КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Третий параграф посвящен анализу методологической базы исследования. 3 страница
По мнению военных теоретиков этого периода, для развития инициативы военного интеллигента требуется не только понимание его долга перед Отечеством, но и честолюбие. Более подробному анализу этих ценностей посвящен третийпараграф – «Честь и слава русского офицера в сознании военного интеллигента». Анализ воспоминаний, военной публицистики и официальных характеристик позволил сделать следующие выводы: - на рубеже XIX – ХХ вв. значение чести как регулятора поведения русского офицера существенно снижается. - вместе с тем, сохраняются представления о чести как правилах приличия, характерных для военных профессионалов. С другой стороны, усиливаются требования к офицеру как к аристократу духа, несмотря на то, что ни по своему происхождению, ни по месту в обществе, ни по финансовому положению офицеры, чаще всего, не соответствовали представлениям об аристократизме. - во вторых, одновременно происходило институциональное оформление военной интеллигенции как специфической социальной группы. Этот процесс отразился и на восприятии «честного поведения», которое виделось не только как соответствующее дворянскому (или офицерскому корпоративному) этикету, но и, в полном смысле, как нравственное поведение, отвечавшее внутренним потребностям личности, представлениям о его собственном достоинстве. Одновременно происходило слияние чести и достоинства, что выражалось в изменении системы контроля: от внешнего, заключавшегося в общественном мнении высшего света или решении офицерского собрания (и/или суда чести), к внутреннему, глубоко осознанному личностному поведению, чувству собственного достоинства, ставшему одной из ценностных ориентаций военной интеллигенции указанного периода. Это не означало, что она отвергала честь и достоинство как «приличное» поведение, но в новых условиях необходимость такого поведения диктовалась не представлениями о статусе предков, а сознанием собственного достоинства и заботой об авторитете среди равных себе и подчиненных. Данная тенденция прослеживалась и в отношении к славе. Честолюбие, характерное для дворянина, в сознании военного интеллигента превращалось в стремление к самореализации, вместе с тем личная честь не воспринимались отдельно от чести и славы России. Таким образом, категория чести была теснейшим образом связана с иными понятиями, создавая сложную систему ценностных мотиваций. Эта система рассматривается в четвертом параграфе: «Иерархия духовных ценностей в ментальности российской военной интеллигенции рубежа ХIХ–ХХ вв.» На основании сравнительно-исторического исследования официальных характеристик и контент-анализа мемуаров представителей военной интеллигенции второй половины XIX–начала ХХ вв. был произведен При переходе от военного профессионала к военному интеллигенту прослеживается следующая динамика развития системы ценностей индивида: личная слава начинает восприниматься как отражение славы Отечества. Интересы России видятся уже не через личность монарха, а сквозь призму интересов ее народа, долг понимается не только как четкое выполнение своих обязанностей, но как осознанное служение Родине даже в ущерб репутации и с возможностью нарушения дисциплины, если того требует дело. Товарищество рассматривается не только как замкнутость дворянской корпорации и забота о подчиненных (как средство получения авторитета), а как осознанное родство всех военных. По отношении к пленным и мирным жителям не просто соблюдаются «законы войны», но проявляется гуманизм, выходящий за пределы этих законов. Долг перед Отечеством и боевыми товарищами дополняется (особенно ярко на первом этапе) христианскими ценностями и интересом к службе, основанном на призвании истинного военного. Исследование духовных и мировоззренческих ценностей военной интеллигенции XIX–начала ХХ веков показывает, что для лучших ее представителей были не чужды корпоративные ценности военного профессионала – честь мундира, долг, понимаемый как дисциплинированность и исполнение своих служебных обязанностей, товарищеское отношение к членам офицерской корпорации. В результате развития личностных качеств, общего образования и при условии гармоничного семейного воспитания военный профессионал «вырастал» до уровня интеллигента. Основными мотивами его служебной деятельности в этом плане было восприятие своих обязанностей как исполнения патриотического долга, следование принципам гуманизма и сохранение личного достоинства. С одной стороны, эти ценности были тесно связаны: долг перед народом опирался на принцип гуманизма (так как, во-первых, целью военной службы была защита сограждан, а во-вторых, военный интеллигент сознавал свой долг не только перед Россией, но и перед своими солдатами). Категория «чести» была тесно связана с патриотическим сознанием, так как личная честь и слава офицера воспринимались как часть чести и славы Отечества. С другой стороны, точное следование этим ценностям требовало от военного интеллигента несколько типов поведения, которые не всегда сочетались друг с другом. Прежде всего, это касалось взаимоотношений ценностей патриотизма и гуманизма: тогда как первый требовал сражаться, а, значит, рисковать жизнью подчиненных, второй так же категорически настаивал на сохранении их жизни. Чисто человеческим поведением для военного интеллигента была жалость к павшим, ужас при виде «обратной стороны» войны. Вместе с тем было ясным понимание, что войны без потерь не бывает[105], и что долг военного интеллигента – не плакать о павших, а «извлечь урок»[106] и в следующий раз не допустить ошибок, которые и привели к гибели людей. Интересно, что противоречие между необходимостью защиты Родины и исполнения приказа проявлялась в противопоставлении и других ценностей: гуманизма в отношении мирных людей, оставшихся в тылу, и долга в отношении к своим подчиненным. Взаимодополнение ценностей патриотизма и гуманизма отразилось в стремлении военного интеллигента к самореализации. Качество исполнения долга военного интеллигента, его способность к самостоятельным решениям на поле боя, которые могут спасти жизни многих его солдат, зависят не только от уровня нравственности офицера, но и от того, насколько он увлечен тем, что он делает. Основой системы ценностей военного интеллигента исследуемого периода был баланс между патриотическим долгом и гуманизмом, при котором первому элементу должно уделяться приоритетное значение. Исполнение долга военным интеллигентом предполагало, с одной стороны, подчинение приказам вышестоящим военачальникам (вплоть до императора), а с другой, требовало от него самостоятельности и инициативы в противостоянии противнику. С развитием военной техники, возрастала необходимость в самостоятельно мыслящих офицерах, что, не в последнюю очередь, способствовало изменению соотношения между военными профессионалами и военными интеллигентами в пользу последних. Долг военного интеллигента перед Россией на эмоциональном уровне проявлялся в стремлении служить Отечеству и Родине в зависимости от того, какая составляющая, политическая или этническая превалировала в самосознании военного интеллигента. Так, процесс политического размежевания русского офицерства в 1917 г. не закончился, что послужило одной из причин раскола военной интеллигенции в отношении поддержки большевиков в годы Гражданской войны. В заключении подводятся итоги исследования, обобщены рекомендации по использованию традиций и опыта по формированию и развитию духовно-нравственных ценностей военной интеллигенции в современной России. В приложениях к диссертации даны таблицы, отражающие результаты контент-анализа произведений А.М. Курбского (Приложение 1), писем А.В. Суворова (Приложение 2), мемуаров офицеров-участников Отечественной войны 1812 г. (Приложение 3) и воспоминаний военных интеллигентов начала ХХ в. (Приложение 5) а также аттестаций штаб-офицеров Российской армии 1855-1917 гг. (Приложение 4).
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |