Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ролевые отношения




 

Крылатая шекспировская фраза "Весь мир - театр, и люди в нем актеры" образно объясняет методику построения драматургического конфликта в аудиовизуальных искусствах - будь то театр во всем своем многообразии форм и проявлений или экран - от кинематографа до медиакомпозиций.

Мы постоянно находимся в состоянии игры, однако окружающие этого не замечают, если мы исполняем роль на "отлично". Но когда мы переигрываем или недотягиваем роль, страсти накаляются - вплоть до конфликта. В течение жизни мы проигрываем неисчислимое количество ролей - столько, сколько встреч с людьми состоялось. В нашем арсенале есть роли главные, любимые и кем-то нам навязанные, есть роли хорошо вызубренные и случайные, проходные - жизнь не позволяет оставаться нам вне игры ни на мгновение, даже когда мы один на один с собой или с зеркалом - в голове крутятся тексты из жизненных пьес, сыгранных или предстоящих.

Эта непрекращающаяся смена ролей - нормальное состояние сознания: организм должен адекватно реагировать на ситуации внешней среды. Плохой показатель, если человек не может выйти из какой-либо одной роли - так кардиологи констатируют предынфарктное состояние: сердце, как механические часы, отбивает стабильный ритм, не реагируя на внешние раздражители. "Предынфарктное" состояние психики изолирует личность, замыкая ее в рамках какой-то одной роли, человек теряет контакты с людьми - кому захочется слушать одни и те же тексты, видеть одно и то же выражение лица, слушать одну и ту же интонацию…

Перечислить все роли, которые мы играли, играем или будем играть, практически невозможно, и когда в рамках самостоятельной работы студентам предлагается составить список сыгранных ролей на листке бумаги, после перечисленной сотни обычно стоит сакраментальное "и т.д.", поскольку приходит осознание неисчерпаемости процесса. Для каких целей служит несложное упражнение? Во-первых, оно позволяет позиционировать себя как личность в глобальном сообществе людей - оказывается, что ты обладаешь массой коммуникационных навыков. Во-первых, в списке знаком "плюс" студенты отмечают те роли, которые им нравится играть и это значит, что они им удаются, знаком "минус" отмечаются те роли, которые студенты играть не желают. Например, со знаком "плюс" обычно называются следующие роли: "дочь своей матери", "девушка своего парня", "отдыхающая", "пешеход", "гостья", "студентка" и т.д., а знак "минус" часто выпадает на роли: "дочь своего отца", "радиослушатель", "домохозяйка", "внучка второй бабушки", "слушатель лекций". Знак "минус" в списке ролей не всегда означает, что именно студент виноват в своем неумении хорошо исполнять роль. Бывает, что "бабушка со стороны отца" в свое время плохо играла свою роль и выстроила такую жизненную пьесу, в которой внучка не желает участвовать.

Когда роли хорошо выучены всеми участниками действа, жизнь обретает спокойное течение и повода для конфликтов не возникает. Но стоит ролевым отношениям нарушиться - конфликт неизбежен. Если внешняя среда меняется быстро и резко, человек зачастую не может сориентироваться, какую роль он должен сейчас играть. Человек говорит либо "мир сошел с ума!", либо "я схожу с ума!", а ни то, ни другое полезным для здоровья не назовешь. Именно эта ситуация прописана в "Гамлете" У.Шекспира, и величие принца в том, что при кардинальной смене ролевых отношений он лишь притворялся сумасшедшим, хотя имел все основания стать им на самом деле. Вот роли, которые знал Гамлет до гибели своего отца:

. - наследный принц

- сын короля

- сын королевы

- сын отца

- сын матери

- племянник дяди

- сюзерен Полония

- друг Лаэрта

- влюбленный в Офелию

- друг Горацио

- "однокашник" Розенкранца и Гильденстерна.

-

Но после того, как Клавдий убил короля-брата и женился на королеве, Гамлет не по своей воле оказался втянутым в совершенно другую пьесу, в которой теперь он:

- "рядовой" аристократ, т.к. потерял титул наследного принца

- сын Призрака, т.к. король стал призраком

- сын королевы

- сын покойника, т.к. отец теперь покойник, Призрак

- сын тети, т.к. мать вышла замуж за дядю (а может, теперь он - племянник матери?)

- племянник отца, т.к. мать вышла замуж за дядю (а может, теперь он - сын дяди?)

- равен Полонию, т.к. потерял титул наследного принца, будущего короля

- враг Лаэрта, т.к. убил Полония и довел до безумия Офелию

- разочарованный в Офелии

- друг Горацио

- жертва, а потом убийца Розенкранца и Гильденстерна.

 

Как видим, роли Гамлета были изменены коренным образом и в очень короткое время. Только две позиции сохранились в этом хаосе: сын королевы и друг Горацио. Но обе роли ничего не стоят в глазах окружающих: роль сына королевы теперь - то же самое, что роль незаконнорожденного отпрыска, от которого, как от позора, необходимо избавиться, чтобы не осложнять отношений в Эльсиноре и не вызвать смуту во всем королевстве; а роль друга Горацио - человека без рода, без племени - ничего практически не дает. Гамлет "весит" теперь столько же, сколько череп шута Йорика. Может быть, поэтому образ принца в черном с белым черепом в руках неизменен и обязателен в качестве своеобразного "бренда" шекспировской трагедии.

Нарушая ролевые отношения, мы всегда рискуем создать конфликтную ситуацию. Драматургия пользуется этим сознательно, рисуя модель поведения людей в различных ситуациях, а в обычной жизни все происходит спонтанно, и если вдруг конфликт случится - следует искать "плохого актера". Роль всегда предполагает определенную лексику, интонацию, набор жестов, мимики, поведения. Все аудиовизуальные виды искусства созданы и существуют для того, чтобы научить человека хорошо играть пьесу жизни и избавить его от разрушающего действия гнева и претензий. В аудитории обязательно возникнет конфликт, если студенты не станут играть роль учащихся, а преподаватель - плохо сыграет роль преподавателя, дающего знания. Казалось бы, невинное обращение к студентам: "Дети!" - влечет за собой определенные последствия: ведь дети могут себе позволить вести себя в соответствии с возрастом: какой с ребенка спрос? Знание закона ролевых отношений позволяет избегать конфликтных ситуаций: как только складывается напряженная психологическая обстановка, следует спокойно выяснить, кто играет не ту "пьесу". Кстати, прототип принца Гамлета, которого звали Амлет, был удачливее литературного героя: он не только сумел подменить письмо, по которому его должны были казнить, но даже женился на одной из английских принцесс. Вернувшись через несколько лет инкогнито в Данию, он расправился с дядей-отчимом: во время пира тайно вызвал из зала мать, запер дверь и спалил короля с его товарищами. То есть роль наследного принца Амлет доиграл до конца, поскольку хорошо выучил ее в детстве.

Основу драматургического конфликта составляет борьба жизненных интересов, устремлений, мнений, взглядов. Зритель следит за борьбой персонажей и принимает сторону тех из них, кто в большей степени соответствует устоявшимся представлениям о смысле и целях жизни. Интересно, что в "Гамлете" У.Шекспира король-братоубийца называет принца "наш дорогой, наш милый сын", т.е. откровенно, на публику демонстрирует роль любящего отца, озабоченного душевным состоянием сына. Но трон был захвачен вовсе не для того, чтобы оставить Гамлета наследником. С Клавдия должна начаться новая королевская ветвь, и смерть Гертруды тоже не за горами, дабы освободить место для новой королевы, родоначальницы "клавдиев".

В "Чайке" А.Чехов повторил ситуацию "Гамлета" вплоть до прямого цитирования действия - в той сцене, где Треплев объясняется с Аркадиной, несомненно многажды исполнявшей роль Гертруды. Треплев, как и Гамлет, требует от матери материнства, и обе отказывают своим сыновьям в любви и милости, отгораживаясь пустословием, не желая играть роли матерей.

Драматургия изначально родилась как своеобразный инструмент воспитания. Греческие корни слов "драма" и "тур" складываются в понятие "действие закручивать, вертеть, возвращать". И когда в повседневной жизни мы произносим с удивлением "Ничего себе, пьеску завертели!", это впрямую указывает на древнюю связь нашего бытования с театральным действом. Жизнь питает своими сюжетами аудиовизуальные виды искусства, а они, в свою очередь, учат нас оптимальным моделям взаимоотношений. Воистину, "весь мир - театр, и люди в нем - актеры".

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.