Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие социализации




Социализация и социальная идентичность личности

 

Социализация — это двусторонний процесс, включаю­щий в себя,

- с одной стороны, вхождение индивида в социальную среду путем усвоения социального опыта, системы социальных связей, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества;

- с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет активной деятельности и активного включения в социальную среду.

Первая сторона процесса социализации — усвоение социаль­ного опыта — это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Активность личности предполагает, что она не просто усваивает социальный опыт, но и преобразует его в собственные ценности, установки, ориентации. Всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя про­цессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности.

Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации до­стигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

Профессор Андреева полагает, что поня­тие «социализация» в отечест­венной психологической и педагогической литературе совпадает с понятием «развитие личности». Идея развития личности — одна из ключевых в отечественной психологии. Развиваясь, ребенок становится субъектом социальной деятельности, т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. Она полагает, что акцент на активность личности значительно более четко представлен именно в идее развития, а не социализации.

 

2. Механизмы социализации

Личность усваивает социальный опыт посредством определен­ных механизмов. По мнению французского социолога Г. Тарда, ме­ханизм социализации включает в себя: 1) имитацию, подражание; 2) идентификацию; 3) руководство. Однако этот механизм го­раздо богаче и разнообразнее. Социализация личности осуществ­ляется в процессе различных видов общения (массового, группо­вого, межличностного, делового, неформального), под влиянием средств массовой информации, культуры. Особую роль в струк­туре механизма социализации выполняет конформизм.

Одним из значимых механизмов является воспитание. Говоря о соотношении понятий «социали­зация» и «воспитание», следует иметь в виду, что термин «воспитание» употребляется в нашей литературе в двух значениях — в узком и широком смысле слова. В узком смысле «воспита­ние» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью переда­чи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. В качестве субъекта воздей­ствия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и, как часто говорится в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается от него по своему значению. Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то, по мнению Г. Андреевой, различие ликвидируется.

Социализация также тесно связана с понятием «адаптация». Адап­тация (приспособление) может рассматриваться и как составная часть социализации, и как ее механизм. Различают два вида адап­тации: психофизиологическую и социально-психологическую, на­ходящиеся во взаимосвязи. Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личностью роли при вхождении в новую социальную ситуацию. По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает позитивной и негативной. С этой точки зрения говорят об асоциализации как приспособлении к негативному опыту. По механизму осуществления - добровольной и принудительной. Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий: а) ознакомление; б) ролевая ориентация; в) само­утверждение. Таким образом, социально-психологическая адапта­ция - это конкретный процесс социализации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1096; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.