Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дифференциация и развитие форм и функций психической жизни человека.14




Деятельность, сознание, личность как системообразующие категории психологического знания. 12

Этот вопрос наиболее подробно раскрыт в работе Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность». По его словам, именно деятельность, реализующая объективные общественные отношения человека в мире, представляет собой субстанцию личности, ее индивидуального сознания». Деятельность как система, однозначно связывающая сознание и личность с внешней, социальной детерминацией, является научной абстракцией, которая позволяет изучить психологические механизмы социализации индивида, закономерности становления социальной субстанции личности, ее профессиональной, функционально-ролевой структуры, воспроизводящейся в системе общественных отношений. Для правильного понимания процесса самовоспроизводства личности в системе общественных отношений необходимо выделять понятие личной свободы в том содержательном смысле, о котором писал С.Л.Рубинштейн. Личность, свободная в общественной деятельности, избирательно относится к "внешнему", преломляя все внешние воздействия через единую совокупность внутренних условий существования. С позиций С.Л.Рубинштейна индивид не только "производитель" предметов и "выразитель" общественных отношений, но и их активный преобразователь. Поэтому личность в деятельности объективирует "самосущностные" силы индивида и через них определенные тенденции общественного развития. Последнее теоретическое положение в единстве с пониманием личности, как системного качества индивида, мы определяем как фундамент развиваемого системного подхода к изучению личности, который, на наш взгляд, сложился в историческом процессе развития отечественной психологической школы.

 

В основе возникновения психологических систем, по мнению большинства ученых, лежит универсальный закон любого процесса развития – закон дифференциации целостного образования и последующей интеграции его частей на новом системном уровне. Универсальный, базовый закон, которому подчиняется развитие всех форм и процессов жизни – это ортогенетический принцип. Суть этого принципа состоит в прогрессирующей дифференциации и связанной с ней интеграции, которые и определяют изменения, приводящие к образованию многоуровневых структур психики. Л.С. Выготский рассматривает развитие и функционирование любой сложной системы как интегративную деятельность. На каждой возрастной ступени функции в различной степени отделены друг от друга внутри сознания и в различной степени дифференцированы внутри себя.

Понятие дифференциации означает приумножение качественных форм опыта, расчленение обобщенного, туманного психического опыта на некоторое число отчетливо определенных переживаний, что сообщает опыту в целом богатство и глубину. Из отдельных феноменов низкого уровня в результате такой дифференциации рождаются феномены более высокого уровня; смутная инстинктивная жизнь обогащается новым содержанием. Неопределенные ощущения и чувства уступают место отчетливым мыслям. Из недифференцированного состояния первоначальной невинности возникают бесчисленные противоречия и конфликты психической жизни. Также понятие дифференциации предполагает анализ и синтез предметного сознания, что позволяет расширить возможности мышления, понимания, образа действий, различения и сопоставления. Нужно различать фактическую дифференциацию как субъективный опыт, который не обязательно становится достоянием сознания, и осознанную дифференциацию, проявляющуюся в наблюдении над самим собой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.