Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и методы вертикальной планировки




Вертикальная планировка — важный элемент инженерной под­готовки территории. Ее назначение — привести естественный ре­льеф в состояние, соответствующее наиболее благоприятным ус­ловиям для общего планировочного решения. При строительстве и реконструкции населенных мест с помощью вертикальной пла­нировки сооружают уличную сеть в соответствии с требованиями городского транспорта, обеспечивают нормальный отвод поверх­ностных вод с территорий города. Она имеет важное значение в создании необходимых условий для застройки микрорайонных тер­риторий, решает частные задачи по высотному расположению ча­стей города, отдельных зданий и сооружений.

Вертикальная планировка городских территорий — это изме­нение естественного рельефа местности путем срезки и подсыпки грунта, смягчения уклонов и т. д. применительно к требованиям планировки и застройки городов. При помощи вертикальной пла­нировки рельеф приспосабливается для строительства города, ком­плекса сооружений или отдельного объекта. Мероприятия по вер­тикальной планировке в значительной мере зависят от рельефа. Для целей градостроительства различают благоприятный и небла­гоприятный рельеф. Благоприятный рельеф имеет следующие гра­достроительные градации в зависимости от уклона (%): спокой­ный — О...0,4; ровный — 0,4... 3 и слабопересеченный — 3...6. При таком рельефе строительство города в целом с прокладкой улиц, организацией стока поверхностных вод, возведением жилых, об­щественных и промышленных объектов не требует значительных масштабов вертикальной планировки. Неблагоприятный рельеф оценивается как пересеченный при уклоне 6... 10%, сильнопере­сеченный — при уклоне 10...20%, очень сильнопересеченный -20 % и горный. Строительство городов и отдельных сооружений на такой местности проводится в исключительных случаях и тре­бует вертикальной планировки в больших объемах. Стоимость стро­ительства в таких районах значительно возрастает. Обычно стоимость вертикальной планировки составляет 2... 3 % от общей сто­имости любого строительства, будь то целый город или отдель­ный объект. Вертикальная планировка местности входит в состав любого проекта и производится в начальный период как проекти­рования, так и строительства.

Работы при вертикальной планировке направлены главным образом на изменение микрорельефа. При вертикальной плани­ровке обычно максимально сохраняется естественный рельеф. Объемы работ при частичном преобразовании рельефа с уклоном 0,4... 10% составляют 800... 1500 м3/га, рельефа с уклоном выше 10 % — 3000 м3/га. Однако в исключительных случаях бывает необ­ходимо коренное изменение рельефа. Оно осуществляется при комплексных инженерно-мелиоративных мероприятиях: засыпке оврагов, пробивке городских магистралей, сплошной подсыпке территории. При объемах работ свыше 1 млн м3 применяют гидро­механизацию, а при объемах работ свыше 1,5 млн м3 — взрывную экскавацию. При меньших объемах перемещаемых земляных масс вертикальную планировку выполняют, используя средства земле­ройной техники.

Основным принципом вертикальной планировки является принцип балансирования земляных масс. Это значит, что необхо­димо соблюдать условие, при котором баланс земляных масс дол­жен быть приближенным к нулевому. Нулевой баланс земляных масс — это оптимальный вариант. Он означает равенство объемов выемок и насыпей. Если эти объемы не совпадают, то требуются дополнительные транспортные расходы, удорожающие строитель­ство. Для определения баланса земляных масс в проекте организа­ции работ составляют картограмму земляных работ.

Проектирование вертикальной планировки территории осуще­ствляется в одну или две стадии. В одну стадию проектируют вер­тикальную планировку несложных объектов. Большая часть про­ектов составляется в две стадии: I стадия — проект, на этой ста­дии определяют основные объемы земляных работ, принимают основные решения; II стадия — рабочая документация, более кон­кретная разработка вертикальной планировки территории, выпол­няется на основе утвержденного проектного задания.

При проектировании вертикальной планировки используют три метода: метод проектных профилей, метод проектных (красных) горизонталей, графоаналитический метод.

Метод проектных профилей состоит в том, что на плане мест­ности через 20... 200 м (в зависимости от размеров участка и степени конкретности) наносят сетку, по которой в обоих направлениях выполняют условные сечения — профили. На профилях наносят

существующий рельеф поверхности земли (черные отметки) и основные уклоны. Объемы работ могут быть подсчитаны лишь при сопоставлении всех профилей. На практике часто прибегают к ча­стичной вертикальной планировке территории: прорабатывают только улицы, проезды, площади и основные виды площадок. Составление проектных профилей улиц и других линейных соору­жений является частным случаем этого метода. Сетка проектных профилей проходит в этом случае по осям улиц и через пикеты. Проектные профили, составляемые по осям улиц, называют про­дольными. Точки пересечения осей улиц на перекрестках являют­ся пикетами. Между перекрестками пикеты устанавливаются че­рез каждые 20... 50 м и нумеруются от первого перекрестка: ПК-0; ПК-1; ПК-2 и т.д. По каждому пикету делается поперечное сече­ние — поперечный профиль улицы. Для удобства проектирования и большей наглядности профили выполняют в разных вертикаль­ных и горизонтальных масштабах. Для поперечных профилей при­нято соотношение масштабов 1:10 (вертикальным масштабам 1:50, 1:100 соответствуют горизонтальные масштабы 1:500, 1:1000). Для поперечных профилей это соотношение равно 1:2 (вертикально­му масштабу 1:100 соответствует горизонтальный масштаб 1:200). При сопоставлении всех продольных и поперечных профилей с нанесенным проектным рельефом подсчитывают земляные рабо­ты по выемкам и насыпям на исследуемом или проектируемом участке улицы. Метод проектных профилей весьма трудоемок и не очень точен. Его применяют на первой стадии проектирования для принятия общих планировочных решений. Упрощенная раз­новидность этого метода — метод проектных отметок. Он состоит в нанесении на плане городских территорий красных отметок то­чек изменения уклона, для улиц и проездов — красных отметок пикетов.

Метод проектных (красных) горизонталей используют непо­средственно на плане местности (геоподоснове) с нанесенным планировочным решением. Существующий рельеф отображают черные горизонтали. Проектируемый рельеф наносится при по­мощи расчетного расположения красных горизонталей. Как пра­вило, красные горизонтали состоят из прямолинейных участков, отображающих простые формы проектируемой поверхности зем­ли. Излом линий горизонталей обозначает изменение направле­ния уклона. На границе преобразуемого рельефа красные и чер­ные горизонтали одного наименования соединяются, если в ре­альности это уклон. Если одноименные горизонтали смещены вдоль одной линии — в реальности это уступ, ступенька. Вертикальная планировка улиц и проездов методом красных линий сводится к обеспечению допустимых продольных и поперечных их уклонов. Поперечный профиль улиц должен обеспечивать сток дождевых вод с середины проезжей части и с тротуаров к лоткам, а при

односкатном поперечном профиле — в сторону одного лотка. Про­дольный уклон, кроме того, назначается и из условий хорошей видимости полотна проезжей части. Зная эти уклоны, на плане улицы или проезда строят одну исходную красную горизонталь. Остальные горизонтали с шагом 0,1; 0,2 или 0,25 м повторяют ее рисунок.

Горизонтали, соответствующие целому числу метров, выделя­ют более толстой линией. С изменением уклона строят новый ри­сунок исходной горизонтали.

Этот метод проектирования вертикальной планировки имеет то преимущество перед предыдущим, что он составлен на одном чертеже. Красные горизонтали наглядно показывают изменение существующего рельефа. По ним проводят подсчет объемов зем­ляных работ.

Графоаналитический метод проектирования вертикальной пла­нировки имеет много разновидностей. Их смысл сводится к тому, что с помощью математики строится аналитическая модель суще­ствующего и проектируемого рельефов. Исходным условием явля­ется нулевой баланс земляных работ.

 

8. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОРОДСКИХ УЛИЦАХ И ДОРОГАХ

1. Классификация улиц, дорог и площадей населенных пунктов

2. Планировочные сети улиц и дорог

3. Элементы городских улиц и дорог

4. Перекрестки и площади

5. Пешеходные переходы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.