Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музыкальное сопровождение спектакля




Все, над чем долго и упорно работали режиссер, му­зыканты, звукорежиссер, шумовики и другие работники в репетиционный период, воплощается на спектакле в звуковом его сопровождении.

Музыкальное сопровождение спектакля силами оркестра имеет устоявшиеся традиции. Если оркестр нахо­дится в оркестровой яме или на сцене, то обычно сам дирижер следит за развитием сценического действия, вступая с музыкой в нужный момент. Если же оркестр находится за кулисами или в каком ином месте, откуда невозможно следить за действием, команду на начало и конец музыки дает помощник режиссера — ведущий спектакль.

Стр. 124

Чтобы музыкальное сопровождение было четким, органичным, чтобы оно заражало и волновало зрителя, помогло актеру на сцене, требуется не только техниче­ское совершенство исполнительского мастерства театрального дирижера и музыканта, но и беспрерывный творческий контакт между ними и сценой. Другими сло­вами, все музыканты, участвующие в звуковом сопро­вождении спектакля, должны воспринимать сценическое действие как единое синтетическое целое, чувствовать и осознавать музыку, как целостный музыкально-драматические процесс.

Многие недостатки оркестрового сопровождения проистекают именно оттого, что дирижер зачастую поль­зуется на спектакле только динамическими оттенками такого сопровождения, в этом случае оркестр превращается лишь в громко или тихо аккомпанирующий инст­румент.

При сопровождении оркестром вокального номера дирижер стремится помочь исполнителю в точности интонировки, в сохранении нужного темпо-ритма и нужных динамических оттенков исполнения и в то же время он старается не стеснять актера в свободе исполнения.

Если дирижер на спектакле имеет дело с живым организмом оркестра, то звукорежиссер для звукового вождения спектакля использует многообразную звукотехнику, от бесперебойной работы и правильной настройки которой во многом зависит судьба спектакля. Поэтому звуковое сопровождение с помощью фонограммы требует тщательной подготовительной работы. Заблаговременно, за 1,5 — 2 часа до начала спектакля, звукорежиссер согласно партитуре проводит проверку, регули­рование, коммутацию и настройку всей необходимой для звукового сопровождения аппаратуры и технических средств. Проверяется работа дисководы, громкогово­рителем, микшерского пульта, а также оперативная связь звукорежиссера с помощником режиссера.

Стр.125

Одновременно звукорежиссер проверяет по партитуре соответствие музыкальных и шумовых номеров в фоно­грамме, восстанавливая в памяти сценическое действие, в котором на спектакле будут включаться те или иные фрагменты. Действенное изучение партитуры и текста пьесы — необходимое условие творческого проведения звукового сопровождения спектакля. Даже когда звукорежиссер знает спектакль наизусть, то и тогда перед каждым спектаклем требуется предварительный «мысленный» прогон по партитуре всей фонограммы.

Вместе с тем, как бы точно ни была составлена пар­титура, не следует руководствоваться ею механически. Звукорежиссер, наделенный чувством сцены, подходит осмысленно к включению, регулированию каждого зву­кового фрагмента, учитывая ритм действия и общее на­строение исполнителей на каждом данном спектакле. В самом деле, развитие действия в спектакле лежит не только на одних актерах. Если звукорежиссер, проводя­щий звуковое сопровождение спектакля, не вовлечен в общий рисунок и ритм спектакля, если он будет вы­полнять свое задание без достаточного понимания, поче­му именно нужна музыка или Шум в данном эпизоде и как она связана с действующими лицами, несомненно, динамическое развитие спектакля будет нарушено и це­лостность восприятия спектакля утратится.

Можно смело утверждать, что воплощение творческо­го замысла режиссера существенно зависит от характера звукового сопровождения, то есть от способности звуко­режиссера творчески осмысливать сценическое действие на каждом 'данном спектакле.

Стр. 126


СОДЕРЖАНИЕ

От автора 3

Роль музыки в спектакле 7

Некоторые особенности театральной музыки 7

Выразительные и изобразительные

возможности театральной музыки 11

Основы музыкальной драматургии спектакля 17

Классификация театральной музыки 20

Роль сюжетной музыки 25

Роль условной музыки 31

Некоторые общие функции театральной музыки 37

Музыкальные жанры в драматическом спектакле 44

Вокальные жанры 44

Инструментальные жанры 59

Танцевальная музыка 62




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 2435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.