КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А.Н.Леонтьев 1 страница
X Советам и указаниям, изложенным выше и разложенным мною "по полочкам", едва ли нужно следовать буквалистски. Это именно принципы, они даны для вашей ориентировки, а не для того, чтобы каждое из указаний в обязательном порядке выполнять именно так, как они здесь преподаны. Работа ваша должна быть творческой. Желаю успеха!
[1] Борхес Х.Л., Феррари О. Новая встреча. (Неизданные беседы). М., С-Пб.: SYMPOSIUM, 2004. С. 217. [2] Скип Пресс. Как написать сценарий: руководство для полных дураков. М.: Триумф, 2003. С. 2. [3] Там же. С. 38. [4] Там же. С. 62. [5] Cм. Арабов Ю. Кинематограф и теория восприятия. М.: ВГИК, 2003. [6] Толстой Л. Полное собрание сочинений. М., 1955. Т. XVI. С.7. [7] Запись по фильму «Бойцовский клуб» // Киносценарии. 2000. № 4. [8] Вайсфельд И.В. Мастерство кинодраматурга. М.: Советский писатель, 1961. С. 69. [9] Фрейлих С.И. Драматургия экрана. М.: Искусство, 1961. С. 77. [10] Тарковский А. Запечатленное время // Андрей Тарковский: начало… и пути. М.: ВГИК, 1994. С. 8. [11] Киноведческие записки: историко-теоретический журнал. №35/36. С. 149. [12] Тарковский А. Я стремлюсь к максимальной правдивости // Андрей Тарковский: начало… и пути. С. 38. [13] Эйзенштейн С. Теория и практика преподавания кинорежиссуры. М.: ВГИК, 1988. С. 81. [14] Эйзенштейн С. Избранные произведения: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С.579, 591. [15] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т.3. С. 581. [16] См. Пастернак Б. Доктор Живаго. Кн. 2.Часть 10. Глава 4. [17] Тарковский А. Запечатленное время // Андрей Тарковский: начало… и пути. С. 53. [18] Шекспир У. Макбет. Акт I. [19] Тарковский Андрей. Мартиролог. Дневники. Международный Институт имени Андрея Тарковского, 2008. С.472. [20] Аристотель. О искусстве поэзии. М.: Государственное издательство Художественной литературы, 1957. С. 109. [21] Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 378. [22] Там же. [23] Тарковский А. Монтаж // Андрей Тарковский: начало… и пути. С.138. [24] Борхес Х. Л. Проза разных лет. М.: Радуга, 1989. С.237. [25] Нехорошев Л. // Сб. А.А.Тарковский в контексте мирового кинематографа. М.: ВГИК, 2003. С.42. [26] Андреев Л. // Киногазета. 1918. №1 [27] Мартен М. Язык кино. М.: Искусство, 1959. С.195. [28] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: 1978, т. I. С. XV. [29] Эйзенштейн С. Одолжайтесь // Избранные произведения. Т. 2. С. 78.
[30] Тарковский А. Замысел и его реализация // Андрей Тарковский: начало… и пути. С.132. [31] Тарковский А. Замысел и его реализация // Андрей Тарковский: начало… и пути. С.90. [32] Там же. С.61-62.
[33] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т.2. С.192. [34] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т.2. С. 316.
[35] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т.2. С. 316. [36] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т.2. С.78. [37] Тарковский А. Сценарий // Андрей Тарковский: начало… и пути. С. 90. [38] Скип Пресс. Как пишут и продают сценарии в США. М.: Издательство Триумф, 2003. С.100.
[39] Арабов Ю. Кинематограф и теория восприятия. С.18.
[40] Сц. Траффик. // Киносценарии. 2001. №3. С. 105-106. [41]Сц. Траффик. // Киносценарии. 2001. №3. С. 116. [42] Шпаликов Г. Пробуждение // Сб. Пароход белый-беленький. М., 1998. С. 338-339. [43] Педро Альмодовар. Это все о моей матери // Киносценарии. 2000. №6. С. 102. [44] Григорьев Е. Романс о влюблённых // Искусство кино. 1974. №8. С. 166. [45] Мишарин А., Тарковский А. Зеркало // Киносценарии. 1988. №2. С.154. [46] Тарковский А. Запечатленное время // Андрей Тарковский: начало… и пути. С.55. [47] См. лицевую страницу обложки журнала «Искусство кино» 1957, № 1. [48] Тарковский Андрей. Мартиролог. Дневники. С.471-472.
[49] Тарковский А. Замысел и его реализация // Андрей Тарковский: начало… и пути. С.129. [50] Туркин В. Драматургия кино. М.: Госкиноиздат, 1938. С.129. [51] Аристотель. Об искусстве поэзии. С.62. [52] Эксод — исход, то есть заключительная часть трагедии. См. Аристотель. Об искусстве поэзии. Комментарии. С.171. [53] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 76-77. [54] Аристотель. Об искусстве поэзии. С.97.
[55] Бергман И. Как делается фильм // Сб. Ингмар Бергман. М.: Искусство, 1969. С. 248. [56] Аникст А. Послесловие // Шекспир У. Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1960. Т. 6. С.572-576. [57] Там же. С. 572. [58] Там же. С. 575. [59] Смирнов А. Послесловие // Шекспир У. Полн. собр. соч. Т.3. С.518. [60] Арабов Ю. Приближение к раю // Киносценарии. 2001. № 2. С. 28. [61] Аристотель. О искусстве поэзии. С. 62. [62] Тарковский А. Запечатленное время // Андрей Тарковский: начало… и пути. С. 46. [63] Литературный энциклопедический словарь. С. 252. [64] Томашевский Б. Теория литературы. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 180. [65] Бокаччо Дж. Декамерон. М.: Правда, 1989. С. 73. [66] Чехов А. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1961. Т.IX. С. 333. [67] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т. 2. С. 270. [68] Из творческого наследия С.М.Эйзенштейна. М.: ВНИИК., 1985. С. 11. [69] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т. 2 С. 270. [70] Из творческого наследия С.М.Эйзенштейна. С.13 [71] Теория и практика преподавания кинорежиссуры (Из педагогического наследия С.М.Эйзенштейна). М.: ВГИК, 1988. С. 87. [72] Литературный энциклопедический словарь. С. 284. [73] Литературный энциклопедический словарь. С. 230. [74] Достоевский Ф. Собрание сочинений: В 10 т. М., 1957. Т. 8. С. 610. [75] Шекспир У. Полное собрание сочинений. Т. 3. С. 547. [76] Достоевский Ф. Собрание сочинений. Т. 6. С. 547. [77] Достоевский Ф. Собрание сочинений. Т. 4. С. 567. [78] Аристотель. Об искусстве поэзии. Гл. XI. [79] Там же. Гл. XIII. [80] Достоевский Ф. Бесы // Собр. Соч. Т. 7. С. 160. [81] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 64. [82] Мережковский Д. Полное собрание сочинений. М.: Библиотека ж. «Русское слово», 1914 Т. XII. С. 232-233. [83] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 59. [84] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 71. [85] Там же. С. 74. [86] Там же. [87] Библейская энциклопедия. Издание архимандрита Никифора в 2-х книгах. Книга I. 1891. С. 47. [88] Литературный энциклопедический словарь. С.165. [89] Литературный энциклопедический словарь. С. 230.
[90] Туркин В.К. Драматургия кино. М.: ВГИК, 2007. С.96. [91] Туркин В.К. Драматургия кино. С. 98. [92] Там же. С. 100. [93] Туркин В.К. Драматургия кино. С.100. [94] Там же. С. 96 [95] Там же.
[96] Борхес Х. Л. Проза разных лет. С. 280-281. [97]Туркин В.К. Драматургия кино. С. 98. [98] Литературный энциклопедический словарь. С. 38.
[99] Литературный энциклопедический словарь. С. 280-281.
[100] Туркин В.К. Драматургия кино. С. 97. [101] Туркин В.К. Драматургия кино. С. 97. [102] Борхес Х. Л. Проза разных лет. С. 281. [103] Пьер Паоло Пазолини. Я склонен мифологизировать все на свете // Искусство кино, 1995. № 8. С. 103.
[104] История всемирной литературы: В 9 т. М., 1984. Т. II. С. 469. [105] Булгаков М. Драмы и комедии. М.: Искусство, 1965. С.397. [106] Достоевский Ф. Записная книжка 1880 года // Собр. соч. Т. 10. С. 617. [107] Достоевская А.Г. Воспоминания. М.: Правда, 1987. С. 222. [108] Толстой Л. Полное собрание сочинений. Т. 53. С.187. [109] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2. С.259. [110] Большой словарь иностранных слов. М., 2004. С. 299. [111] Достоевский Ф. Собрание сочинений. Т. VII. С. 616 [112] Петровскиий Ф. Предисловие // Аристотель. О искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957. С. 26. [113] См. Гегель Г. Эстетика: В 4 т. М., 1971. Т. 3. Гл.III, раздел «Различие родов поэзии».
[114] газ. Кино. 1925. № 34. [115] газ. Кино. 1926. № 26. [116] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т. 2. С. 297. [117] Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С.345. [118] Волькенштейн В. Драматургия кино. М.: Искусство, 1937. С. 7. [119] Гегель Г. Эстетика. Т. 3. С. 426. [120] Там же. С. 427. [121] Эйзенштейн С. Собрание сочинений. Т. 2. С. 70. [122] Сб. Ингмар Бергман. С. 249-250. [123] Шкловский В. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983. С. 316. [124] Туркин В. Искусство кино и его драматургия. (На правах рукописи.) М., ВГИК, 1958. С. 17. [125] Демин В. Фильм без интриги. М.: Искусство, 1966. С. 19. [126] Манн Т. Иосиф и его братья.: В 2 т. М.: Правда, 1987. Т. 1. С. 650. [127] Тарковский А. Сценарий // Андрей Тарковский: начало… и пути. С. 94. [128] ж. Киносценарии. 2001. № 2. С. 9. [129] Шпаликов Г. Пароход белый-беленький. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. С.193. [130] Литературный энциклопедический словарь. С. 185. [131] Литературный энциклопедический словарь. С.458. [132] Там же. [133] Там же. [134] Литературный энциклопедический словарь. С. 100. [135] Книга пророка Исаии. Гл. 41, ст. 4. [136] Толковая Библия. Петербург, 1908-1910. Т. V. С. 402. [137] См. ж. Искусство кино. 1977. № 9. [138] Сб. Ингмар Бергман. С. 245. [139] Мишарин А., Тарковский А. Зеркало // ж. Киносценарии. 1988. № 2. С. 149. [140] Борхес Х.Л., Феррари О. Новая встреча. С.99-100.
[141] Арабов Ю. Кинематограф и теория восприятия. С. 52. [142] Евангение от Матфея. Гл. 22, ст. 37-39. [143] Большой словарь иностранных слов. С. 681. [144] Смирнов А. Послесловие // Шекспир В. Полн. собр. соч. Т. 3. С. 518. [145] Толковая Библия. Т. VI. С. 362. [146] Гете И.-В. Собрание сочинений. 1935. Т. VII. С. 309. [147] Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. [148] Томашевский Б. Теория литературы. 2003. С. 183. [149] Манн Т. Иосиф и его братья. Т. II C. 76. [150] Тынянов Ю. Об основах кино. // Поэтика. История литературы. Кино. С. 341. [151] Тарковский А. Сценарий. // Андрей Тарковский: начало… и пути. С. 96. [152] Там же С. 55.
[153] См. об этом настоящее издание: «VII. Экранизация». [154] Борхес Х.Л. Проза разных лет. С.102 [155] Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. С. 341. [156] Митта А. Кино между адом и раем. М: Зебра Е, 2005. С. 216. [157] Маяковский В. Владимир Ильич Ленин. Избранные сочинения: В 2 т. М., 1982. Т.2. С. 262. [158] Сб. Ингмар Бергман. С. 250. [159] Антониони М. Профессия: репортер. М.: Искусство, 1980. С. 103. [160] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 44. [161] Там же. С. 43. [162] Большой словарь иностранных слов. М.: Русские словари. Астрель. АСТ, 2004. С.405.
[163] Хичкок о Хичкоке // Искусство кино. 1990. № 11. С. 171. [164] Соловьев В. София. // Соловьев С.М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977. С. 143. [165] Манн Т. Доктор Фаустус. М.: Республика, 1993. С. 252. [166] Хичкок о Хичкоке // Искусство кино. С. 163. [167] Шекспир У. Полное собрание сочинений. Т. 3. С. 205. [168] Там же. [169] Там же. С. 206. [170] Шекспир У. Полное собрание сочинений. Т. 3. С. 297. [171] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 45-46. [172] Литературный энциклопедический словарь. С. 441. [173] Там же. [174] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 83. [175] Гегель Г. Эстетика. Т. 3. С. 577. [176] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 83-84. [177] Гегель Г. Эстетика. Т. 3. С. 575-576. [178] Там же. С. 577-578. [179] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 56. [180] Гегель Г. Эстетика. Т. 3. С. 578. [181] Гегель Г. Эстетика. Т. 3. С. 581. [182] Большой словарь иностранных слов. М., 2004, С. 352. [183] Большой словарь иностранных слов. С. 221 [184] Там же. С. 143. [185] Литературный энциклопедический словарь. С. 268. [186] Гегель Г. Эстетика. Т.3. С.583 [187] Шекспир У. Полное собрание сочинений. Т. 3. С. 543. [188] Там же. [189] Тарковский А. Сценарий // Андрей Тарковский: начало… и пути. С. 87. [190] Ингмар Бергман. Осенняя соната. М.: Известия, 1988. С. 223. [191] Хичкок о Хичкоке // Искусство кино. 1990. № 11. С. 172. [192] Шекспир У. Т.3. С. 197. [193] Лесков Н. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1989. Т. 2. С. 270. [194] Манн Т. Иосиф и его братья. Т. 2. С. 706. [195] Хичкок о Хичкоке // Искусство кино. 1990. № 11. С. 166. [196] Достоевский Ф. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л-д., 1983. Т. 29. Кн. I. С. 225.
[197] Достоевский Ф. Полное собрание сочинений. Т. 29. Кн. I. С.225. [198] Шкловский В. За 60 лет. Работы о кино. М.: Искусство, 1985. С. 259. [199] ж. Советский экран. 1926. № 42. [200] Эйзенштейн С. Вертикальный монтаж // Избр. произвед. Т. 2. С. 266. [201] Сб. Ингмар Бергман. С. 245. [202] РГАЛИ, фонд 2453, опись 3, № 127-134. [203] Достоевский Ф. Письмо А. Майкову // Полн. собр. соч. Т. 29. Кн. I. С. 39. [204] Там же.
[205] Л.В.Фирсова — цветоустановщик; печатала цветные части «Ивана Грозного». [206] ж. Киноведческие записки. 1998. №38. С.305-306 [207] Цит. по: Катанян В. Сережа или страсти по Параджанову // Киносценарии. 1994. № 4. С. 175. [208] Тарковский А. Сценарий // Андрей Тарковский: начала… и пути. С. 91. [209] Апостол Павел. Послание к галатам. V, 19-21. [210] Там же. V. 22-23,25. "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.СОЗНАНИЕ.ЛИЧНОСТЬ"
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА Эта небольшая теоретическая книга готовилась очень долго, но и сейчас я не могу считать ее законченной - слишком многое осталось в ней не эксплицированным, только намеченным. Почему я все же решился ее опубли- ковать? Замечу сразу: только не из любви к теоретизированию. Попытки разобраться в методологических проблемах психологической нау- ки всегда порождались настоятельной потребностью в теоретических ориен- тирах, без которых конкретные исследования неизбежно остаются близоруки- ми. Вот уже почти столетие, как мировая психология развивается в условиях кризиса ее методологии. Расколовшись в свое время на гуманитарную и ес- тественнонаучную, описательную и объяснительную, система психологических знаний дает все новые и новые трещины, в которых кажется исчезающим сам предмет психологии. Происходит его редукция, нередко прикрываемая необ- ходимостью развивать междисциплинарные исследования. Порой даже раздают- ся голоса, открыто призывающие в психологию "варягов": "придите и княжи- те нами". Парадокс состоит в том, что вопреки всем теоретическим труд- ностям во всем мире сейчас наблюдается чрезвычайное ускорение развития психологических исследований - под прямым давлением требований жизни. В результате противоречие между громадностью фактического материала, скру- пулезно накапливаемого психологией в превосходно оснащенных лаборатори- ях, и жалким состоянием ее теоретического, методологического фундамента еще более обострилось. Небрежение и скепсис в отношении общей теории психики, распространение фактологизма и сциентизма, характерные для сов- ременной американской психологии (и не только для нее!), стали барьером на пути исследования капитальных психологических проблем. Нетрудно увидеть связь между этим явлением и разочарованностью, выз- ванной не оправдавшимися претензиями главных западноевропейских и амери- канских направлений произвести в психологии долгожданную теоретическую революцию. Когда родился бихевиоризм, заговорили о спичке, поднесенной к бочке с порохом; затем стало казаться, что не бихевиоризм, а геш- тальт-психология открыла генеральный принцип, способный вывести психоло- гическую науку из тупика, в который ее завел элементаристский, "атомис- тический" анализ; наконец, у очень многих закружилась голова от фрейдиз- ма, якобы нашедшего в бессознательном ту точку опоры, которая позволяет поставить психологию с головы на ноги и сделать ее по-настоящему жизнен- ной. Другие буржуазно-психологические направления были, пожалуй, менее претенциозны, но их ждала та же участь; все они оказались в общей эклек- тической похлебке, которую варят сейчас - каждый на свой манер - психо- логи, ищущие репутации "широких умов". По совершенно другому пути шло развитие советской психологической на- уки. Методологическому плюрализму советские психологи противопоставили единую марксистско-ленинскую методологию, позволяющую проникнуть в действительную природу психики, сознания человека. Начались настойчивые поиски решения главных теоретических проблем психологии на основе марк- сизма. Одновременно шла работа по критическому осмысливанию на этой ос- нове положительных достижений зарубежной психологии и развернулись конк- ретные исследования по широкому кругу вопросов. Складывались новые под- ходы и новый концептуальный аппарат, позволивший достаточно быстро вы- вести советскую психологию на научный уровень, несопоставимо более высо- кий, чем уровень той психологии, которая пользовалась официальным приз- нанием в дореволюционной России. В психологии появились новые имена: Блонского и Корнилова, затем Выготского, Узнадзе, Рубинштейна и других. Главное в том, что это был путь неустанной целеустремленной борьбы - борьбы за творческое овладение марксизмом-ленинизмом, борьбы против иде- алистических и механистических, биологизаторских концепций, выступавших то в одном, то в другом обличье. Развивая линию, противостоящую этим концепциям, нужно было вместе с тем избежать научного изоляционизма, равно как и положения одной из психологических школ, существующей наряду с прочими. Мы все понимали, что марксистская психология - это не от- дельное направление, не школа, а новый исторический этап, олицетворяющий собой начало подлинно научной, последовательно материалистической психо- логии. Мы понимали и другое, а именно, что в современном мире психология выполняет идеологическую функцию, служит классовым интересам и что с этим невозможно не считаться. Методологические и идеологические вопросы оставались в центре внима- ния советской психологии, особенно в первый период ее развития, который ознаменовался выходом в свет таких фундаментальных по своим идеям книг, как "Мышление и речь" Л.С.Выготского и "Основы общей психологии" Л.С.Ру- бинштейна. Нужно, однако, признать, что в последующие годы внимание к методологическим проблемам психологической науки несколько ослабло. Это, конечно, вовсе не значит, что теоретические вопросы стали меньше обсуж- даться или о них стали меньше писать. Я имею в виду другое: известную методологическую беспечность многих конкретно-психологических, в том числе и прикладных, исследований. Это явление объяснимо рядом обстоятельств. Одно из них состоит в том, что постепенно произошло нарушение внутренних связей между разработкой философских проблем психологии и реальной методологией ведущихся иссле- дований. Философским вопросам психологии (как и философской критике за- рубежных немарксистских направлений) посвящается немало объемистых книг, но вопросы, касающиеся конкретных путей исследования широких психологи- ческих проблем, в них почти не затрагиваются. Создается впечатление как бы разветвленности: с одной стороны - сфера философской психологической проблематики, а с другой стороны - сфера специально психологических ме- тодологических вопросов, возникающих в опыте конкретных исследований. Конечно, разработка собственно философских вопросов той или иной области научного знания необходима. Однако речь идет о другом: о разработке на марксистской философской основе специальных проблем методологии психоло- гии как конкретной науки. А это требует проникновения теоретической мыс- ли в ее, так сказать, "внутреннее хозяйство". Поясню свою мысль на примере одной из труднейших проблем, издавна стоящих перед психологическим исследованием, - речь идет о проблеме свя- зи психических процессов и процессов мозговых, физиологических. Вряд ли нужно убеждать сейчас психологов в том, что психика есть функция мозга и что психические явления и процессы нужно изучать в единстве с физиологи- ческими. Но что значит изучать их в единстве? Для конкретно-психологи- ческого исследования вопрос этот оказался архисложным. Дело в том, что никакое прямое соотнесение между собой психических и мозговых физиологи- ческих процессов проблемы еще не решает. Теоретические альтернативы, ко- торые возникают при таком прямом сближении, хорошо известны: либо это гипотеза параллелизма, роковым образом приводящая к пониманию психики как эпифеномена; либо это позиция наивного физиологического детерминизма с вытекающим из него сведением психологии к физиологии; либо, наконец, это дуалистическая гипотеза психофизиологического взаимодействия, кото- рая допускает действие нематериальной психики на материальные процессы, протекающие в мозге. Для метафизического мышления никакого иного решения попросту не существует, меняются лишь термины, прикрывающие все те же альтернативы. Вместе с тем психофизиологическая проблема имеет для психологии со- вершенно конкретный и в высшей степени деловой смысл, потому что психо- лог должен постоянно иметь в виду работу морфофизиологических механиз- мов. Нельзя же рассуждать, например, о процессах восприятия, не обраща- ясь к данным морфологии и физиологии. Однако образ восприятия как психо- логическая реальность совсем не то же самое, что мозговые процессы и их констелляции, функцией которых он является. Очевидно, что мы имеем здесь дело с разными формами движения, но это необходимо ставит дальнейшую проблему о тех содержательных переходах, которые связывают между собой эти формы движения. Хотя проблема эта является прежде всего методологи- ческой, ее решение требует анализа, проникающего, как я говорил, в ре- зультаты, накопленные конкретными исследованиями на психологическом и физиологическом уровнях. На другой стороне, в сфере специально психологической проблематики, внимание стало все более сосредоточиваться на тщательности разработки отдельных вопросов, на повышении технической вооруженности лабораторного эксперимента, усовершенствовании статистического аппарата и на использо- вании формальных языков. Конечно, без этого прогресс в психологии сейчас попросту невозможен. Но очевидно и другое: что одного этого еще недоста- точно. Необходимо, чтобы при этом частные задачи не заслоняли собой бо- лее общих, чтобы методика исследования не заслоняла собой его методоло- гию. Дело в том, что психолог-исследователь, взявшись за изучение конкрет- ных вопросов, неизбежно продолжает наталкиваться на фундаментальные ме- тодологические проблемы психологической науки. Только они выступают пе- ред ним в скрытом своем выражении, так что решение конкретных вопросов кажется от них не зависящим, требующим лишь умножения и уточнения эмпи- рических данных. Возникает иллюзия "деметодологизации" сферы конкретных исследований, что еще более усиливает впечатление размыкания внутренних связей между общетеоретическими марксистскими основаниями психологичес- кой науки и ее фактологией. В результате в системе психологических поня- тий образуется своеобразный вакуум, в который стихийно втягиваются кон- цепции, порожденные взглядами, по существу чуждыми марксизму. Теоретическая, методологическая беззаботность иногда сказывается и в подходе к решению некоторых чисто прикладных психологических задач. Она проявляется прежде всего в попытках некритического применения в практи- ческих целях научно не обоснованных методических средств. Предпринимая такого рода попытки, зачастую спекулируют на необходимости теснее связы- вать психологию с актуальными задачами, которые выдвигаются современным этапом развития общества и научно-технической революцией. Наиболее гру- бым выражением таких попыток является практика бездумного использования психологических тестов, чаще всего импортируемых из США. Я говорю здесь об этом только потому, что развитие практики тестирования обнажает один из "механизмов", порождающих в психологии антиметодологические установ- ки. Тестами, как известно, называют краткие испытания, цель которых сос- тоит в том, чтобы обнаружить (а иногда и измерить) то или иное предвари- тельно научно осмысленное свойство или процесс. Когда, например, стала известна реакция лакмуса на кислоту, то появился тест "лакмусовой бумаж- ки" - изменение ее цвета стало служить простейшим индикатором кислотнос- ти или щелочности жидкости, смачивающей бумажку; изучение индивидуальных особенностей восприятия цвета привело к созданию известных таблиц Штил- линга, которые по различаемости изображенных на них цифр позволяют дос- таточно надежно судить об отсутствии или наличии цветоаномалии и о ее характере. Такого рода тесты, широко используемые в самых различных об- ластях знания, можно назвать "понимающими" в том смысле, что они опира- ются на содержательное представление о зависимостях, которые связывают между собой результаты тестирования с изучаемыми свойствами, состояниями или процессами. Они не эмансипированы от науки и не подменяют собой уг- лубленные исследования. Принципиально иной характер имеют те тесты, которые служат способом обойти трудности добывания подлинно научных психологических знаний. Ти- пичным образцом таких тестов являются тесты умственного развития. В их основе лежит следующая процедура: прежде всего, допускается существова- ние некоего "психологического флогистона", именуемого интеллектуальной одаренностью; далее изобретается ряд вопросов-задач, среди которых отби- раются те, которые обладают наибольшей дифференцирующей силой, и из них составляется "тестовая батарея"; наконец, на основании статистической обработки результатов большого числа испытаний количество правильно ре- шаемых задач, включенных в такую батарею, соотносится с возрастом, расо- вой или социальной принадлежностью испытуемых. Определенный эмпирически установленный процент решений принимается за единицу, а отклонение от него записывается в виде дроби, которая якобы и выражает "интеллекту- альный коэффициент", присущий данному индивиду или группе. Несостоятельность методологии такого рода тестов очевидна. Ведь единственным критерием, на основании которого вводятся те или иные тес- товые задачи, является их валидность, т. е. степень соответствия ре- зультатов их решения тем или иным косвенным же выражениям тестируемых психологических особенностей. Это и вызвало к жизни специальную психоло- гическую дисциплину - так называемую тестологию. Нетрудно увидеть, что за подобной трансформацией методической техники в самостоятельную дис- циплину кроется не что иное, как подмена теоретического исследования грубой прагматикой. Хочу ли я этим сказать, что от психологических тестов нужно отка- заться? Нет, конечно. Я воспользовался примером давно дискредитировавших себя тестов одаренности, чтобы еще раз подчеркнуть необходимость серьез- ного теоретического анализа даже и при решении таких вопросов, которые на первый взгляд кажутся узкометодическими. Я остановился на тех трудностях, которые испытывает научная психоло- гия, и ничего не говорил о ее бесспорных и очень серьезных достижениях. Но именно осознание этих трудностей и составило, так сказать, критичес- кое содержание данной книги. Оно, однако, не является единственным фун-
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |