Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояний человека 20 страница




Соревновательный мотив удлиняет период компенсированного утомления (терпеливости) в большей мере, чем период работы. Сле­довательно, соревновательный мотив помимо общего влияния, свя­занного с нарастанием уровня эмоционального возбуждения, особен­но усиливает проявление волевых качеств, в частности упорства (тер­пеливости). Особенно отчетливо это проявилось в исследовании, посвященном влиянию соревновательного мотива на выносливость школьников различного возраста: чем старше школьники, тем длин-

Глава 11. Состояния, вызванные интенсивной длительной деятельностью 277

Рис. 11.1. Изменение с возрастом компонентов выносливости при соревновательном мотиве (по М. Н. Ильиной)

нее период работы при компенсированном утомлении при наличии соревновательного мотива.

Меры борьбы с утомлением. Имеется несколько способов борьбы с утомлением. Еще В. О. Бугославский (1891) и И. М. Сеченов (1903) показали, что снизить утомление можно путем раздражения рецепто­ров: цветовых, световых, звуковых, вкусовых, обонятельных, терми­ческих и др.

Активный отдых как способ срочного уменьшения утомления. Эф­фект активного отдыха был установлен Сеченовым в 1903 г. в следу­ющем эксперименте. Работая на эргографе правой рукой, он достигал полного утомления. Перед повторением работы в одном случае он от­дыхал, в другом во время паузы работал на эргографе левой рукой. После этого работа правой рукой оказывалась большей, чем после пассивного отдыха. Данный эффект Сеченов объяснил тем, что рабо­тавшие ранее и пришедшие в тормозное состояние нервные центры «заряжаются» при возбуждении других, симметричных центров.

Средства, используемые для активного отдыха, различны. Могут использоваться не только симметричные группы мышц, для активно­го отдыха мышц рук можно применить работу ног. В качестве актив­ного отдыха могут использоваться статические напряжения, упраж­нения на расслабление.

278 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

У активного отдыха имеются и сторонники, и противники. Дело действительно не так просто, как это представляют в некоторых по­пулярных брошюрах. Активный отдых в ряде случаев может и не дать ожидаемого положительного эффекта. Так, немецкий физиолог Е. Мюллер пытался заполнить паузы при тяжелой работе обеих рук работой ног на велоэргометре. Эффект активного отдыха не получил­ся: утомление увеличилось.

Некоторые ученые считают, что активный отдых может представ­лять дополнительный стресс, т. е. ситуацию напряжения в нейроэн-докринной системе, поэтому не даст полного восстановления.

Конечно, и отрицать значение активного отдыха, и считать его эф­фективным в любой ситуации неправомерно. Активный отдых повы­шает работоспособность только в определенных условиях. Должна учитываться интенсивность работы, выбираемой в качестве активно­го отдыха: тяжелая работа, примененная как активный отдых, не улуч­шает работоспособность. Активный отдых наиболее эффективен не при слабых (малые нагрузки, применяемые в качестве активного от­дыха, дают даже отрицательный эффект) и не при слишком интенсив­ных, а при определенных, оптимальных нагрузках. Наибольший эф­фект достигается при включении в активный отдых мышц-антагони­стов. Если, например, основная нагрузка падала на сгибатели рук, то выгоднее подключать к активному отдыху разгибатели рук.

Играет роль характер работы, вызвавшей утомление. При утомле­нии, вызванном монотонной работой, эффект активного отдыха мень­ше, чем после интенсивной работы. При быстро развивающемся утом­лении эффект активного отдыха тоже небольшой.

Эффект активного отдыха зависит от степени утомления. Положи­тельный эффект активного отдыха выражен сильнее на фоне большо­го утомления, чем слабого.

Правда, понятие о степени утомления относительно. По некото­рым данным, при очень большом утомлении эффективнее пассивный отдых. Очевидно, наибольшее влияние активного отдыха наблюдает­ся при средней степени утомления.

Важно учитывать, что чем большее утомление развивается у чело­века, тем меньшую нагрузку надо ему давать в качестве активного от­дыха.

Имеет значение степень тренированности. Чем больше тренирован человек к утомляющей работе, тем более положительное действие оказывает активный отдых.

Глава 11. Состояния, вызванные интенсивной длительной деятельностью 279

Переутомление

Если человек после тяжелой утомительной работы регулярно недо-восстанавливается, возникает хроническое состояние утомления, на­зываемое переутомлением. Как отмечает К. К. Платонов (1970), пере­утомление может быть различной степени (табл. 11.1). Легкое пе­реутомление может быть перед очередным отпуском; выраженное

Таблица 11.1

Схема степени переутомления (по К. К. Платонову)

    Степень переутомления  
Симптомы I — начинаю- II — легкое III- IV-
  щееся   выражешюе тяжелое
Снижение Незначи- Заметное Выраженное Резкое
дееспособности тельное      
Появление ранее При усилен- При обыч- При облег- Без всякой
отсутствовавшей ной ной ченной нагрузки
усталости при нагрузке нагрузке нагрузке  
нагрузке        
Компенсация воле- Не требу- Полностью Не полно- Незначи-
вым усилием сниже- ется   стью тельная
ния дееспособности        
Эмоциональные Временами Временами Раздражи- Угнетение,
сдвиги снижение неустойчи- тельность резкая раз-
  интереса вость   дражитель-
  к работе настроения   ность
Расстройства сна Труднее за- Многим Сонливость Бессонница
  сыпать или трудней за- днем  
  просыпаться сыпать или    
    просыпаться [  
Снижение умствен- Нет Труднее Временами Заметное
ной способности   сосредото- забывчи- ослабление
    читься вость внимания
        и памяти
Психогигиениче- Упорядоче- Очередной Необходимо Лечение
ские мероприятия ние отдыха, отпуск ускорение  
  физкультура, и отдых очередного  
  культурные   отпуска и  
  развлечения   организован-  
      ного отдыха  

280 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

переутомление является следствием нарушения психогигиенических правил работы, а тяжелое переутомление — следствием хронического недовосстановления при постоянных тяжелых нагрузках. Тяжелое переутомление — это болезнь (невроз истощения).

Точка зрения-43

Между утомлением и переутомлением существуют не только количествен­ные, но и качественные различия. Если при утомлении возникают функци­ональные, быстро проходящие сдвиги, то при переутомлении возникшие изменения начинают носить стойкий (инертный) характер. И если необхо­димые психогигиенические меры не будут осуществлены, то настанет опре­деленный момент, когда прогрессирующие явления переутомления пере­растают в заболевание (невроз, гипертоническая болезнь и др.)... В состоянии переутомления люди начинают хуже переносить укачивание. При этом характерным является то, что ухудшение переносимости укачи­вания касается прежде всего относительно более слабых степеней раз­дражителя и только уже позднее — более сильных. Мы обследовали лиц с разными степенями переутомления. Установлено, что, например, при качании на качелях Хилова для лиц в состоянии переутомления характер­на пониженная переносимость качания относительно слабой интенсивности. Интересно, что усиление размахов качания, так же как сложная и трудная деятельность в приведенных клинических наблюдениях, вызывала иногда облегчение состояния с исчезновением неприятных проявлений укачива­ния (Горбов, Лебедев, 1975, с. 59).

Мера борьбы с переутомлением практически одна — прекращение выполнения деятельности, приведшей к переутомлению.

Раздел V

Диагностика и регуляция состояний

Глава 12

Диагностика психофизиологических состояний

Диагностика состояния человека важна для многих сфер его жизни и деятельности. В психологии труда, спорта, военной и космической психологии знать, в каком состоянии находится человек, целесообраз­но по нескольким причинам. Во-первых, чтобы оценить уровень его активности, его самочувствие. Во-вторых, чтобы прогнозировать уро­вень его работоспособности и либо принять меры для ее повышения путем регуляции возникшею негативного состояния, либо принять решение о прекращении деятельности, чтобы сохранить здоровье че­ловека или предупредить негативные последствия возникшего состо­яния. В сфере профессионального и педагогического общения, в пе­реговорном процессе важно знать эмоциональное состояние партне­ра по общению, чтобы выбрать адекватные формы и способы общения и избежать возникновения конфликта.

Точка зрения-44

Исходя из целей диагностики и контроля состояний (надежности) систе­мы, нормирования работы оператора и параметров обитаемости, регла­ментации времени отдыха, контроля тренировки и обучения, эксперимен­тальной оценки и испытаний системы в период государственных испытаний и т. д. можно выделить шесть задач, решаемых диагностикой состояния.

1. Определить готовность человека к предстоящей деятельности.

2. Зарегистрировать момент изменения состояния.

3. Найти переход в стадию динамического рассогласования.

4. Определить способность оператора выполнить работу при заданном уровне деятельности.

5. Определить переход оператора в определенное заранее состояние.

6. Сравнить состояние человека до и после выполнения определенной деятельности или действия (Зараковский и др., 1974, с. 108).

В судебно-психологической экспертизе придается большое значение име­ющемуся у подсудимого состоянию в период совершения им преступного деяния (Лысков, 1981; Мамайчук, 2002; Фелинская, 1974, и др.).

Глава 12. Диагностика психофизиологических состояний 283

Оценка психического состояния обвиняемого (или подсудимого) в период совершения инкриминируемых ему действий является одной из основных задач эксперта-психолога. Эта оценка, если с ней соглашается суд, суще­ственно влияет на формирование представлений суда о степении виновно­сти подэкспертного и, следовательно, на жесткость приговора в рамках данной статьи Уголовного кодекса. Так, состояние сильного душевного волнения суд обязан во всех случаях в соответствии со ст. 38 УК РФ учи­тывать как смягчающее вину обстоятельство. Наличие же внезапно воз­никшего сильного душевного волнения, вызванного насилием, тяжким ос­корблением со стороны пострадавшего или другими неправомерными дей­ствиями, унижающими честь и достоинство личности обвиняемого, ведет к изменению юридической квалификации содеянного и значительному сни­жению меры наказания. Не менее важное значение имеет экспертиза пси­хического состояния при некоторых автотранспортных происшествиях, при анализе ряда других деяний (Лысков, 1981, с. 38—39).

Способы диагностики состояний зависят от специфики последних; одно дело — эмоциональные состояния, связанные чаще всего с их проявлением в экспрессии, а другое дело — мотивационные, волевые и функциональные состояния, при которых возникающие изменения в психике и организме могут быть скрыты от наблюдателя.

Все методы изучения состояний можно разделить на следующие группы:

1) наблюдение за поведением и экспрессией человека;

2) опрос человека о его переживаниях в данный момент;

3) измерение физиологических показателей: частоты пульса и дыха­ния, газообмена, ЭЭГи т. д. (рис 12.1);

4) измерение психологических показателей (времени реакции, кон­центрации и переключения внимания и т. п.);

5) пролонгированная фиксация эффективности деятельности.

Только факты

Некоторые исторические факты свидетельствуют о возможности опреде­ления состояния человека по почерку. В книге Моргенстерна «Психогра­фология» (1903) воспроизводятся факсимиле подписей Наполеона под приказами по армии после решающих сражений. Вверх, вверх летят буквы молодого Бонапарта после Аустерлица, кляксами взрывается гусиное перо после Бородина. На полпути обрывается подпись в приказе об оставлении Москвы. Жалкая закорючка — Лейпциг. Наконец, последняя на острове Святой Елены неузнаваема: буквы не просто клонятся — падают верти­кально вниз (Башкирова Г. Наедине с собой. М., 1975. С. 77).

Рис. 12.1. Многоканальная регистрация наиболее часто изучаемых видов биоэлектрической активности человека

(Пайяр, 1970)

Глава 12. Диагностика психофизиологических состояний 285

Делаются попытки определить состояние по почерку человека. В литературе имеются указания на изменение в почерке при сильном волнении. М. А. Матова (1974) исследовала изменения почерка чело­века для оценки его состояния. До и после выполнения спортсменами максимальной физической нагрузки (работа на велоэргометре) испы­туемым предлагалось написать контрольную фразу в спокойном тем­пе, затем переписать ее как можно быстрее и наконец написать эту фразу не спеша, аккуратно. Исследование показало, что происходят топографические и общие и частные изменения почерка.

12.1. Методология диагностики состояний

В большинстве случаев методологическим положением, указывающим, как надо диагностировать состояние человека, является следующее: «Исследование функционального состояния должно проводиться с помощью достаточно широкого набора методик с целью последующе­го объединения полученных показателей в общую интегральную оценку» (Марищук, 1974, с. 81). Несмотря на правомерность такого подхода, очевидна его неэкономность. Например, В. Л. Марищук при­водит 49 групп показателей, с помощью которых могут оцениваться состояния. Возникают два вопроса: нельзя ли обойтись меньшим чис­лом показателей и как из этого множества показателей вывести ин­тегральную оценку?

Точка зрения-45

Идея комплексного подхода к изучению состояний не нова. Еще в 1929 г. А. П. Нечаев, проанализировав более 30 различных методик диагностики утомления, пришел к выводу, что ни одна из них при однократном приме­нении не позволяет не только судить о величине утомления, но вообще сделать вывод о его наличии. «Неужели психология, — писал он, — ни­когда не будет владеть методом, при помощи которого можно было бы регистрировать психическую утомленность в каждый отдельно взятый мо­мент времени?!» (1929, с. 38)... Пытаясь найти такой метод, он приходит к выводу о необходимости в любой момент одновременно регистрировать ряд характеристик сенсорной и моторной готовности человека и оцени­вать соотношение между ними. Несмотря на некоторую наивность в опре­делении содержания этой комплексной характеристики, разработанные в исследованиях А. П. Нечаева положения с особым интересом читаются в наши дни. При этом важно заметить, что объединяемые им характери­стики являются количественной оценкой соотношения между разными эле­ментами единой психофизиологической системы, обеспечивающей выпол­нение деятельности (Леонова, Медведев, 1981, с. 95—96).

286 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

В одной из публикаций для оценки функционального состояния человека (хорошее оно или плохое) пошли следующим путем: оцени­вали сдвиг по каждому изученному показателю либо как положитель­ный, либо как отрицательный. Например, если время зрительно-мо­торной реакции укоротилось, то это положительный симптом, а если частота сердечных сокращений возросла, то это отрицательный симп­том. Подсчитав количество положительных и отрицательных сдвигов, выводили интегральную оценку функционального состояния челове­ка. Если больше было положительных сдвигов, то состояние расцени­валось как хорошее, а если больше было отрицательных сдвигов, то расценивалось как плохое. Некорректность подобного подхода оче­видна. Например, при состоянии монотонии время простой зритель­но-моторной реакции может укорачиваться, а мышечная сила и темп работы — возрастать. Но кто будет утверждать, что это состояние хо­рошее?

Очевидно, что необходимость комплексной характеристики состо­яний, подчеркиваемая авторами во всех определениях состояний, тре­бует и комплексного подхода к их изучению (Илюхина, Данько, 1986; Леонова, Медведев, 1981; Марищук, 1974, и др.). Однако это не долж­но приводить к слепому стихийному выбору изучаемых параметров, что в большинстве случаев имеет место: берутся те функциональные показатели, которые обеспечены имеющейся под рукой аппаратурой, или исходя из чистого субъективизма исследователя. Однако комп­лексного подхода к анализу и диагностике состояний человека недо­статочно. Нужен системный подход, о котором я писал в 1978 г. и ко­торый позже стал постулироваться и другими исследователями (на­пример, Вяткин, Дорфман, 1987).

Точка зрения-46

Для анализа физиологических реакций используются десятки и сотни раз­личных показателей и методик. Конечно, все методики невозможно при­менить в конкретном случае. Решая этот вопрос, необходимо исходить из двух основных положений.

Первое заключается в том, чтобы выбранный показатель отражал наибо­лее полно функциональное состояние исследуемой системы, т. е. чтобы он был адекватен той работе, которую должна выполнять эта система. Этот метод не должен быть слишком грубым, способным уловить измене­ния лишь тогда, когда они будут слишком явно выражены, в противном случае мы рискуем просмотреть, не уловить начальных проявлений состо­яния, не сможем проследить за его динамикой. В то же время избранный

Глава 12. Диагностика психофизиологических состояний 287

метод не должен быть слишком чувствительным, чтобы не принять не­большие функциональные колебания за явления состояния. Второе основное положение связано с тем, что любая система весьма многогранна в проявлении своей деятельности, своих свойствах. При раз­витии состояния различные свойства системы изменяются по-разному... Определить наиболее важную сторону деятельности системы не так про­сто. Исходя из общих положений теории утомления, утомление прежде всего связано с изменениями состояния центральной нервной системы. Казалось бы, можно в любом случае исследовать только динамику основ­ных нервных процессов в центральной нервной системе, изучить взаимо­отношение возбуждения и торможения в коре и надсегментарных отделах мозга. Однако это не так. Дело в том, что в центральной нервной системе характер такого взаимоотношения чрезвычайно сложен и определяется наличной функциональной мозаикой. Мы можем при одном и том же со­стоянии утомления получить различные, противоположные по своему зна­чению данные в зависимости от того, как мы исследуем центральную нерв­ную систему.

Как же выбрать эту систему и ту сторону ее работы, которую необходимо положить в основу изучения процесса утомления? Для этого необходимо прежде всего исходить из психофизиологического анализа того вида дея­тельности, который мы изучаем (Зараковский и др., 1974, с. 107—108).

Выбор показателей должен быть целенаправленным, отражающим качество реакции важнейших уровней (блоков) организма и лично­сти. Во-первых, при диагностике разных состояний необходимо взять показатели, отражающие все выделенные нами уровни реагирования (психический, физиологический, поведенческий). Во-вторых, набор этих показателей должен быть ограничен необходимым минимумом. Как показал собственный опыт изучения состояний, можно обойтись четырьмя-пятью показателями при условии, что они адекватно и наи­более отчетливо отражают происходящие на том или ином уровне изменения в субсистеме. В этом случае использование многих пока­зателей, показывающих одни и те же изменения на том или ином уров­не, будет означать лишь ненужное дублирование ими друг друга.

Поясню на конкретном примере. При изучении состояния моно-тонии усиление парасимпатических влияний (вегетативный уровень реагирования) было выявлено с помощью трех показателей: частоте сердечных сокращений, артериальном давлении, энергообмене. Сле­довательно, любой из этих показателей, включенный в диагностиче­ский комплекс, покажет усиление парасимпатического влияния. Во­прос будет только в том, какой из них удобнее использовать (в данном

288 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

случае, конечно, частоту сердечных сокращений). Точно так же уве­личение возбуждения в двигательной системе (соматический и по­веденческий уровни реагирования) было выявлено по показателям мышечной силы, времени простой сенсомоторной реакции и темпу ра­бочих движений. Следовательно, феномен усиления моторной актив­ности можно выявить только по одному из этих показателей. Брать другие показатели этих уровней для диагностики состояния моното-нии нет необходимости.

Сходные результаты получили и другие исследователи (Береговой с соавт., 1974), которые, используя для диагностики состояний снача­ла семь показателей, пришли к выводу, что надежный диагноз можно поставить, используя и четыре показателя.

Таким образом, очевидно, что структурный, системный подход к диагностике психофизиологических состояний позволяет выбирать оптимальное количество методик и показателей, необходимых для диагностики.

Важно учитывать степень значимости (эмоциогенность) выполня­емой деятельности. Так, Н. А. Розе-Грищенко и Л. А. Головей (1981) было выявлено, что в ситуации экзамена среди многих психомотор­ных показателей набольшим изменениям подвергаются статический тремор и сила рук, а при психологическом тестировании, тоже вызы­вающем эмоциональное напряжение, наиболее динамичными являют­ся спонтанная мышечная активность и динамический тремор.

Точка зрения-47

Центральной проблемой является выбор из большого числа имеющихся наиболее надежных и удобных для практического использования мето­дик. Последнее требование в принципе может быть удовлетворено в отно­шении любой методики за счет усовершенствования процедуры тестиро­вания, способов регистрации и обработки данных на основе применения современных технических средств (использование ЭВМ на линии экспери­мента, разработка портативных установок, применение адекватных мате­матических моделей и средств статистического анализа). Надежность же отбираемых методических средств определяется чувствительностью ис­пользуемых показателей и их адекватностью конкретным задачам иссле­дования.

Если говорить о пригодности того или иного показателя динамики функ­циональных состояний, то на первый план выдвигается проблема инфор­мативности применяемых критериев. Используемый показатель должен наиболее полно отражать функциональное состояние исследуемой систе­мы, т. е. быть адекватен той работе, которую выполняет последняя. Кроме

Глава 12. Диагностика психофизиологических состояний 289

того, необходимо, чтобы выбираемый показатель обладал определенной степенью устойчивости, реагируя не на любое колебание параметра, а фик­сируя изменение состояния. В то же время нельзя допустить использования слишком грубых показателей, способных уловить только ярко выражен­ные изменения (Леонова, Медведев, 1981, с. 96—97).

Наконец, не следует полагать, что раз имеется какой-либо фактор, могущий вызвать то или иное состояние, то состояние, соответствую­щее этому воздействию, уже имеется у человека. Так, часто при огра­ничении двигательной активности полагают, что у школьников име­ется состояние гиподинамии, хотя это неочевидно: развитие этого со­стояния требует определенного времени нахождения в режиме сниженной двигательной активности. Нужно также учитывать, что одна и та же по характеру работа может вызвать разные состояния. Например, монотонная работа может приводить к состоянию моно-тонии, пресыщения и утомления.

12.2. Роль переживаний субъектов в диагностике их состояний

О психических состояниях человека в повседневной жизни, как пра­вило, судят по сопутствующим им переживаниям усталости, скуки, страха, воодушевления и т. п. Эти переживания, несмотря на их субъективный характер, являются важными объективными диагнос­тическими признаками, позволяющими отличать одно состояние от другого. И хотя состояние, по Левитову, нельзя сводить к пережива­ниям, исключить их из характеристики состояний тоже нельзя. Вооб­ще, с моей точки зрения, переживания занимают ведущее место в ди­агностике состояний. Именно переживание чего-либо (скуки, страха, отвращения и т. д.) позволяет достоверно судить о возникшем у чело­века психофизиологическом состоянии.

Исключение переживаний из сферы научного исследования может приве­сти к тому, что эти переживания, имеющие большое значение в жизни, могут быть интепретированы чисто субъективно, с идеалистических пози­ций (Левитов, 1963, с. 6).

Однако вопрос о включении переживаний и ощущений в комплекс характеристик психофизиологических состояний для многих иссле­дователей еще не решен. Как ни странно, но более решительную пози­цию занимают физиологи, а не психологи. Нагляднее всего противо-

14-1413

290 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

речивость мнении о достоверности переживании и ощущении чело­века при развитии у него определенных состояний видна на примере ощущения усталости. Одни обращают внимание на то, что между по­казателями работоспособности и ощущением усталости могут быть расхождения (Кабанов, 1962; Borg, 1961) и что мы не имеем никакого права рассматривать усталость как объективно существующее прояв­ление утомления (Леман, 1967). Другие (Гильбух, 1968; Шабунин, 1968; Mertens de Wilmars, 1965) отмечают, что ощущение усталости достаточно точно отражает тяжесть работы и между ним и объектив­ными данными (частотой сердечных сокращений, частотой и глуби­ной дыхания, суммарной биоэлектрической активностью мышц) от­мечается высокое соответствие.

Между тем еще в 1928 г. один из столпов отечественной физиоло­гии академик Ухтомский писал, что не следует пренебрегать «субъек­тивными» проявлениями утомления и до тех пор не верить человеку, что он устал, пока он не даст доказательств в виде отрицательной пле-тизмограммы или в виде изменения дыхания и кровообращения. Так называемые «субъективные» показатели, подчеркивал он, столь же объективны, как и всякие другие, для того кто умеет их понимать и расшифровывать.

В ряде моих с сотрудниками исследований достоверность субъек­тивных показателей (ощущений и переживаний) при развитии раз­личных состояний (монотонии, пресыщения, утомления, страха) была доказана во многих исследованиях (Высотская и др., 1974; Ильина, 1974; Мызан. 1975; Скрябин, 1972,1974; Фетискин, 1972,1974; Фида-ров, Болдин, 1975).

Однако для того, чтобы субъективные показатели стали надежным диагностическим признаком возникшего психофизиологического со­стояния, субъектам необходим некоторый опыт в их анализе. Напри­мер, М. Н. Ильиной удалось добиться отчета об усталости у младших школьников лишь после ряда пробных попыток, а Г. И. Мызан пока­зал, что совпадение ощущения усталости с объективными показате­лями утомления чаще наблюдается в группе спортсменов, чем в груп­пе студентов, не занимающихся спортом.

Кроме того, в ряде случаев возможно совмещение двух состояний и одно переживание может маскироваться другим, более сильным (на­пример, воодушевление после победы маскирует ощущение уста­лости).

Глава 12. Диагностика психофизиологических состояний 291

Но переживания — лишь один из поверхностных признаков состо­яний, мало говорящий о «глубинных» изменениях в организме, о том, что происходит в различных физиологических системах, на разных мозговых уровнях управления поведением и деятельностью челове­ка. Наряду с переживаниями в организме возникает целый комплекс изменений: в одном случае усиливается возбуждение в двигательных центрах, в другом — ослабляется. Эти изменения уровня возбуждения могут сопровождаться усилением влияния либо симпатического, либо парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, т. е. уве­личением или уменьшением частоты сердечных сокращений, часто­ты дыхания, газообмена и т. д. Изменяется и поведение человека, при­чем одному и тому же переживанию могут сопутствовать разные фор­мы поведения. Однако все эти изменения происходят не хаотично, не независимо друг от друга, а развиваются по определенному сценарию, направленному на получение полезного для организма результата, т. е. сохранения его нормального, в пределах возможного, функцио­нирования. В этом и проявляется системный характер психических состояний, которые включают в себя реагирование разных уровней: психического (переживание, изменение протекания психических про­цессов), физиологического (гуморальная регуляция со стороны эн­докринной и вегетативной нервной системы) и поведенческого (пси­хомоторное реагирование).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.