КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Положение индивида в группе. 2 страница
Общие черты различных типов стихийных групп позволяют говорить о сходных средствах коммуникативного и интерактивного процесса в этих группах. Средства: а) заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Проявляется через передачу эмоционального состояния; также действует механизм взаимного усиления эмоциональных воздействий. Заражение чаще всего происходит в толпе. Может возникнуть паника как эмоциональное состояние из-за дефицита информации или избытка информации. Повод к панике – известие, вызывающее шок. Паника трудно поддается исследованию, результаты – на уровне описаний. С помощью описаний выделили циклы. Задача социальной психологии – дать анализ механизмов заражения, но пока существуют отрывочные описания и нет серьезных исследований. Б). Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Происходит процесс передачи информации, основанный на некритическом восприятии ее. Информацию делят на: сообщение, убеждение и внушение. Именно третья форма связана с некритическим восприятием. В различных ситуациях мера некритичности различна. Человек, осуществляющий внушение – суггестор, которому внушают – суггеренд, сопротивление внушающему воздействию – конрсуггестия. Встает вопрос о соотношении внушения и заражения. Одни авторы – внушение – вид заражения наряду с подражанием. Другие выделяют отличия: 1. При заражении осуществляется сопереживание большой массой людей общего состояния; внушение не предлагает такого «равенства», процесс имеет одностороннюю направленность. 2. Внушение носит вербальный характер; при заражении используются и другие средства (восклицание, ритмы и др.). 3. Убеждение – интеллектуальное, а внушение – эмоционально-волевое воздействие. При заражении и внушении результат зависит от характеристик личности суггеренда. Совокупность мер, блокирующих защиту от суггестии называют контрконтрсугестией. Феномен суггестии тесно связан с проблемами социальной перцепции. Большую роль играет установка как своего рода фактор внушения. Исследования внушения значимо для пропаганды и рекламы. Хотя в пропаганде апеллируют к логике и сознанию, используют средства убеждения, это не исключает присутствие элементов суггестии. В рекламе разработана концепция «имиджа» как звена в механизме суггестия. Акцентируются определенные стороны воспринимаемого объекта; между имиджем и реальным объектом существует разрыв в достоверности, так как имидж сгущает краски образа и выполняет функции механизма внушения (особенно в политике). В). подражание – происходит принятие внешних черт поведения и воспроизведение этих черт и образцов демонстрируемого поведения. Известна теория подражания Г. Тарда. Суть: принцип развития и существования общества – подражание, в результате которого возникают групповые нормы и ценности. Виды подражания: -логическое и внелогическое; -внутреннее и внешнее; -подражание-мода и подражание-обычай; -подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Законы подражания. Подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние); низшие (по социальной лестнице) подражают высшим (провинция – центр). Критиковал Г. Тарда Э. Дюркгейм: смешиваются в кучу смаые разнообразные общественные явления. Особое значение подражание имеет в процессе развития ребенка (большинство экспериментов). Механизм подражания стал предметом для исследования в рамках необихевиористской теории (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура). Они опираются на понятие «подкрепления», описывая три способа следования подкрепленному поведению «модели», т.е. образца для подражания. А). Посредством наблюдения модели возникают новые реакции. Б). Наблюдение за вознаграждением или наказанием модели может усиливать или ослаблять сдерживание поведения. В). наблюдение модели способствует актуализации тех образцов поведения, которые ранее были известны. (Андреева, Богомолова, Петровская). Эти три способа подражания могут проявляться и в ситуации массового поведения. Механизм подражания выступает в тесной связи с механизмами заражения и внушения. Стихийные группы и демонстрируемое в них массовое поведение и массовое сознание являются существенным компонентом различных социальных движений. Социальные движения – достаточно организованное единство людей, с определенной целью, как правило связанной с изменением социальной действительности. Могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир), локальные движения, ограниченные территорией либо определенной социальной группой (за права сексуальных меньшинств), движения с прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение члена администрации, муниципалитета). Социальное движение базируется на общественном мнении; имеет в качестве цели изменение ситуации; в ходе организации движения формулируется его программа; движение отдает себе отчет в используемых для достижения целей средств; движение реализуется в различных проявлениях массового поведения. Исходный пункт движения – проблемная ситуация, преломляющаяся в индивидуальном и групповом сознании. Важны три вопроса: 1. Механизмы присоединения к движению (анализ мотивов участников). Делятся на фундаментальные и сиюминутные. Теория относительной депривации утверждает, что потребность присоединения к движению формируется при сравнении своего положения (или группового) с положением других. Теория мобилизации ресурсов делает акцент на потребность идентифицироваться с группой, ощутить себя частью ее, почувствовать свою силу, мобилизовать ресурсы. Недостатки этих теорий: односторонность и переоценка лишь одного из факторов. 2.соотношение позиций большинства и меньшинства. Вопрос – центральный в концепции С. Московиси. В движении легко обозначается меньшинство, неучет его ослабляет движение. С.Московиси: характеристики условий, при которых меньшинство может рассчитывать на влияние в движении. Главное – последовательный стиль поведения, а также умение достигать компромисса, снимать излишнюю категоричность и др. 3. проблема лидерства. Лидер должен наиболее полно выражать и отстаивать цели всех участников; должен чисто внешне импонировать довольно большой массе людей. Имидж лидера должен быть предметом его повседневного внимания. Прочность позиций и авторитета лидера способствуют успеху движения. Социальные классы. Анализ психологии классов сопряжен с социологическим подходом. Так, в марксистской социологии исследуется то, посредством каких механизмов классовая психология воплощается в психологическом облике членов класса. В любом случае все возвращаются к структуре психологии группы и смотрят на специфику каждого элемента. Наиболее полно исследована эмоциональная, динамическая сфера классовой психологии. Один из значимых элементов в данном случае – классовые потребности. Поскольку классовое положение определяет объем и состав материальных и духовных благ, которыми каждый член класса располагает, постольку оно же задает и определенную структуру потребностей. Так, условия труда и быта рабочего класса определяют структуру его потребностей, а положение отдельных слоев – ее варианты. Другой значимый элемент – интересы. Так как индивид – член многих социальных групп, то возникает переплетение различных интересов. Принципиальные вопросы: как в системе интересов обозначаются наиболее устойчивые интересы и при каких обстоятельствах менее коренные интересы начинают играть доминирующую роль. Также важны социальные чувства – эмоциональные состояния группы. Также включают иногда набор социальных ролей, систему ценностных ориентаций, норм поведения и осознания целей жизнедеятельности. Вопрос о фиксации наиболее устойчивых компонентов в классовой психологии менее разработан. Важнейший компонент – психический склад – облик, проявляющийся в некотором способе поведения и деятельности, на основании которого можно реконструировать те нормы, которыми руководствуется данная группа. Этот облик проявляется в социальном характере. Этот термин широко представлен в трудах Э. Фромма (это связующее звено между психикой индивида и социальной структурой общества). Т.е. социальный характер – то, что проявляется в типичном, устоявшемся образе действий представителей различных классов в разных ситуациях их жизнедеятельности и отличает представителей данного класса от других. Также психический склад раскрывается в привычках и обычаях, традициях класса. Они играют роль регуляторов поведения и деятельности членов социальной группы, дают характеристику комплексному признаку класса – образу жизни. Исследование образа жизни состоит в том, чтобы в рамках объективного положения класса определить и объяснить доминирующий образ поведения основной массы представителей этого класса в массовых типичных ситуациях повседневной жизни. Привычки и обычаи складываются под влиянием жизненных условий, но потом закрепляются и выступают как регуляторы поведения. Привычки и обычаи исследуются наблюдением, традиции – анализом продуктов деятельности. Хотя члены класса объединены в многочисленные малые группы – семьи, производственные объединения – но значимый репертуар поведения не задается малыми группами. Проявление особенностей зависит от характера ситуации, от меры их значимости для данной личности. Примером больших социальных групп являются этнические группы. Они исследованы лучше классовых. Выделилась ветвь [О.Б. Михайлова, девочки, Ми-хай-ло-ва!!!] науки на стыке социальной психологии и этнографии – этнопсихология. Рекомендация: далее следует читать вслух, голосом высокой тональности, постоянно увеличивая темп речи и высоту тона, имитируя аудиальное изнасилование. Нация – фокус внимания этнических групп, ее наиболее распространенная форма. Существуют разновидности: народность, национальная группа и т.д. традиция исследования этнических групп восходит к работам В. Вундта. Ему же принадлежит вопрос о том, каким методом исследовать этнические группы? Ответ: мифами, обычаями, языками, т.к. они составляют структуру психологии этнических групп. После В. Вундта возникло много подходов, главный – культурантропология. Национальная (этническая) принадлежность индивида фиксирует характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность, приобщаясь к специфике национальной культуры, обычаев, традиций. Способ осознания этнической принадлежности зависит от условий существования данной этнической группы. Фиксируют характеристики свойственные именно данной этнической группе. Наиболее разработан вопрос о психическом облике нации, хотя понятие трактуется неоднозначно. Упорядочивая систему определений, различают две стороны в психологии этнических общностей: 1.психический склад (национальный или этнический характер, темперамент, обычаи и традиции); 2.эмоциональная сфера (эмоциональные или этнические чувства). Основная сфера проявления национального характера – деятельность, поэтому изучают продукты деятельности. Важен анализ народного искусства и языка. Иногда фиксируются и такие элементы психического склада, как темперамент и способности, но этот вопрос до сих пор не решен однозначно. Ряд явлений, усложняющих исследование национального характера, возникает на уровне обыденного сознания, что порождено процессом стереотипизации. Возникновение этнических стереотипов связано с развитием этнического самосознания. Для этнических групп «мы-чувство» фиксируют осознание отличий своей группы от других. Образ других групп часто упрощается, складывается под влиянием межэтнических отношений, формирующих установку на представителя другой группы. При этом играет роль прошлый опыт общения с другой группой. Образ, построенный в соответствии с этой установкой, дает этнический стереотип, он часто возникает из-за ограниченности межэтнического общения: черты, присущие единичным представителям, другой этнической группы, распространяются на всю группу. Явление этноцентризма – склонность воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон; это сочувственная фиксация черт своей группы. Характер этноцентризма зависит от типа общественных отношений, от содержания национальной политики, от исторического опыта взаимодействия между народами. И.С. Кон: важная характеристика психологии этнических групп – относительность психологических различий между группами. В этнические стереотипы мощно вторгаются внеэтнические влияния: социально-исторические, политические, культурные. Важен вопрос о том, где коренятся причины национальных особенностей людей. Причины различны: они могут быть генетически, географически, физически обусловленными (ранее: сейчас это направление бесперспективно). Также вводят понятие «базовой личности», анализируя способы ее социализации, условий, порождающих этнические особенности людей (перспективное направление сейчас). Общественные эмоции, по мнению А.Г. Ковалева, возникают в процессе эмоционального взаимовлияния людей. Отсюда следует, что те и другие эмоции в основном совпадают по своему содержанию, предметной направленности, но могут отличаться по интенсивности и динамике. Так, масса, коллектив могут переживать и радость, и гнев, страх, беспокойство, печаль и многие другие эмоции. Однако вследствие социального контакта возникает взаимовозбуждение, которое значительно усиливает эмоциональный накал, тем самым способствуя перерастанию эмоций в аффекты, то есть кратковременные, но очень сильные эмоциональные вспышки. Так, например, радость в коллективе может перерасти в ликование, а страх в панику, гнев – в ярость. Особенно часто это наблюдается в неорганизованной массе, которую принято называть толпой. Общественное настроение. Настроение относится к эмоциональному состоянию личности или коллектива. Свойство текучести, импульсивности и тональности сближает настроение с эмоцией. Вместе с тем настроение отличается от эмоций, во-первых, тем, что оно более устойчиво, чем эмоция, и во-вторых, тем, что оно слабее эмоции. Настроение можно рассматривать как своеобразный «итог борьбы и взаимодействия всех по-разному окрашенных ощущений или эмоций». Этим многообразием психических корней объясняется и разнообразие самих настроений, их многокачественность. Как и эмоции, настроение может быть положительным (оптимистическим) и отрицательным (депрессивным, пессимистическим). Как и эмоции, настроение, хотя и в меньшей мере, оказывает влияние на соматические процессы, психическую деятельность, а в конечном итоге, на поведение и деятельность личности и коллектива. Настроение имеет тенденцию иррадиировать и захватывать все сферы психической деятельности, сказывается как на количественной, так и качественной стороне теоретической и практической деятельности. Общественное настроение как эмоция отражает благоприятное или неблагоприятное условие жизни и деятельности. Когда мы говорим об общественных настроениях, то имеем в виду не только настроение коллектива, но и настроение всего общества. Изучение настроения в общеметодологическом плане ведет Б.Д. Парыгин. Понятие «структуры настроения» он употребляет в нескольких смыслах: 1. как характеристика совокупности основных элементов, из которых складывается, образуется настроение вообще. Это простейшие психические процессы (ощущение, эмоции, восприятие), а также чувства и мышления. 2. как определенный настрой восприятий и ощущений, чувств, воли, интересов, воображения, памяти и т.д. 3. различение в структуре настроения не только специфического настроя тех или иных отдельных компонентов (чувств или интеллектуальной деятельности), но и выделение двух других аспектов анализа, из которых один характеризует индивидуальное, неповторимое, а другой – общее для многих людей, социальное в настроениях личности. 4. структура настроений выступает как совокупность разновидностей группового настроения; настроения больших и малых групп, классов, слоев общества, а также наций, народов и даже целых исторических эпох. 5. структура общественного настроения может рассматриваться в соответствии со структурой общественных отношений и социальной деятельности людей. Б.Д. Парыгин характеризует содержание настроения как сложное многогранное и исключительно импульсивное состояние. «Групповое, коллективное и массовое настроение, сохраняя … черты настроения личности, обладает и некоторыми дополнительными характеристиками – заразительностью, еще большей импульсивной силой, массовидностью и динамичностью». Настроение социальных групп – эмоциональная реакция на природные и социальные явления, выражающая определенные отношения к ним. Настроение коллектива или группы могут быть положительными или отрицательными. Очевидно, положительные настроения порождаются соответствием фактов и явлений требованиям социальной жизни, потребностям и интересам общественной группы, а отрицательные – их несоответствием. Настроения групп и коллективов с точки зрения структуры можно рассматривать в нескольких аспектах. По силе проявления настроения коллективов и групп могут быть бурными, проявляющимися в эмоциях радости, гнева, возмущения. При определенных условиях они могут перерастать в устойчивые социально-психологические состояния, основанные на понимании причин явления. Настроения различаются по охвату общественных групп или коллектива. Положительные и отрицательные настроения могут захватить весь коллектив или только часть его. Структуру настроения необходимо изучать по содержанию. В данном случае следует применять социальную оценку настроений. Критерий оценки должен быть конкретно-историческим, учитывающим сложившуюся ситуацию. В основу оценки должны быть положены общественно-значимые цели. Изучение конкретных настроений общественных групп предполагает обязательный анализ социальных условий, под воздействием которых они возникли или существуют как устойчивые психологические образования. В основе изменений направленности социальных настроений лежат изменения в социальной, культурной, политической и бытовой жизни. Настроения могут возникнуть стихийно, как неосознанные реакции на события и явления общественной жизни. Психологи считают специфической закономерностью развития настроения его способность быстро распределяться от одной группы к другой. В настроениях особенно отчетливо проявляется психологический закон подражания и внушения. Настроение – динамическое социально-психологическое явление. Переход от настроения уверенности, оптимизма, удовлетворенности к отрицательным психологическим состояниям, от подъема к спаду может происходить в относительно короткие промежутки времени. Настроения проходят путь развития от смутно осознаваемого, случайного до осознанного, ставшего умонастроением. Характеризуя развитие настроения, Б.Д. Парыгин подчеркивает, что оно может перейти в умонастроение, которое является особым видом настроения, обладающего устойчивым характером. Умонастроение представляет собой определенную направленность как безотчетных чувств и переживаний, так и более или менее ясно выраженных мыслей, идей и убеждений. Настроение переходит в умонастроение в том случае, если оно приобретает устойчивость и осознается человеком или общественной группой. Многообразие проявлений настроений предполагает многоплановость их изучения и, в частности, исследование их динамики и направления развития. Следует учитывать, что подвижность, динамичность социальных настроений нисколько не отрицает наличия в них устойчивых черт, сторон, элементов. Поэтому изучение настроений не только в статике, но и в динамике важно и необходимо для всестороннего их рассмотрения. Процесс движения, изменения и развития настроений подчиняется определенным закономерностям. Б.Д. Парыгин выдвигает следующую последовательность в развитии настроения: брожение, поворот и подъем. Брожение – процесс стихийный или осознанный первоначальной реакции группы на факты или явления общественной жизни, период зарождения настроения. Могут проявляться в чувствах и эмоциях (радость, гнев). Подъем – высшая степень настроения, за которой следуют различные социальные действия, если причины социальных чувств и настроения были основательными и затрагивали существенные стороны интересов группы. Спад: две группы причин: социальные и психологические. Среди социальных: · возникшие новые условия удовлетворяют интересы и стремления данной группы. · Общественные условия неизменны, вследствие чего надежды группы не могут быть реализованными. В первом случае спад настроения сопровождается спокойным умо настроением, уверенностью, оптимизмом. Во втором случае спад приводит к унынию, пессимизму. Среди психологических причин: · усталость, потребность в отдыхе. Формирование настроения происходит под воздействием объективных условий и целенаправленного идеологического влияния. Критерии наиболее значимых настроений: 1. настроения, выражающие отношение общественной группы к труду (условиям, содержанию, характеру и оплате труда); 2. настроения, выражающие отношение данной группы к социально-экономическим, политическим и культурно-бытовым сторонам своей жизни и других общественных групп; 3. настроения, выражающие отношение к своему месту и социальному положению в системе общественных отношений общества; 4. настроения, выражающие характер взаимоотношений членов данной группы. Исследования настроений: используются анкеты: вопросы: удовлетворенность трудом, заработком, наличие свободного времени, перспектива достижения жизненных целей: первые выводы о настроениях. + собрания, вопросы. Общественные чувства. По мнению Б.Д. Парыгина, в отличие от эмоций и настроений, чувства являются устойчивыми образованиями или свойствами как отдельного человека, так и организованных масс. Они характеризуют эмоциональные отношения коллектива к различным сторонам социальной жизни. Каждое чувство очень сложно, в нем синтезированы, обобщены различные эмоции и идеи. Если эмоции и настроения могут быть мало осознанными и даже неосознанными, то чувства имеют отчетливо осознанный объект направленности, они, как правило, мотивированы. Чувства образуются и проявляются в различных эмоциях; так, например, чувство любви может выражаться в эмоциях радости и ликования, тоски и отчаяния, грусти и страха в зависимости от того, в каком настроении находится объект любви и как он к нам относится. Обычно все чувства подразделяются на три группы: 1). Морально-политические, 2). Интеллектуальные, 3). Эстетические. Моральные чувства регулируют отношения между людьми и между ними и обществом как целым. К ним относятся чувства патриотизма, интернационализма, гуманизма, чувство чести и достоинства, чувство справедливости и доброжелательности и многие другие. Каждый установившийся коллектив характеризуется определенными нравственными чувствами, которые управляют поведением каждого человека. К интеллектуальным чувствам относятся чувство нового, любовь к знаниям. Страстное стремление овладеть миром и использовать открытия в своих нуждах отражены в различных сказках и сказаниях… Эстетические чувства – эмоциональное отношение, возникающее в процессе эстетического восприятия явлений действительности или произведений искусства. Эстетические чувства представляют собой специфическое переживание, вызываемое этим восприятием, и выступает как чувство прекрасного или возвышенного, трагического или комического. По мнению Левыкина И.Т., при изучении социальных чувств класса или общественной группы также следует различать чувства и эмоции. Их различие проявляется не столько в устойчивости, сколько в сложности образования. Социальные чувства общности – это сложные переживания, возникающие на основе восприятия общественных процессов и явлений природы и выражающие эмоциональное отношение к ним. Они образуются в результате совместного переживания коллективом или группой явлений природы и общества, которые затрагивают их общие интересы. Социальные чувства – это массовидные социально-психологические образования, присущие данной общности. Прежде всего социальные чувства характеризуют отношение к окружающей действительности не столько определенной личности, сколько определенной общности. Эмоции – это проявление реакций коллектива или группы на определенные явления социальной жизни, форма выражения чувств, психических состояний и эффектов. Эмоции могут переходить в настроения. Социальные чувства объективны по содержанию и субъективны по форме проявления. Они характеризуются направленностью на общественные явления и процессы и гаммой эмоциональных переживаний. Характерные признаки социальных чувств: 1. коллективность переживания, выражающая общую направленность на одни и те же объекты социальной жизни; 2. целостность переживания, порожденная общими потребностями и интересами; 3. активное воздействие на социальное поведение данной общности.
Социальные чувства различаются по: 1. массовидности проявления, 2. силе проявления, 3. общественной направленности. Могут быть: 1. продолжительными, 2. кратковременными; 1. устойчивыми, 2. неустойчивыми; 1. простыми, 2. сложными. 1. простые по структуре чувства: радость, любовь, уважение и т.д., которые сами по себе еще не определены ни в нравственных, ни в эстетических отношениях, а приобретают соответствующий характер в зависимости от предметной направленности. сложные – эмоционально-обобщающие чувства, скрепленные определенной идеей, мировоззрением: чувство долга, совести, чести и т.д. 2. неустойчивые социальные чувства (чувство радости, страха, неудовлетворенности и т.п.) подвижны и могут изменяться в короткий промежуток времени. Устойчивые чувства (чувство долга, совести, коллективизма и т.д.) менее подвижны и устойчивы. Социальные чувства можно рассматривать как отражение в них условий жизни людей, порождающих соответствующие социально-психологические состояния. Их можно разделить на: 1. политические, 2. нравственные, 3. эстетические, 4. правовые, 5. религиозные, 6. национальные, 7. другое. В общей психологии чувства разделяются на: 1. интеллектуальные, 2. моральные, 3. эстетические. Соответственно, в социальной психологии: система социальных чувств общности: 1. интеллектуальные, 2. нравственные, 3. эстетические. Интеллектуальные чувства – это своеобразная группа чувств, которая связана с процессом познания явлений природы и общественной жизни. Можно рассматривать интеллектуальные чувства как эмоциональное отношение социальной общности к познанию действительности. Они связаны с решением теоретических и практических задач, приобретением знаний. Проявлением интеллектуальных чувств может быть любознательность, стремление к познанию сущности происходящих событий, чувство уверенности или сомнения в познании и полученных выводах, любовь к познанию. Интеллектуальные чувства характеризуются: 1. последовательностью в познании (любопытство, любознательность, страстное познавательное отношение к действительности), 2. формой проявления (радость, восхищение, критическое и некритическое отношение к познанию действительности). Нравственные чувства – это такое эмоциональное состояние социальной общности и личности, при котором они чутко реагируют на поведение других групп и свое собственное с точки зрения морали. Структура нравственных чувств многогранна. Она включает в себя отношения: 1. к обществу, 2. к другим людям, 3. к другим социальным группам. Эстетические чувства социальных общностей следует рассматривать во взаимодействии восприятий и эмоций. Эстетические чувства по отношению к объекту могут выражаться в отношении к природе, различным сторонам общественной жизни, труду, искусству, в отношениях между людьми. Социальные чувства могут различаться по глубине отражения условий жизни, силе проявления и устойчивости. Можно согласиться с Б.Д. Парыгиным в том, что социальные чувства и настроения проходят в своем развитии три основных стадии: 1. возникновение социально-психологического явления, выступающего первоначально в стихийно-бессознательной форме; 2. его оформление в осознанное и четко выраженное явление социальной психологии; 3. переход от осознанного психологического состояния к соответствующему этому состоянию поведению социальной группы или класса в целом. Содержание и направленность социальных чувств определяется всей совокупностью условий повседневной жизни; обусловлены объективными обстоятельствами жизни, уровнем развития социальной общности. Общественное мнение. По мнению Б.Д. Парыгина, под общественным мнением следует понимать коллективное суждение об общественных событиях, так или иначе затрагивающих интересы масс. На формирование общественного мнения может влиять эмоциональный фактор и окрашивать суждение коллектива в определенный эмоциональный тон. Общественное мнение возникает в результате борьбы мнений. Формирование общественного мнения – сложный процесс. В нем участвуют стихийные и сознательные силы. Зависит от ряда причин: 1. от характера событий, то есть его исторической значимости, его влияния на судьбу страны. Если событие значительно, то общественное мнение формируется быстро и более действенно. Если событие затрагивает в разной степени различные социальные группы, то общественное мнение формируется медленно, в процессе столкновения различных взглядов. 2. от степени подготовленности масс к восприятию того или иного события.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |