Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация персонажей




Проблема поиска новых подходов в решении творческих задач касается и авторов-художников, и искусствоведов, и решение этих задач расширяет влияние теории искусствознания на многие сферы человеческой деятельности. Одной из универсальных систем художественного творчества является драматургия в качестве способа организации зрелищного материала с целью воздействия на зрителя. Зритель – главная и основная составляющая любого зрелища, и все элементы драматургии направлены на завоевание внимания публики.

Средства массовой коммуникации «одомашнили» все виды зрелищ, и таким образом в сознание человечества вошли общие понятия о драматургии. Изначально труд драматурга был разделен на литературную работу и на организацию зрелища на сцене, т.е. существовало два термина – «драматографо» (действие пишу) и «драматурго» (действие закручиваю – на сцене). Но со временем драматург стал совмещать в себе как писание, так и организацию сценического действия, т.е. начал выполнять функции прережиссуры. Но режиссура, окрепнув, стала рассматривать драматургию лишь как полуфабрикат для собственного творчества, что особенно характерно для сегодняшнего кинематографа, и драматургия как уникальная система организации зрелища ушла из поля зрения исследователей, хотя и сценарист, и режиссер нуждаются как в старых, зарекомендовавших себя методах постановки, так и в новых, которые требуют исследования и объяснения. Средства массовой коммуникации, расширяя сферу своего влияния, используют универсальные схемы искусства, при этом сокращая пути и средства воздействия на зрителя. Особенно в этом преуспела реклама, упростив зрелище до примитивных формул контактирования с потребителем.

Главное и первое условие драматургии – наличие персонажа (от лат.persona - личность). Автор пьесы или фильма представляет персонажей в действии, и это влияет на «прочтение» характера. Кроме понятия персонаж существуют также понятия действующее лицо, главная роль, герой, актант, характер. Относительно действующего лица есть хорошее, полушутливое выражение Г.Товстоногова, который говорил, что на сцене есть лица действующие, а есть – бездействующие, т.е. актеры, которые просто присутствуют в мизансцене. Понятие главная роль закрепилась в кинематографе за персонажем, которого зритель видит на экране от начала до конца фильма. Герой – понятие древнее (имя богини Геры - Ήρα; герой - ήρωας - полубог, обожествленный человек), герой всегда обладает качествами, превосходящими силы простого человека. – как в физическом, так и в духовном плане. Самым сложным понятием является, пожалуй, актант или актантная модель, т.е. некая схема, код, утвердившиеся в процессе выявления основных сил и их роли в драматургическом действии. Цель актантной модели – выявление физических отношений персонажей, их взаимное расположение, а также новое видение персонажа. Наиболее подробную актантную модель разработал В.Пропп: «Меняются названия (а с ними и атрибуты) действующих лиц, не меняются их действия или функции». Исходя из корпуса сказок, он определил рассказ-тип как рассказ с семью актантами, принадлежащими к семи кругам действия: герой, вредитель, даритель, помощник, царевна, отправитель, ложный герой.

Характеристика персонажей и их взаимодействие должны быть заложены в тексте, к какому бы виду художественного творчества – литературному, театральному или кинематографическому – текст ни относился. Основой характеристики персонажей является мотивация – «описание или указание на психологические, интеллектуальные, метафизические и прочие причины, по которым персонаж принимает ту или иную линию поведения», как указано в «Словаре театра» П.Пави. К этому списку следует также добавить и физиологические причины (например, хромоту или немоту персонажа, его тяжелую болезнь, которую он скрывает, и т.п.). Когда зритель понимает мотивацию персонажей, он способен уловить и пружины действия, и неясные причины конкретных поступков действующих лиц.

Однако, когда действие не расписывается литературно, а воплощается на сцене или на экране, мотивация персонажей может быть выражена не вербально - через произносимые диалоги или монологи, а при помощи предметов, которыми персонаж пользуется. И в этом случае в действие активно включается главный элемент драматургии – зритель, который соотносит предметы с персонажем, расширяя свои впечатления об увиденном.

Сегодняшний театр и кинематограф часто используют продюсерский термин «проект», заменяя им традиционное «произведение искусства», и это влечет за собой вторжение в сферу искусства технологий средств массовой коммуникации, в частности рекламы. Реклама давно выработала агрессивные приемы влияния на поведение потребителя, опираясь на разработки психологов, в центре которых находится теория потребностей А.Маслоу. Психологи делят мотивы на первичные, т.е. те, которые являются или представляются врожденными, биогенными, и вторичные, которые считаются социогенными, т.е. приобретенными в процессе жизненного опыта и обучения. Американский психолог Ч.Н.Аллен в список первичных мотивов включил следующие: аппетитная еда, утоляющие жажду напитки, уютное окружение, избавление от боли и опасности, удовлетворительные сексуальные отношения, благополучие близких, одобрение со стороны общества, превосходство над другими, умение преодолевать препятствия, игра. В список вторичных мотивов у Ч.А.Аллена вошли: красота и вкус, чистоплотность, расчетливость, любопытство, надежность и достоинство, экономичность и выгода, образованность и информированность, работоспособность, здоровье, универсальность. Особняком стоит в этом списке такой мотив, как игра, которая включает в себя четыре позиции, имеющие отношение к теории театральности: склонность к подражанию (мимесис), состязание (агон), поиск головокружения и роль случая.

Знание мотивов позволяет охарактеризовать персонаж, практически заменяя вербальные формы информации невербальными, что особенно важно для классических форм кинематографа, в которых главенствующее место отводится изображению, тогда как бесконечные диалоги, если не сказать «болтовня», – прерогатива телесериалов. Знать всё о персонаже важно не только для актера – исполнителя роли, но и для сценариста, режиссера, художника, оператора, при этом нужно знать всё о каждом персонаже, попадающем в поле зрения камеры. Чем больше деталей, характеризующих персонаж, появится в кадре, тем легче зрителю понять и принять предлагаемый экраном мир.

Для примера, по включению мотивов Ч.Н.Аллена в изобразительную структуру пьесы, возьмем «Вишневый сад» А.П.Чехова. Начнем с Раневской Любови Андреевны – проведем анализ первичных мотивов, характеризующих данный персонаж, ответив на вопросы: Какую еду она считает аппетитной, а какую отвергает? Какие предпочитает напитки? Что значит для нее уютное окружение, и с кем, и где она чувствует себя «не в своей тарелке»? Где она чувствует себя в полной безопасности, а что вызывает у нее боль и страх? Кого она считает хорошим сексуальным партнером, а кого отвергает? Как она оценивает благополучие близких, как обеспечивает – или не обеспечивает это благополучие? В чем проявляется одобрение или неодобрение со стороны общества? Как выражается ее превосходство над другими? Какие препятствия она преодолевает легко, а какие трудно? Кому она подражает? С кем она находится в состоянии состязания, соперничества? В чем проявляется ее безрассудство как поиск головокружения? Какой случай – счастливый или несчастный, которого она не ждет, может произойти с ней?

Автор «Вишневого сада», несомненно, знал ответы на все эти вопросы. И это касается не только Раневской, но и Ани, Вари, Гаева, Лопахина, Трофимова и всех остальных. Разумеется, А.П.Чехов не руководствовался списком первичных мотивов, однако актерам, режиссеру, художнику приходится не просто вчитываться в текст, но и искать и воссоздавать те мелкие штрихи, которые помогут создать полноценный образ. Литературовед выбирает из текста указания на мотивы, но для создателей спектакля или фильма необходимо дополнять и наполнять пространство сцены или экрана теми вещами, которые помогут полностью раскрыть внутренний мир действующих лиц.

Ответы на вопросы по вторичным мотивам столь же важны, поскольку характеризуют процесс формирования внутреннего мира персонажа. Насколько красива Раневская? Со вкусом ли одета? Как проявляется ее чистоплотность? Расчетлива ли в дружбе? Любопытна ли, или ее не интересуют вопросы «как это сделано»? Важно ли для нее сохранять достоинство? Надежна ли она в отношениях? Умеет ли вести хозяйство – быть экономичной, получать выгоду? Насколько она образованна и информирована – чем интересуется? Любит ли работать? Как заботится о своем здоровье? В чем проявляется ее универсальность?

Реклама наверняка ответила бы на все эти пункты, поскольку чрезвычайно серьезно относится к своим потребителям. Однако в современном российском и казахстанском кинематографе столь скрупулезное внимание к действующим лицам остается практически «за кадром», что делает картины довольно однолинейными, неглубокими, годными для одноразового просмотра. Конечно, значительную роль в этом играет и общая необразованность режиссеров. Вот, например, несколько характеристик действующих лиц «Вишневого сада», сделанных молодыми режиссерами: «Раневская. Никогда не снимает свою черную шляпку, на шее носит цепочку с амулетом в виде маленького Парижа, поливает все свои парики одеколоном. Когда садится за стол, протирает свои локти влажной салфеткой. Когда идет гулять, с собой берет ровно десять рублей. Всегда с собой в сумочке носит книгу «Анна Каренина». При себе имеет дамский пистолет». «Аня. Красит ногти каждый день до и после еды. Мягкие игрушки на кроватке. Если в день приходит два любовных письма, она читает только одно, второе кладет под подушку. По утрам занимается аэробикой с открытыми настежь окнами». «Лопахин. Собаки всегда ему рады – дает им много костей. Перед едой и после еды облизывает пальчики. Даже в бане парится в шубе. Бьет бездомных мальчиков, которые воруют с прилавка мясо». И так далее… Таким образом, несмотря на все разработки драматургии, технологии рекламы, подсказки и советы состоявшихся мастеров, в основе творчества лежит ответственность самого художника, и тогда он не дает повода для критики в свой адрес.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.