Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояний человека 18 страница




Поскольку «стресс — это повторяющиеся формы реакций организ­ма на раздражающие события, которые нарушают его равновесие и испытывают или превосходят его способность с этим справиться» (Герриг, Зимбардо, 2004, с. 632. — Выделено мною. — Е. И.), при ис-

Глава 10. Состояния психического напряжения 251

тинном стрессе необходимо включение таких защитных резервов ор­ганизма, которые в обычных ситуациях человеком не используются. Стресс — экстремальное состояние организма.

В общем виде причиной стресса, по А. Уэлфорду (Welford, 1973), является несоответствие возможностей организма предъявляемым к нему требованиям, например при высокой эмоциональной насыщенно­сти деятельности, т. е. большом количестве эмоциогенных ситуаций (Витт, 1986). По П. Фрессу (1975), стресс также могут вызывать лич­ные и социальные конфликты, не находящие своего разрешения.

Эндорфины и стресс

Бета-эндорфин вырабатывается в гипофезе при стрессе, его количество равно величине АКТГ (Rossier, Bloom, Guillemin, 1980). Этим можно объяс­нить, почему стресс оказывается анальгетиком (Akil, Madden, Patrick, Barchas, 1976). Кроме того, эндорфины способствуют возникновению эй­фории, что вызвано изменением концентрации нейромедиаторов, активи­рующих пути подкрепления в головном мозге (Smith, Freeman, Sands, Lane, 1980). Ярким примером того, как при стрессе исчезает боль и появляется чувство эйфории, служит реакция футболиста, сломавшего себе ключицу. Вместо того чтобы сказать о боли, он убеждает тренера, что ему надо продолжать игру.

Согласно лабораторным исследованиям, эндорфиновая реакция порож­дается не только физическими элементами стресса, такими как шок, но и страхом (Bolles, Fanselow, 1982). Возможно, поэтому люди стремятся к ситуациям, дающим чувство страха, — речь идет, например, о занятиях парашютным спортом и скалолазании (Фрэнкин, 2003, с. 416). После раскрытия парашюта у большинства прыгающих наступает радост­ный подъем настроения, переходящий очень часто в эйфорию. Космонавт В. А. Шаталов рассказывает: «Стало тихо и спокойно. Посмотрел наверх — надо мной был огромный купол. Хотелось смеяться, кричать, петь песни. Стало смешно — неужели это я так отчаянно трусил там, в самолете? Я готов был прыгать еще и еще...» (Лебедев, 1969, с. 102).

Возникает вопрос: какие сдвиги можно считать стрессовыми, а ка­кие нет?

В. Л. Марищук полагает, что стрессом можно назвать лишь такое состояние, которое характеризуется значимым выбросом стероидных гормонов (не менее чем на величину вероятного отклонения от исход­ных показателей). Следует все же признать, что любая установленная исследователями граница будет условна, поскольку нельзя забывать, что стресс — это напряжение, а последнее имеет только степень выра­женности. Ученые же пытаются придать стрессу как эмоциональному

252 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

состоянию определенную модальность, качественное специфичное со­держание, что, с моей точки зрения, некорректно. Ведь сильное эмо­циональное напряжение (возбуждение) может быть и при гневе, и при ужасе, и при горе, и при экстазе1. Все эти состояния различны по каче­ству переживаний, но сходны по их степени. Такие переживания при­водят к появлению общего адаптационного синдрома, поскольку силь­ное эмоциональное возбуждение становится угрозой для организма и личности. Понимание стресса как чрезвычайного, угрожающего состо­яния, как общей защитной реакции присуще большинству отечествен­ных авторов (Абрамов, 1973; Апчел и Цыган, 1999; Бодров, 1995,2000; Вальдман с соавт., 1979; Суворова, 1975; Уколова с соавт., 1973; Чир­ков, 1988, и др.).

Как отмечает американский психолог М. Суинн (1983), имеются индивидуальные профили стресса — картины специфических реак­ций на стресс. Одни люди замечают начало развития стресса по изме­нениям вегетативных функций, другие — по изменениям в поведе­нии, третьи — по изменениям в когнитивной сфере. Более того, автор утверждает, что существуют разные признаки стресса даже в преде­лах одной сферы. Например, в вегетативной системе один человек ис­пытывает учащение сердцебиения, другой — легкую дрожь, третий мо­жет ощущать, как холодеют его руки или ноги.

Показано (Taylor, 2000), что при стрессе физиологические изме­нения отражаются на поведении мужчин и женщин неодинаково. Для мужчин свойственна реакция борьбы и бегства, а для женщин — со­стояние готовности к заботе и дружескому сближению: при стрессе женщины обеспечивают безопасность своего потомства, заботясь об удовлетворении его потребностей; они сближаются с другими пред­ставителями своей социальной группы с той же целью — уменьшить уязвимость своего потомства.

Точка зрения-34

Концепция стресса породила множество эмпирических исследований, кото­рые подтвердили исходную теоретическую модель лишь частично. Выде­лилось два наиболее спорных момента. Первый был отмечен психиатром Мейсоном (Mason, 1971). Он показал ошибочность тезиса о неспецифич­ности реакции организма. Дело в том, что Селье вывел его на основании

1 В связи с этим не вполне понятна попытка В. В. Суворовой отделить стресс от эмо­ции, когда она пишет: «В отличие от эмоций стресс — это чрезвычайное состояние» (1975, с. 19).

Глава 10. Состояния психического напряжения 253

Регулярные физические упражнения ослабляют стресс

исследования лишь одного типа стрессовых ситуации, а именно тех, в ко­торых испытуемый оказывался практически в безвыходном положении, не имея возможности что-либо изменить своими действиями. В этих ситуаци­ях действительно наблюдались сходные реакции организма. В ситуациях иного типа, когда испытуемый имел возможность каким-либо образом изменить ход событий, организм реагировал по-другому. Как было пока­зано Генри и Стифенсом (Henry, Stephens, 1977), разные по типу стрессо­ры активируют разные гормональные системы и приводят к разным по типу заболеваниям. Если у человека есть возможность контролировать ситуацию, активируется симпатико-адрено-медуллярная система и пере­грузки здесь ведут к заболеваниям типа сердечной недостаточности (ак­тивный стресс). Когда стрессор не подвергается контролю, активируется питуитарно-адрено-кортикальная система, что при длительном воздействии вызывает заболевания, связанные со сбоями в иммунной системе (пассив­ный стресс)...

Другой спорный момент концепции (Селье) отмечен психологами. Он ка­сается роли познания и эмоций в стрессе как субъективном феномене. Психологический взгляд на стресс придает значение когнитивным оцен­кам ситуации, которые часто сопровождаются негативными эмоциями типа гнева или тревоги. В этом смысле Кан (Капп,1970) различает стресс как объективно испытываемую трудность и напряженность как субъективное переживание. Лазарус и Фолкменн (Lazarus, Folkman, 1986) определяют

254 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

психологический стресс как «значимые для благополучия личности взаи­моотношения со средой, которые подвергают испытанию имеющиеся в распоряжении ресурсы организма и в ряде случаев могут их превышать». Таким образом, с психологической точки зрения стресс связан с познани­ем, эмоциями и действием. Рассматривая эти аспекты, можно объяснить индивидуальные различия в переживании стрессовой ситуации и успешно­сти ее преодоления.

В целом можно сказать, что критика спорных моментов рассмотренной концепции стресса привела к более дифференцированному подходу в его изучении и к пониманию того, что стресс является специфическим взаимо­отношением специфической личности и специфической ситуации (Борне-вассер, 1983, с. 455-456).

Преодоление стресса. Существуют несколько способов преодоления или ослабления стресса. Это выполнение физической нагрузки, ме­дитация, аутогенная тренировка, прогрессивная релаксация и другие релаксационные техники. Подробное их описание можно найти в кни­ге Дж. Гринберга (2004)1.

Читатели, которых эта тема особо интересует, могут найти полезную информацию в работах Дж Внткина (1995, 1996), Б. А Вяткина (1981), Р. Геррига и Ф. Зимбардо (2004), Л. П Гримака и В А Пономаренко (1971), Ю. М. Губачева с соавторами (1976), В. И. Мясникова и М. А. Новикова (1975), К. В. Судакова (1981), Р. Фрэнки-на (2003), а также в книгах «Актуальные проблемы стресса» (1976), «Психический стресс в спорте» (1973), «Психсомоциональиый стресс» (1992), «Стресс и тревога в спорте» (1983), А. В. Вальдмана, М. М Козловской и О. С Медведева (1979), «Акту­альные проблемы стресса» (1976), «Нервные и эндокринные механизмы стресса» (1980), «Эмоциональный стресс» (1970).

Глава 11

Состояния, вызванные интенсивной длительной деятельностью

11.1. «Мертвая точка» и «второе дыхание»

«Мертвая точка»

При длительной работе большой, субмаксимальной, а иногда и уме­ренной (средней) интенсивности (при кислородном запросе свыше 1500 мл) может наблюдаться особое состояние утомления, сопровож­дающееся резким спадом работоспособности. Это состояние, назван­ное «мертвой точкой», впервые обнаружили жокеи у лошадей. С ип­подрома термин «мертвая точка» перекочевал в спорт. Это состояние одним из первых наблюдал Г. Кольб в 1891 г. на гребцах.

«Мертвая точка» может рассматриваться как состояние острою стресса, вызванного физической работой.

Симптоматика «мертвой точки». Субъективно спортсмен пережива­ет тягостное эмоциональное состояние, связанное с чувством удушья, острым чувством тяжести в ногах, сознанием невозможности продол­жать деятельность, желанием сойти с дистанции (у пловцов, бегунов, велосипедистов, лыжников, конькобежцев и гребцов) или прекратить бой или схватку (у боксеров или борцов). Данное состояние связано с ухудшением ряда психических функций: снижается ясность воспри­ятия, появляются иллюзии, особенно в сфере мышечно-двигательных восприятий, ослабевают память (особенно процессы воспроизведе­ния), мышление. Нарушается внимание: уменьшается его объем, те­ряется способность распределения, резко снижается его устойчивость. Замедляется быстрота реакций, увеличивается число ошибочных от­ветов.

Перечисленным психологическим особенностям в состоянии «мерт­вой точки» сопутствуют сдвиги физиологических функций. Несмот­ря на снижение интенсивности работы, энергетические траты в ор­ганизме увеличиваются. Увеличена частота дыхания (до 60 в 1 мин) при некотором уменьшении глубины (снижении жизненной емкости

256 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

легких), увеличена частота сокращений сердца, резко возрастает артериальное давление. На фоне напряжения функций сердечно-со­судистой и дыхательной систем отчетливо видна их несостоятель­ность в обеспечении нормального баланса между приходом и расхо­дом энергетических источников. Резкое увеличение распада веществ вследствие недостатка кислорода не компенсируется их восстановле­нием, и в организме накапливается большое количество кислых про­дуктов (молочной кислоты, а также углекислоты). Организм предпри­нимает усилия снизить содержание молочной кислоты, результатом чего является повышение использования тканями того количества кислорода, которое имеется в крови. В итоге при «мертвой точке» уве­личивается артериовенозная разница, т. е. разница между содержани­ем кислорода в артериальной и венозной крови: чем больше ткани (мышцы) забирают из артериальной крови кислорода, тем меньше его будет в венозной крови. Диссоциации оксигемоглобина — отделению кислорода от гемоглобина — при «мертвой точке» способствуют по­вышение температуры тела вследствие нарушения теплорегуляции (теплопродукция опережает теплоотдачу) и повышенная «кислот­ность» мышц, работающих в условиях гипоксии (недостатка кисло­рода).

В результате этих сдвигов снижается интенсивность деятельности спортсмена, уменьшаются мышечная сила, темп и амплитуда движе­ний.

Механизмы развития «мертвой точки». Очевидно, что причиной появления «мертвой точки» служит несоответствие между интенсив­ностью работы и функциональными возможностями вегетативных систем организма, обеспечивающих доставку кислорода к мышцам. Однако о конкретных механизмах «мертвой точки» существуют раз­личные мнения. Согласно одной теории, «мертвая точка» является следствием накопления в организме углекислоты. Недостаточность дыхания не обеспечивает ее выведения из организма, кислотность крови повышается, что приводит к затруднению выполнения работы. Однако большинство ученых считают, что только этим объяснить «мертвую точку» нельзя. В ряде случаев «мертвая точка» наблюдает­ся и при малых сдвигах кислотности крови и малом содержании угле­кислоты в крови, т. е. при истинном устойчивом состоянии организма. Признается, что большая роль в развитии «мертвой точки» при­надлежит центральной нервной системе, а конкретно — остро разви­вающемуся торможению в нервной системе (Ройтбак и Таварткилад-

Глава 11. Состояния, вызванные интенсивной длительной деятельностью 257

зе, 1954). Очевидно, возникающее торможение имеет охранительную природу, развиваясь по типу запредельного. В связи с этим и «мерт­вая точка» рассматривается как своеобразное охранительное состоя­ние, ведущее к снижению интенсивности деятельности и дающее воз­можность нервным центрам отдохнуть (Фарфель, 1960).

Возможно, что в развитии «мертвой точки» играют роль висцеро-моторные и моторно-висцеральные рефлексы (Могендович, 1957), нарушение согласованности в регуляции деятельности со стороны нервной и гуморальной систем. Так, перенапряжение в работе сердца может рефлекторно угнетать работу скелетных мышц. Отмечено так­же, что при ухудшении состояния наступает функциональная дезин­теграция в работе мышечно-двигательной и вегетативной систем: они работают независимо друг от друга.

Спазм дыхания физиологи объясняют перевозбуждением дыха­тельного центра. Поскольку дыхание при беге у спортсмена интенсив­ное, мощная воздушная струя, проходя через суженную щель, усилен­но раздражает рецепторы голосовых складок. Потоки импульсов по­ступают по блуждающему нерву в дыхательный, сосудодвигательный центры, сердце и двигательную зону коры больших полушарий, сиг­нализируя о том, что нужно уменьшить интенсивность работы.

В процессе эволюции в организме выработалась защитная реакция: при опасном перевозбуждении дыхательного центра ослабляется то­нус голосовых складок. Когда дыхательный центр функционирует нормально, но усиленно, тонус.голосовых складок повышен и они плотно прижаты к стенкам гортани. Поэтому просвет голосовой щели максимально расширен и воздух проходит свободно. При «мертвой точке» расслабленные складки закрывают часть просвета голосовой щели, чтобы уменьшить поток проходящего через щель воздуха и тем самым — раздражение нервных окончаний в голосовой щели и воз­буждение нервных центров.

Этот же механизм обнаруживается и у детей при их сильном эмо­циональном возбуждении во время плача, когда они, как говорят в на­роде, «закатываются». Можно вспомнить и строку из басни И. А. Кры­лова: «от радости в зобу дыханье сперло».

Условия появления «мертвой точки». Появлению «мертвой точки» способствует ряд условий.

1. Интенсивность работы: чем больше интенсивность, тем раньше мо­жет наступить «мертвая точка» и тем тяжелее состояние. Например,

17 1411

258 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

при беге на дистанции 5 и 10 км «мертвая точка» может наступить через 5-6 мин работы, а при марафонском беге она возникает поз­же, но иногда появляется повторно.

2. Уровень подготовленности спортсмена: чем хуже спортсмен под­готовлен физически, тем вероятнее наступление «мертвой точки»; у хорошо тренированных опытных спортсменов момент наступле­ния «мертвой точки» отодвигается от старта и состояние выраже­но слабее.

3. Степень подготовленности спортсмена к работе: неполное враба-тывание (вследствие плохо проведенной разминки) приводит к по­явлению «мертвой точки».

4. Внешние условия деятельности: возникновению «мертвой точки» благоприятствуют высокая температура и большая влажность воз­духа, поэтому к соревнованиям, проводимым в таких условиях, нужна специальная адаптация.

При наличии этих условий «мертвая точка» у новичков может по­явиться даже на спринтерских дистанциях (например, в беге на 200 м).

«Второе дыхание»

Большая роль в преодолении «мертвой точки» принадлежит волево­му усилию спортсмена. Если, несмотря на трудности, спортсмен про­должает деятельность, стремится наладить редкое и глубокое дыха­ние, то наступает облегчение — «второе дыхание». Один из его при­знаков — сильное потоотделение. Правда, оно может начаться и позже появляющегося облегчения. С потом выделяется часть молочной кис­лоты и других недоокисленных продуктов, накопившихся в организме при «мертвой точке». Облегчению способствует и увеличивающаяся утилизация кислорода тканями, о чем говорилось выше. В результате снабжение кислородом организма и работающих органов увеличива­ется (увеличивается жизненная емкость легких), постепенно умень­шается артериовенозная разница, быстрее начинает выводиться угле­кислый газ. «Второе дыхание» сопровождается чувством физического облегчения, восстановлением нормальной деятельности психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятий), появлением стенических эмоций, желанием продолжать деятельность.

Механизмы возникновения «второго дыхания» неясны в полной мере, так же, впрочем, как и механизмы появления «мертвой точки». Считают, что восстановлению работоспособности способствует вре-

I

Глава 11. Состояния, вызванные интенсивной длительной деятельностью 259

менное снижение интенсивности работы нервных клеток (Фарфель, 1960). Однако вряд ли только этим объясняется наступающее облег­чение. Очевидно, «второе дыхание» — результат включения резерв­ных (защитных) механизмов, которые в обычных условиях в регу­ляции не участвуют. В пользу этого, в частности, говорят факты повышения утилизации тканями кислорода и резкое улучшение тер­морегуляции (за счет потовыделения), наблюдающееся во многих слу­чаях.

Весьма вероятно, что продолжающаяся с помощью волевого уси­лия работа является фактором, мобилизующим гипофизарно-адрено-кортикальную систему, которая усиливает выделение адреналина и кортикостероидов, повышающих работоспособность мышц. Об этом могут свидетельствовать данные Э. Ф. Корейской (1967), наблюдав­шей повышенное выделение с мочой 17 оксикортикоидов в тех случа­ях, когда утомление преодолевалось волевым усилием.

При работе максимальной и субмаксимальной мощности «второе дыхание» может не наступить. Одна из причин — недостаток време­ни: спортсмен заканчивает дистанцию раньше, чем могут включиться защитные, резервные возможности. Другая причина — большая ин­тенсивность работы, не дающая нервным центрам передышки.

Меры предупреждения «мертвой точки» связаны с устранением факторов, ее вызывающих: повышение уровня тренированности, тща­тельная разминка, правильная раскладка сил на дистанции (слишком быстрое начало, особенно у новичков, может привести к возникнове­нию «мертвой точки»). На тренировках особое внимание следует об­ращать на волевое преодоление «мертвой точки». Снижение интен­сивности деятельности — это крайняя мера, нежелательная не только на соревнованиях, но и на тренировках. Спортсмен должен научиться терпеть гипоксию и неприятные ощущения, ей сопутствующие.

11.2. Состояние утомления

Период работы можно разделить на два этапа. На протяжении перво­го этапа функциональные системы достигают нужного и устойчивого уровня деятельности, работа осуществляется при оптимальном спо­собе регулирования, без существенного напряжения психических сил. Однако умственная или физическая работа не может продолжаться бесконечно. Рано или поздно наступает состояние утомления. Это значит, что функциональный потенциал человека снижается и, чтобы

260 Раздел IV Характеристика негативных психофизиологических состояний

обеспечить прежнюю эффективность деятельности, ему нужно моби­лизоваться, прилагать большие волевые усилия

В. П. Верещагин. Усталая

Исследований, посвященных состоянию утомления, великое множество. Поэтому в данном параграфе я остановлюсь лишь на самых общих представлениях, относящихся к этой проблеме. Желающих вникнуть в нее более глубоко я отсылаю к обзорным работам Д. Е. Розенблюма (1947), М. И. Виноградова (1966), В. В. Розенблата (1969), И. А. Кулак (1968).

Точка зрения-35

Из всех понятий, какими пользуется современная физиология, едва ли есть менее ясное и определенное, чем понятие утомления Возникшее на почве субъективных переживаний работающего как «тревожный крик организма в схватке с материей», по образному выражению французских физиоло­гов, оно эмпирически связано с уменьшением производимой работы и представляет собой лишь практическое название весьма сложного и не­однородного комплекса явлений. Полное содержание его определяется не только физиологическим, но также и психологическим, результативно-производственным и социальными факторами.

Глава 11 Состояния, вызванные интенсивной длительной деятельностью 261

Физиология приняла понятие утомления таким, каким дал его непосред­ственный опыт, без точного определения. Многочисленные попытки рас­крыть его содержание, выразив в привычных терминах и сведя к установ­ленным в физиологии закономерностям, долгое время оставались безус­пешными. Основная причина была в том, что все попытки в конце концов сводились к тому, чтобы понять это сложное состояние по одной какой-либо стороне, его проявлению, по изменению функционального состоя­ния отдельных органов и тканей. Между тем рабочая деятельность орга­низма и нарушения ее, в частности утомление, могут быть правильно поня­ты и изучены только в отношении целостного организма, в его неразрывной связи с внешней средой.. Вот почему в течение длительного времени мы имели ряд сменяющихся гипотез, ни одна из которых не получила общего признания. Более того, учитывая всю сложность и многогранность про­блемы, Muscio (1921) предложил даже вообще изъять термин «утомле­ние» из научного словаря.

До сих пор практически действительным продолжает оставаться лишь са­мое общее определение утомления. В формулировке Lagrange полувеко­вой давности оно сводится к следующему «Утомление есть понижение функциональной дееспособности, вызванное чрезмерной деятельностью и сопровождаемое характерным болезненным ощущением и уменьшени­ем способности работать». Такими же по существу являются и современ­ные формулировки. Так, Bartlett (1953) рассматривает утомление как тер­мин для обозначения ухудшения активности в результате ее длительного воспроизведения в нормальных условиях. Г. В Фольборт (1955) указыва­ет, что «утомление есть снижение полноценности функции, развивающее­ся во время длительной или напряженной деятельности». Можно было бы привести еще много аналогичных определений. Все они повторяют фор­мулу Lagrange или более сжатое определение А. А. Ухтомского, рассмат­ривавшего утомление как упадок дееспособности после более или менее продолжительной работы (Виноградов, 1966, с. 224—225).

Утомление обычно определяют как вызванное работой временное снижение работоснособности вследствие нарушения регуляторных процессов Г Леман (1967), например, пишет «Утомление представ­ляет собой снижение функциональной возможности органа или всего организма, наступившее в результате деятельности» (с 40) Однако, как справедливо считает Р А Шабунин (1968), снижение работоспо­собности не является ни единственным, ни первым признаком утом­ления Ведь имеется период, когда утомление уже наступило, а рабо­тоспособность еще не снижена (период компенсированного утомле­ния) Лишь когда резервные возможности человека, мобилизуемые силой воли, исчерпаны, эффективность деятельности начинает сни­жаться (период некомпенсированного утомления) Поэтому

262 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

Утомление — это нормальное состояние, возникающее при длительной или интенсивной работе, в результате ко­торой человеку становится сначала трудно, а затем и не­возможно поддерживать требуемые интенсивность и ка­чество работы.

Оно отражает перестройку регуляторных функций от оптималь­ного режима работы к экстремальному для поддержания работоспо­собности на прежнем уровне.

Точка зрения-36

«Усталость — психическое явление, переживание, вызываемое утомлени­ем и близкое по своей природе переживаниям боли, голода, жажды. Сте­пень усталости и утомления может не совпадать за счет положительного или отрицательного эмоционального фона деятельности, однако усталость является чутким «натуральным предупредителем о начинающемся утомле­нии», — говорил А. А. Ухтомский (Платонов, 1970, с. 211).

Чувство усталости

Одним из ранних признаков утомления является чувство усталости. Оно сопровождается определенными ощущениями и является отра­жением субъективного мира человека, но основу его составляют фи­зиологические сдвиги, и в этом смысле оно так же объективно, как любое физиологическое явление.

О физиологической природе ощущения усталости известно очень мало. Ощущение мышечного утомления вначале локализовано в об­ласти работающих мышц и часто сопровождается болевыми ощуще­ниями. По мнению болгарского физиолога Д. Матеева, накопление неокисленных продуктов метаболизма, гипоксия и другие сдвиги, раз­вивающиеся при утомлении во внутренней среде работающей мыш­цы, служат причинами того, что афферентные импульсы, порожден­ные мышечной работой, становятся при ее продолжении все более и более сильными. Эта увеличивающаяся по силе афферентация представляет собой физиологическую сторону субъективного чувства усталости, которое с течением работы становится все более выражен­ным и даже может перерасти в острую боль, заставляющую человека прекратить работу.

В. В. Розенблат (1961) выдвинул гипотезу, что в основе ощущения усталости лежит преимущественно процесс торможения в двигатель­ных корковых клетках при начинающемся их истощении.

Глава 11. Состояния, вызванные интенсивной длительной деятельностью 263

В первой половине XX в. считалось твердо установленным фактом отчетливое расхождение между утомлением и усталостью (Каплун, 1926; Беркович, 1949, и др.). Но об утомлении исследователи судили по кривой работоспособности, а она, как мы знаем, неточно отражает наступление состояния утомления, так как имеется фаза компенси­рованного утомления, во время которой за счет волевых усилий чело­века работоспособность поддерживается на прежнем уровне. Кроме того, есть подозрение, что подобные расхождения, в частности нали­чие усталости без падения работоспособности, что наблюдал Гуген-хайм (Gugenheim, 1953), имелись потому, что за усталость принима­лось переживание апатии, скуки (в исследовании Гугенхайма речь шла о монотонной работе). Кроме того, до сих пор путаются понятия утом­ление и усталость: первое приравнивается ко второму, хотя и называ­ется физиологическим (см. «Точка зрения-37»).

Точка зрения-37

По мнению психологов, есть два типа усталости: психологическая, которая сродни апатии, и физиологическая, являющаяся следствием чрезмерной физической нагрузки. И психологическая и физиологическая усталость может стать причиной низкой производительности труда, ошибок, произ­водственного травматизма и прогулов. Усталость как следствие продол­жительного и тяжелого физического труда вызывает поддающиеся изме­рению физиологические изменения... Психологическую, или субъективную, усталость измерить труднее, но она причиняет человеку не меньше непри­ятностей, чем физическая усталость. Всем нам знакомы напряжение, раз­дражительность и вялость, являющиеся следствием чрезмерной усталости (Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. СПб.: Питер, 2003. С. 383— 384).

Некоторые ученые отождествляют усталость и скуку, апатию при выполнении работы, считая, что усталость выражается в снижении интереса к работе и зависит от ее однообразия (монотонности). Одна­ко в ряде работ (Фетискин, 1972, и др.) показано, что субъективным переживаниям скуки и усталости соответствуют различные измене­ния нервных процессов в центральной нервной системе. У испытуе­мых, жалующихся на скуку при монотонии, наблюдается усиление процесса торможения на эмоционально-мотивационном уровне регу­ляции, а в двигательных центрах возбуждение может даже увеличи­ваться. При усталости вследствие мышечной деятельности торможе­ние в первую очередь усиливается в двигательных центрах и лишь потом может наступать в мотивационном уровне регуляции.

264 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

Однако в 70-х гг. XX в. был проведен ряд исследований, где было показано, что это ощущение достоверно сигнализирует нам о насту­пившем состоянии утомления.

Только факты

Имеется ряд фактов, говорящих о том, что подчас одна лишь воображае­мая работа может вызывать утомление. В этом отношении чрезвычайно интересны материалы С. В. Гольмана (1935)... У больных с парализован­ными или ампутированными конечностями воображаемая работа, легко­достижимая из-за отсутствия проприорецептивной коррекции (т. е. отсут­ствия мышечного чувства), очень быстро приводит к утомлению с типичны­ми признаками — ощущением усталости в конечности (отсутствующей!), болью в ней и т. д. В связи с этим вспоминаются наблюдения некоторых старых авторов. Так, Тиссье (Tissier, 1919) рассказывает о случае с участни­ком научной экспедиции в Южной Африке доктором Рансоном, которому ночью во время привала приснилось, что он продолжает путь, и который, проснувшись, почувствовал себя совершенно усталым и разбитым. Другой аналогичный случай, приводимый Тиссье (1897), касается спортсмена, кото­рому приснилось состязание в беге на 60 км и который в течение 3 суток после этого сна испытывал ощущение сильной усталости. Во всех этих примерах речь идет о том, что воображаемая работа при условии выклю­чения проприорецептивного контроля (в силу патологии или под влиянием сна) может вызвать сильное утомление, хотя работают при этом в основном только корковые клетки (Розенблат, 1961, с. 53—54).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.