КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятийно-терминологический аппарат исследования
Базовое понятие диссертации – интеллигенция, определяется как специфическая социальная группа, обеспечивающая самоидентификацию общества как сложной саморазвивающейся системы и выполняющая функции поддержания стабильности и идентичности, одновременно являясь носителем творческого начала, позволяющим общественной системе развиваться. Родовыми чертами интеллигенции является интеллектность, критичность, образованность, развитое самосознание, гуманность и патриотизм. При анализе процесса генезиса интеллигенции выделяется понятие прединтеллигенции – характерной для традиционного общества группы, профессионально занимающейся высококвалифицированным умственным трудом: развитием и распространением культуры, управлением сложными социальными объектами. Ей присущи социальная и этнической замкнутость. Вместе с тем для прединтеллигенции не свойственны черты, характерные для собственно интеллигенции: внесословность, способность к творчеству, социальная ответственность, гуманизм и патриотизм, выходящие за рамки корпоративной этики. В результате генезиса интеллигенции формируется ранняя форма существования этой группы – интеллигенция традиционного общества: характерное для доиндустриального этапа общественного развития социальное образование, обеспечивающее функцию самоуправления общества как сложной саморазвивающейся системы за счет господствующего положения в социальной системе. Ценностными основаниями интеллигенции традиционного общества являются: дерзание, служение, иерархичность, религиозность и милосердие. В рамках интеллигенции выделяется два отряда – гражданская, включающая лиц свободных профессий (учителя, врачи, инженеры, литераторы, адвокаты и т.д.) и служилая, к которой относится интеллигенты, служащие в государственных учреждениях (чиновничья, юридическая, церковная интеллигенция). К последней группе относится и нженеры, й относится интеллигенты, служащие и «военная интеллигенция». Онарассматривается как особая социокультурная общность теоретиков и практиков военного искусства, профессионально занятых созданием, развитием и распространением военной культуры, управлением в сфере обороны и воспитанием личного состава, взявших на себя ответственность за формирование военными средствами «ответов» на возникающие перед обществом «вызовы». Для представителей военной интеллигенции характерны как родовые черты интеллигенции, так и специфические характеристики (героизм и отвага, готовность к самопожертвованию, самодисциплина и самоконтроль), отражающие восприятие воинского долга и чести как категорических императивов. С одной стороны, сущностные черты военной интеллигенции являются отражением того факта, что эта группа является одним из отрядов интеллигенции в целом. С другой стороны, военная интеллигенция – часть профессиональных военных (военных специалистов) [5] (то есть людей, занимающихся развитием и распространением военной культуры, управлением в сфере обороны и воспитанием личного состава и получивших для этого специальную подготовку). В рамках этой группы, в зависимости от господствующих ценностных ориентаций, выделяется две общности: - военных интеллигентов и - военных профессионалов. Специалисты, относящиеся к этой группе, заняты исключительно военным делом, а в основе их мировоззрения лежат групповые ценности военного сословия, основанные на приоритете корпоративной чести, личной славы и персонального долга перед своим командиром и /или монархом. Для военного интеллигента, в отличие от военного профессионала, характерны широта интересов, высокий уровень развития индивидуального сознания и самосознания, выходящий за рамки корпоративного мышления. Понятие «ценность» в данном исследовании рассматривается как ряд значений, побуждающих людей к деятельности, направленных на изменение, преобразование существующих социальных структур и создание новых, а вместе с тем интегрирующих, цементирующих общество, обеспечивающих его единство и целостность, создающих механизм культурной преемственности [6]. Изучение этой темы невозможно вне анализа всей совокупности ценностей как системы, что, в свою очередь предполагает построение их иерархии и воссоздание связей и взаимодействий в рамках этой системы. Система ценностей иерархична по своей структуре и строится на принципе субординации[7]. 1. На вершине располагаются универсалистские ценности, традиционно описываемые как высшие цели человеческой деятельности: Истина, Добро, Красота. Это трансгрупповые ценности-цели, «функции функций» которых заключаются в том, чтобы выразить значение системы значений данного конкретно-исторического типа общества [8]. 2. Фундаментом для универсалистских ценностей являются групповые, социетарные ценности, отражающие цели и интересы конкретных социальных групп. Роль универсальных ценностей в этой системе заключаются в том, что они узаконивают и освящают социетарные ценности, при этом переосмысляя вечные идеалы в понятные для общества символы[9]. 3. Низшим уровнем выступают «витальные» ценности, обеспечивающие жизнедеятельность индивида. Кроме того, в диссертационном исследовании ценности были типологически определены по следующим основаниям: a. по объекту – на целевые и инструментальные: ценности-цели и ценности-средства b.по результату – на нормативные и идеальные. В этом контексте под духовно-нравственными понимаются ценности, относящиеся ксфере нравственного сознания личности, в частности, определяющие такие понятия, как представление о добре и зле, правильном и неправильном поведении, о чести, достоинстве личности и т.п[10].Духовно-нравственные ценности, являясь основанием для мотивации деятельности индивидуума, выступают как результирующая прочих видов ценностных ориентаций (социальных, политических, этнических, экономических ценностей). Анализ системы ценностей военной интеллигенции рубежа XIX–ХХ вв. рассматривается в рамках исследования ментальности офицерского корпуса. В рамках данного исследования это понятие используется в значении, определяемом Львом и Натальей Пушкаревыми как «совокупность социально-психологических установок, автоматизмов и привычек сознания, формирующих способы видения мира и представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности. <…> Понятие ментального позволяет соединить аналитическое мышление, развитые формы сознания с полуосознанными культурными шифрами»[11]. При этом они отмечают, сфера «ментального» сочетает осознанное, очевидно структурированное, отрефлексированное (то есть формы общественного сознания – религию, идеологию, мораль, эстетику и т.д.) и неосознаваемое (бессознательное) в коллективной, а отчасти – и в индивидуальной психике людей[12]. Таким образом, значение термина «ментальность» шире, чем смысл базового для данной работы понятия «система ценностей», и рассматривает не только осознанные мотивации деятельности (ценности) но и неосознанные и/или полуосознанные «культурные шифры», архетипы[13]. Исходя из характера предмета исследования, в диссертации предполагается его изучение на основе междисциплинарного подхода, с использованием методов не только истории, но и культурологии, философии, социологии, психологии и педагогики. Такой подход позволил рассмотреть систему ценностей военной интеллигенции как целостное явление, выделив ядро и периферию системы, охарактеризовать процесс системообразования, проследив систему ценностей военной интеллигенции в развитии: анализируя генезис, формирование, развитие и самостоятельное существование этого явления, которые были бы недоступны при использовании инструментария, характерного только для исторической науки. Теоретическое и практическое значение исследования системы ценностей военной интеллигенции позволило раскрыть ряд тенденций, присущих генезису и развитию как служилой (и, в частности, военной) интеллигенции, так и интеллигенции в целом. Вместе с тем исследование этого направления способствует более полному пониманию таких ключевых проблем истории нашей страны, как отношения Древней Руси с соседями, борьба с монгольским нашествием и последствия ига; реформы Петра Первого и победоносные войны рубежа XVIII–XIX вв., неудачные войны России начала ХХ в., роль армии в модернизации России и гражданский выбор офицерского корпуса в войнах и революциях ХХ века. Материалы и выводы диссертации тесно связаны с воспитательными задачами военных учебных заведений и частей в условиях реформы армии. Одной из задач, поставленных в настоящее время перед армией, является создание условий для воспитания офицера, не только подготовленного к исполнению порученных ему задач, но и готового взять на себя ответственность за самостоятельно принятое решение, способного предвидеть результаты своих действий, творчески относящегося к своему делу и ставящего его выше личных карьерных и материальных интересов. Все больше повышается значимость воспитания и образования офицера, для которого «Отечество», «Долг» и «Честь» являются не просто словами, а нравственным стержнем, идейным смыслом жизни и службы. Таким образом, требуется целенаправленная деятельность по формированию системы ценностей офицеров в целом, и офицера как индивида и личности, формирование в сознании офицерского корпуса соответствующего уровню понятия «военного интеллигента». Для этого требуется создать исторически достоверное теоретическое представление о военном интеллигенте как вершине эволюции военного человека, чему и посвящено настоящее исследование. Значение диссертации заключается также в применимости ее концептуального и фактографического содержания в научной и преподавательской деятельности, в написании работ по истории российской армии, источников ее побед и поражений. Степень изученности проблемы, теоретико-методологическая база исследования и его источники охарактеризованы в первой и второй главах диссертации. Научная новизна исследования. В работе впервые предпринята попытка решения проблемы, имеющей важное научное, культурное и общественно-политическое значение. 1. В диссертации впервые в российской историографии: А) представлена постановка и научная разработка понятия «военная интеллигенция» на широком временном отрезке и в связи с системой формирования ее нравственных ориентаций; Б) показано многоплановое конкретно-историческое освещение комплекса вопросов, объединяемых темой «система ценностей военной интеллигенции»; В) нравственно-этический подход применен в конкретно-историческом исследовании такого явления, как «военная интеллигенция». Практически полное отсутствие публикаций на эту тему объясняется сложностью вычленения представителей военной интеллигенции из общего числа профессиональных военных а так же схожестью идеального образца «истинного офицера» и «военного интеллигента»; Г) на междисциплинарной основе наук: истории, социологии, культурологии, психологии, педагогики проведено системное исследование генезиса, формирования и развития военной интеллигенции России, ее родовых черт и специфических качеств в разные периоды развития русского/российского общества. 2. В работе систематизированы исследовательские подходы к пониманию феномена военной интеллигенции с точки зрения ее ретроспективности, сосредоточения внимания на вопросах теоретико-методологического характера, касающихся сущности военной интеллигенции, суждениях о ее типологических границах и критериях. По дискутируемым вопросам высказывается и аргументируется точка зрения автора, определяются дальнейшие пути научной разработки отдельных аспектов исследуемой темы. 3. Особое внимание в диссертации обращено на отличия между ценностными ориентациями военных профессионалов и военных интеллигентов. Разграничения между этими группами проходят в зависимости от отношения к понятиям «патриотизм», «ответственность», «долг» «честь», «дисциплина», «инициатива» и др. Диссертант выделил в качестве ключевых такие проблемные вопросы, как: - место патриотизма в самосознании военного интеллигента, соотношение его с корпоративным самосознанием военно-профессиональной группы и универсалистским, космополитическим сознанием гражданской интеллигенции; - специфика гуманизма военного интеллигента и проявление этого качества в его деятельности; - соотношение материального и идеального в мотивации деятельности военного интеллигента; - соотношение дисциплины и инициативы в деятельности военного интеллигента. 4. Новые методы изучения источников (использование контент-анализа для исследования ментальных структур сознания), акцент на нравственной позиции военной интеллигенции позволяет рассматривать уже опубликованные источники как «непрочитанные», выделить значительный пласт информации, упущенный большинством исследователей предшествующего периода. 5. В научный оборот вводятся новые материалы, такие, как официальные характеристики офицеров, аналитические доклады, переписка и ряд неопубликованных воспоминаний конца ХIХ – начала ХХ вв. Основные положения диссертации, выносимые на защиту: - Предпосылками генезиса военной интеллигенции являются: выделение военного управления как профессионального труда, развитие военной культуры и активной межкультурной коммуникации, происходившие в Древней Руси; - Генезис духовно-нравственных ценностей военной интеллигенции Древней Руси (Х-ХII вв.) выразился в появлении качеств первых военных интеллигентов у Владимира I Святославовича и Владимира Мономаха; - Формирование категорий «долга» и «чести» выступает как основа духовно-нравственных принципов военной прединтеллигенции в Московском государстве (XIII-XVII вв.); - На этой основе происходит формирование русской средневековой военной прединтеллигенции, составляющих группу военачальников Московского государства. Система ценностей этой группы включала не только личная преданность царю и родовая честь, но и православный патриотизм и христианское милосердие; - Становление духовных ценностей военной интеллигенции России: патриотизма как принципа готовности отдать жизнь за Родину, понятий долга, чести и славы в борьбе за интересы российского государства и общества происходит в процессе формирования и развития русского офицерского корпуса (XVIII–начало ХIХ вв.); - Превращение военной интеллигенции в массовое явление и распространение присущих ей духовных ценностей в офицерском корпусе России происходит во второй половине ХIХ–начале ХХ в. Такие ценности, как ответственность за свой народ, гуманность и чувство собственного достоинства выходят на первый план, выдвигаясь над традиционными ценностями дисциплины и офицерской чести. Апробация исследования. По теме диссертации опубликованы 40 научных работ общим объемом 73 п.л., в том числе – 3 монографии, 16 статей, из них 8 – в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в Перечень ВАК Министерства образования и науки РФ. Основные положения диссертации апробированы на научных конференциях (международных, с международным участием, республиканских и региональных в Санкт Петербурге, Владимире, Костроме, Нижнем Новгороде, Иваново, Улан-Уде). Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, списка источников и литературы, пяти приложений.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |