КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А.Н.Леонтьев 2 страница
даментом, на который опираются развиваемые в ней позиции. К ним во мно- гом привел положительный опыт конкретно-психологических исследований - как моих собственных, так и проведенных другими учеными. Результаты этих исследований я постоянно имел в виду, хотя прямо они упоминаются лишь изредка, в качестве беглых иллюстраций; в большинстве же случаев они вовсе оставались за пределами изложения. Последнее объясняется необходи- мостью отказаться от длинных отступлений, чтобы сделать общую авторскую концепцию более наглядной и обозримой. По этой же причине книга не претендует и на то, чтобы дать обзор на- учной литературы по затрагиваемым вопросам. Многие важные и известные читателю работы в ней не цитируются, хотя и подразумеваются. Так как это может создать неправильное впечатление, я должен подчеркнуть, что если эти психологические работы и остались неназванными, то этот отнюдь не потому, что они, на мой взгляд, не заслуживают внимания. Не иначе обсто- ит дело и с философско-историческими источниками: читатель без труда об- наружит теоретические рассуждения, за которыми скрывается анализ некото- рых прямо не называемых категорий домарксистской классической философии. Все это - потери, восстановить которые можно только в новой, совершенно по-другому написанной большой книге. К сожалению, такой возможности у меня сейчас просто нет. Почти всякую теоретическую работу можно прочитать по-разному, подчас совершенно иначе, чем она представляется автору. Поэтому я хочу вос- пользоваться возможностью сказать в предисловии о том, что на страницах этой книги является, на мой взгляд, главным. Я думаю, что главное в этой книге состоит в попытке психологически осмыслить категории, наиболее важные для построения целостной системы психологии как конкретной науки о порождении, функционировании и строе- нии психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь инди- видов. Это - категория предметной деятельности, категория сознания чело- века и категория личности. Первая из них является не только исходной, но и важнейшей. В советс- кой психологии это положение высказывается постоянно, но раскрывается оно существенно по-разному. Центральный пункт, образующий как бы водо- раздел между различным пониманием места категории деятельности, состоит в том, рассматривается ли предметная деятельность лишь как условие пси- хического отражения и его выражение, или же она рассматривается как про- цесс, несущий в себе те внутренние движущие противоречия, раздвоения и трансформации, которые порождают психику, являющуюся необходимым момен- том собственного движения деятельности, ее развития. Если первая из этих позиций выводит исследование деятельности в ее основной форме - в форме практики - за пределы психологии, то вторая позиция, напротив, предпола- гает, что деятельность независимо от ее формы входит в предмет психоло- гической науки, хотя, разумеется, совершенно иначе, чем она входит в предмет других наук. Иными словами, психологический анализ деятельности состоит, с точки зрения этой второй позиции, не в выделении из нее ее внутренних психи- ческих элементов для дальнейшего обособленного их изучения, а в том, чтобы ввести в психологию такие единицы анализа, которые несут в себе психическое отражение в его неотторжимости от порождающих его и им опос- редствуемых моментов человеческой деятельности. Эта защищаемая мною по- зиция требует, однако, перестройки всего концептуального аппарата психо- логии, которая в данной книге лишь намечена и в огромной степени предс- тавляется делом будущего. Еще более трудной в психологии является категория сознания. Общее учение о сознании как высшей, специфически человеческой форме психики, возникающей в процессе общественного труда и предполагающей функциониро- вание языка, составляет важнейшую предпосылку психологии человека. Зада- ча же психологического исследования заключается в том, чтобы, не ограни- чиваясь изучением явлений и процессов на поверхности сознания, проник- нуть в его внутреннее строение. Но для этого сознание нужно рассматри- вать не как созерцаемое субъектом поле, на котором проецируются его об- разы и понятия, а как особое внутреннее движение, порождаемое движением человеческой деятельности. Трудность состоит здесь уже в том, чтобы выделить категорию сознания как психологическую, а это значит понять те реальные переходы, которые связывают между