Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гностицизм




Христианство было вынуждено с самого начала противостоять враждебному окружению. Однако его единству угрожали и внутренние противоречия - необходимо было разделаться со многими течениями, пытавшимися соединить христианство с нехристианскими элементами.

Самым распространенным и наиболее опасным для христианства течением был: гностицизм, наибольший расцвет которого приходится на середину II в. Гностицизм был одним из многочисленных и сложных явлений в истории религии. Он предшествовал христианству и исходил из религиозно-мифологических представлений Востока (кроме еврейских это были, в частности, элементы вавилонских, персидских, египетских и других представлений). К ним присоединялись философские идеи учения стоика Посидония, Платона и неопифагорейцев.

Различаются следующие направления гностицизма: иудейский гносис (Василид - ок. 130- 142; Валентин - ок. 150), языческий гносис, христианский гносис (Маркион из Синопа, основавший собственную церковь, которая длительное время удерживалась наряду с главной церковью).

Гностики отстаивали принцип полной духовной независимости своей религии от иудаизма. Проводя этот принцип довольно последовательно, они фактически отказались и от еврейского монотеизма и низвели ветхозаветного бога Израиля до положения злого демона - демиурга несовершенного мира. Но самое главное, что вместе с иудаизмом они отбросили и его сакральные книги - Ветхий завет и тем самым оставили себя без авторитетного "священного писания", ибо никакого канонического текста Нового завета в это время еще не существовало. В такой ситуации им ничего не оставалось, как самим сочинять "авторитетные" сакральные книги, опираясь на устную христианскую традицию, на противоречивые разрозненные записи древнейшего христианства, а в основном на мифологически истолкованную философию язычников (прежде всего на вульгаризированный платонизм и стоицизм) и религиозные представления восточных народов (например, персов). Во II в. было создано великое множество подобного рода книг.

"Священнотворчество" гностиков, грозившее профанацией и десакрализацией всей христианской литературы вообще, было остановлено усилиями становящейся епископальной церкви. В борьбе с гностицизмом идеологи этой церкви, такие, как Ириней, Ипполит, Климент Александрийский, Ориген и др., восстановили священные права Ветхого завета, отстояли монотеизм и в каком-то смысле вернули христианству его законный статус своеобразного исторического преемника древнего иудаизма.

Особой чертой, присущей всем направлениям гностицизма, является дуалистическое объяснение мира, источник которого - в персидском зороастризме и в некоторых греческих религиозно-философских направлениях. Согласно воззрениям гностиков, борьба света и тьмы, добра и зла имеет универсальное, космическое значение. Она выступает борьбой материи, т.е. зла, с духом, носителем света и добра. Зло происходит из материи, добро - от Бога.

Важной проблемой гностицизма была теодицея, т.е. доктрина, стремящаяся решить вопрос о происхождении и значении зла в мире, объяснить, почему существует в мире зло, если Бог добр и справедлив. В христианстве она имеет особую роль и вес, ибо эта вера воспринимает, с одной стороны, иудейское представление о мировом творце, а с другой стороны, мир для нее является местонахождением греха, спастись от которого можно лишь верой в Христа. Здесь с необходимостью встает вопрос, почему всемогущий Бог создал мир зла, выход из которого для человека заключается лишь в искуплении. Гностики решают проблему так: различают Бога-творца и Бога-искупителя. Таким образом, существуют два божества: Бог как всеблагой искупитель и подчиненный ему, даже враждебный, творец (демиург) мира.

Гностическое понимание божества обусловлено специфическим представлением о месте человека в мире и о его искуплении. Грешность - это не вина человека, так как душа индивидуального человека является лишь полем боя, на котором происходит вечный спор между добрым и злым принципами. Согласно гностикам, эту борьбу между добром и злом человек наблюдает и познает. Существенной чертой гностицизма была мистика. Познание Бога у гностиков не рационально, а имеет сверхъестественное содержание.

К концу II столетия формирующаяся официальная церковь начинает вести борьбу с гностицизмом. Причиной этого был прежде всего недоступный большинству верующих уровень его суждений. Гностики, как правило, весьма сложно, в аллегорической форме интерпретировали Библию, а это открывало путь к ереси. Неприемлемыми были также их туманные, псевдофилософские и мифологические объяснения. Крайний дуализм этого учения был основан на полной независимости материи от Бога, ограничивал божественное всемогущество и тем самым подрывал монотеистическую сущность христианства.

Главным козырем гностиков в этой драматической игре с церковью было обещание ими своим сторонникам "просвещенного" знания вместо "невежественной" веры. Выиграть эту трудную партию церковь могла только единственным способом: она должна была уличить гностиков в фальсификации, доказав, что на самом деле их хваленое знание (гносис) есть сплошное невежество, а христианская вера и есть истинное знание.

Иудео-христианство

Общее название для неортодоксальных течений и сект, выделившихся из cреды евреев-христиан на рубеже I и II вв. Диапазон их взглядов был весьма широк: от тех, что считали Иисуса Христа только Пророком, на Которого сошел Дух Божий, до тех, что верили в Его мессианство и рождение от Девы. Но все они сохраняли древнееврейский язык как священный, придерживались ветхозаветных обычаев (в т.ч. обрезания и субботы), считали, что царство Мессии суждено лишь народу Израиля. Иудео-христиане имели собственное Евангелие, которое иногда называли Евангелием евреев. По уцелевшим цитатам можно заключить, что оно не было тождественно каноническим Евангелиям, а могло быть переработкой одного из текстов досиноптической традиции.

В литературе термином Иудео-христианство нередко обозначают первоапостольскую Общину до вхождения в нее «эллинов», а также Иерусалимскую церковь, руководимую апостолом Иаковом Праведным; однако такое смешение понятий неоправданно. Иерусалимская церковь была органической частью Церкви, между тем как Иудео-христиане от нее обособилось и во II в. рассматривалось уже как сектантское течение (Юстин, Ириней Лионский).

Иудео-христианство включало три группировки: 1) назореи (евр.ноцрим), ближе всего стоявшие к Церкви; 2) евиониты, или эбиониты (евр.эбионим, бедняки); 3) елкасаиты, группа, основанная в сев. Сирии неким Элкасаем, соединившим идеи Иудео-христианства с элементами гностицизма.

Радикальные иудеохристиане, эбиониты, требовали выполнения предписаний Галахи от всех христиан; умеренные же, назореи, считали соблюдение их необходимым только для христиан из евреев, а для новообращенных из неевреев — принятие лишь основных, главным образом этических норм, обязательных для всего человечества. Этому основному разногласию соответствовала и христология двух названий течений иудеохристиан. Эбиониты видели в Иисусе человека (сына Иосифа-плотника и Марии), пророка, возвещавшего приход Мессии (в их представлениях — «главы ангелов»), а в Павле — лжепророка, глашатая сатаны. Назареи же считали Иисуса «сыном Божиим». Однако зачатие от «святого духа» ставилось, видимо, под сомнение большинством иудеохристиан. В арамейском языке (как в иврите и в коптском) «святой дух» — женского рода, то есть является женским началом, что отмечает обнаруженное в Египте (Хенобоскион) коптское гностическое «Евангелие Филиппа». Таким образом, догмат о непорочном зачатии мог, вероятно, возникнуть только среди людей, не говоривших по-арамейски.

Иудео-христианские общины после войны 66-70-х гг. уцелели (в Галилее и различных областях Сирии). После 150 г. секты иудеохристиан были отвергнуты христианской церковью как еретические. Однако позднее отцы церкви рассматривали иудеохристиан скорее как «заблудших братьев», нежели как еретиков. Еще в III в. Оригену было известно мнение, что 144 тыс. «запечатленных» (Откр 7:4) соответствует числу иудео-христиан; но он этого мнения не разделял, полагая, что в действительности их насчитывалось меньше.

Возможно, что влияние иудеохристиан способствовало тому, что христианский мир продолжал пользоваться еврейским календарем вплоть до Никейского собора (325 г.). Евсевий (4 в.) называет иудеохристиан «обольщенными, но не оторванными от Господа», и только Епифаний (4 в. – начало 5 в.), во времена которого в пограничных с Палестиной странах еще существовали синагоги эбионитов и разрозненные остатки элксаитов, окончательно вносит их в список еретиков.

Иудео-христианство исчезло окончательно ок. 6-7 вв. - ассимилировалось в христианской среде, внеся иудейский элемент в другие, более поздние секты. Однако иудеохристиане еще долгое время служили для христиан синонимом еретиков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.