Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чертищев Андрей Владимирович




Чернобаев Анатолий Александрович

Родин Анатолий Михайлович

Ершова Эльвира Борисовна

Москва 2012

Доктора исторических наук

Диссертации на соискание ученой степени

ЦЕННОСТЕЙ ВоеннОЙ интеллигенциИ России

ГЕНЕЗИС, ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ системы

Попов Александр Викторович

На правах рукописи

 

 

(Х- начало ХХ вв.)

 

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

 

Автореферат


Диссертация выполнена на кафедре истории и политологии

ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления»

Научный консультант: доктор исторических наук, профессор

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

(Центр военно-исторических исследо - ваний Академии Генерального штаба ВС РФ)

 

Доктор исторических наук, профессор

(Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации)

 

Доктор исторических наук, доцент

(Московский университет МВД РФ)

 

Ведущая организация: Военный университет МО РФ

Защита диссертации состоится «25» мая 2012 года в 14.00

на заседании Диссертационного совета Д.212.049.13 при Государственном университете управления по адресу: 109542 г. Москва, Рязанский проспект, 99, Учебно-административный корпус, зал заседаний Ученого совета Института государственного управления и права (ауд. А-319).

 

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Государственного университета управления по адресу: 109542 г. Москва, Рязанский проспект, 99.

 

Автореферат разослан «____» _______ 2012 г.

 

 

Ученый секретарь

Диссертационного совета, к.ф.н. Лопарев А.В.


1. Общая характеристика работы

 

Актуальность темы исследования.

В течение последних двух десятилетий одно из ведущих мест в российской историографиизанимают исследования по теории и истории интеллигенции. В процессе научных изысканий ученых, объединенных межрегиональными центрами интеллигентоведения, многое сделано для определения роли и места интеллигенции в обществе, ее функций и сущностных черт[1]. Особое внимание в последнее время обращено на характеристику ее генезиса, формирования, развития и деятельности в различные периоды истории.

К этому направлению необходимо отнести и исследование военной интеллигенции, истоки зарождения и формирования которой уходят в глубь веков российской истории. Княжеские дружины, боярские полки Московского государства, профессиональная армия Российской империи, Советской России и СССР, Российской Федерации – это малый перечень этапов становления и развития силы, способной защищать страну и отражать нападение извне или бороться с внутренним врагом. Для того, чтобы выполнять такие серьезные задачи, армией должны руководить люди, обладающие высочайшими интеллектуальными, духовными и нравственными качествами.

Таким образом, научно-теоретическая актуальность данной темы связана, прежде всего, с исторической ролью как российской интеллигенции в целом, так и ее отдельных отрядов, в том числе и военного. История этой специфической группы российского общества недостаточно изучена. Особенно это касается проблем зарождения, формирования, развития и становления системы ценностей военной интеллигенции на протяжении столетий, ибо эти факторы в ее деятельности имеют долговременную основу, особенно важную для России, где воинская служба определялась не столько материальными интересами, сколько любовью к Отечеству, осознанием необходимости защищать его от врагов.

Исследование генезиса, формирования и развития духовных ценностей военной интеллигенции приобретает сегодня и практическое значение.

В настоящее время мы наблюдаем разворачивающийся системный кризис мирового порядка, наиболее ярко проявляющийся в экономической сфере. Очевидным следствием этих процессов может стать попытка использования США своего военного потенциала для возврата утраченных мировых позиций. Нападение Грузии на Южную Осетию и ответные действия российской армии в августе 2008 г. в очередной раз продемонстрировали всю беспочвенность надежд отечественных либералов-западников на то, что Россия, не угрожающая Западу своими вооруженными силами, будет восприниматься там как полноправный партнер для политического диалога. Таким образом, по-прежнему актуальна мысль Александра III, утверждавшего, что у России есть только два абсолютно надежных союзника: это ее армия и флот[2]. И без того силового обеспечения, которое продемонстрировали наши военные в Южной Осетии, никакие природные ресурсы не позволят России выжить как самостоятельному суверенному государству.

В современной войне, как отмечал начальник академии Вооруженных сил Российской Федерации генерал-полковник В. Попов, победу даст использование «интеллектуального оружия, помноженного на качество морального духа нашей армии»[3]. Формирование офицера, способного в этих условиях взять на себя все бремя военного управления – чрезвычайно сложная задача. Для этого необходимы традиции, опыт, соответствующее образование, опирающиеся на духовные ценности воинов России, сформированные в разные периоды истории нашей страны.

Роль армии в современной общественной системе не ограничивается функцией обеспечения военной безопасности и поддержания государственного суверенитета. С середины XIX века армия выступает как школа нации, воспитывая такие чувства, как социальная ответственность, патриотизм и интернационализм, формирующийся в условиях многонациональных армейских коллективов. Вернуть армии воспитывающую функцию – значит сохранить единство России, добиться возвращения ей статуса великой державы. Даже планируемый в будущем отказ от формирования армии по принципу всеобщей воинской обязанности не приведет к отказу от исполнения этой задачи: проблема формирования армии приведет военную интеллигенцию в школы, учреждения дополнительного образования и средства массовой информации. В этих процессах также очевидна решающая роль офицерского состава.

Особое значение вопросы воспитания высоконравственного и интеллектуально развитого офицера приобретают в условиях перехода армии на контрактную основу. Прежде всего, более качественный рядовой состав не только создает новые возможности, но и формулирует иные требования для офицеров. В условиях профессиональной армии само военное управление будет возможно только при наличии авторитетных офицеров, которые будут примером профессионализма, высокой культуры, гуманизма и патриотизма

Кроме того, идеологический кризис, наступивший после распада Советского Союза, показал, что в условиях политической глобализации особую роль играет воспитание офицеров, формирование у них нравственных устоев, на которых в течение столетий развивалась российская цивилизация.

Объектом изучения является военная интеллигенция Руси/России на этапах возникновения, формирования, развития и самостоятельной деятельности.

Предмет исследования – процесс генезиса и эволюции системы духовно-нравственных ценностей военной интеллигенции России X – начала XX вв.

Цель исследования – изучение специфики генезиса, формирования и развития системы духовных ценностей военной интеллигенции в разные периоды истории России.

Реализация цели предусматривает решение следующих з адач:

– Дать анализ российской и зарубежной исторической и военной литературы по проблеме понятий «военная интеллигенция» и «военные профессионалы» и их духовных ценностей;

– Реконструировать истоки, зарождение,формирование и развитие духовных ценностей военной прединтеллигенции как профессиональной группы служилых людей Древней Руси;

– Показать процесс становления системы ценностей военной прединтеллигенции Московского государства;

– Проанализировать специфику ценностных ориентаций военных интеллигентов Древней и Средневековой Руси;

– Выявить особенности формирования системы ценностей военной интеллигенции России в период с XVIII по начало ХХ вв.

– Раскрыть содержание понятий «честь», «долг», «ответственность», «товарищество», «гуманность», «патриотизм», «совесть», «дисциплина», «инициатива», «религиозность», «слава».

– Определить специфику деятельности военной интеллигенции, обеспечивавшей единство этой группы в разные периоды российской истории в соответствии с ее идеалами.

Рабочая гипотеза исследования состоит в том, что возникновение и эволюция системы духовных ценностей военной интеллигенции происходит в процессе ее зарождения от первых единичных представителей, формирования, становления и деятельности в разные периоды истории России, с Х до начала ХХ вв.

Концептуальный замысел исследования заключается в том, чтобы проследить, как на протяжении истории русского воинства, превращавшегося за столетия в военную интеллигенцию нашего государства, происходило зарождение, формирование, и становление системы ее духовных и нравственных ценностей.

В ходе этих процессов появлялись качественные черты военной интеллигенции: патриотизм и гуманизм, нашедшие свое выражение в понятиях Чести – как воинской этики, Долга – как личной ответственности и священного служения Отечеству и Призвания – как творческого отношения к делу и стремления к повышению своей военной компетентности.

Хронологические рамки.

Как показывает опыт исследователей, рассматривающих проблематику ментальной истории, одним из главных условий успешного исследования этого явления является «изучение всего постоянного (социально-психологических констант), медленных, подспудных изменений, растянутых во времени очень большой протяженности (la longue durée)». Это связано с тем, что «времена большой длительности» консервируют самое типичное в психологии и поведении, то, что заложено в сознание людей их воспитанием, культурой, языком, религией и делает заметными изменения лишь при рассмотрении больших хронологических отрезков истории[4]. Таким образом, полноценное изучение ценностных характеристик любой социальной общности возможно только тогда, когда для историка станет возможным анализ ментальных сущностей, проявляющихся в исторической ретроспективе: в течение длительного периода времени, от их зарождения, через формирование и развитие к становлению и угасанию.

Ретроспективный характер исследования потребовал рассмотреть военную интеллигенцию России на всех этапах ее развития от генезиса через формирование, становление и, наконец, процесс активной деятельности (от князей Древней Руси до регулярной армии Российской империи начала XX в.).

Главным условием формирования качественных характеристик военного интеллигента диссертант считает появление на Руси христианства – первой идеологии, основанной на универсалистских идеях. Именно распространение этой мировой религии привело к появлению личностных ценностей, без чего немыслимо формирование интеллигента вообще, а военного в особенности.

В связи с этим в качестве нижней хронологической границы рассматривается принятие Киевской Русью православия. Особое внимание уделено образу Владимира I Святославовича, отстаивавшего в своей деятельности интересы не одной дружины, а всего государства, всего народа – то есть – гипотетически – одного из первых интеллигентов Древней Руси.

Великий князь Киевской Руси Владимир постоянно участвовал в военных походах и при этом проявлял недюжинные военные способности. Вместе с тем его деятельность в этой сфере соответствует требованиям к военному интеллигенту. К ним относятся: стремление победить с минимальным потерями, всемерно способствовать расширению территории своей страны, а также приложить все силы к защите Руси от печенегов. Конечно, к нему неприменимы понятия «гуманность» и «патриотизм» в их современной трактовке (их развитие связано с Новым временем), однако можно говорить о начале формирования этих сущностных характеристик военной интеллигенции.

В качестве верхней границы проведенного исследования выступает революция 1917 г. и Гражданская война, разрушившие как Российское государство в целом, так и его армию. Это не значит, что отсутствовала преемственность между императорской и советской военной интеллигенцией. Тем не мене, дальнейшая история нашей страны определялась уже иными движущими силами и, следовательно, иной стала военная интеллигенция.

Территориальные рамки исследования. Анализ генезиса, формирования и развития духовных ценностей древнерусской и российской военной интеллигенции возможно только в общероссийском масштабе. Это связано с тем, что военная организация изначально существовала как общегосударственное образование, а имевшая место региональная специфика (например, в частях, которыми командовали А.В. Суворов, М.И. Кутузов, П.И. Багратион и т.д.) объяснялась личностью командующего, и не являлась постоянной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.