КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А.Н.Леонтьев 9 страница
ней психологии вообще не возникала. Дело в том, что в рамках традицион- ной диодической схемы объект -> субъект феномен сознания у субъекта при- нимался без всяких объяснений, если не считать истолкований, допускающих существование под крышкой нашего черепа некоего наблюдателя, созерцающе- го картины, которые ткут в мозге нервные физиологические процессы. Впервые метод научного анализа порождения и функционирования челове- ческого сознания - общественного и индивидуального - был открыт Марксом. В результате, как это подчеркивает один из современных авторов, предмет исследования сознания переместился от субъективного индивида на соци- альные системы деятельности, так что "метод внутреннего наблюдения и по- нимающей интроспекции, долгое время монопольно владевший исследованиями сознания, затрещал по швам"86. На немногих страницах невозможно, разуме- ется, охватить сколько-нибудь полно даже только главные вопросы марк- систской теории сознания. Не претендуя на это, я ограничусь лишь некото- рыми положениями, которые указывают пути решения проблемы деятельности и сознания в психологии. Очевидно, что объяснение природы сознания лежит в тех же особенностях человеческой деятельности, которые создают его необходимость: в ее объективно-предметном, продуктивном характере. Трудовая деятельность запечатлевается в своем продукте. Происходит, говоря словами Маркса, переход деятельности в покоящееся свойство. Пере- ход этот представляет собой процесс вещественного воплощения предметного содержания деятельности, которое презентируется теперь субъекту, т.е. предстает перед ним в форме образа воспринимаемого предмета. Иначе говоря, в самом первом приближении порождение сознания рисуется так: представление, управляющее деятельностью, воплощаясь в предмете, получает свое второе, "объективированное" существование, доступное чувственному восприятию; в результате субъект как бы видит свое предс- тавление во внешнем мире; дублицируясь, оно осознается. Схема эта явля- ется, однако, несостоятельной. Она возвращает нас к прежней субъектив- но-эмпирической, по сути идеалистической, точке зрения, которая как раз и выделяет прежде всего то обстоятельство, что указанный переход имеет в качестве своей необходимой предпосылки сознание - наличие у субъекта представлений, намерений, мысленных планов, схем или "моделей"; что эти психические явления и объективируются в деятельности и ее продуктах. Что же касается самой деятельности субъекта, то, управляемая сознанием, она выполняет по отношению к его содержанию лишь передаточную функцию и функцию их "подкрепления - неподкрепления". Однако главное состоит вовсе не в том, чтобы указать на активную, уп- равляющую роль сознания. Главная проблема заключается в том, чтобы по- нять сознание как субъективный продукт, как преобразованную форму прояв- ления тех общественных по своей природе отношений, которые осуществляют- ся деятельностью человека в предметном мире. Деятельность является отнюдь не просто выразителем и переносчиком психического образа, который объективизируется в ее продукте. В продукте запечатлевается не образ, а именно деятельность, то предметное содержа- ние, которое она объективно несет в себе. Переходы субъект -> деятельность -> предмет образуют как бы круговое движение, поэтому может казаться безразличным, какое из его звеньев или моментов взять в качестве исходного. Однако это вовсе не движение в за- колдованном круге. Круг этот размыкается, и размыкается именно в самой чувственно-практической деятельности. Вступая в прямое соприкосновение с предметной действительностью и подчиняясь ей, деятельность видоизменяется, обогащается, в этой своей обогащенности она кристаллизируется в продукте. Осуществленная дея- тельность богаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание. При этом для сознания субъекта вклады, которые вносятся его деятельностью, остаются скрытыми; отсюда и происходит, что сознание может казаться основой дея- тельности. Выразим это иначе. Отражение продуктов предметной деятельности, реа- лизующей связи, отношения общественных индивидов выступают для них как явления их сознания. Однако в действительности за этими явлениями лежат упомянутые объективные связи и отношения общественных индивидов выступа- ют для них как явления их сознания. Однако в действительности за этими явлениями лежат упомянутые объективные связи и отношения, хотя и не в явной, а в снятой, скрытой от субъекта форме. Вместе с тем явления соз- нания составляют реальный момент в движении деятельности. В этом и зак- лючается их не "эпифеноменальность", их существенность. Как верно отме- чает В.