Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система образования и воспитания




Литература. Стилевые направления.

Художественная культура.

Реализм. Продолжался расцвет реализма (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Максим Горький (А.М. Пешков).

Модернизм. Тезис о самоценности искусства с 1890-х гг. был принят русским символизмом. В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Андрей Белый, А.А. Блок, оперируя понятиями-символами, пытались найти в окружающей реальности признаки «истинного глубинного мира». Такое восприятие обусловило взлет поэзии, что дало возможность Н.А. Бердяеву определить начало XX в. как «серебряный век русской поэзии» после длительного господства социальной прозы.

Акмеизм Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева вернулись из мира символов к миру человеческих чувств.

Авангардизм. В 1910-е гг. из идеи самоценности художественного творчества выросла мысль о его самодостаточности. В. Хлебников, Д.Д. Бурлюк, И. Северянин, В.В. Маяковский в 1912 г. в манифесте «Пощечина общественному вкусу» призывали «творить не искусство, творить реальность».

3.2. Живопись и графика. Реализм развивали И.Е. Репин, «Товарищество передвижных выставок» (А.М. и М.М. Васнецовы, И.И. Левитан, А.Е. Архипов, К.Ф. Юон).

Модернизм. Уже в 1880-е гг. в живописи возникли новые тенденции (А.П. Рябушкин, «опоэтизированный реализм» М.В. Нестерова). Сочетание условного с реальным развивали К.А. Коровин, основатель русского импрессионизма в живописи, В.А. Серов, М.А. Врубель). Участники общества «Мир искусства» (1898) А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев стояли на позициях преображения действительности при помощи живописных и графических символов. Последователи В.Э. Борисова-Мусатова П.В. Кузнецов, К.С. Петров-Водкин (общество «Голубая Роза» (1906)) работали над символистской теорией живописи.

Авангардизм реализовался в работах участников обществ «Бубновый валет» (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк), «Ослиный хвост» (М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, Д.Д. Бурлюк) (1910). Ларионов и Гончарова формировали русский кубизм – «кубофутуризм». Одновременно развивался экспрессионизм, фовизм, абстрактное искусство (В.В. Кандинский), «супрематизм» (К.С. Малевич), работали П.Н. Филонов, М.3. Шагал и др.

3.3. В архитектуре в 90-е гг. XIX в. оформился новый стиль «модерн» (Ф.О. Шехтель, М.Н. Кекушев, В.Ф. Валькотт и др.). Развивался неорусский стиль, а также неоклассицизм в сочетании с модерном (Р.Р. Клейн, ф. И. Лидваль) и в чистом виде (И.А. Фомин, И. В. Жолтовский).

3.4. В развитии скульптуры неоклассический стиль (Р.Р. Бах, С.М. Волнухин) сочетался с модернизмом импрессионистов П.П. Трубецкого (памятник Александру III в Петербурге), А.С. Голубкиной, Н.А. Андреева (памятник Н.В. Гоголю в Москве).

3.5. В музыке развивались традиции П.И. Чайковского (Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов), совершенствовал классические музыкальные принципы С.В. Рахманинов. Искали новые формы И.Ф. Стравинский, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер.

3.6. Театр. В 1898 г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко основали Московский художественный театр, центр новаторских экспериментов. В 1904 г. В.Ф. Комиссаржевская создала Драматический театр в Петербурге, где также ставились пьесы Чехова, Горького, Ибсена. Развивали «новый русский театр» режиссеры В.Э. Мейерхольд и Е.Б. Вахтангов. Наряду с развитием классического балета (хореограф М. Петипа) в России возник балет модернистов М.М. Фокина и Стравинского.

3.7. Кинематограф стал самой массовой формой искусства (к 1914 г. - св. 4 тыс. «электротеатров» и «иллюзионов»).

 

Тема 9. Культура в СССР в 1920–1930-е гг.

 

1. Культурное строительства рассматривалосьбольшевиками как важнейшее условие построения социализма.

1.1. Основными задачами в этой области являлись: создание новой, «социалистической», культуры; подъем общего культурного уровня народа; формирование рабоче-крестьянской интеллигенции.

1.2. Методы. · Для этого советское правительство пыталось наладить диалог с представителями старой интеллигенции, принявшими революцию (К.А. Тимирязев, И. П.Павлов, И.В. Мичурин и др.). В отношении интеллигенции, вставшей на антисоветские позиции, развернулись репрессии.

В культурное строительство активно вовлекалиь широкие массы рабочих, прежде всего молодежи.

· На основании декрета СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви вводилась свобода совести, церковных и религиозных организаций. Однако одновременно началась активная борьба с церковью, развернулись репрессии против духовенства всех религий.

2.1. Борьба с неграмотностью. Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (1919 г.)обязывал всех детей и взрослых учиться читать и писать. В 1920 г. была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, в 1923 г. - добровольное общество «Долой неграмотность». К 1926 г. доля грамотных выросла до 51%.

2.2. Конституция РСФСР закрепила право на «полное, всестороннее и бесплатное образование». С1930 г. в стране было введено всеобщее обязательное начальное образование. В годы третьей пятилетки вводилось всеобщее семилетнееобразование.

2.3. Одновременно началась перестройка высшей школы. Каждому человеку в возрасте от 16 лет было предоставлено право поступления в вузы без экзаменов, но на основе классового принципа, фактически - только для выходцев из рабочих и крестьян. Были созданы факультеты рабочей молодежи (рабфаки, 1919) для подготовки к поступлению в вуз. В ходе идеологизации юридические, историко-филологические факультеты заменялись факультетами общественных наук

Начавшийся процесс индустриализации потребовал ускоренной подготовки кадров, что привело к созданию промышленных академий и инженерных вузов. Развивалась система школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школ крестьянской молодежи.

2.4. В 1939 г. было объявлено о завершении культурного строительства, о чем должна была свидетельствовать ликвидация неграмотности. К 1939 г. процент грамотных среди горожан составил почти 90 %, но в деревне был еще низок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.