Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Социокультурные изменения в современной России




Итоги.

Литература и искусство

Советская система образования

Научно-техническая революция в СССР

2.1. Ускорение темпов научно-технического прогресса. В 1950-е гг. была выдвинута задача ускорения научно-технического прогресса. Основные направления изысканий были сосредоточены в области физики, химии, в освоении космоса, создании квантовой электроники.

В период застоя отечественная наука сохраняла жизнестойкость и эффективность. По доле затрат на научные исследования и конструкторские разработки СССР превосходил даже США. Однако общий объем инвестиций в науку отставал от зарубежного.

2.2. Изменения периода «оттепели» оказали влияние на развитие гуманитарного знания. Обновление коснулось философии, истории, экономики. При этом в гуманитарных и общественных наукахв большей степенисохранялась идеологизированность.

3.1. Реформирование начальной и средней школы. На основании закона о средней школыбыл завершен переход от 7-летнего к 8-летнему образованию с обязательным обучением на производстве. Срок обучения в средней школе увеличился с 10 до 11 лет. В1966 г. вернулись к 10-летнему сроку обучения при сохранении обязательной восьмилетки.

3.2. Значительное развитие получила высшая школа. В 1989 г.29 % занятых в народном хозяйстве имели высшее образование.

4.1. Новые тенденции в художественной жизни страны. В период «оттепели» наметилось раскрепощение художественной жизни, были реабилитированы многие деятели литературы (А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко и др.).

4.2. В литературе углублялась стараятематикаиразвивалась новая.В 1950-е гг. были опубликованы произведения, посвященные проблеме незаконных репрессий («Не хлебом единым» В.Д. Дудинцева, «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына и др.). В конце 1950-х гг. получил распространение «самиздат» (бесцензурная литература). Первый «самиздатовский» журнал «Синтаксис» был основан поэтом А.И. Гинзбургом.

В 1970-80-х гг. получила развитие тема Великой Отечественной войны (А.В. Быков, Ю.В. Бондарев, Б.Л. Васильев и др.), «деревенская проза» (Ф.А. Абрамов, Б.А. Можаев, В.Г. Распутин, В.П. Астафьев), «городская проза» (Ю.В. Трифонов, А.Г. Битов и др.)

4.3. В изобразительном искусстве основной направленностью стало изображение современника в творчестве художников - М.С. Сарьяна, П.Д. Корина; скульпторов — Е.В. Вучетича, С.Т. Коненкова и др. Живопись этих лет обогатили И.С. Глазунов, А.М. Шилов, Т.Н. Яблонская. Продолжало существовать «неформальное» искусство.

В 1960–70-е гг. были созданы монументальные эпические произведения (Мамаев курган в Волгограде, скульптурный ансамбль защитникам Брестской крепости и др.).

4.4. Архитектура. В1950-60-е гг. изменилась практика градостроительства и архитектуры зданий. В Москве было построено несколько высотных зданий (здание МГУ на Ленинских горах, Кремлевский Дворец съездов и др.).

В 1960–70-е гг. развивался новый стиль архитектуры – экономный, использующий возможности современной техники и материалов (здание СЭВ, Останкинская телебашня).

4.5. В театре чрезвычайно популярными были герои «производственных» пьес («Сталевары» Г. Бочкарева, «Премия» А.И. Гельмана и др.). Ряд театров не вписывался в «партийную» драматургию (Театр им. А.С. Пушкина, реж. А.В. Эфрос; Театр на Таганке, гл. реж. Ю.П. Любимов; ленинградский БДТ, гл. реж. Г.А. Товстоногов).

4.6. В кинематографе выдающиеся фильмы различных жанров создали М.М. Хуциев; М.К. Калатозов, Г.Н. Чухрай, С.А. Герасимов, Л.П. Гайдай и др. Однако из-за цензуры некоторые фильмы К.Г. Муратовой, А.Ю. Германа не вышли в прокат.

4.7. Музыка. Тема современности и героико-патриотическая тематика нашли свое отражение в произведениях Д.Д. Шостаковича, Г.В. Свиридова и др. Вклад в развитие симфонической музыки внесли А.Г. Шнитке, Э.В. Денисов. Мировую известность получили советские пианисты - С.Т. Рихтер, Э.Г. Гилельс, скрипач Д.Ф. Ойстрах и др.

Большой вклад в развитие песенного эстрадного жанра внесли М.Г. Фрадкин, Я.И. Френкель, А.Н. Пахмутова и др. Одной из форм неофициальной культуры стала авторская песня. Возникли неформальные молодежные группы (металлисты, рок-музыканты и др.).

 

Советская культура 1950-х - начала 80-х гг. характеризовалась:

- быстрым развитием системы образования, высоким научно-техническим потенциалом (второе место после США);

- ростом творческой активности советских людей, пиком популярности театров, музеев, выставок, кинематографа, самодеятельной песни; и в то же время

- идеологизированностью, цензурой, ограничением самостоятельности в творчестве.

 

4.1. Данный процесс сопровождается сменой прежней системы ценностей, вытесняемых из массового сознания новыми идеалами..

В условиях отсутствия официальной идеологии в стране идет поиск национальной идеи, способной объединить расколотое общество.

Характерной чертой современного этапа развития духовной жизни России является плюрализм, сочетание традиционной культуры в духе реализма с элементами массовой культуры, постмодернизма, андеграунда (Л.С. Петрушевская, В. Пелевин и др.).

Одновременно для современного этапа развития культуры характерен поиск новых форм отображения действительности в литературе и искусстве. В театральном искусстве развивается наследие известного драматурга А.В. Эфроса в постановках П.Н. Фоменко, А.А. Васильева, Л.А. Додина. Другая тенденция проявляется в поиске жанровой природы произведения (Ю.П. Любимов, режиссеры мирового театра – Э. Некрошюс, Р. Стуруа, П. Штейн высказывают собственное отношение к классике и традиции).

Вместе с тем в условиях кризиса прежних идеалов и нравственных стереотипов в обществе активизировался процесс распространения массовой культуры разного уровня.

4.2. Повседневная жизнь россиян также подверглась значительным изменениям. На передний план выдвигается идеал стабильной и достойной жизни без потрясений и жертв.

В жизни современного человека возрастаетдоляинформационных услуг и инфокоммуникаций. Вновь стала заметной потребность в образовании.

В целом, социокультурные изменения в современной России происходят с учетом национального своеобразия и универсальных ценностей мировой культуры.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.