собой психику конкретных индивидов и общественное созна- ние, его формы. Этого, однако, нельзя сделать без предварительного ана- лиза тех "образующих" индивидуального сознания, движение которых харак- теризует его внутреннюю структуру. Изложение опыта такого анализа, в ос- новании которого лежит анализ движения деятельности, и посвящена специ- альная глава книги. Не мне, разумеется, судить о том, является ли этот опыт удачным. Я хочу только обратить внимание читателя на то, что психо- логическая "тайна сознания" остается закрытой для любого метода, за иск- лючением метода, открытого Марксом, позволяющего демистифицировать при- роду сверхчувственных свойств общественных объектов, к которым принадле- жит также и человек как субъект сознания. Наибольшие, вероятно, возражения могут вызвать развиваемые мной взгляды на личность как предмет собственно психологического изучения. Я думаю так потому, что они решительно не совместимы с теми метафизически- ми культур-антропологическими концепциями личности (как и с теориями двойной ее детерминации - биологической наследственностью и социальной средой), которые наводняют сейчас мировую психологию. Несовместимость эта особенно видна при рассмотрении вопроса о природе так называемых внутренних двигателей личности и вопроса о связи личности человека с его соматическими особенностями. Широко распространенный взгляд на природу потребностей и влечений че- ловека заключается в том, что они-то и суть определители деятельности личности, ее направленности; что, соответственно, главную задачу психо- логии составляет изучение того, какие потребности свойственны человеку и какие психические переживания (влечения, желания, чувства) они вызывают. Другой взгляд, в отличие от первого, состоит в том, чтобы понять, каким образом развитие самой деятельности человека, ее мотивов и средств трансформирует его потребности и порождает новые потребности, в ре- зультате чего меняется их иерархия, так что удовлетворение некоторых из них низводится до статуса лишь необходимых условий деятельности челове- ка, его существования как личности. Нужно сказать, что защитниками первой, антропологической или, лучше сказать, натуралистической точки зрения, выдвигается множество аргумен- тов, в том числе такие, которые метафорически можно назвать аргументами "от желудка". Конечно, наполнение желудка пищей - непременное условие любой предметной деятельности, но психологическая проблема заключается в другом: какова будет эта деятельность, как пойдет ее развитие, а вместе с ним и преобразование самих потребностей. Если я выделил здесь данный вопрос, то это потому, что в нем сталки- ваются противоположные воззрения на перспективу изучения личности. Одно из них ведет к построению психологии личности, исходящей из примата, в широком смысле слова, потребления (на языке бихевиористов - "подкрепле- ния"); другое - к построению психологии, исходящей из примата дея- тельности, в которой человек утверждает свою человеческую личность. Второй вопрос - вопрос о личности человека и его телесных особеннос- тях - заостряется в связи с тем положением, что психологическая теория личности не может строиться, опираясь главным образом на различия конс- титуций человека. Как же можно в теории личности обойтись без привычных ссылок на конституции Шелдона, факторы Айзенка, наконец, на павловские типы высшей нервной деятельности? Соображение это тоже возникает из ме- тодологического недоразумения, которое во многом зависит от неоднознач- ности самого понятия "личность". Неоднозначность эта, однако, исчезает, если принять то известное марксистское положение, что личность есть осо- бое качество, которое природный индивид приобретает в системе обществен- ных отношений. Проблема тогда неизбежно обращается: антропологические свойства индивида выступают не как определяющие личность или входящие в ее структуру, а как генетически заданные условия формирования личности и, вместе с тем, как то, что определяет не ее психологические черты, а лишь формы и способы их проявления. Например, агрессивность как черта личности, конечно, будет проявляться у холерика иначе, чем у флегматика, но объяснить агрессивность особенностью темперамента как же научно бесс- мысленно, как искать объяснения войн в свойственном людям инстинкте драчливости. Таким образом, проблема темперамента, свойств нервной сис- темы и т.