Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Звуковая перспектива при воспроизведении музыки




Этот эффект заключается в том, что одновременно на нескольких звуковых планах на сцене или в зрительном зале воспроизводят различные звуковые компоненты му­зыкального или шумового оформления.

В условиях драматического театра эффект звучащей перспективы дает возможность передать многоплановость действия, то есть одновременное его развитие на различ­ных сценических планах, и притом создать художест­венную иллюзию приближения источников звука. (Частным случаем при создании звуковой перспективы является эффект панорамирования.) Тем самым эффект перспективы помогает воображению зрителя «видеть» действие значительнее, полнее, объемнее, чем могут вы­разить условия сцены, даже при использовании всех ее декоративных, световых и предметных средств изобра­жения.

Звуковая перспектива на сцене может быть создана как натуральными источниками звука (оркестр, хор, пе­вец, шумовые приборы), так и с помощью магнитной фонограммы или сочетанием того и другого. При нали­чии громкоговорителей на сцене и в зрительном зале наиболее просто звучащую перспективу можно создать с помощью нескольких фонограмм. Надо только распре­делить звуковые компоненты каждой фонограммы по соответствующим громкоговорителям.

В спектакле «Дети Ванюшина» (Театр им. Вл. Мая­ковского) на сцене приказчики купца Ванюшина в честь престольного праздника громко славят бога, их голоса сливаются со звучащей в зрительном зале фонограммой этого же пения. За спиной действующих лиц на сцене им подпевает церковный хор, а еще дальше, оттуда, где ви­дятся купола церкви, доносится перезвон колоколов.

Мало просто придумать эффект, его нужно творчески осмыслить. Никакой звуковой эффект вообще не будет иметь успеха, если он не поставлен умело и осмысленно.

В приведенном выше примере звуковой образ, рож­денный фантазией режиссера, полностью смыкался с об­разным строем всей постановки и работал на главную мысль пьесы.

Наиболее часто встречается случай, когда различные источники звука размещаются только на двух планах.

Стр. 112

В спектакле «Миллион за улыбку» (Театр им. Моссове­та) оркестр, аккомпанирующий женской вокальной груп­пе, находится в оркестровой яме, а сам хор поет в глу­бине сцены за кулисами. (Звучание хора воспроизводится с фонограммы.) В данном случае звучащую перспективу правильнее было бы назвать «звучащей разноплановостью». Здесь разноплановость достигается не только пространственным разделением оркестра и звучанием хора, доносящимся «издалека», но и оттеняется одна музыкальная тема от другой. Это позволяет более вы­пукло и выразительнее построить музыкальное оформле­ние и создать ту звучащую атмосферу, которая окружает сценическую жизнь героев.

Конечно, при организации подобных эффектов тре­буется найти оптимальное соотношение силы звучности между оркестром и хором или отдельными музыкальны­ми группами, размещенными на разных планах.

Разумеется, затронутая тема отнюдь не ограничи­вается перечисленными художественными возможностя­ми звуковой перспективы. Но даже из приведенных при­меров можно заключить, что этот эффект, если для его воплощения найти верную и убедительную сценическую форму, намного углубляет выразительность драматиче­ского спектакля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 2802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.