Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что общего между тремя логическими парами: «либерализм-неолиберализм» - «консерватизм-неоконсерватизм» - «социализм-социал-демократизм»?




Консерватизм, либерализм и социализм представляют собой «главные» политические мировоззрения 19-20 веков. Это означает, что любая политическая доктрина обозначенного периода может быть отнесена к одной из этих идеологий - с большей или меньшей степенью обоснованности; то есть любая политическая концепция или партийная платформа, любое общественно-политическое движение может быть осмыслено через определенное сочетание либеральных, консервативных и социалистических идей.

«Главные» идеологии 19-20 веков образовались в процессе постепенного размывания традиционных политических мировоззрений – реалистического, утопического и теократического.

Понятия либерализм, консерватизм и социализм многозначны. Как мировоззрение каждое их них имеет определенную философскую основу и представляет собой некоторый способ осмысления мира в целом, прежде всего, общества и способов его развития. Как политические идеологии либерализм, консерватизм и социализм рисуют картину желаемого будущего и основных путей его достижения. Иными словами каждая идеология предлагает некоторую модель развития общества, которая его создателям и сторонникам представляется оптимальной. Следует подчеркнуть, что политическая идеология не представляет собой систему взглядов в строгом смысле слова. Это более или менее взаимообусловленная совокупность концепций, принципов и идей, обычно лежащая в основе платформ политических партий.

Современный консерватизм не имеет четкой идеологии. Вся система ценностей неоконсерватизма основывается на уверенности, что прошлое лучше чем настоящее. Отсюда стремление к переменам, но ретроградным. Все это определяет основные черты мировосприятия неоконсерватизма. аибольшее воздействие на общественную жизнь либерализм оказал в 60-е годы ХХ века, затем его влияние стало заметно ослабевать, он вступил в полосу идеологического и политического кризиса. Теоретики либерализма предпринимают попытки обеспечить его возрождение путем соединения основных принципов с потребностями современного этапа развития. Примером такого синтеза является, в частности, евролиберализм. Понятия «классический либерализм», «неолиберализм», «консерватизм», «неоконсерватизм» отражают приспособление политических идей к меняющейся исторической реальности. Однако базовые принципы теорий оставались неизменными на всех этапах развития.


71. Что объединяет классические концепции политической социологии и позволяет именовать их «классическими»?

Проблема политики находится в центре внимания исследователей не один век и, понятно, за это время создано много научных концепций, которые по-разному трактуют источники политики, причины ее развития. Наиболее распространенными есть теологические, натуралистические, социальные объяснения политики.

Теологический подход формируется в ІІ тысячелетие к н.е., он сводился к божественной трактовке политики. Ее источником и регулятором является Бог, а человек - лишь исполнитель Божьей воли и поэтому не должна вмешиваться в политический процесс. В середине ІІ тысячелетие до н.э. наблюдается некоторая рационализация взглядов людей на политику. В творчестве Платона и Аристотеля политика и власть выступают результатом не только Божественных сил, но и человеческих стремлений. Человек именуется "существом политическим". В эпоху Средневековья политика и власть выступают как результат сочетания невидимых сверхприродных Божественных сил и коллективных действий людей. Такая тенденция проявляется в творчестве социального философа и теолога Фомы Аквинского.

Теологическое объяснение политики не отошло полностью в прошлое: и сегодня много исследователей, политиков, рядовых граждан твердо убеждены, что власть и политика - от Бога, причем хороший политический лидер является наградой за праведное поведение людей, а плохой - наказанием за грехи.

Натуралистический подход к политике ставит в центр естественные факторы развития политики, а именно природную среду, географическое расположение страны, климат и тому подобное. К натуралистическим теориям политики относят географические, биологические, психологические концепции политики.

Географические концепции в роли детерминант политики ставят территориальные, естественные, физико-климатические явления. Основателем этой концепции является французский политический деятель Ж.Боден. Тесную связь географической теории политики с практическими проблемами обусловили появление теории геополитики, которая изучает зависимость политической деятельности государств от географических факторов, в т.ч. от географического расположения государств.

Авторами биологической теории политики являются итальянские мыслители ХІХ ст. Ч.Ламбразо и М.Нордау. Эти теории объясняют природу политики биологическими данными индивидов. Они построены на синтезе физиологии, генетики и биологии индивидов. Представители этой теории считают, что признание решающей роли в политическом поведении индивида его инстинктивных, генетических и других качеств является достаточным условием эффективного функционирования политической системы общества.

Формирование психологической теории политики приходится на ХVІІІ-ХІХ ст. Ее представители - Г.Тард, Г.Лебон, Л.Гумплович, А.Дильтей, Е.Дюркгейм и др. Основными факторами, которые определяют политическое развитие общества есть такие психологические качества людей, как смелость, мужество, решительность, агрессивность и др.

Социальный подход к политике (социально-экономические, правовые, демократические, социально-культурные, культурно-антропологические и другие теории) является наиболее частым направлением в исследовании политики. Общим для названных теорий есть рассмотрение политики как результата в первую очередь социальных факторов.

Правовые политические теории (Р.Моор, Г.Макдональд и др.) как основной системаобразующий фактор политики рассматривали право. Право обеспечивает четкое взаимодействие и равновесие политических структур и институтов, содействует динамическому развитию политической системы общества.

Демократические или либеральные теории политики (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо и др.) сформировались в конце ХVІІ - в начале ХVІІІ ст. Они провозглашали источником политики и власти народ. Природа и содержание политики определяется не сверхприродными силами, а потребностями и интересами людей. Народ добровольно наделяет государство и ее структуры властными полномочиями.

В культурологических теориях как основные детерминанты политики рассматриваются духовные качества человека - образование, профессионализм, нравственность. К культурологическим теориям относится, в частности, и культуро-антропологическая теория политики, которая считает главным назначением политики - раскрытия творческого потенциала каждого человека; главным субъектом и источником политики является лицо, а не народ.

72. Юрген Хабермас однажды назвал теорию политики М.Вебера «кладовкой классических терминов». О каких терминах шла речь?

Политическая теория М. Вебера: государство, бюрократия, демократия. "Политика как призвание и профессия". Однако бюрократия в современном обществе представляет собой не просто безличный инструмент управления, но также и особую социальную группу со своими собственными взглядами и ценностными ориентациями. Вебер считал бюрократию самым чистым видом легального господства. Но ни одно государство не может быть целиком бюрократическим, на вершине стоит либо монарх, либо президент, либо избранные лидеры.

Государство - политическая организация общества, объединяющая все население страны, представляющая и выражающая его интересы и волю, основной орган власти, управляющий обществом и обеспечивающий его целостность, организованность и определенный порядок в нем. В своем функционировании Г. предстает как форма организации политической власти, необходимая для поддержания юридического порядка в социально неоднородном обществе и обладающая законным правом применения принуждения и насилия. Немецкий социолог и политолог М. Вебер считал, что решающим признаком при определении Г. является его способность успешно реализовать претензию "на монополию законного использования насилия в пределах своей территории".

В концепции М. Вебера демократия выступает как способ и средство, а не цель в себе. Это способ избрания лидеров, это средство как для придания их правлению законности, так и для привлечения значительной массы населения к политическим делам нации. Тем не менее демократия, по мнению М. Вебера, не является подходящим средством для решения обычных политических вопросов, в подобных случаях необходимы скорее компромиссы через переговоры, чем голосование. Поэтому он считал утопичными теории "народного суверенитета", такие понятия, как "воля народа", "мудрость народа" и т.д., цель которых - исключить господство одного человека над другим. По мнению Вебера, этого нельзя достичь в современных условиях, поскольку прямая демократия и правительство непрофессиональных политиков принципиально невозможны вне пределов мелких государств-городов, ограниченных своими размерами и населением.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 2466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.