Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление проблемы аттитюда в социальной психологии




Исследования социальной установки в общей психологии

СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА

 

При исследовании личности в социаль­ной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установки. Если процесс социализации объяс­няет, каким образом личность усваивает социальный опыт и активно его воспроизводит, то социальные установки личности показывают как этот усвоенный социаль­ный опыт преломлен личностью и проявляется в ее действиях и поступках?

В общей теории личности для выяснения внутренне­го механизма, побуждающего человека к действию рассматривает­ся соотношение его потребностей и мотивов. Как известно, при выполнении одной и той же деятельности люди могут руководствоваться разными мотивами. Есть притча о том, как по-разному отвечали на вопрос о выполняемой работе рабочие, работавшие на строительстве собора Нотрдам де Пари. Один сказал: «Сам-то не видишь? Тачку везу, будь она неладна!» Другой ответил: «Зарабатываю на кусок хлеба». А третий сказал: «Я строю собор Парижской богоматери»…

Понятием, которое в определенной степени объясняет выбор того или иного мотива, является социальная уста­новка.

Проблема установки была специальным предметом исследова­ния в школе Д.Н. Узнадзе. Внешнее совпадение терминов «уста­новка» и «социальная установка» приводит к тому, что иногда со­держание этих понятий рассматривается как идентичное. Тем бо­лее, что набор определений, раскрывающих их содержание, действительно схож: «склонность», «направленность», «готовность». Вместе с тем необходимо четко развести сферу дей­ствия установок, которые изучал Д.Н. Узнадзе, и сферу действия «социальных установок».

Д.Н. Уз­надзе понимал под установкой «целостное динамическое состояние готовности субъекта к определенной активности, которое обусловливается двумя факторами: потребнос­тью субъекта и соответствующей объективной ситуацией» (Узнад­зе, 1901). В таком понимании Установки речь идет о реализации простейших фи­зиологических потребностей человека. Она трактуется как бессо­знательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности. Такое понимание установки не применимо в социальной психологии, потому что оно не связано с анализом социальных факторов, детерминирующих поведение личности, с ее социальным опытом, с социальной ситуацией, в кото­рой личность действует.

Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии. Отличие этой линии ис­следований заключается в том, что с самого начала категориаль­ный строй исследований, расставленные в них акценты были ори­ентированы на проблемы социально-психологического знания. В западной социальной психологии для обозначения социаль­ных установок используется термин «аттитюд» (от фр. поза), который в ли­тературе на русском языке переводится как «социальная ус­тановка», либо употребляется без пере­вода. Для термина «установка» (в том смысле, который ему придавался в школе Д.Н. Узнадзе) в англий­ском языке существует другое обозначение — «set».

В 1918 г. У. Томас и Ф. Знанецкий, изучая адаптацию польских крестьян, эмигрировавших из Европы в Америку, установили две зависимости: зависимость индивида от социальной организации и зависи­мость социальной организации от индивида. Для харак­теристики двух сторон взаимодейст­вия личности и общества они предложили использовать понятия «социальная ценность» (для характеристики социальной организации) и «социальная установка», «аттитюд» (для характе­ристики индивида). Таким образом, впервые в социально-психо­логическую терминологию было внесено понятие аттитюда, кото­рое было определено как «психологическое переживание индиви­дом ценности, значения, смысла социального объекта», или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социаль­ной ценности». Введение этого понятия в социальную психоло­гию также опиралось на определенные исследования в экспери­ментальной психологии, но, тем не менее, здесь оно получило но­вое, самостоятельное толкование.

После открытия феномена аттитюда начался своеобразный «бум» в его исследовании. Возникло несколько различных толко­ваний аттитюда, много противоречивых его определений. В 1935 г. Г. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. Из этих определений он выделил те черты аттитюда, которые отмечались всеми исследователями, и получил следующее определение:

Аттитюд – это определенное состояние сознания и нервной системы, организованное на основе предшествующего опыта, выражающее готовность к реакции и оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведе­нии.

Дальнейший теоретический поиск осуществлялся по двум основным на­правлениям: раскрытие функций аттитюда и как анализ его структуры.

Были выделены четыре функции аттитюдов:

1) приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) — аттитюд направ­ляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2) функция знания — аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3) функция выражения (иногда называемая функцией цен­ности, саморегуляции) — аттитюд выступает как средство осво­бождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4) функция защиты — аттитюд способствует разре­шению внутренних конфликтов личности.

Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой. В1942 г. М. Смитом была определе­на трехкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяются:

а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной уста­новки);

б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объ­екта, выявление

чувства симпатии или антипатии к нему);

в) пове­денческий (конативный) компонент (последовательное поведение по

отношению к объекту).

Теперь социальная установка опреде­лялась как осознание, оценка, готовность действовать. Три ком­понента были выявлены в многочисленных экспериментальных исследованиях («Йельские исследования» К. Ховланда).

В 1934 г. Р. Лапьер осуществил эксперимент, который состоял в следующем. С двумя студента­ми-китайцами Лапьер путешествовал по США. Они посетили 252 отеля и почти во всех случаях (за исключением одного) встретили в них нормальный прием, соответствующий стандартам сервиса. Никакого различия в обслуживании самого Лапьера и его студентов-китайцев обнаружено не было. Спустя два года после путешествия Лапьер обратился в 251 отель с письмами, в кото­рых содержалась просьба ответить, может ли он надеяться вновь на гостеприимство, если посетит отель в сопровождении тех же двух китайцев, теперь уже его сотрудников. Ответ пришел из 128 отелей, причем только в одном содержалось согласие, в 52% был отказ, в остальных уклончивые формулировки. Лапьер интерпре­тировал эти данные так, что между аттитюдом (отношение к ли­цам китайской национальности) и реальным поведением хозяев оте­лей существует расхождение. Из ответов на письма можно было заключить о наличии негативного аттитюда, в то время как в ре­альном поведении он не был проявлен, напротив, поведение было организовано так, как если бы совершалось на основании пози­тивного аттитюда. Этот вывод получил название «парадокса Ла­пьера» и дал основания для глубокого скептицизма относительно изучения аттитюда. Если реальное поведение не строится в соот­ветствии с аттитюдом, какой смысл в изучении этого феномена?

М. Рокич высказал идею, что у человека существуют одновременно два аттитюда: на объект и на ситуацию. «Включаться» может то один, то другой аттитюд. В экс­перименте Лапьера аттитюд на объект был негативным (отноше­ние к китайцам), но возобладал аттитюд на ситуацию — хозяин отеля в конкретной ситуации действовал согласно принятым нор­мам сервиса. В предложении Д. Каца и Э. Стотленда мысль о раз­личном проявлении каких-то разных сторон аттитюда приобрела иную форму: они предположили, что в разных ситуациях может проявляться то когнитивный, то аффективный компоненты атти­тюда, и результат поэтому будет различным. Возникло и еще мно­го различных объяснений результатов эксперимента Лапьера, в частности, предложенных М. Фишбайном (и аттитюд, и поведе­ние состоят каждый из четырех элементов, и соотносить следует не вообще аттитюд с поведением, а каждый элемент аттитюда с каждым элементом поведения. Возможно, тогда расхождение на­блюдаться не будет).

Однако, поскольку исчерпывающих объяснительных моделей создать так и не удалось, вопрос упирается как минимум в две общие методологические трудности. С одной стороны, все иссле­дования, как правило, ведутся в условиях лаборатории: это и уп­рощает исследовательские ситуации (схематизирует их), и отрыва­ет их от реального социального контекста. С другой стороны, даже если эксперименты и выносятся в поле, объяснения все равно стро­ятся лишь при помощи апелляций к микросреде, в отрыве от рас­смотрения поведения личности в более широкой социальной струк­туре.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.