П.Кузьмин, сознательный образ выступает в функции идеальной меры, которая овеществляется в деятельности87. Подход к сознанию, о котором идет речь, в корне меняет постановку важнейшей для психологии проблемы - проблемы соотношения субъективного образа и внешнего предмета. Он уничтожает ту мистификацию этой проблемы, которую создает в психологии многократно упомянутый мною постулат непос- редственности. Ведь если исходить из допущения, что внешние воздействия непосредственно вызывают в нас, в нашем мозге, субъективный образ, то тотчас встает вопрос, как же происходит, что образ этот выступает как существующий вне нас, вне нашей субъективности - в координатах внешнего мира. В рамках постулата непосредственности ответить на этот вопрос можно, только допустив процесс вторичного, так сказать, проецирования психичес-
кого образа вовне. Теоретическая несостоятельность такого допущения оче- видна88; к тому же оно находится в явном противоречии с фактами, которые свидетельствуют о том, что психический образ с самого начала уже "отне- сен" к внешней по отношению к мозгу субъекта реальности и что он не про- ецируется во внешний мир, а, скорее вычерпывается из него89. Конечно, когда я говорю о "вычерпывании", то это не более чем метафора. Она, од- нако, выражает реальный, доступный научному исследованию процесс - про- цесс присвоения субъектом предметного мира в его идеальной форме, в фор- ме сознательного отражения. Этот процесс первоначально возникает в той же системе объективных от- ношений, в которой происходит переход предметного содержания деятельнос- ти в ее продукт. Но для того чтобы процесс этот реализовался, недоста- точно, чтобы продукт деятельности, впитавший ее в себя, предстал перед субъектом своими вещественными свойствами; должна произойти такая его трансформация, в результате который он мог бы выступить как познаваемый субъектом, т.е. идеально. Трансформация эта происходит посредством функ- ционирования языка, являющегося продуктом и средством общения между со- бой участников производства. Язык несет в своих значениях (понятиях) то или другое предметное содержание, но содержание, полностью освобожденное от своей вещественности. Так, пища является, конечно, вещественным пред- метом, значение же слова "пища" не содержит в себе ни грамма пищевого вещества. При этом и сам язык тоже имеет свое вещественное существова- ние, свою материю; однако язык, взятый по отношению к означаемой ре- альности, является лишь формой ее бытия, как и те вещественные мозговые процессы индивидов, которые реализуют ее осознание90. Итак, индивидуальное сознание как специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности может быть понято только как продукт тех отношений и опосредствований, которые возникают в ходе становления и развития общества. Вне системы этих отношений (и вне об- щественного сознания) существование индивидуальной психики в форме соз- нательного отражения, сознательных образов невозможно. Для психологии ясное понимание этого тем более важно, что она до сих пор окончательно не отрешилась в объяснения явлений сознания от наивного антропологизма. Даже деятельностный подход в психологическом изучении явлений сознания позволяет понять их лишь при том неприменном условии, что сама деятельность человека рассматривается как процесс, включенный в систему отношений, осуществляющий его общественное бытие, которое есть способ его существования также и в качестве природного, телесного су- щества. Конечно, указанные условия и отношения, порождающие человеческое соз- нание, характеризуют его лишь на самых ранних этапах. Впоследствии в связи с развитием материального производства и общения, выделением, а потом и обособлением духовного производства и происходящей технизации языка сознание людей освобождается от прямой связи с их непосредствен- но-практической трудовой деятельностью. Круг сознаваемого все более рас- ширяется, так что сознание становится у человека универсальной, хотя и не единственной, формой психического отражения. Оно претерпевает при этом ряд радикальных изменений. Первоначальное сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же по - прежнему остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом созна- ния становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосыл- кой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в "плане сознания". Сознание-образ становится также сознанием-дея- тельностью. Именно в этой своей полноте сознание и начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно -практической деятельности и бо- лее того - управляющим ею. Другое капитальное изменение, претерпеваемое сознанием в ходе истори- ческого развития, состоит в разрушении первоначальной слитности сознания трудового коллектива и сознания образующих его индивидов. Это происходит в силу того, что осознаваемым становится широкий круг явлений, включаю- щий в себя также явления, принадлежащие к сфере таких отношений индиви- дов, которые составляют особенное в жизни каждого их них. При этом клас- совое расслоение общества приводит к тому, что люди оказываются в неоди- наковых, противопоставленных друг другу отношениях к средствам произ- водства и общественному продукту; соответственно и их сознание испытыва- ет на себе влияние этой неодинаковости, этой противопоставленности. Вместе с тем вырабатываются идеологические представления, которые вклю- чаются в процесс осознания конкретными индивидами их реальных жизненных отношений. Возникает сложнейшая картина внутренних связей, переплетений и взаи- мопереходов, порождаемая развитием внутренних противоречий, которые в своем абстрактном виде выступают уже при анализе самых простых отноше- ний, характеризующих систему человеческой деятельности. На первый взгляд погружение исследования в эту сложнейшую картину может казаться уводящим от задач конкретно-психологического изучения сознания, к подмене психо- логии социологией. Но это вовсе не так. Напротив, психологические осо- бенности индивидуального сознания только и могут быть поняты через их связи с темы общественными отношениями, в которые вовлечен индивид. 2. ЧУВСТВЕННАЯ ТКАНЬ СОЗНАНИЯ Развитое сознание индивидов характеризуется своей психологической многомерностью. В явлениях сознания мы обнаруживаем прежде всего их чувственную ткань. Эта ткань и образует чувственный состав конкретных образов ре- альности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или даже только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей ус- тойчивости и т.д. Обо всем этот написаны многие тысячи страниц. Однако эмпирическая психология постоянно обходила важнейших с точки зрения проблемы сознания вопрос: о той особой функции, которую выполняют в соз- нании его чувственные элементы. Точнее, этот вопрос растворялся в кос- венных проблемах, таких, как проблема осмысленности восприятия или проб- лема роли речи (языка) в обобщении чувственных данных. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту, Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его созна- ния - как объективное "поле" и объект его деятельности. Это утверждение может показаться парадоксальным, потому что исследо- вания чувственных явлений издавна исходили из позиций, приводивших, нао- борот, к идее об их "чистой субъективности", "иероглифичности". Соот- ветственно, чувственное содержание образов представлялось не как осу- ществляющее непосредственную связь сознания с внешним миром91, а, ско- рее, как отгораживающее от него. В послегельмгольцевский период экспериментальное изучение процессов перцепции ознаменовалось огромными успехами, так что психология восприя- тия наводнена сейчас великим множеством разнообразных фактов и частных гипотез. Но вот что удивительно: несмотря на эти успехи, теоретическая позиция Гельмгольца осталась непоколебленной. Правда, в большинстве психологических работ она присутствует невиди- мо, за кулисами. Лишь немногие обсуждают ее серьезно и открыто, как, например, Р.Грегори - автор самых, пожалуй, увлекательных современных
книг о зрительном восприятии92. Сила позиции Гельмгольца в том, что, изучая физиологию зрения, он по- нял невозможность вывести образы предметов непосредственно из ощущений, отождествить их с теми "узорами", которые световые лучи рисуют на сет- чатке глаза. В рамках понятийного строя естествознания того времени ре- шение проблемы, предложенное Гельмгольцем (а именно, что к работе орга- нов чувств необходимо присоединяется работа мозга, строящего по сенсор- ным намекам гипотезы о предметной действительности), было единственно возможным. Дело в том, что предметные образы сознания мыслились как некоторые психические вещи, зависящие от других вещей, составляющих из внешнюю причину. Иначе говоря, анализ шел в плоскости двоякой абстракции, кото- рая выражалась, с одной стороны, в изъятии сенсорных процессов их систе- мы деятельности субъекта, а с другой - в изъятии чувственных образов из системы человеческого сознания. Сама идея системности объекта научного познания оставалась неразработанной. В отличие от подхода, рассматривающего явления в их изолированности, системный анализ сознания требует исследовать "образующие" сознания в их внутренних отношениях, порождаемых развитием форм связи субъекта с действительностью, и, значит, прежде всего со стороны той функции, кото- рую каждое из них выполняет в процессах презентирования (представленнос- ти) субъекту картины мира. Чувственные содержания, взятые в системе сознания, не открывают прямо своей функции, субъективно она выражается лишь косвенно - в безотчетном переживании "чувства реальности". Однако она тотчас обнаруживает себя, как только возникает нарушение или извращение рецепции внешних воз- действий. Так как свидетельствующие об этом факты имеют для психологии сознания принципиальное значение, то я приведу некоторые из них. Очень яркое проявление функции чувственных образов в сознании ре- ального мира мы наблюдали в исследовании восстановления предметных действий у раненых минеров, полностью ослепших и одновременно потерявших кисти обеих рук. Так как у них была произведена восстановительная хирур- гическая операция, связанная с массивным смещением мягких тканей предп- лечий, то они утрачивали также и возможность осязательного восприятия предметов руками (явление асимболии). Оказалось, что при невозможности зрительного контроля эта функция у них не восстанавливалась, соот- ветственно у них не восстанавливались и предметные ручные движения. В результате через несколько месяцев после ранения у больных появлялись необычные жалобы: несмотря на ничем не затрудненное речевое общение с окружающими и при полной сохранности умственных процессов, внешний пред- метный мир постепенно становился для них "исчезающим". Хотя словесные понятия (значения слов) сохраняли у них свои логические связи, они, од- нако, постепенно утрачивали свою предметную отнесенность. Возникала по- истине трагическая картина разрушения у больных чувства реальности. "Я обо всем как читал, а не видел... Вещи от меня все дальше" - так описы- вает свое состояние один из ослепших ампутантов. Он жалуется, что когда с ним здороваются, "то как будто и человека нет"93. Сходные явления потери чувства реальности наблюдаются и у нормальных испытуемых в условиях искусственной инверсии зрительных впечатлений. Еще в конце прошлого столетия Стреттон в своих классических опытах с ношени- ем специальных очков, переворачивающих изображение на сетчатке, отмечал, что при этом возникает переживание нереальности воспринимаемого мира94. Требовалось понять суть тех качественных перестроек зрительного обра- за, которые открываются субъекту в виде переживания нереальности зри- тельной картины. В дальнейшем были обнаружены такие особенности инверти- рованного зрения, как трудность идентификации знакомых предметов95 и особенно человеческих лиц96, его аконстантность97 и т.п. Отсутствие прямой отнесенности инвертированного зрительного образа к объективному предметному миру свидетельствует о том, что на уровне реф- лектирующего сознания субъект способен дифференцировать восприятие ре- ального мира и свое внутреннее феноменальное поле. Первое представлено сознательными "значимыми" образами, второе - собственно чувственной тканью. Иначе говоря, чувственная ткань образа может быть представлена в сознании двояко: либо как то, в чем существует для субъекта предметное содержание (и это составляет обычное, "нормальное" явление), либо сама по себе. В отличие от нормальных случаев, когда чувственная ткань и предметное содержание слиты между собой, их несовпадение обнаруживается либо в результате специально направленной интроспекции98, либо в особых экспериментальных условиях - особенно отчетливо в опытах с длительной адаптацией к инвертированному зрению99. Сразу после надевания инвертиру- ющих призм субъекту презентируется лишь чувственная ткань зрительного образа, лишенная предметного содержания. Дело в том, что при восприятии мира через меняющие проекцию оптические устройства видимые образы транс- формируются в сторону их наибольшего правдоподобия; другими словами, при адаптации к оптическим искажениям происходит не просто иное "декодирова- ние" проекционного образа, а сложный процесс построения воспринимаемого предметного содержания, имеющего определенную предметную логику, отлич- ную от "проекционной логики" сетчаточного образа. Поэтому невозможность восприятия предметного содержания в начале хронического эксперимента с инверсией связана с тем, что в сознании субъекта образ представлен лишь его чувственной тканью. В дальнейшем же перцептивная адаптация соверша- ется как своеобразный процесс восстановления предметного содержания зри- тельного образа в его инвертированной чувственной ткани100. Возможность дифференцирования феноменального поля и предметных "зна- чимых" образов, по-видимому, составляет особенность только человеческого сознания, благодаря которой человек освобождается от рабства чувственных впечатлений, когда они извращаются случайными условиями восприятия. Лю- бопытны в этой связи эксперименты с обезьянами, которым надевали очки, инвертирующие сетчаточный образ; оказалось, что, в отличие от человека, у обезьяны это полностью разрушает их поведение и они впадают на дли- тельный срок в состояние инактивности101. Я мог привести здесь лишь немногие данные, касающиеся того особенного вклада, который чувственность вносит в индивидуальное сознание; были, например, вовсе упущены некоторые важные факты, полученные в условиях длительной сенсорной депривации102. Но и сказанного достаточно, чтобы поставить вопрос, центральный для дальнейшего анализа рассматриваемой проблемы. Глубокая природа психических чувственных образов состоит в их пред- метности, в том, что они порождаются в процессах деятельности, практи- чески связывающей субъекта с внешним предметным миром. Как бы ни услож- нялись эти связи и реализующие их формы деятельности, чувственные образы сохраняют свою изначальную предметную отнесенность. Конечно, когда мы сопоставляем с огромным богатством познавательных результатов мыслительной человеческой деятельности те вклады, которые непосредственно вносит в него наша чувственность, то прежде всего броса- ется в глаза их крайняя ограниченность, почти ничтожность; к тому же об- наруживается, что чувственные впечатления постоянно вступают в противо- речие с более полным знанием. Отсюда и возникает идея, что чувственные впечатления служат лишь толчком, приводящим в действие наши познава- тельные способности, и что образы предметов порождаются внутренними мыс- лительными - бессознательными или сознательными - операциями, что, иначе говоря, мы не воспринимали бы предметного мира, если бы не мыслили его. Но как могли бы мы мыслить этот мир, если бы он первоначально не откры- вался нам именно в своей чувственно данной предметности? 3. ЗНАЧЕНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ СОЗНАНИЯ Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отраже- ния, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно свою означен- ность. Значения и являются важнейшими "образующими" человеческого созна- ния. Как известно, выпадение у человека даже главных сенсорных систем - зрения и слуха - не уничтожает сознания. Даже у слепоглухонемых детей в результате овладения ими специфически человеческими операциями предмет- ного действия и языком (что, понятно может происходить лишь в условиях специального воспитания) формируется нормальное сознание, отличающееся от сознания видящих и слышащих людей только своей крайне бедной чувственной тканью103. Другое дело, когда в силу тех или иных обстоя- тельство "гоминизация" деятельности и общения не происходит. В этом слу- чае, несмотря на полную сохранность сенсомоторной сферы, сознание не возникает. Это явление (назовем его "феноменом Каспара Гаузера") сейчас широко известно. Итак, значения преломляют мир в сознании человека. Хотя носителем значений является язык, но язык не демиург значений. За языковыми значе- ниями скрываются общественно выработанные способы (операции) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность. Иначе говоря, в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, свя- зей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой. Поэтому значения сами по себе, т.е. в абстракции от их функционирования в инди- видуальном сознании, столь же "не психологичны", как и та общественно познанная реальность, которая лежит за ними104. Значения составляют предмет изучения в лингвистике, семиотике, логи- ке. Вместе с тем в качестве одной из "образующих" индивидуальное созна- ние они необходимо входят в круг проблем психологии. Главная трудность психологической проблемы значения состоит в том, что в ней воспроизво- дятся все те противоречия, на которые наталкивается более широкая проб- лема соотношения логического и психологического в мышлении, логике и психологии понятия. В рамках субъективно-эмпирической психологии эта проблема решалась в том смысле, что понятия (resp. - словесные значения) являются психологи- ческим продуктом - продуктом ассоциирования и генерализации впечатлений в сознании индивидуального субъекта, результаты которых закрепляются за словами. Эта точка зрения нашла, как известно, свое выражение не только в психологии, но и в концепциях, психологизирующих логику. Другая альтернатива заключается в признании, что понятия и операции с понятиями управляются объективными логическими законами; что психология имеет дело только с отклонениями от этих законов, которые наблюдается в примитивном мышлении, в условиях патологии или при сильных эмоциях; что, наконец, в задачу психологии входит изучение онтогенетического развития понятий и мышления. Исследование этого процесса и заняло в психологии мышления главное место. Достаточно указать на труды Пиаже, Выготского и на многочисленные светские и зарубежные работы по психологии обучения. Исследования формирования у детей понятий и логических (умственных) операций внесли очень важный вклад в науку. Было показано, что понятия отнюдь не формируются в голове ребенка по типу образования чувственных генерических образов, а представляют собой результат процесса присвоения "готовых", исторически выработанных значений и что процесс этот происхо- дит в деятельности ребенка, в условиях общения с окружающими людьми. Обучаясь выполнению тех или иных действий, он овладевает соответствующи- ми операциями, которые в их сжатой, идеализированной форме и представле- ны в значении. Само собой разумеется, что первоначально процесс овладения значениями происходит во внешней деятельности ребенка с вещественными предметами и в симпраксическом общении. На ранних стадиях ребенок усваивает конкрет- ные, непосредственно предметно отнесенные значения; впоследствии ребенок овладевает также и собственно логическими операциями, но тоже в их внеш- ней, экстериоризированной форме - ведь иначе они вообще не могут быть коммуницированы. Интериоризуясь, они образуют отвлеченные значения, по- нятия, а их движение составляет внутреннюю умственную деятельность, дея- тельность "в плане сознания". Этот процесс подробно изучался в последние годы Гальпериным, который выдвинул стройную теорию, названную им "теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий"; одновременно им развивалась концепция об ориентировочной основе действий, о ее особенностях и о соответствующих ей типах обучения105. Теоретическая и практическая продуктивность этих и идущих вслед за ними многочисленных исследований является бесспорной. Вместе с тем проб- лема, которой они посвящены, была с самого начала жестко ограничена; это проблема целенаправленного, "не стихийного" формирования умственных про- цессов по извне заданным "матрицам" - "параметрам". Соответственно, ана- лиз сосредоточился на выполнении заданных действий; что же касается их порождения, т.е. процесса целеобразования и мотивации деятельности (в данном случае учебной), которую они реализуют, то это осталось за преде- лами прямого исследования. Понятно, что при этом условии нет никакой не- обходимости различать в системе деятельности собственно действия и спо- собы их выполнения, не возникает необходимости системного анализа инди- видуального сознания. Сознание как форма психического отражения, однако, не может быть све- дено к функционированию усвоенных извне значений, которые, развертыва- ясь, управляют внешней и внутренней деятельностью субъекта. Значения и свернутые в них операции сами по себе, т.е. в своей абстракции от внут-
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |