Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Унисонное звучание




Данный эффект заключается в том, что при музы­кальном сопровождении спектакля одновременно со зву­чанием театрального оркестра воспроизводится фоно­грамма этого же музыкального произведения.

Как бы качественно ни была записана фонограмма, как бы искусно она ни вводилась в сценическое действие, все же налет некой механичности в ее звучании всегда ощущается.

С другой стороны, малочисленный состав театраль­ного оркестра, размещенный в оркестровой яме или даже

Стр. 107

за кулисами, не в состоянии создать необходимое эмо­циональное звучание музыкального произведения. Таким образом, «живой» оркестр вносит в исполнение эффект, присутствия, непосредственность, подчеркивает нюансы звучания, которые часто пропадают в записи, а фоно­грамма может звучать со всех точек зрительного зала и сцены с мощью, недоступной театральному оркестру. Кроме того, что не менее важно, исполнительское каче­ство звучания фонограммы может быть существенно вы­ше звучания театрального оркестра. Во-первых, за счет возможности увеличения при записи числа исполнителей, особенно струнной группы, во-вторых; всегда можно за­писать несколько вариантов данного произведения, вы­брав наилучший. Таким образом, фонограмма может в какой-то степени «заретушировать» слабые стороны исполнительской техники театрального оркестра.

Прием унисонного звучания используется не часто, но он прочно вошел в арсенал выразительных средств му­зыкального оформления спектакля.

В зале темно, сцена слабо освещена свечами, тускло поблескивают зеркала на сцене, чуть светится оркестро­вая яма. Но вот неожиданно над ней взметнулась фигу­ра дирижера, он взмахнул палочкой, и полились звуки замечательного вальса Хачатуряна. Звуки музыки ширятся, постепенно переливаясь из оркестровой ямы и за­полняя собой весь зрительный зал и всю сцену. Дирижер в упоении руководит гигантским оркестром, предваряя трагедию Нины и Арбенина. Так начинается одна из сцен спектакля «Маскарад» в Театре им. Моссовета. И в по­следующих сценах спектакля музыка оркестра и фоно­грамма звучат одновременно, помогая создать необходи­мую для действия Лермонтовкой драмы атмосферу.

Для того чтобы оркестр во время исполнения не смог случайно разойтись в звучании с фонограммой, рядом с ним размещают громкоговоритель, через который вос­производят музыкальную программу.

Эффект совместного звучания оркестра и фонограм­мы дает возможность в широких пределах и оперативно изменять уровень звучания музыки, что не всегда дости­гается при звуковом сопровождении спектакля одним только театральным оркестром. Часто можно видеть, как оркестр или звучит слишком тихо, или, наоборот, громко, заглушая реплики актеров.

В спектакле «Несколько тревожных дней»

Стр. 108

(Театр им. Моссовета) в одной из сцен показан загородный ре­сторан, в котором играет маленький эстрадный оркестр. Оркестр размещается в глубине сцены, и одновременно с ним звучит фонограмма. В том месте, где идет текст, уровень звучания фонограммы снижают, а в паузах снова увеличивают, оркестр же только подыгрывает фоно­грамме.

Тем самым музыка, чутко следуя за действием, звучит во всех случаях выразительно, и вместе с тем актерам не приходится форсировать голос, чтобы перекрыть звучание оркестра.

Эффект совместного звучания можно использовать, чтобы сделать органичный переход от одной картины к другой. В спектакле «У времени в плену» (Московский театр Сатиры) на сцене маленький оркестрик — труба, ударник, гитара, баян. С фонограммы звучит музыка, заканчивая очередную картину, оркестр тихо подыгры­вает. На последних тактах звучания фонограммы ор­кестр вступает в полную силу, начиная новую картину той же музыкой. В этом же спектакле в одной из фи­нальных сцен из-за кулис выдвигается фурка с черным концертным роялем, за инструментом концертмейстер. Звучит фонограмма фрагмента из Седьмой симфонии Шостаковича, соло на рояле органично входит в звуча­ние этой музыки.

Осуществление подобных эффектов требует от музы­кантов определенной подготовленности и длительных репетиций.

Наиболее ответственным моментом является вступле­ние «живого» оркестра, особенно если предусматривается начало его звучания с фонограммой. Дело в том, что, как бы музыканты ни были готовы, начальный момент воз­никновения звука в громкоговорителе всегда для них является неожиданным. Начать играть одновременно с первыми тактами звучания фонограммы для исполни­телей оказывается психологически довольно трудно. По­этому желательно, чтобы между звукорежиссером, веду­щим звуковое сопровождение спектакля, и дирижером была связь. Дирижер, подготовив оркестр и учитывая время запуска магнитофона (1—1,5 сек.), дает команду на его включение и начало игры оркестру.

Эффект унисонного звучания может быть применен на сцене и при исполнении действующими лицами во­кальных произведений или отдельных монологов.

Стр. 109

В спектакле «Братская ГЭС» (Московский драматический те­атр на М. Бронной) шесть молодых парней, обращаясь к зрительному залу, поют комсомольскую песню. Одно­временно звучит фонограмма песни в исполнении этих же действующих лиц, но с музыкальным сопровождени­ем. Это придает «живому» пению эмоциональную силу, позволяет исполнителям точно интонировать и выдержи­вать нужный ритм.

Спектакль «Жизнь Галилея» (Московский театр дра­мы и комедии на Таганке) открывается прологом — на просцениуме справа — хор мальчиков, слева — хор мо­нахов. Эти группы, олицетворяющие силы добра и зла, наподобие хора в древнегреческих трагедиях, сопро­вождают все действие. Пение той и другой группы, переходящее временами в речитатив, синхронно поддержи­вается фонограммой, от этого каждое слова приобретает необходимую силу и выразительность, а вся сцена воз­действует на зрителя существенно эмоциональнее, чем если бы хор пел самостоятельно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.