Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Происходящие в стране перемены, радикальная смена социально-экономических отношений, оживление международных связей




 

Происходящие в стране перемены, радикальная смена социально-экономических отношений, оживление международных связей, совместные усилия цивилизованных стран в борьбе с преступностью – все это позволило шире использовать зарубежный опыт при реформировании уголовно-правовой и уголовно-исполнительной систем, включить в российскую правовую систему нормы гуманитарных международных договоров, общепризнанные принципы права (примирительные процедуры, суд присяжных и т.д.).

В то же время, эти изменения не могли не затронуть нравственно-психологическую атмосферу общества, что привело к изменению личностных качеств наших граждан, в том числе и тех, кто отбывает наказание в местах лишения свободы. В первую очередь, это связано со значительным расслоением граждан по социальному и имущественному признакам, в то время как международные стандарты, особенно нормы-рекомендации, содержащиеся в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (1955 г.), рассчитаны на страны с достаточно высоким уровнем экономического развития и соответственным уровнем благосостояния населения.

Гуманизация уголовной и уголовно-исполнительной политики государства, изменение законодательства в этом направлении, приводит, с одной стороны, к сокращению численности «тюремного населения», с другой – к ухудшению криминогенного состава осужденных, сосредоточению в местах лишения свободы лишь наиболее опасных преступников. Очевидно, что эффективность проведения реформы не может не основываться на учете этого обстоятельства, постоянного контроля за происходящими в обществе изменениями, изучении и прогнозировании основных тенденций развития системы, анализа демографической, уголовно-правовой и психологической характеристик осужденных.

Разрушение старых стереотипов мышления людей и переосмысление нравственных ориентиров, изменение ценностных ориентаций, проявление нетерпимости, агрессивности, жестокости и других негативных качеств, наряду с увеличением доли лиц, направляемых в исправительные учреждения (ИУ), в том числе, воспитательные колонии (ВК), имеющих низкий образовательный уровень, без трудовых навыков, теряющих социально полезные связи, обязательно следует учитывать при определении направлений воспитательной и психологической работы с осужденными, особенно с несовершеннолетними преступниками.

Это связано также с тем обстоятельством, что в условиях демографического кризиса и тенденции к «постарению» населения в стране в настоящее время в ИУ и ВК сосредотачиваются, в основном, лица трудоспособного возраста.

Гуманное отношение к лицам, вступившим в конфликт с Законом сознательно, либо в силу обстоятельств и по недомыслию, предполагает коренное изменение проводимой с ними работы на значительно более высоком профессиональном уровне. Для этого нужно глубокое знание личности осужденного, ведущих мотивов его поведения. Иными словами, сотрудникам органов и учреждений, осуществляющим исполнение наказаний, необходимо иметь представление о том, какими качествами обладает современный осужденный, что именно подлежит психологической и педагогической коррекции с целью обеспечения законопослушного поведения. Сотрудники ИУ, в том числе и ВК, должны также представлять те субъективные (личностные) факторы, которые мешают ресоциализации и приводят к рецидивоопасному криминальному поведению.

Личность осужденного – это интегральное качество совершившего преступные действия человека, представляющее взаимосвязанный комплекс социально-демографических, психологических, уголовно-правовых и иных признаков, которые прямо или косвенно обусловливают преступное поведение, а в местах лишения свободы способствуют или препятствуют исправительному воздействию[1].

Исправление осужденных является основной целью проводимых уголовно-исполнительной системой мероприятий, основой которых является успешная их ресоциализация, т.е. комплексное решение широкого круга вопросов в области социальной, психологической и воспитательной работы, позволяющее обеспечить как можно успешное и менее болезненное возвращение их в общество в качестве законопослушных и социально полезных граждан.

Социальная работа c осужденными представляет собой деятельность, осуществляющую социальную защиту этой категории населения, основанную на соблюдении основных прав и свобод человека и привитие ему позитивных навыков социального общежития и самостоятельного решения собственных жизненных проблем, а также оказание необходимой индивидуальной помощи в решении частных вопросов обеспечения основ жизнедеятельности, восстановления социально полезных связей, способствующих социальной адаптации в обществе после отбытия наказания.

Важной особенностью социальной работы с осужденными является проведение ее не только внутри исправительного учреждения, но также, в течение определенного времени после отбытия наказания, в условиях жизни на свободе (помощь в обеспечении жильем, трудоустройстве, оформлении утраченных документов, восстановлении прописки и т.д.). Для решения многих вопросов необходимо взаимодействие с рядом социальных структур, паспортно-визовыми службами, социально-реабилитационными центрами, бюро по трудоустройству, медицинскими и образовательными учреждениями, органами опеки и попечительства, представительствами уполномоченных по правам человека, негосударственными общественными организациями и т.д.

Воспитательная работа с осужденными направлена на исправление их и представляет собой систему педагогически обоснованных мер по привитию им социально одобряемых нравственных качеств, правовых и общеобразовательных знаний, трудовых навыков, способствующих их законопослушному поведению и успешной социальной адаптации.

Психологическая работа с осужденными представляет собой комплексное применение психологических и правовых знаний, являющихся составной частью предмета юридической психологии, методов и технологий (психотехник) для изучения и изменения (коррекции) личностных свойств, установок, ценностных ориентаций и стереотипов поведения лиц, преступивших закон, с целью профилактики их преступного поведения, как в местах лишения свободы, так и после отбытия наказания.

Исходя из указанных выше определений, а также в связи с происходящими в стране переменами, способствующими повышению актуальности дальнейшего реформирования уголовно-правовой системы и уголовно-исполнительного законодательства, пересмотром ряда концептуальных положений о проведении социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными, появилась насущная необходимость отражения в учебных пособиях и учебно-методических материалах более широкого круга проблем, встречаемых практическими работниками, освещения вопросов смежных дисциплин, которые необходимо учитывать в практической деятельности.

В связи с этим в настоящем учебном пособии отражены также демографические и уголовно-правовые характеристики различных категорий осужденных, приведены статистические данные преступности в России (1999–2005 гг.), результаты работы межрегиональных психологических лабораторий (МПЛ) и исследований, проводимых отделом психологического обеспечения деятельности УИС НИИ ФСИН России, даны практические рекомендации работы с различными категориями осужденных.

В пособии затронуты вопросы психических аномалий, наблюдаемых у значительной доли осужденных, которые вносят существенные коррективы в работу социального работника, воспитателя и пенитенциарного психолога.

Отдельной главой представлена так называемая неформальная нормативно-ценностная система «тюремной» субкультуры, охватывающая теневую сторону жизнедеятельности любого осужденного, без понимания механизма функционирования которой не может быть эффективной ни социальная, ни воспитательная, ни психологическая работа.

Отражен ряд вопросов правового характера, что позволяет практическим работникам пенитенциарной системы лучше понимать проводимую государством политику гуманизации уголовно-исполнительной системы, правильно оценивать характер совершенного осужденным преступления, применительно к его личностным качествам, с большим эффектом осуществлять профилактические мероприятия.

Выделение в отдельный раздел вопросов, касающихся социальной, воспитательной и психологической работы с несовершеннолетними осужденными, связано со значительными различиями психолого-физиологических особенностей целей и правовых норм работы с данной категорией осужденных.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.