме того, в ней смешиваются психические процессы и функции, например, процесс мышления стоит в одном ряду с функцией памяти.

Известно, что все попытки классифицировать индивидуально-психологические особенности личности, за исключением темперамента, были неудачны. Только типология темпераментов имеет традицию, насчитывающую от Галена более 19 столетий, но и в этой области чувствуется недостаточность классификации, что сказывается, во-первых, в разном психологическом понимании типов темперамента, а во-вторых, в потребности относить многих людей к смешанным или промежуточным типам. Нет классификации способностей. Нет и, вероятно, не может быть универсальной классификации характеров, а есть только разные, причем не исключающие одна другую, типологии характеров.

В отношении психических состояний проблема классификации, или типологии, столь же, а может быть, и в большей мере затруднительна, как и в отношении характера.

Слишком различны психические состояния, и притом в разном отношении. Есть немало таких сложных и противоречивых психических состояний, которые даже трудно наименовать; их необходимо более или менее подробно описывать.

Отказавшись от исчерпывающей универсальной классификации психических состояний, мы все же должны сделать некоторые обобщения, или группировки, позволяющие установить между ними линии сходства и различия.

В качестве основной, хотя и недостаточной классификации психических состояний в данной книге взято их подразделение на состояния, относящиеся к познавательной деятельности, эмоциям и воле, т.е. принято подразделение по аналогии с классификацией психических процессов.

Но не везде, как показывает дальнейшее изложение, имеется совпадение между классификацией психических процессов и классификацией состояний. Так, удивление нами отнесено к познавательной деятельности; в этом сложном психическом состоянии при всей его эмоциональной выраженности на первый план выступает познавательная функция.

Однако номенклатура состояний часто не совпадает с номенклатурой процессов: многие психические состояния имеют аналогию скорее из характерологии, чем из области функционального анализа сознания (состояние решительности — нерешительности, трудового подъема — лени).

Таким образом, принятая в книге классификация психических состояний должна рассматриваться как условная и имеющая оперативное, рабочее значение. В ряде случае встречались затруднения, к какой категории данное психическое состояние следует отнести, например, состояние увлечения содержит в себе так много эмоциональных и волевых компонентов, что почти с равным правом его можно отнести к состояниям и эмоциональным, и волевым.

Было бы заманчиво хотя бы типизировать психические состояния по аналогии с типами или чертами характера. Этим наметилось бы столь важное сближение временных состояний психики с более устойчивыми чертами личности. Но нет универсальной типологии характеров, а кроме того, многие черты характера выражают направленность или, по терминологии В. Н. Мясищева, систему отношений, т. е. черты, аналогии которым в психических состояниях не везде легко найти.

Можно различать психические состояния в зависимости от той деятельности, которую они сопровождают. Став на этот путь, следует говорить о психических состояниях в деятельности игровой, учебной, трудовой, спортивной. Такого рода подразделение закономерно и в некоторой (неполной) мере отражено в данной работе. Оно не заменяет принятой классификации на три группы, которую надо признать основной, но дополняет ее. Вместе с тем, говоря о психических состояниях в деятельности, приходится в ряде случаев вводить новые понятия, ставить новые проблемы, которые не ставились, когда описывались состояния познавательные, эмоциональные и волевые. Например, только в аспекте трудовой деятельности ставятся проблемы утомления, энтузиазма, монотонности именно как психических состояний.

Укажем еще несколько возможных подразделений психических состояний, которые следует учитывать при их анализе;

1. Состояния личностные и ситуативные. В первых прежде всего выражаются индивидуальные свойства человека, во-вторых — особенности ситуаций, которые часто вызывают у человека нехарактерные для него реакции.

То обстоятельство, что психические состояния часто бывают личностными, т. е. выражают ту или другую черту человека, не мешает определять их как временные характеристики психической деятельности. Если, например, человек склонен к аффектации, все же у него аффект является временным целостным психическим состоянием, которое в определенное время начинается и кончается.

2. Состояния более глубокие и более поверхностные, в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека. Страсть как психическое состояние гораздо глубже настроения.

3. Состояния, положительно или отрицательно действующие на человека. Такое подразделение особенно важно с практической и, в первую очередь, с педагогической точки зрения. Апатия может служить примером отрицательного состояния; вдохновение — состояние, положительно влияющее на деятельность человека.

4. Состояния продолжительные и краткие. Так, настроения могут иметь разную продолжительность: от нескольких минут до суток и ряда дней.

5. Состояния более или менее осознанные. Например, рассеянность чаще бывает несознательным психическим состоянием, решительность всегда сознательна; утомление может иметь разный уровень осознанности.

Патологические состояния, изучаемые психопатологами и психиатрами, требуют специального рассмотрения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.