п. не "изгоняется" из теории личности, а выступает в ином, нет- радиционном плане - как вопрос об использовании, если так можно выра- зиться, личностью врожденных индивидуальных свойств и способностей. И это - очень важная для конкретной характерологии проблема, которая, как и ряд других проблем, осталась в данной книге не рассмотренной. Оговорки, сделанные в этом предисловии (а они могли быть еще более многочисленными), вызваны тем, что автор видел свою задачу не столько в утверждении тех или иных конкретно-психологических положений, сколько в поиске метода их добывания, вытекающего из историко-материалистического учения о природе человека, его деятельности, сознания и личности. В заключение мне осталось сказать несколько слов о композиции книги. Содержащиеся в ней мысли уже были высказаны в прежних публикациях авто- ра, перечень которых дается в примечаниях к главам. Они, однако, впервые представлены здесь систематически. По своему составу книга разбивается на три части. Первую из них обра- зуют I и II главы, посвященные анализу понятия отражения и того общего вклада, который вносит марксизм в научную психологию. Главы эти служат введением к ее центральной части, в которой рассматриваются проблемы де- ятельности, сознания и личности. Совершенно особое место занимает пос- ледняя часть книги: она не является продолжением предшествующих глав, а представляет собой одну из ранних работ автора по психологии сознания. Со времени ее первого, ставшего теперь редким издания прошло более двад- цати лет, и многое в ней устарело. Однако она содержит некоторые психо- лого-педагогические аспекты проблемы сознания, которые в других частях книги вовсе не затрагиваются, хотя аспекты эти остаются и сейчас близки- ми сердцу автора. Это и побудило включить ее в книгу. Москва, июнь 1974 г.
ГЛАВА I МАРКСИЗМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА 1. ОБ ОБЩИХ ОСНОВАНИЯХ МАРКСИСТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Учение К.Маркса создало переворот в общественных науках: в философии, в политической экономии, в теории социализма. Психология, как известно, оставалась многие годы изолированной от влияния марксизма. Марксизм не допускался в официальные научные психологические центры, и имя К.Маркса на протяжении более полустолетия после опубликования его основных произ- ведений почти не упоминалось в трудах психологов. Только в начале двадцатых годов учеными нашей страны было впервые выдвинуто требование сознательно строить психологию на основе марксиз- ма1. Таким образом, именно советские ученые открыли Маркса для мировой психологической науки. Первоначально задача создания марксистской психологии понималась как задача критики идеалистических философских взглядов, господствовавших в психологии, и внесения в нее некоторых положений марксистской диалекти- ки. Характерным в этом отношении было название вышедшего в 1926 г. ново- го учебника психологии, написанного К.Н.Корниловым. Он назывался так: "Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектического материа- лизма". В нем, как и в других работах этого периода, многие основопола- гающие для психологии идеи и понятия марксизма-ленинизма, в том числе понятие отражения, оставались еще не раскрытыми. Хотя Корнилов и другие авторы того времени подчеркивали положение об общественной природе чело- веческой психики, однако оно обычно интерпретировалось в духе наивных представлений о биосоциальной обусловленности поведения людей. Только после работ Л.С.Выготского2 и, несколько позже, С.Л.Рубинштей- на3 значение марксизма для психологии стало пониматься более полно. По- лучили развитие исторический подход к психике человека, конкретно-психо- логическое учение о сознании как высшей форме отражения реальности, уче- ние о деятельности и ее строении. Происходил процесс постепенного пере- осмысления значения трудов классиков марксизма для психологической нау- ки. Становилось все более очевидным, что марксизмом была создана широкая теория, раскрывающая природу и общие законы психики, сознания, что вклад марксизма в психологическую науку несопоставим по своему значению с са- мыми крупными теоретическими открытиями, сделанными в психологии как в домарксистский период ее развития, так и после Маркса. Осознание этого явилось результатом большой теоретической работы мно- гих психологов-марксистов, в том числе и зарубежных4. Но и сейчас еще нельзя сказать, что психология исчерпала сокровищницу идей марксизма-ле- нинизма. Вот почему мы вновь и вновь обращаемся к трудам К.Маркса, даю- щим решение наиболее глубоких и сложных теоретических проблем психологи- ческой науки. В теории марксизма решающее важное значение для психологии имеет уче- ние о человеческой деятельности, о ее развитии и ее формах. Свои знаменитые тезисы о Фейербахе Маркс, как известно, начинает с указания "главного недостатка всего предшествующего материализма". Он состоит в том, что предмет, действительность берутся им лишь в форме объекта, в форме созерцания, а не как человеческая деятельность, не субъективно5. Говоря о созерцательности старого материализма, Маркс имеет в виду то обстоятельство, что познание рассматривалось им только как результат воздействия предметов на познающего субъекта, на его органы чувств, а не как продукт развития его деятельности в предметом мире. Таким образом, старый материализм отделял познание от чувственной деятельности, от жиз- ненных практических связей человека с окружающим его миром. Вводя понятие деятельности в теорию познания, Маркс придавал ему строго материалистический смысл: для Маркса деятельность в ее исходной и основной форме - это чувственная практическая деятельность, в которой люди вступают в практический контакт с предметами окружающего мира, ис- пытывают на себе их сопротивление и воздействуют на них, подчиняясь их объективным свойствам. В этом и состоит коренное отличие марксистского учения о деятельности от идеалистического, которое знает деятельность только в ее абстрактной, спекулятивной форме. Глубокий переворот, совершенный Марксом в теории познания, состоит в том, что человеческая практика была понята как основа человеческого поз- нания, как тот процесс, в ходе развития которого возникают познава- тельные задачи, порождаются и развиваются восприятие и мышление человека и который вместе с тем несет в себе критерий адекватности, истинности знаний: в практике, говорит Маркс, должен человек доказать истинность, действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Напоминая эти хорошо известные тезисы Маркса, нужно особенно подчерк- нуть, что ни один из них не может быть взят изолированно, в отрыве от марксистского учения в целом. В частности, это относится и к положению о роли практики, - положению, которое некоторые современные извратители марксизма пытаются трактовать как якобы выражающее и обосновывающее прагматическую точку зрения. В действительности философское открытие Маркса состоит вовсе не в отождествлении практики с познанием, а в том, что познание не существует вне жизненного процесса, который по самой природе своей есть процесс ма- териальный, практический. Отражение действительности возникает и разви- вается в процессе развития реальных связей познающих людей с окружающим их человеческим миром, этими связями определяется и, в свою очередь, оказывает обратное влияние на их развитие. "Предпосылки, с которых мы начинаем, - читаем мы в "Немецкой идеоло- гии", - не произвольны, они - не догмы; это - действительные предпосыл- ки, от которых можно отвлечься только в воображении. Это - действи- тельные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни..."6 Предпосылки эти вместе с тем составляют три необходимых основных момен- та, три звена, диалектические связи которых образуют единую саморазвива- ющуюся систему. Уже в самой телесной организации индивидов заключена необходимость того, что они вступают в активное отношение к внешнему миру; чтобы су- ществовать, они должны действовать, производить необходимые им средства к жизни. Воздействуя на внешний мир, они изменяют его; этим они также изменяют и самих себя. Поэтому то, что они представляют собой, определя- ется их деятельностью, обусловленной уже достигнутым уровнем развития ее средств и форм ее организации. Только в ходе развития этих отношений развивается также и психическое отражение людьми реальности. "...Люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления"7. Иными словами, мышление, сознание определяются реальным бытием, жизнью людей и существуют только как их сознание, как продукт развития указанной системы объективных отношений. В своем саморазвитии система эта образует различные инфраструктуры, отношения и процессы, которые мо-
гут становиться предметом изучения отдельных наук. Однако марксистское требование состоит в том, чтобы они рассматривались внутри этой общей системы, а не изолированно от нее. Требование это, разумеется, относится также и к психологическому изучению людей, к психологической науке. Старая метафизическая психология знала только абстрактные индивиды, подвергающиеся воздействию противостоящей им внешней среды и, со своей стороны, проявляющие присущие им психические способности: восприятие, мышление, волю, чувства. Безразлично, мыслится ли при этом индивид как некая реактивная машина (хотя бы и очень сложно запрограммированная), или он наделяется автохтонно проявляющимися духовными силами. Подобно высмеянному Марксом святому Санчо8, наивно полагавшему, что ударом стали мы высекаем огонь, хранящийся в камне, психолог-метафизик думает, что психика извлекается из самого субъекта, из его головы. Как и Санчо, он не подозревает, что огненные частички отделяются не от камня, а от стали и, главное, что все дело - в раскаляющем эти частички взаимодействии камня и стали. Психолог-метафизик тоже упускает главное звено - процес- сы, опосредующие связи субъекта с реальным миром, процессы, в которых только и происходит психическое отражение им реальности, переход матери- ального в идеальное. А это суть процессы деятельности субъекта, первона- чально всегда внешней и практической, а затем приобретающей также форму внутренней деятельности, деятельности сознания. Анализ деятельности и составляет решающий пункт и главный метод науч- ного познания психического отражения, сознания. В изучении форм общест- венного сознания - это анализ бытия общества, свойственных ему способов производства и системы общественных отношений; в изучении индивидуальной психики - это анализ деятельности индивидов в данных общественных усло- виях и конкретных обстоятельствах, которые выпадают на долю каждого их них. 2. ТЕОРИЯ СОЗНАНИЯ К.Маркс заложил основы конкретно-психологической теории сознания, ко- торая открыла для психологической науки совершенно новые перспективы. Хотя прежняя субъективно-эмпирическая психология охотно называла себя наукой о сознании, в действительности она никогда не была ею. Явления сознания либо изучались в плане чисто описательном, с эпифеноменологи- ческих и паралеллистических позиций, либо вовсе исключались из предмета научно-психологического знания, как того требовали наиболее радикальные представители так называемой "объективной психологии"9. Однако связанная система психологической науки не может быть построена вне конкретно-на- учной теории сознания. Именно об этом свидетельствуют теоретические кри- зисы, постоянно возникавшие в психологии по мере накопления конкрет- но-психологических знаний, объем которых начиная со второй половины прошлого столетия быстро увеличивался. Центральную тайну человеческой психики, перед которой останавливалось научно-психологическое исследование, составляло уже само существование внутренних психических явлений, самый факт представленности субъекту картины мира. Эта психологическая тайна и не могла быть раскрыта в до- марксистской психологии; она остается нераскрытой и в современной психо- логии, развивающейся вне марксизма. Сознание неизменно выступало в психологии как нечто внеположеное, лишь как условие протекания психических процессов. Такова была, в част- ности, позиция Вундта. Сознание, писал он заключается в том, что какие бы то ни было психические состояния мы находим в себе, и поэтому мы не можем познать сущности сознания. "Все попытки определить сознание... приводят или к тавтологии или к определениям происходящих в сознании де- ятельностей, которые уже потому не суть сознание, что предполагают его"10. Ту же мысль в еще более резком выражении мы находим у Наторпа: сознание лишено собственной структуры, оно лишь условие психологии, но не ее предмет. Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, но оно не поддается определению и выводимо только из самого себя11. Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество - качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их "презенти- рованности" (представленности) субъекту (Стаут). Качество это не раскры- ваемо: оно может только быть или не быть12. Идея внеположности сознания заключалась и в известном сравнении соз- нания со сценой, на которой разыгрываются события душевной жизни. Чтобы события эти могли происходить, нужна сцена, но сама сцена не участвует в них. Итак, сознание есть нечто внепсихологическое, психологически беска- чественное. Хотя эта мысль не всегда высказывается прямо, она постоянно подразумевается. С ней не вступает в противоречие ни одна прежняя попыт- ка психологически охарактеризовать сознание. Я имею в виду прежде всего ту количественную концепцию сознания, которая с наибольшей прямотой была высказана еще Леддом: сознание есть то, что уменьшается или увеличивает- ся, что отчасти утрачивается во сне и вполне утрачивается при обморо- ке13. Это - своеобразное "свечение", перемещающийся световой зайчик или, лучше сказать, прожектор, луч которого освещает внешнее или внутреннее поле. Его перемещение по этому полю выражается в явлениях внимания, в которых сознание единственно и получает свою психологическую характерис- тику, но опять-таки лишь количественную и пространственную. "Поле созна- ния" (или, что то же самое, "поле внимания") может быть более узким, бо- лее концентрированным, или более широким, рассеянным; оно может быть бо- лее устойчивым или менее устойчивым, флюктуирующим. Но при всем том опи- сание самого "поля сознания" остается бескачественным, бесструктурным. Соответственно и выдвигавшиеся "законы сознания" имели чисто формальный характер; таковы законы относительной ясности сознания, непрерывности сознания, потока сознания. К законам сознания иногда относят также такие, как закон ассоциации или выдвинутые гештальт-психологией законы целостности, прегнатности и т.п., но законы эти относятся к явлениям в сознании, а не к сознанию как особой форме психики, и поэтому одинаково действительны как по отношению к его "полю", так и по отношению к явлениям, возникающим вне этого "по- ля", - как на уровне человека, так и на уровне животных. Несколько особое положение занимает теория сознания, восходящая к французской социологической школе (Дюркгейм, Де Роберти, Хальбвакс и другие)14. Как известно, главная идея этой школы, относящаяся к психоло- гической проблеме сознания, состоит в том, что индивидуальное сознание возникает в результате воздействия на человека сознания общества, под влиянием которого его психика социализируется и интеллектуализируется; это социализированная и интеллектуализированная психика человека и есть его сознание. Но и в этой концепции полностью сохраняется психологичес- кая бескачественность сознания; только теперь сознание представляется некоей плоскостью, на которой проецируются понятия, концепты, составляю- щие содержание общественного сознания. Этим сознание отождествляется с знанием: сознание - это "со-знание", продукт общения сознаний. Другое направление попыток психологически характеризовать сознание состояло в том, чтобы представить его как условие объединения внутренней психической жизни. Объединение психических функций, способностей и свойств - это и есть сознание; оно поэтому, писал Липпс, одновременно есть и самосознание15. Проще всего эту идею выразил Джемс в письме к К.Штумпфу: сознание - это "общий хозяин психических функций". Но как раз на примере Джемса особен- но ясно видно, что такое понимание сознания полностью остается в преде- лах учения о его бескачественности и неопределимости. Ведь именно Джемс говорил о себе: "Вот уже двадцать лет, как я усомнился в существовании сущего, именуемого сознанием... Мне кажется, что настало время всем отк- рыто отречься от него"16. Ни экспериментальная интроспекция вюрцбуржцев, ни феноменология Гус- серля и экзистенционалистов не были в состоянии проникнуть в строение сознания. Напротив, понимая под сознанием его феноменальный состав с его внутренними, идеальными отношениями, они настаивают на "депсихологиза- ции", если можно так выразиться, этих внутренних отношений. Психология сознания полностью растворяется в феноменологии. Любопытно отметить, что авторы, ставившие своей целью проникнуть "за" сознание и развивавшие учение о бессознательной сфере психики, сохраняли это же понимание соз- нания - как "связанной организации психических процессов" (Фрейд). Как и другие представители глубинной психологии, Фрейд выводит проблему созна- ния за сферу собственно психологии. Ведь главная инстанция, представляю- щая сознание, - "сверх-я", - по существу является метапсихическим. Метафизические позиции в подходе к сознанию, собственно, и не могли привести психологию ни к какому иному его пониманию. Хотя идея развития и проникла в домарксистскую психологическую мысль, особенно в послеспен- серовский период, она не была распространена на решение проблемы о при- роде человеческой психики, так что последняя продолжала рассматриваться как нечто предсуществующее и лишь "наполняющееся" новыми содержаниями. Эти-то метафизические позиции и были разрушены диалектико-материалисти-
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |