Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ формообразующей деятельности журналистов 2 страница




Требования жесткой достоверности к художественной журналистике, как правило, мало применимо, однако совершенно исключена и полная недостоверность. В этом смысле характерен жанр памфлета или фельетона, который в сатирической форме описывает некие события с привлечением сколь угодно вольных аналогий и параллелей, но сохраняет суть процесса или явления, концентрируя его в образном представлении. В некотором смысле, художественная журналистика способна ярче и очевиднее отобразить явление за счет концентрации содержания в цельном образе, нежели иные жанры, так как в силу художественной специфики вольно отбирает материал и компонует его, используя приемы искусства, драматургические и выразительные средства.

Резюмируя, видим, что среди всех концепций превалирует деление жанров на три группы.

1 группа. Информационные жанры

Это тип произведений, которые являются сложившимся жанром в силу устойчивости их жанровых признаков. Информационные жанры отображают действительность, максимально приближаясь к ее исконной сущности, максимально точно и полно отображая происходящее, поскольку информация не приемлет домыслов, интерпретаций и всего подобного, а буквально фиксирует действительность в том виде, в котором она доступна отображению.

2 группа. Аналитические, публицистические (документально-аналитические жанры)

Здесь авторы имеют больше возможности показать свое «я», поскольку у них есть возможность выстраивать в тексте такую последовательность событий и комментариев, имея возможность перестраивать, видоизменять их по своему усмотрению. Как пишет по этому поводу О.Р.Самарцев[157], «преломляя факты через призму собственного видения, собственной позиции, автор тем самым осуществляет творческий их отбор, выявляя наиболее на его взгляд существенное, отсекая второстепенное, но не в коем случае не искажая их». Публицистика, по мысли этого автора, руководствуется индивидуальным видением, однако правило паритета в выражении различных мнений играет здесь не менее важную роль. Получается так, что публицист балансирует на грани допустимого и недопустимого личностного отношения, сохраняя нетронутой и не искаженной канву реально произошедших событий, спектр доступных ему фактов и мнений о них. Публицистика требует высокого профессионального уровня и широкого кругозора, большой гражданской ответственности и взвешенности от журналиста.

3 группа.Современная теория журналистики утверждает, что все большую роль играют межвидовые жанры, который можно называть синтетическими:

Межжанровый синтез[158], как явление пока мало изучен в теоретическом аспекте, что, с одной стороны, плохо, поскольку отсутствие теории не позволяет выйти на требуемый уровень серьезных обобщений. Но с другой стороны, есть возможность для рефлексивного анализа и прогнозов всех возможных результатов сплава нескольких жанров воедино и появлений на этой базе новых произведений, не ограничиваясь только наиболее часто повторяющихся. Этому способствует целый ряд факторов как социального и эстетического, так и технологического характера. Можно, например, рассмотреть видеоклип, как наиболее характерного примера межжанрового синтеза в журналистике и СМИ.

Технология создания видеоклипов[159], которые некоторые теоретики почти сразу поспешили назвать новым жанром, начинает развиваться именно с внедрением в телевидении новых технологий, происходивших на рубеже начального периода трансформации его эстетических принципов. Разумеется, некоторые основания для этого были, так как видеоклип явственно стоял особняком как по средствам, так и по содержанию от всех иных видов телевизионного зрелища. Он сочетает самые разнородные элементы – текст и музыку песен, изображение и драматическое действие, динамизм, композицию и хаос, графику и свето-теневые эффекты. Клипы зачаровывают зрителя сложнейшей рваной темпо-ритмикой, Там время и пространство искажены и нарушены причинно-следственные взаимоотношения элементов. Структура смыслов существует словно сама по себе, вне единства с содержанием, а, порою, и вопреки содержанию. Клип нарочито игнорирует смысл сказанного[160], заменяя его смыслом происходящего, слова перестали играть роль, а динамическая синтактика зрелища приобретает силу магического, почти ритуального и надчувственного действа. Видеоклип изменил отношение аудитории не только к самому телевидению и самому восприятию музыки, он родился во взаимопересечении и стал неким третьим, самостоятельно существующим явлением. Подобно замкнутому миру, существующему в цельной панораме действительности, которую развертывает перед зрителем телевидение, видеоклипп сочетал в себе черты особого эстетического единства и части более общей эстетической системы.

По сути дела, клиповый стиль раздробленного на мельчайшие элементы действия как новый жанр, уходит корнями в иные, традиционные жанры – комикс, кинофильм (киноэссе, кинозарисовка) т.д.

Появляющийся в последние годы жанр компьютерного анимационного фильма вырос из этого стиля со свойственной ей преувеличенно акцентированной структурой, при которой сама структура, темпо-ритм, композиционное единство превалирует над тем содержанием, которое выражается при помощи графики. Даже не улавливая деталей графического «морфинга», зритель поддается организующему единству структуры и верит ей, воспринимая ее как новую ступень условности, абстрагирующей действительность до предела.

Если цели журналистского произведения не могут быть достигнуты с помощью одного жанра, поиск ведется в сколь угодно вариативном их сочетании.

Например, современные информационно-аналитические программы (как уже исчезнувшие из эфира, такие как усопшие «Итоги» Е.Киселева на НТВ и программа С.Доренко на ОРТ, так и ныне процветающие «Воскресное «Время»» на Первом канале, «Вести недели» на «России 1» и другие) не проводят четкого разделения на информационные и публицистические блоки (что произошло и как нам к этому должно относиться). Напротив факт и мнение здесь существуют в неразрывном единстве, поддерживая друг друга. «Рейтинг слухов» в газете «Московский комсомолец», Ульяновская газета «Симбирские губернские вести» (с лозунгом во главе выпуска «завирательные и совершенно фантастические истории», основанные на публикациях местной прессы, а так же некоторые факты из жизни «замечательных» людей Ульяновска, как имеющие место быть, так и не быть») – демонстрируют сложное сочетание вымысла и факта, существующих в единстве и трудно разделимых.

Такая смесь жанров не может не вызывать опасений радетелей за «чистоту» теории журналистики. Но на самом деле с точки зрения системы по-другому и быть не может, поскольку, как уже неоднократно видели, четких границ между субстанциями системы нет и не может быть.

Синтез жанров, таким образом, предстает именно как показатель реальности журналистики, ее нормального существования. В таких условиях появляется возможность (по крайней мере для наиболее талантливых журналистов) решать нестандартные задачи, постоянно возникающие на стыке разнородных проблем и отзываются на явления времени.

То есть, настает время представить именно системную картину жанров.

В этой связи встает задача определения смыслообразующего центра этой системы. Анализируя журналистскую деятельность, нельзя пройти мимо того очевидного факта, что смыслом такой деятельности является создание текстов. Известно, что существует два основных понятия, описывающих «текст»: культурологическое и лингвистическое.

Лингвистическое – произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка)и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку[161].

Сущностные признаки такого текста: целостность, связность, включенная в него тем или иным способом информация о говорящем и адресате, о ситуации общения, обработанность речетворческого материала в соответствии с законами и нормами естественного языка.

Культурологическое понимание текста исходит из того, что исходным моментом является именно то, что сам факт лингвистической выраженности перестает восприниматься как достаточный для того, чтобы высказывание превратилось в текст. Вследствие этого вся масса циркулирующих в коллективе языковых сообщений воспринимается как не-тексты, на фоне которых выделяется группа текстов, обнаруживающих признаки некоторой дополнительной, значимой в данной системе культуры выраженности[162].

В этой связи крайне важным является тот факт, что для современного читателя традиционный «эффект присутствия» достигает предельных значения и перерастает в «эффект участия». Это уже другое психологическое состояние. Человек не поглощает сведения, а оперирует информацией. И что принципиально важно, это – индивидуальная активность. Человек сам находит информацию для сравнения в других источниках, тезаурусах библиотек или Интернете, в собственном образовании или личной ментальности[163].

В этой связи пятикомпонентная формула создания текста массовой информации выглядит таким образом: «кто сказал», «что сказал», «через посредство какого канала коммуникации», «кому сказал», «с каким результатом» при всей ее банальности и очевидности как раз и может быть тем самым краеугольным камнем системы жанров.

Тексты, как видим, появляются лишь и только в результате деятельности социума и межсоциального взаимодействия. Поэтому можно провести некоторые прямые аналогии. Точно так же как любому событию предшествует подоплека различной продолжительности (например, рождению ребенка предшествуют такие события как знакомство будущих папы и мамы, их совместное общение и проведение вместе свободного времени, потом – свадьба и ряд других ритуальных и не только ритуальных действий, после чего через в определенный природой срок появится на свет ребенок). Точно так же у всякого информационного сообщения о события должна быть информационная подоплека. В свою очередь событие не повисает в воздухе и не исчезает вместе с публикацией о нем, оно всегда продолжается во времени. Точно так же как наш ребенок растет, учится, бегает, веселится, взрослеет и лет через двадцать уже он становится родителем нового ребенка, да еще и нескольких…

Итак, когда идет речь об информационной журналистской деятельности, всегда имеется в виду так называемая информационная цепочка. Она выглядит следующим образом: подоплека – анонс – информация о событии – аналитика – обновление и актуализация подоплеки – новые анонсы – информация о событии – аналитика и так до бесконечности.

Параллельно информационной ведется также рекреативная журналистская деятельность, которая характеризуется своим подбором жанров. Связывает ее с информационной такой жанр, как анекдот. Но о нем немного позднее.

После всего указанного подробное системное описание жанров текстов журналистики может быть представлено следующим образом.

Жанр подоплеки:

База данных – выстроенная по определенному алгоритму совокупность сведений по той или иной проблеме, по событиям, по личностям, по процессам, законам и так далее. Может быть представлена как в бумажном, так и в электронном виде. В последнем случае резко упрощается поиск нужной информации, появляется возможность значительно увеличить объем используемых данных.

Характерным отличием подоплеки от прочих жанров журналистики является ее принципиальная «непечатаемость», поскольку абсолютному большинству массовой аудитории все нюансы того или иного события знать не хочется, да и не зачем. Но на выходе подоплеки должно быть практически полное представление о том, что увидит журналист на мероприятии. Отсюда, кстати, следует правило, что 90% текста должно быть написано до того, как произойдет само событие.

Жанры анонсов:

Краткий анонс – короткое сообщение (20-30 знаков) о предстоящем событии, написанное в стиле «что? где? когда?». Самым характерным видом такого анонса является театральная или киноафиша, краткое объявление. К ним также можно отнести, например, такие газетные сообщения, как сообщения о смерти и прочие краткие сообщения о предстоящих событиях, мероприятиях и т.д. Кстати, именно «Театральный роман» М.А.Булгакова[164] показывает нам, как маленькая афиша становится причиной бурных страстей.

Развернутый анонс – сообщение в 100-300 знаков о предстоящем событии, в котором сообщается о дате и месте будущего события, его основных участниках, о перечне и порядке событий, которые произойдут по указанному месту в указанное время, продолжительность будущего события и многое другое.

Информационные жанры (здесь используется классификация предложенная А.А.Тертычным[165]):

Заметка – краткое изложение результата изучения, «сигнализирование» о существовании (или отсутствии), основных чертах какого-то явления, события, человека, проблемы.

Информационная корреспонденция – отличается от заметки более детальным и более широким освещением предмета. Таким предметом обычно выступает какое-то единичное событие, явление, действие. Причем публикация такого жанра может включать в себя не только фактологическое описание предмета, но и некоторые элементы оценки, предписания, прогноза и пр. Вместе с тем автор информационной корреспонденции не ставит перед собой задачу выявить взаимосвязи описываемого предмета, проникнуть в суть его. Основное для него – сообщить некоторые лежащие на поверхности параметры отображаемого явления.

Информационный отчет – причина отнесения типа публикаций, обозначенных как «информационный отчет», к самостоятельному жанру заключается в особом характере предмета отображения. В качестве такового в отчетах выступают события, совершающиеся в форме обмена информацией. Это – всевозможные конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр. Именно в ходе их вырабатывается «продукция», представляющая собой различные планы, заявления, намерения, решения и т.д., и воспроизводящая потенциальный объект интереса аудитории СМИ (хотя, разумеется, ее могут интересовать и различные стороны хода самих конференций, собраний и прочих мероприятий).

Информационное интервью – появляется там, где при сборе материала был применен метод интервью, фиксирует собой реальный процесс интервьюирования или же специально строится в вопросно-ответной форме (форме интервью). В том случае, когда автор такой публикации ставит своей задачей лишь сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать, можно говорить, что он создает информационный материал. Однако в полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: «что? где? когда?» Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: «почему? каким образом? что это значит?» и пр., то в результате может появиться аналитический материал.

Блиц-опрос – это схожий с интервью метод получения информации, обладающий рядом самостоятельных характеристик. В отличие от интервью, цель которого – получение ответов на несколько (порой – множество) различающихся по своему характеру вопросов от одного человека, в ходе опроса журналист пытается получить ответы на один и тот же вопрос (или на несколько одних и тех же вопросов) от множества людей. Если автор опрашивает только одного человека, то такой опрос превращается в интервью. Те публикации, которые представляют собой фиксацию хода опроса, могут быть отнесены к самостоятельному жанру опроса. Схема образования данной жанровой группы та же, что и при образовании жанровой группы интервью. Встречающиеся на страницах современной прессы публикации, построенные на изложении хода опроса, цель которых – краткое извещение аудитории о существовании каких-либо мнений, суждений, предпочтений, часто появляются под рубрикой «Блиц-опрос». Такая рубрика вводится для отделения подобных публикаций от развернутых опросов, нацеленных на более глубокое исследование предмета и относящихся по своим характеристикам к аналитическим жанрам.

Вопрос-ответ – возникает в результате соединения вопроса читателя и ответа на него либо самого журналиста, либо какого-то компетентного лица. Подобного рода публикации существуют на страницах прессы с незапамятных времен. Существуют они в журналистском обиходе под определением «Ответы на вопросы». А.А. Тертычный предложил выделить их в отдельный жанр, поскольку, с одной стороны, их обычное причисление к жанру заметки приводит к необоснованному расширению этого жанра. С другой стороны – у «ответов на вопросы» существуют специфические черты, по которым их вполне можно отнести к самостоятельному жанру. Главная из них – неразрывное единство вопроса и ответа.

Репортаж – король информационных жанров. У лучших журналистов он находится на стыке с аналитикой. Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от латинского слова «reportare», означающем «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода публикации стали называть «отчетами». А «репортажами» – публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что называется очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего российского репортажа. Это, разумеется, необходимо учитывать в случае использования в отечественной теории репортажа теоретических размышлений западных исследователей.

Некролог – специфический жанр. Его жанровое своеобразие определяется предметом отображения, каковым является факт смерти какого-то человека. Смысл публикаций этого рода заключается прежде всего в том, что они просто извещают аудиторию о смерти людей (прежде всего – известных данной аудитории). Кроме того, некрологи, как правило, содержат краткую биографию умершего, сообщают о том, где и как он работал, о его достижениях, наградах. Иногда в некрологе говорится о причине смерти, месте похорон. Завершается некролог обычно прощальными словами, выражением скорби по умершему.

После публикации информационных сообщений следует рефлексия, анализ произошедшего события. Особую ценность представляет ситуация, когда «что-то пошло не так». В этом случае появляется материал для анализа. С другой стороны, даже если все идет так как должно, само событие – лишь одно из многих в цепочке событий. Выстраивая такую цепочку, журналист создает ту картину мира, которую он представит миру. Если эта картина будет убогой или попросту неполной, то такого журналиста ждет неминуемый профессиональный крах.

Аналитические жанры (здесь также используется классификация А.А.Тертычного[166]:

Аналитический отчет – предметом журналистского аналитического отчета является результат вербальной деятельности специально собравшейся группы людей – выступления, доклады, речи участников всевозможных собраний, заседаний, съездов, слетов, конференций и т.п. Этот же предмет, разумеется, может быть отображен журналистом и в жанре заметки, репортажа, корреспонденции присущими этим жанрам способами, языком и пр. Но данное обстоятельство отнюдь не мешает вести речь об аналитическом отчете как о самостоятельном жанре журналистики.

Аналитическая корреспонденция – предметом аналитической корреспонденции могут быть какие-либо события, явления, феномены. В этом отношении она близка таким, например, жанрам, как репортаж, отчет, информационная корреспонденция. Центральным предметом аналитической корреспонденции является один значительный факт, все остальные детали, примеры, суждения служат «вспомогательным» материалом для его всестороннего освещения.

Аналитическое интервью – отличается от информационного тем, что несет в себе не только сообщение о факте, отвечая на вопросы: «Кто? Что? Где? Когда?», но и содержит и анализ факта, отвечая при этом на вопросы: «Почему? Каким образом? Что это значит?» и т.д. Роль автора аналитического интервью заключается прежде всего в том, что своими вопросами он задает прежде всего направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицо. С этой целью вопросы формулируются таким образом, что они требуют освещения узловых моментов какого-либо события, явления, процесса, ситуации.

Аналитический опрос – имеет некоторые сходные черты с жанром информационного опроса. Это сходство состоит прежде всего в том, что источником содержания публикаций, относимых к этим жанрам, являются ответы на вопрос журналиста. Но в отличие от публикаций, относимых к жанру информационного опроса, публикации, составляющие жанр аналитического опроса, обретают черты развернутого комментария. Это становится возможным в результате «кумулятивного эффекта», возникающего при объединении в одном тексте нескольких подробных ответов на один и тот же вопрос. Отнесение публикации в данном случая к жанру интервью происходит по методу получения журналистом информации, изложенной в ней, но не по содержанию этой информации, которое может быть оценочным, комментирующим по своей сути.

Беседа – наряду с интервью, опросом является важным аналитическим жанром журналистики, опирающимся на использование диалогического, вернее, «полилогического» метода получения информации.

Комментарий – функции этого жанра неразрывно связаны с его предметом. Он рассказывает о взаимосвязях обнаруженного предмета. Вопросы, решаемые с его помощью, нацелены на познание сути явлений, на оперативное решение задач, на побуждение к действию. Все многообразие конкретных комментируемых проблем может быть в большой мере охвачено рядом типичных вопросов, сведенных в группы: об особенностях или новых качествах факта, его ценности; о причинах, условиях, предпосылках существования фактов; это связано с вопросами о прецедентах, параллелях; о целях, мотивах, планах действий участников комментируемого события (факта); о порядке развития комментируемого явления; о тенденциях, закономерностях развития общества, которые проявляются в комментируемом факте, о противоречиях внутри этого факта; о задачах, которые вытекают из комментируемого факта, о путях и методах их решения в конкретной ситуации; о достоверности комментируемых фактов.

Социологическое резюме – представляет собой тип публикации, которая содержит краткое изложение итогов каких-либо социологических исследований, на которые авторы резюме обычно не указывают («выжимку» из них). Аналитическое начало в публикациях такого рода обеспечивается прежде всего содержанием самих исследований, которые, как это понятно, нацелены на анализ действительности. Автор резюме может не просто публиковать их в той последовательности, в которой они изложены в самом исследовании, но и определенным образом соотносить те или иные социологические данные и таким путем дополнительно комментировать их, что также выступает одной из ступеней аналитического осмысления предмета отображения в резюме.

Анкета – дает в распоряжение журналиста сложный и разнообразный материал. Во-первых, анкета, как правило, включает в себя достаточно много разных вопросов, нацеленных на выяснение тех или иных сторон явления, которое становится центром внимания анкетируемых. При этом организатора анкетирования (или журналиста) могут интересовать как характеристики самого предмета (т.е. сведения о сущности предмета, его количественных и качественных характеристиках), так и отношение анкетируемых лиц к тому предмету, который они рассматривают.

Во-вторых, в результате анкетирования журналист получает множество ответов на каждый из нескольких (порой десятков) вопросов. В итоге создается большой объем разнообразной информации, которая требует своего упорядочения. Именно в ходе этого упорядочения и возникает оригинальное по содержанию и структуре конкретное журналистское произведение.

Мониторинг – жанр долговременного изучения того или иного социального объекта.

Рейтинг – название данного жанра происходит от английского «rating», что переводится как «оценка», «классификация». Основным жанрообразующим фактором, определяющим своеобразие публикаций периодической печати, относимых к жанру рейтинга, выступает целевая установка. Цель публикации подобного рода заключается в том, чтобы осуществить определенную «ранжировку» сходных явлений по какому-то конкретному признаку.

Рецензия – как правило, рассматривает одно-два произведения и дает им соответствующую социальную оценку, выводящую на обсуждение (осуждение) тех или иных социальных проблем.

Статья – является основным жанром в аналитической журналистике. Под ней понимают публикации, анализирующие некие ситуации, процессы, явления, лежащие в их основе закономерные связи с целью определения их политической, экономической или иной значимости и выяснения того, какие позиции следует занять, как себя вести, чтобы поддержать или устранить такую ситуацию, процесс или явление.

Журналистское расследование – предметом этого жанра обычно становится наиболее «кричащее» негативное явление, не заметить которое невозможно (это в первую очередь различные преступления, «из ряда вон выходящие случаи», события, приковывающие внимание общества). Цель журналистского расследования прежде всего и заключается в том, чтобы определить корни, причины, обнаружить скрытые пружины, приведшие в действие некий механизм, породивший вполне конкретный негативный или криминальный результат. Основной вопрос, который задает журналист-расследователь: «Почему?» Не менее важным для данного жанра является еще один вопрос: «Как?» и «Что сделать, чтобы этого больше не повторялось?» Причем, ответ на третий вопрос занимает в расследовании обычно львиную долю.

Обозрение – определяющий признак этого жанра – единство наглядного освещения общественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации.

Обзор СМИ – этот жанр рожден расширением круга газетной продукции, со стремлением разобраться в разнообразии газет и журналов, узнать, что они пишут, как и почему, и рассказать об этом читателю.

Прогноз – суждение о будущем. Самый наглядный показатель компетентности журналиста. Поэтому, кстати, сами журналисты нечасто рискуют выступать с ними, предпочитая публиковать суждения специалистов.

Версия – основным фактором, который порождает жанр версии, является метод исследования действительности, определяемый как корреляция причин произошедших событий на последующие.

Эксперимент – жанр активного участия журналиста в социальной жизни и выявления основных алгоритмов происходящих событий путем «вбрасывании» в массовую аудиторию эталонных текстов для отслеживания реакции читателей. Ожидаемая реакция может быть разной: от простого одобрения (неодобрения) до активных практических действий.

Письмо – публикации, выполненные в жанре письма, часто называют эпистолярной журналистикой.

Исповедь – к этому жанру журналистики относятся публикации, предметом которых является внутренний мир авторов этих публикаций. Основным методом, который применяется при подготовке таких публикаций, является самоанализ.

Рекомендация (совет) – тексты, содержащие рекомендации (советы) по поводу того, как надо решать те или иные задачи, являющиеся ответом на соответствующие информационные ожидания аудитории.

Аналитический пресс-релиз – подборка информационных сообщений, рассказывающих о достоинствах какой-то фирмы или отдельной личности, например кандидата в депутаты. Цель аналитического пресс-релиза заключается не просто в том, чтобы показать, что данная организация или личность способны решить какие-то проблемы данной аудитории, но и доказать это.

Анекдот – сложнейший аналитический жанр, сочетающий в себе информационную и рекреативную журналистику. Он же является одним из самых гонимых и дискредитируемых современных жанров.

Он настолько многослоен и глубок, что его изучение составляет особую, можно сказать фундаментальную, проблему рассмотрение адекватности проводимого массово-информационного процесса реальной жизни общества, ее информационных запросов, потребностей и интересов. Можно долго и мучительно выискивать выразительные средства для повышения эффективности материалов. Можно старательно набирать сенсационные материалы и завлекать цветными обложками. Можно использовать в качестве основы для лексикона журналистского произведения искусственные идеологемы (или иные модные словосочетания). В работе Н.А.Купиной[167] приводится целый список подобных речевых оборотов. Но если основной смысл произведения журналиста находится в явном противоречии с реальной действительностью, то говорить об адекватном восприятии данного материала, а тем более об использовании в жизни и деятельности предлагаемых в нем алгоритмов деятельности не может быть и речи.

Более того, при явном противоречии предлагаемой информации реальной практики личности и социума происходит процесс инверсии содержания информационной посылки, когда тема остается прежней, но ее раскрытие становится полностью противоположным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.