Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояний человека 22 страница




Глава 13. Регуляция психических состояний 305

равных условиях суггестор с более высоким социальным статусом облада­ет большей потенциальной силой, чем имеющий более низкий статус. Данный вывод перепроверялся экспериментально. В каждой из трех се­рий опытов участвовали одни и те же двенадцать школьников 8-х классов. Им давались для запоминания и последующего воспроизведения по 15 рус­ских слов примерно одинаковой трудности и значимости. Подаче слов предшествовало совершенно одинаковое внушение: «Сейчас ты услышишь несколько слов... Ты запомнишь все эти слова...» и т. д. В первой серии внушения делали студенты-практиканты. Во второй — учителя, а в тре­тьей — автор данного пособия (доцент. — £ И.).

В разных сериях экспериментов был получен разный результат. В первой серии испытуемые воспроизвели в среднем по 8,5 слова, во второй 9,1 сло­ва и в третьей — по 9,7 слова. Различие в показателях статистически до­стоверно, Р — 0,05. Но известно, что различие опытов состояло лишь в том, что в разных сериях внушения делали суггесторы с различным соци­альным статусом. Следовательно, разный эффект действия внушения мож­но связать именно с социальным статусом суггестора (Куликов, 1978, с. 56-57).

Для хорошего суггестора характерны такие особенности, как же­лание много говорить, непосредственность, уверенность, свобода по­ведения, внешнее и внутреннее спокойствие, актерство, игра роли в процессе внушения.

В зависимости от ситуации и своих особенностей суггестор может использовать четыре варианта поведения: «неоспоримый авторитет», интеллектуальный, эмоциональный и пассивный. При первом вари­анте суггестор всем своим поведением должен показать, что он ни­сколько не сомневается в своей правоте, при втором — должен по­дробно аргументировать свою позицию, при третьем — использовать потребность суггерента в симпатии, безопасности и хорошем самочув­ствии, при четвертом — заверять суггерента, что без его помощи ниче­го не сможет сделать, и создавать иллюзию, что тот все делает сам.

Особенности личности суггерента также существенно влияют на эф­фект внушения. К таким особенностям прежде всего относятся вну­шаемость и негативизм.

Внушаемость — это склонность субъекта к некритической (непроиз­вольной) податливости воздействиям других людей. Внушаемые субъекты легко заражаются настроениями других людей. Они часто склонны к подражанию. Внушаемость зависит как от устойчивых свойств человека — высокого нейротизма, слабости нервной системы

2U-1413

306 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

(Рыжкин, 1977), — так и от ситуативных его состояний — тревоги, неуверенности в себе или же эмоционального возбуждения.

На внушаемость влияют такие личностные особенности, как низ­кая самооценка и чувство собственной неполноценности, покорность и преданность, неразвитое чувство ответственности, робость и стес­нительность, доверчивость, повышенные эмоциональность и впечат­лительность, мечтательность, суеверность и вера, склонность к фан­тазированию, неустойчивые убеждения и некритичность мышления.

Повышенная внушаемость характерна для детей, особенно 10-лет­него возраста. Объясняется это тем, что у них еще слабо развита кри­тичность мышления, которая снижает внушаемость. Правда, в 5 лет и после 10 лет, особенно у старших школьников, отмечается спад вну­шаемости (Захаров, 1998; рис. 13.2).

Внушаемость женщин выше, чем внушаемость мужчин (Петрик, 1977; Левенфельд, 1977).

Негативизм (от лат. negativus — отрицание), т. е. лишенное разумных оснований (так называемое «немотивированное») сопротивление субъекта оказываемым на него психологическим воздействиям, сни­жает внушаемость субъекта. Негативизм возникает как защитная ре­акция на воздействия, которые противоречат потребностям субъекта. Поэтому отказ от выполнения требования или принятия совета явля-

Рис. 13.2. Возрастная динамика внушаемости (по А. И. Захарову)

Глава 13. Регуляция психических состояний 307

I

ется способом выхода из внутреннего конфликта и освобождением от его травмирующего влияния. Чаще всего негативизм встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребности детей в одобрении, общении, уважении, эмоцио­нальном контакте.

Негативизм усиливается в состоянии перевозбуждения нервной системы и при утомлении.

По некоторым данным, хороший эффект на ускорение восстанов­ления и снижение эмоциональной возбудимости получается от воз­действия внешнего внушения на спящего человека. Этот эффект ста­новится еще большим, если предварительно используются вибромас­саж и сауна.

Гипноз как специфическая форма воздействия на состояние человека

Слово «гипноз» появилось лишь в середине XIX в., но свидетельства о гипнотических состояниях людей появились еще на заре человече­ской цивилизации. Он использовался служителями религиозных культов.

Необычность данного способа регуляции состояний человека со­стоит в том, что гипноз сам является состоянием.

Как отмечают Л. Г. Дикая и Л. П. Гримак (1983), гипноз применим в ряде случаев профессиональной деятельности с целью раскрытия творческих способностей и резервных возможностей человека. С по­мощью гипноза оказывается возможным моделировать состояния по­вышенной психической готовности к действию с их реализацией в постгипнотическом периоде в операторской деятельности. Появились техники обучения «самогипнозу», используемые для повышения ра­ботоспособности у лиц массовых профессий. Несмотря на возмож­ность успешного использования гипноза для оптимизации функцио­нальных состояний, он имеет, как отмечают вышеуказанные авторы, существенные ограничения, делающие его использование в производ­ственных условиях не всегда целесообразным.

Во-первых, достижение глубокого гипнотического погружения не всегда уместно в будничной производственной ситуации. Во-вторых, не все люди гипнабельны. Большинство оказывает сопротивление гипнотическому воздействию. В-третьих, мало высококвалифициро­ванных специалпстов-гипнотерапевтов, которые могли бы занимать­ся на производстве оптимизацией функционального состояния.

20*

308 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

Использование музыки для регуляции эмоций

Еще в Древнем Вавилоне жрецы-музыканты знали об облегчающем значении для скорби плачевных песен и исполняли их при траурных церемониях. Эмоциональное переживание как основное условие вос­приятия музыки также отмечалось философами и врачами Древней Греции (Аристотель, Платон, Гиппократ). Аристотель писал, что «..му­зыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая одни лады, мы испытываем более жалостное и подавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размяг­чаемся; иные лады вызывают в нас по преимуществу среднее, уравно­вешенное настроение; последним свойством обладает, по-видимому, только один из ладов, именно дорийский. Что касается фригийского лада, то он действует на нас возбуждающим образом» (1911, с. 367-368). Древние греки считали, что фригийский лад возбуждает храб­рость, лидийский — грусть и тоску, эолийский — приятное, блажен­ное состояние, дорийский — религиозный экстаз, торжественную при­поднятость настроения.

В школе Пифагора, используя длительно звучащую музыку, дово­дили аффект до его крайности и вызывали состояние, которое можно уподобить состоянию отреагирования — катарсису. Арабские врачи применяли музыку для улучшения настроения больного, что было важным для успешного лечения. Авиценна рекомендовал страдаю­щим меланхолией развлекаться прослушиванием музыки и пения. Попытки использовать музыку в качестве терапевтического средства предпринимались и в последующие века.

Только факты

Учеными доказано, что музыка вполне может действовать как противо­ядие от отрицательных эмоций: уныния, пессимизма, горечи и даже нена­висти. Она ободряет и радует, сглаживая морщины и смягчая улыбку. Но не только. Классика, например, ускоряет и облегчает интеллектуальную деятельность, стимулирует творческие задатки. А религиозная музыка дарит чувство покоя, восстанавливает душевное равновесие. Есть тип музы­ки, который выступает как анальгетик. Она помогает справляться с болью, облегчая ее. Детская и народная музыка как бы вызывает из глубин памя­ти комплекс матери-ребенка и таким образом создает ощущение безопас­ности. Полезна музыка и в конфликтной ситуации.

Гармоничная музыка — лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны. Такая музыка успо-

Глава 13. Регуляция психических состояний 309

каивает и расслабляет. Она снимает напряженность во время деловых переговоров. Ученики под музыкальное сопровождение более вниматель­но слушают и значительно быстрее запоминают новый материал. Если женщина кормит малыша, слушая любимые пьесы, то при первых же зву­ках знакомых мелодий у нее прибывает молоко. В Японии в конце 70-х гг. XX в. провели эксперимент, в котором участвовали 120 кормящих мате­рей. Одни мамы слушали классику, другие — поп-музыку. В первой группе количество молока у мамаш увеличилось на 20%, а у поклонниц современ­ных ритмов уменьшилось наполовину. Рок-музыка воздействует не только слышимыми звуками, но и ультра- и инфразвуками, которые мы не слы­шим, но которые «слышат» наши органы, и она способна разрушать мозг.

Влияние музыки на эмоции человека великолепно отражено Пуш­киным. Вот как он описал влияние церковной музыки на Сальери в раннем детстве:

Ребенком будучи, когда высоко Звучал орган в старинной церкви нашей, Я слушал и заслушивался, слезы Невольные и сладкие текли1.

Специальные исследования о влиянии музыки на функциональ­ное состояние человека стали интенсивно проводиться в конце XIX в. (см. «Только факты»).

Только факты

Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. Couty, Charpenter (1874), Mentz (1895), Binet, Courtier (1986), Guibault (1898) показали, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, повышает темп респирации. Было обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра (И. М. Догель, 1888, 1898). В опытах И. Р. Тарханова (1893), Forster, Gamble (1906), Weld (1912) час­тота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения. Большое физиологиче­ское влияние на кардиоваскулярную систему оказывали минорные тональ­ности, диссонансы, низкие тоны (Hyde, 1918), в некоторых случаях — высокие звучания (Patrizi, 1896), популярная музыка (Treves, 1927). Даль­нейшие исследования, в известной мере дублируя предыдущие опыты, подтвердили воздействие музыки на частоту пульса и дыхания (В. М. Бех­терев, 1916; Schoen, 1927, и др.), давление крови в сосудах (И. Н. Спир­тов, 1908; Franlfurter, 1912, и др.).

Пушкин А. С. Моцарт и Сальери // Собр. соч.: В 10 т. М.: Художественная литература, 1960. Т. 4. С. 323.

310 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

Общий результат исследований: сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, когда она доставляет удовольствие и создает прият­ное настроение; в этом случае замедляется пульс, усиливаются сокраще­ния сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровенос­ные сосуды; при раздражающем же характере музыки сердцебиение уча­щается и становится слабее (Брусиловский, 1979, с. 258).

В России по инициативе В. М. Бехтерева в 1913 г. было основано «Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музы­ки и ее гигиены». Бехтерев считал музыку властительницей чувств и настроений человека. Поэтому в одном случае она способна ослабить излишнее возбуждение, в другом — перевести из грустного в хорошее настроение, в третьем — придать бодрость и снять усталость.

Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музы­ки (ритма, тональности) показало их способность вызывать опреде­ленные эмоциональные состояния человека. Минорные тональности обнаруживают «депрессивный эффект», быстрые пульсирующие рит­мы и консонансы действуют возбуждающе и вызывают отрицатель­ные эмоции, «мягкие» ритмы и консонансы успокаивают.

Следует учитывать, что воспринимается в музыке не только мело­дия, но и ее смысл, поэтому законченное музыкальное произведение оказывает на человека большее эмоциональное воздействие, чем бес­содержательное прелюдирование, состоящее из гамм, аккордов и т. п.

В последние десятилетия стали говорить о кодировании эмоций в музыке, о музыкальной эмоции, которая может быть представлена в виде различных формул.

По мнению В. И. Петрушина (1988), кодирование музыкальных эмоций и отнесение различных произведений к выражению эмоций одной и той же модальности можно осуществить при помощи систе­мы координат, изображенной на рис. 13.3.

Путем экспертных оценок автором была составлена таблица музыкальных произведений, выражающих сходное эмоциональное состояние (табл. 13.1).

Из представленных данных следует, что одна и та же мелодия, в за­висимости от того, как она будет исполнена — в мажорном или ми­норном ладу, быстром или медленном темпе, — будет передавать раз­ные эмоции.

Объяснение этому, возможно, состоит в следующем: правое полу­шарие, кроме того что связано с отрицательными эмоциями, специа­лизируется в анализе частотно- и амплитудно-модулированных сти-

Глава 13. Регуляция психических состояний 311

               
               
               
               
               

312 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

мулов, а левое, связанное с положительными эмоциями, — в опозна­нии ритмической структуры сложных звуковых сигналов. В связи с этим музыка, в которой большая роль принадлежит частотно-ампли­тудной модуляции, в большей мере будет адресована к правому полу­шарию и связанным с ним эмоциям, а музыка, в которой значитель­ное место отводится ритмическим звуковым сигналам, — к левому полушарию и связанным с ним эмоциям.

Это предположение, высказанное Л. П. Новицкой (1984), нашло некоторое подтверждение в проведенном ею эксперименте. Так, клас­сическая музыка, в которой выражена частотно-амплитудная модуля­ция, вызывала у слушателей приятную легкую грусть в сочетании с радостным оживлением, приливом сил, воодушевлением, оптимиз­мом. Рок и диско-музыка, характеризующиеся ритмичностью, вызы­вали либо сверхвеселое настроение, либо раздражение и тоску.

Ю. А. Цагарелли (1981) изучал, какая музыка — классическая или джазовая — эффективнее снимает послеэкзаменационное психоэмо­циональное напряжение. Оказалось, что первая имеет явное преиму­щество. После нее зафиксировано снижение психоэмоционального напряжения у 91% студентов. При этом у 71% студентов уровень на­пряжения снизился до фонового и ниже.

Под влиянием джазовой музыки снижение эмоционального напря­жения было зафиксировано только у 52% студентов. При этом ниже фонового снижение было лишь у 19% студентов, а у 48% наблюдалось повышение эмоционального напряжения. В этом отношении отдых без прослушивания джазовой музыки оказался для студентов конт­рольной группы даже эффективнее: через 2,5 мин эмоциональное на­пряжение понизилось у 75% студентов, причем у 33% до и ниже фо­нового уровня.

Ю. А. Цагарелли показал также, что незнакомая классическая му­зыка снижает эмоциональное напряжение больше, чем знакомая.

По данным Л. Я. Дорфмана (1983), влияние музыки на эмоцио­нальное возбуждение человека зависит от силы—слабости нервной системы. У «сильных» активация возрастает по сравнению с фоном при любой музыке (медленной и быстрой минорной, медленной и быстрой мажорной), а у «слабых» — при быстрой музыке любого лада.

Как показала Л. Р. Фахрутдинова (1996), возникновение эмоции того или иного знака зависит от привычной (для данной культуры) или непривычной музыки. Привычная музыка вызывает в основном положительные эмоциональные переживания (удовольствие, радость,

Глава 13. Регуляция психических состояний 313

блаженство, счастье) либо печаль, грусть; непривычная музыка — эмо­ционально-отрицательно окрашенные состояния (апатию, усталость, вялость).

Учитывая влияние музыки на эмоциональную сферу человека, а влияние последней на его здоровье, в настоящее время все больше развивается такое направление, как музыкотерапия (Kohler et al., 1971, и др.).

Составлены своеобразные «лечебные каталоги музыки», примером которых может служить табл. 13.2.

Снижение нейротизма и тревожности в большей степени наблю­дается при прослушивании печальной музыки. При этом больший эффект достигается, если тревожность ситуативная, а не личностная

Таблица 13.2

Пакеты музыкальных программ для регуляции эмоционального

состояния (по Обозову, 1997)

Для уменьшения раздражитель­ности, разочарования Бах. Кантата № 2; Бетховен. Лунная соната; Франк. Симфония ре минор
Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности в благополучном конце происходящего Шопен. Мазурка, Прелюдии. Штраус. Вальсы; Рубинштейн. Мелодия
Для общего успокоения, умиро­творения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть Бетховен. Шестая симфония, ч. 2; Брамс. Колыбельная; Шуберт. Аве Мария; Шопен. Ноктюрн соль минор, Дебюсси. Свет луны
Для уменьшения злобливости, зависти к успехам других людей Бах. Итальянский концерт; Сибелиус. Финляндия
Для снятия эмоционального напряжения в отношениях с другими людьми Бах. Концерт ре минор для скрипки; Барток. Соната для фортепиано; Брукнер. Месса ми минор; Бах. Кантата №21; Барток. Квартет № 5
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением Бетховен. Фиделио; Моцарт. Дон Жуан; Лист. Венгерская рапсодия № 1; Хача­турян. Сюита (к драме М. Ю. Лермон­това «Маскарад»); Гершвин. Американец в Париже
Для улучшения настроения Шопен. Прелюдия соч. 28, № 15; Прелю­дия соч. 28, № 7; Прелюдия (транскрип­ция для фортепианного трио) соч. 28, № 4; Лист. Венгерская рапсодия № 2

314 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

(Buller, Olson, Breen, 1974). В то же время использование веселой му­зыки для снятия тревожности, по данным Дж. Альтшулера (Altshuler, 1954) и ряда других авторов, может иметь обратный эффект, т. е. по­вышать тревогу и раздражительность.

То же выявлено и при попытке лечить музыкой депрессию. При патологической депрессии больные не воспринимают веселую музы­ку, она еще больше углубляет депрессию, актуализируя переживания больного и препятствуя таким образом восприятию веселого. Боль­ные, находящиеся в глубокой депрессии, испытывают облегчение, когда слушают грустную, скорбную музыку. На больных, находящих­ся в легкой депрессии, особенно при циклотимии или циркулярном психозе, благотворно воздействуют элегии, ноктюрны, колыбельные песни (Слободяник, 1966). По мнению Г. П. Шипулина (1966), боль­ным с депрессией целесообразнее сначала давать прослушивать ми­норную музыку, которая способствует установлению с ними «музы­кального контакта». Лишь после нескольких сеансов наблюдается адекватная реакция этих больных и на мажорную музыку.

Вызывая у человека то или иное эмоциональное состояние, музы­ка через него влияет на эффективность его деятельности. Например, по данным А. А. Березиной, после специальных музыкальных воздей­ствий производительность работы увеличилась на 30%, а ошибки уменьшились на 21%.

Показана положительная роль использования музыки на трениро­вочных занятиях спортсменов (Коджаспиров, 1975; табл. 13.3).

Однако характер зависимости «музыка — эффективность деятель­ности» определяется многими промежуточными факторами: отноше­нием к музыке, исходным состоянием человека, его индивидуальны­ми особенностями и т. д. Выявлено, например, что даже музыкально подготовленные люди воспринимали в одной трети случаев мажор­ную музыку как минорную, т. е. меланхоличную, печальную, и около десятой части слушателей оценили минорную музыку как мажорную, т. е. бодрую, радостную, веселую (К. Хейнлейн).

Кроме того, улучшение настроения и самочувствия человека под влиянием музыки еще не означает однозначного ее влияния на все психические и физиологические функции. Например, возбуждающее влияние музыки может давать двоякий эффект: повышая мышечную силу и быстроту движений, она может вызвать снижение внимания и точности действий (А. О. Костанян). При использовании музыки во время перерывов в работе следует учитывать эффект последействия.

Глава 13. Регуляция психических состояний 315

Таблица 13.3

Оценка спортсменами музыкального сопровождения занятий

(% случаев)

Исследуемые показатели Положительная Индифферентная Отрицательная
Настроение 99,4 0,6  
Внимание 83,9 11,1 5,0
Качество выполнения упражнений 71,7 24,4 3,9
Самочувствие в начале занятия 91,7 8,3  
Самочувствие в конце занятия 95,0 5,0  

Впечатление, которое она оказывает на эмоционального человека, может мешать быстрому его включению в деятельность.

Как показано психологами труда, чаще всего во время работы пред­почитается песенная музыка, эстрадные произведения. Нежелатель­ны грустные лирические музыкальные произведения, усиливающие парасимпатическое влияние и ослабляющие тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы. Более разнообразной может быть музыкальная программа, используемая во время отдыха. В нее могут включаться сложные музыкальные произведения, арии из опер и т. д.

При работе, требующей напряженного внимания, громко звучащая музыка может отвлекать человека от работы. Поэтому функциональ­ная музыка «должна слышаться, но не слушаться». Нельзя «потче­вать» музыкой как «демьяновой ухой». Это значит, что она должна включаться периодически (в начале рабочего дня, перед обеденным перерывом, в конце рабочего дня). Следует также учитывать, что одна и та же музыкальная программа быстро надоедает, поэтому програм­мы целесообразно периодически (через одну-две недели) менять ли­бо полностью, либо по частям, заменяя музыкальный материал на 15-25%.

Психологи США, Германии и Японии музыкальное воздействие с целью релаксации сопровождают раздражением нервных окончаний глазного дна с помощью прибора, генерирующего электрические и световые импульсы определенной частоты. Этот способ хорошо заре­комендовал себя при работе с диспетчерами воздушных сообщений, обеспечивая быстрое восстановление после психических перегрузок.

316 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

Использование цвета для регуляции состояний

Различные цвета по-разному воздействуют на психическое и функ­циональное состояние человека. Теплые цвета (красный, оранжевый) оказывают эрготропное влияние, повышая активность симпатическо­го отдела вегетативной нервной системы и усиливая возбуждение цен­тральной нервной системы. Холодные цвета (синий, голубой) оказы­вают трофотропный эффект, т. е. успокаивают, снижая активность симпатического отдела и повышая активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. В связи с этим уменьшаются частота дыхания, сердечных сокращений, артериальное давление.

Точка зрения-51

Восприятие теплых и холодных оттенков цветов вызывает разнополярные психические состояния: при восприятии теплых оттенков зеленого — по­ложительные психические состояния (удовольствие, спокойствие); желто­го — положительные и отрицательные психические состояния (радость, удовлетворенность и жажда, одиночество); красного — отрицательные (возбуждение, раздражение). При восприятии холодных оттенков зелено­го отрицательные психические состояния преобладают как и при восприя­тии холодного красного. Холодный желтый — преобладание положитель­ных психических состояний. В отличие от других цветов холодный синий и теплый синий вызывали такие психические состояния, которые соответ­ствуют возрасту испытуемых: старшие — мечтательность, спокойствие, умиротворенность, таинственность; младшие возраста — страх, беспокой­ство, равнодушие (Шевалиева, 1999, с. 141—142).

Классификация цветов по их психологическому воздействию

НА ЧЕЛОВЕКА (НА ОСНОВЕ РАБОТЫ Г. ФрИЛИНГА И К. АУЭРА)

Стимулирующие цвета (теплые)

Основное свойство этих цветов — вызывать возбуждение. К ним относит­ся весь спектр цветов по хроматическому тону от красного до желтого и по светлоте (яркости) — в сторону белого (кармин, киноварь и др.). Эта часть спектра включает в себя яркие, насыщенные и светлые цвета. Их действие раздражающее и возбуждающее. Они стимулируют интерес че­ловека к внешнему миру, общению и деятельности.

Дезинтегрирующие цвета (холодные)

Основное свойство этих цветов — вызывать торможение. К ним относится весь спектр цветов от фиолетового до сине-зеленого. Это холодные, успо­каивающие и снимающие возбуждение тона. Они увеличивают дистанцию, растягивают время, уменьшают эмоциональность и вносят в поведение че­ловека рассудочность, рациональность.

Глава 13. Регуляция психических состояний 317

Статические цвета (уравновешивающие)

Основное свойство данных цветов — уравновешенность (равновесие). Сюда относятся зеленый, желто-зеленый, оливковый и другие цвета сред­ней части спектра как светлых, так и темных оттенков. Они способствуют спокойствию и уравновешенности, стабильности и погруженности челове­ка в свой внутренний мир.

Пастельные цвета (мягкие)

Эти цвета обладают свойством вызывать ощущение мягкости, нежности, слабости. Сюда относятся розовый, салатный, серо-голубой, лиловый и другие цвета верхней части спектра (ближе к белому), обладающие насы­щенностью. Это чистые, приглушенные, мягкие тона, создающие ощуще­ние сдержанности, скромности, нежности и ласки.

Подавляющие тона (угнетающие)

Основное свойство — вызывать ощущение угнетения и давления. Это чер­ный и другие цвета спектра с близкой к нему светлотой и повышенной насыщенностью. Они производят мрачное, угрюмое, гнетущее впечатле­ние, вызывают тоску и страх (Бреслав, 2000, с. 28—29).

Теплые цветовые тона усиливают субъективное восприятие высо­кой температуры воздуха, холодные — уменьшают.

Катарсис

Катарсис (в переводе с греч. — очищение) — один из способов снятия психического напряжения. Первоначально, с легкой руки Аристоте­ля, это понятие означало эмоциональное потрясение и следующее за ним состояние внутреннего очищения у зрителя античной трагедии, герой которой, как правило, погибает. В дальнейшем (в психоанали­зе) катарсис превратился в специальный прием терапевтического воз­действия, заключающийся в разрядке, «отреагировании» аффекта, ранее вытесненного в подсознание и явившегося причиной невроза. В книге Л. А. Китаева-Смык «Психология стресса» приводится рассказ «бесстрашного», по мнению его коллег, разведчика А. о том, как ему удалось преодолеть чувство сильного страха.

Однажды, когда я готовился к очередной заброске на вражескую террито­рию, чувство тревожности было особенно сильным. Тогда я нарочно стал усиливать его, уверяя, что я когда-нибудь обязательно буду разоблачен и погибну. Напало чувство страха, оно было таким сильным, что я как бы пережил в мыслях и чувствах собственную смерть. После этого я уже не испытывал страха. Дважды, когда я бывал на грани провала, моя невозму­тимость смущала моих противников и давала мне время уйти от опасности.

318 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

Катарсис может вызываться молитвой верующего, соблюдением определенных ритуалов, мысленным «прокручиванием» беспокоящей ситуации с доведением ее до логического конца.

Имитационные игры

Имитационные игры включают в себя ролевые и деловые игры. Про­игрывая ту или иную роль и деловую ситуацию, можно уменьшить имеющееся у человека волнение. Это своеобразная «репетиция перед спектаклем», как пишет Е. С. Жариков (1990) Чем их больше и чем тщательнее они проведены, тем больше у человека уверенности в успе­хе предстоящего дела и вероятность снятия «зажимов» психики и уменьшения предстартовой лихорадки или предстартовой апатии.

Библиотерапия

Библиотерапия (либропсихотерапия) как средство регуляции состо­яний предложена В. М. Бехтеревым, а физиологическая ее сущность раскрыта К. И. Платоновым (1962). Читая, человек незаметно для себя втягивается в созданный писателем мир, становится как бы со­участником описываемых событий, сопереживает любимым героям. При этом из сознания вытесняются собственные неприятные эмоции и мысли. На производстве этот метод обычно используется в виде прослушивания отрывков из художественных произведений для ней­трализации состояния монотонии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.