Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологическая характеристика осужденных, прибывающих в карантинные отделения ИУ




Для осужденных, вновь прибывающих в ИУ, свойственна повышенная тревожность, напряженность, беспокойство. Некоторые из них не скрывают своего раздражения и отчаяния.Характерно проявление агрессивности, в том числе вербальной, а также неуравновешенности. Агрессия для них, вероятно, выступает одним из основных способов решения проблем, связанных со стремлением сохранить индивидуальность, и служит своеобразной формой психологической защиты. Накопленные эмоциональные переживания в результате предшествующего длительного воздействия стрессовых факторов (ожидание ареста, заключение под стражу, пребывание в следственном изоляторе, досудебное разбирательство, суд, этапирование к месту лишения свободы и т.д.), часто не позволяют контролировать свое поведение и эмоции, а порой выливаются в невротические расстройства и реактивные состояния.

В этот период у осужденных возможны попытки членовредительства или суицида, как правило, в виде вскрытия себе поверхностных вен, значительно реже – более опасных и неконтролируемых способов: удушение, отравление, проглатывание инородных предметов, падения с высоты. У некоторых из них в прошлом задолго до совершения преступления имели место случаи демонстративно-шантажного поведения и попыток истинного суицида по различным поводам. При интервьюировании осужденных в карантинных отделениях 14% из них признали у себя наличие такого опыта. Суицидальные попытки были связаны с импульсивной реакцией на несправедливость (30%), с любовной историей (16%), семейными неурядицами (14%), наркологическими проблемами (10%), одиночеством (9%), временным психическим расстройством (9%), потерей смысла жизни (6%), страхом перед наказанием (3%), тяжелыми условиями жизни (3%), неизлечимой болезнью (1%).

При выяснении мнения осужденных о том, кто в наибольшей степени «виноват» в потере ими свободы, 40% признали собственную вину («только я сам»), 13,2% назвали правоохранительные органы (милиция, суд), 11,5% – друзей, товарищей. На тяжелые условия жизни сослались 8,5% осужденных, собственные характерологические особенности и наклонности назывались в 8,1% случаев. Родственники, семья, школа, сиротство, женщины, алкоголь, случайность, а также потерпевший (ая) от преступления назывались значительно реже (от 0,5 до 5%).

Из общего количества проинтервьюированных осужденных только 21% не считают себя верующими, 71% отнесли себя к определенной вере, из них: 90,3% – православные, 3,5% исповедуют ислам, 1,8% – католическое вероисповедание, 1,3% – буддизм, 0,9% – иудаизм, 0,4% – протестантизм, 1,8% относят себя к различным сектам, в том числе деструктивным (сатанизм). Остальные 8% не определились в своей позиции по отношению к религии. Однако, из общего числа осужденных, считающих себя верующими, только 14% постоянно соблюдали религиозные традиции и обряды, 46% – периодически; 40% фактически их не соблюдают.

Влияние религии как сдерживающего преступное поведение фактора, не получило ожидаемого подтверждения, в то же время большинство опрошенных, назвавших себя верующими, по сути не являются ими (86% соблюдали религиозные традиции от случая к случаю или вообще не следовали им). Ссылаясь на свою религиозность, они следовали либо моде, либо обратились к религии в силу работы механизмов психологической защиты.

Значительная часть осужденных, поступивших в карантинное отделение ИУ (выборка 348 человек), а именно 72%, в общеобразовательных учреждениях училась плохо или посредственно, около 25% дублировали обучение в пройденном классе, причем 6% оставались на второй год неоднократно. Примерно треть состояла в устойчивых подростковых группах с асоциальной направленностью, имела приводы в милицию и состояла на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Большинство из опрошенных указали на злоупотребление алкоголем (83%), а 51% совершили преступление в состоянии алкогольного опьянения. 65% не служили в армии, либо в связи с имевшейся судимостью, либо по причине плохого здоровья.

Подавляющее большинство интервьюированных осужденных отмечало проблемы взаимоотношений с близкими, либо воспитывалось в неблагоприятных условиях. В связи с этим, предположение о характерности жизненного пути, включающего в себя целый комплекс неблагоприятных факторов, связанных с типичными психологическими девиациями, проблемами нерационального стиля воспитания в детстве, негативного влияния окружающей среды и т.д., приводящего к совершению преступления или иной социальной дезадаптации, для подавляющего числа осужденных (40-50%) является вполне обоснованным.

Недостаточное школьное образование (неуспеваемость, дублирование классов, в т.ч. неоднократное), участие в подростковых асоциальных группах, употребление алкоголя, наркотиков, хулиганство, кражи, драки, получение черепно-мозговых травм, отсутствие необходимого воспитательного воздействия и положительного примера со стороны родителей и ближайших родственников, значительная часть которых также привлекалась к уголовной ответственности, – все это в значительной степени способствует криминализации личности.

В свою очередь, перечисленные факторы, сами по себе уже свидетельствуют о социальной дезадаптации личности.

 

1.2.2. Особенности личности осужденных, совершивших корыстно-насильственные преступления

Преступления, связанные с корыстно-насильственными действиями (грабежами, разбоями), являются наиболее актуальными видами правонарушений в современных условиях, в первую очередь, в связи с устойчивой тенденцией возрастания их доли в общей структуре преступлений, совершаемых всеми категориями преступников – мужчинами и женщинами, а также несовершеннолетними обоего пола.

Причины этого роста связаны как с социально-экономическими условиями (беспрецедентным имущественным расслоением общества, падением морали и нравственности, снижением воспитательной роли семьи, школы и других общественных институтов), так и недоработками в уголовном законодательстве, позволяющими следственным органам нередко произвольно трактовать типичные, особенно в молодежной среде, агрессивные проявления и хулиганские действия, как тяжкие и особо тяжкие преступления (ч.2 ст. 161 и ч.1 ст. 162 УК РФ).

Статистические показатели, указывающие на рост доли и «омоложение» преступлений корыстно-насильственного характера, представлены в предыдущих главах учебного пособия.

Одним из важных условий эффективности профилактики рецидивов и индивидуальной вос­питательной работы с указанными категориями осужденных в ИУ и, особенно, ВК является выявление причин, приведших к совершению преступления. С этой точки зрения представляется полезным опыт психологов ГУ ФСИН России по Красноярскому краю, предложивших типологический подход к указанной проблеме[13].

Воспитательная, социальная и психологическая индивидуальная работа с осужденными, совершившими корыстно-насильственные преступления, должна строить­ся в зависимости от того, к какому типу они принадлежат.

В основе выделения указанных ниже типов преступников лежит выявление ведущего мотива совершения преступления. Разумеется, мотивация, например, «самоутверждение», может быть в основе преступлений совершенно иного характера и вида, однако именно в грабежах и разбоях она наиболее ярко характеризует саму личность преступника.

Практическими психологами МПЛ ГУ ФСИН России по Красноярскому краю предложено выделять четыре основных типа преступников, совершивших корыстно-насильственные действия (рис. 10).

Рисунок 10.

Основные типы преступников, совершивших преступления

корыстно-насильственной направленности

 

       
 
   
 

 

 


«Утверждающийся» тип – основным личностным мотивом преступного поведения является утверждение собственной личности как в своих глазах («самоутверждающийся»): «Тварь ли я дрожащая или право имеющий» («Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский), или (и) среди ближайшего окружения, в представлении малых групп («социально-психологический»).

«Игровой» тип – чаще встречается среди лиц молодого возраста и подростков. Для этих лиц совершение преступления является своего рода игрой, в ко­торой они удовлетворяют свои потребности в острых эмоциональных переживаниях, а отъем ценностей у потерпевшего часто рассматривается как продолжение «игры» или как «законный трофей» и компенсация за проявленный риск.

В ряде случаев просматривается элемент хулиганских действий (мотивация «попугать», «покуражиться» и т.д.). Иногда изъятие ценных вещей в этих случаях осуществляется по недомыслию одним из участников «игры» (при групповом правонарушении), что дает повод для квалификации действий всех «игроков» по статьям 161, ч.2 или ч.3. (грабеж, совершенный группой лиц, и, даже, «организованной» группой), а при наличии у кого-либо из участников ножа или иного предмета – по ст. 162 (разбой).

Любая угроза, наблюдаемая обычно во всех подобных случаях, всегда, при желании лиц, проводящих дознание и следствие, может интерпретироваться как «угроза насилия, опасного для жизни или здоровья» (ч.1. ст. 162 УК РФ).

Участников подобных «игр» нередко объединяет «бездумное времяпрепровождение», скука, поиск развлечений, инфантилизм, употребление алкоголя, стремление продемонстрировать «друзьям» свою «крутость» и исключительность.

Тип «Изгой» объединяет лиц, которые находятся за рамками нормальных человеческих связей и отношений. Личностным смыслом преступного поведения яв­ляется стремление добыть средства к существованию (подтип «грабитель или разбойник поневоле»). Среди них много беспризорников, воспитанников интернатов и детских домов, подростков из неблагополучных семей, бродяг и так называемых «путешественников», лиц без определенного места жительства, опустившихся наркоманов и алкоголиков, лиц, отбывших наказание, но столкнувшихся на свободе с непредвиденными трудностями (потерей жилой площади, прописки за время отбывания наказания, семьи, родителей; невозможностью оформить утраченный паспорт и другие документы, решить проблему трудоустройства, столкновением с откровенно бюрократическим или враждебным отношением со стороны должностных лиц и т.д.).

В рамках этого типа существенную долю занимают также «алкогольный» или «наркотический» под­типы, в которые входят лица, совершающие грабежи и разбои ради приобретения средств на выпивку и наркотиков.

Преступники, относящиеся к типу «Мститель», совершают грабежи или разбойные нападения на близких родственников и знакомых не столько с целью завладения деньгами или ценно­стями, сколько ради мести, нередко за мнимые обиды. Для этого типа характерны:

· эпилептоидная акцентуация или психопатия;

· паранойяльные черты личности, способствующие появлению сверхценных образований или бредовых расстройств в рамках процессуальных психических заболеваний, протекающих в скрытой форме;

· бредовые расстройства при хроническом алкоголизме и наркомании.

Такие нападения часто заканчиваются убийствами или нанесением тяжких телесных повреждений.

Представители всех перечисленных выше типов могут страдать психическими аномалиями в той или иной форме и степени тяжести. Однако, в большинстве случаев они оказываются способными осознавать общественную опасность своих действий и руководить ими, поэтому могут отбывать наказание, связанное с лишением свободы.

Индивидуальная воспитательная, социальная и психологическая работа с осужденными «самоутверждающего­ся» типа в условиях ИУ или ВК строится с учетом либо стремления их к лидерству, либо, что встречается значительно чаще, подсознательного желания повысить свою низкую самооценку. Причем эти стремления могут быть реализованы как в среде нарушителей режима, так и путем активного участия в ра­боте самодеятельных организаций ИУ, в том числе ВК, или в сфере труда.

Положи­тельная или отрицательная направленность поведения осужден­ного зависит от индивидуальных особенностей и тех ценностей, на которые он ориентирован.

Если «самоутверждающийся» осужденный проявляет стремление к достижению лидерства и созданию себе соответствующей антиобщественной репута­ции среди нарушителей режима, следует выяснить, чем обоснован выбранный им стиль поведения, планы его на будущее, их реальность.

Если выбранный стиль поведения диктуется попытками компенсировать чувство собственной ущербности и дискомфорта, следует уточнить истинное оно или мнимое, указать на возможность достижения душевного комфорта иными, более одобряемыми способами, найти «сильные» стороны личности и сферы их возможного приложения, способствовать лучшей социализации осужденного вне ценностей криминальной субкультуры.

Следует также мотивировать «самоутверждающегося» осужденного стремиться к более скорому (условно-досрочному) освобождению из мест лишения свобо­ды путем активного участия в работе самодеятельных организа­ций, успехов в производственной деятельности, соблюдения тре­бований режима и т.д., ставя перед ним конкретные и доступные цели, исходя из его способностей и «сильных» сторон характера.

В зависимости от личности, поведения, окружения и других важных обстоятельств выбирается тип исправительного воздействия.

Для осужденных с отрицательной направленностью поведения целесообразно применять в первую очередь те меры воздействия, которые способны привести к сознательной переориентации пове­дения. Например, из апробированных методик психолого-педагогического воз­действия на осужденных с отрицательной направленностью пове­дения, заслуживает внимания раз­работанная В.Г. Деевым система, включающаяся в себя следующие этапы воздействия[14]:

· учет направлен­ности личности осужденного, его увлечения и жизненные планы, те позитивные качества и свойства, на которые можно опереться в воспитательной работе;

· проявление и демонстрация доверия путем пору­чения осужденному дела, способствовать активи­зации его положительных качеств. Например, при наличии организаторских способностей у осу­жденного и достаточно высокого статуса в субкультуре ему можно доверить руководство группой осужденных на производственном участке. Предупреждение! В случае низкого стратификационного положения в субкультуре использование осужденного в положении какого-либо руководителя вообще противопоказано, так как это неминуемо приведет его либо к конфликту с окружающими, либо стремлению угодить реальным лидерам в микрогруппе с целью заручиться их поддержкой, либо к острому или затяжному реактивному состоянию, а также к суицидально опасному поведению;

· возможно привлечение осужденного к работе в самодея­тельной организации, в художественной самодеятельности и т.д.;

· необходимо осужденному постоянно давать различные поручения с учетом его возможностей, желания, внешней ситуации и сложившихся в ИУ (ВК) традиций – наладить работу той или иной группы осужденных, добиться перевыполнения норм выработки и т. д.;

· работа на доверии носит сту­пенчатый характер – от разовых поручений до назначения брига­диром, мастером, руководителем секции самодеятельной организации. Целесообразность первоначальной дачи именно разовых поручений обосновывается возможностью изучения личности осужденного;

· метод доверия должен сочетаться с контролем за поведением осужденного с целью коррекции его активности и профилактики возможных нарушений и злоупотреблений. Большое значение в методике переориен­тации осужденных с отрицательной направленностью придается их согласию выполнять разовые, а затем все более ответственные и постоянные поручения администрации;

· одной из основных первоначальных задач социальной, воспитательной и психологической ра­боты с лицами отрицательной направленности является дистанцирование их от неформальных групп, к которым они особенно тяготеют. Здесь значение имеет умелое применение метода поощрения, который используется вслед за описанным методом доверия при достижении успехов в выполнении поручения. Большое значение в рассматриваемом случае имеет гласность поощрения. Для этих целей необходимо использовать общее собрание осужденных, стенную печать, средства массовой информации и т. д. Та­кая методика переориентации направленности является достаточ­но эффективной только при учете индивидуальной ситуации осуж­денного и его личностных особенностей.

Предупреждение! Метод поощрения следует использовать крайне осторожно и постепенно, начиная с объ­явления поощрения в индивидуальной беседе. Лишь затем, нако­пив знания о личности осужденного и особенностях его реагиро­вания на такой педагогический прием, можно применять гласные методы поощрения.

Если добиться переориентации осужденного не удается, и он активно продолжает нарушать режим, вовлекать других лиц в неформальные группы, противопоставляющие себя администра­ции и самодеятельным организациям, то необходимо применять коллективные методы воздействия. При этом следует блокировать влияние группы осужденных отрицательной направленности, чле­ном которой данный человек является и которая способна актив­но защищать его, создавая соответствующее общественное мне­ние. Важно учитывать и то, что среди осужденных велик удельный вес много­кратно судимых рецидивистов, обладающих высоким авторитетом в преступной среде. Поэтому нужно заблаговременно тщательно и продуманно готовить определенное мнение об осужденном в коллективе.

Сюда относится формирование негативного отношения к неблаговидным действиям нарушителей режима, особенно к тем, которые посягают на законные права и интересы других лиц. Огласка таких действий нарушите­лей вызывает у других осужденных естественную критическую оценку его поведения. Наличие единодушного коллективного осуждения нарушителя повышает эффективность дисциплинар­ных мер воздействия и затрудняет использование им на­хождения в ШИЗО или ПКТ в целях упрочнения своей репутации в неформальных группах.

Предупреждение! Необходимо строго соблюдать законность, необходимый такт, этические профессиональные нормы. Категорически запрещается оглашать позорящие све­дения, связанные, например, с интимной жизнью осужденного. При этом важно убедить ос­тальных осужденных, что меры воздействия администрации являются единст­венно справедливыми и не преследуют цели унижения человече­ского достоинства.

Воспитательная работа с осужденными положительной направ­ленности также требует тщательного изучения личности, прежде всего, в целях выявления действительных мотивов поведения.

Применение метода доверия к этой категории также носит ступенчатый характер, так как бесконтрольность и непродуманное пре­доставление им отдельных управленческих функций может при­вести к различным злоупотреблениям или конфликтным ситуаци­ям.

Предупреждение! Любое привлечение осужденного к выполнению рабо­ты, связанной с распределительными функциями или материаль­ной ответственностью должно основываться на глубоком изучении личности после проверки способностей осужденного справ­ляться с такого рода заданиями.

Следует начинать с поручений хо­зяйственного характера, и лишь затем включать в эти поручения элементы управления деятельностью других лиц. Если у таких осужденных есть какие-либо выраженные способности или спе­циализированные навыки, то их следует использовать для прив­лечения к активной работе в самодеятельных организациях.

При поручениях, связанных с оказанием доверия даваемых лицам с приспособленческой направленностью в поведении, необходимо предварительно тщательно анализировать все их взаимо­отношения с различными категориями осужденных. В этих слу­чаях крайне важно использование различных форм контроля за поведе­нием.

При анализе взаимоотношений осужденного в ИК (ВК), прежде все­го, следует выявить, с кем его контакты носят положительный или отрицательный характер.

К осужденным, отличающимся приспособленческой направлен­ностью, метод поощрения целесообразно применять путем исполь­зования в первую очередь моральных стимулов. Гласность поощ­рений в этом случае часто позволяет добиться от осужденного установки на исправление и перевоспитание.

Так как основным мотивом поведения преступников «самоутверждающегося» типа является стремление к самоутверждению, индивидуальная работа с ними должна быть направлена на реа­лизацию его в социально приемлемой форме.

Для этих задач целесообразно использовать метод стимулирования поведения. Исходными приемами метода являются сочетание поощрения, доверия и соревнования.

На началь­ных стадиях индивидуальной работы необходимо отмечать малей­шие изменения поведения в требуемом направ­лении. Виды поощрений должны отвечать основному личностному качеству осужденного, в данном случае — стремлению к самоутверждению, особенно в сферах производственной и общественной деятельности.

Воспитательная, социальная работа на всех этапах сочетается с психологической, важной частью которой являются индивидуальные беседы.

В ходе бесед представляется возможность не только глубже понять личность осужденного и направ­ленность его личности, но и воздействовать на него в позитивном направлении. Осужденные этого типа, особенно молодого возраста, очень чувствительны к перспективам своей жизни. Поэтому при проведе­нии индивидуальных бесед рекомендуется серьезно обсуждать с ними вопросы будущего, жизненных перспектив, возможных препятствий на пути возвращения к нормальной жизни и пути преодоления их с учетом возможностей самой личности, ее «сильных» сторон, навыков и умений.

Успех воспитательной работы с осужденными «самоутверж­дающегося» типа во многом будет определяться правильно подо­бранной, с учетом их основного личностного свойства, трудовой деятельностью. Назначение их на непрестижные, по оценке осуж­денных, работы может привести к конфликтам и различным нару­шениям режима. Если все же возникает производственная необ­ходимость использования такого типа осужденных на этих рабо­тах, то с ними следует предварительно провести беседу с целью убедить их в важности и целесообразности такой работы, например, подчеркнув, что кроме них никто с этим участком работы добро­совестно и качественно справиться не сможет.

Ведущим мотивом поведения преступников «игрово­го» типа является стремление к риску, к эмоционально возбуж­дающим ситуациям, к игре, поэтому индивидуальная работа с ними наи­более эффективна только в том случае, если будут найдены пути реализации таких качеств в социально приемлемой форме.

В процессе индивидуальной работы необходимо совместное выявление и обсуждение в беседах с осужденным игровых мотивов совершенного им пре­ступления. Уже само уяснение действительного мотива такого по­ведения имеет огромное психокорректирующее значение. В беседе важно привлекать аналогичные примеры из реальной жизни осужденного и других людей, в том числе известных, и постепенно подводить осужденного к логическим выводам о действительных причинах его поведения. Таким образом, важное значение приобретает развитие у осужденного способности к самоанализу и критическому отношению к своим действиям.

Желательно привлекать осужденного этого типа к общественно-полезной деятельности в сложных условиях, где его основные личност­ные качества нашли бы наиболее полную реализацию (например, деятельность, свя­занная с необходимостью оценки многих факторов, различного рода операциями в напряженном ритме, разумеется, с учетом возможностей ИК).

Осужденные «игрового» типа в силу влечения к риску и острым ситуациям могут способствовать созданию конф­ликтных ситуаций (иногда даже неожиданно для себя) как меж­ду осужденными, так и между осужденными и администрацией. Часто подобные конфликты вызываются нарушениями этими лицами неформальных правил поведения, принятых в среде осужденных. Иногда сами они в этих конфликтах не участвуют, но всячески способствуют их развитию, нередко из-за своего стремления «балансировать на грани».

Следует учитывать, что осуж­денные этого типа склонны к азартным играм, налаживанию за­прещенных связей и мошенническим комбинациям, в которых рискуют пострадать и сами.

Индивидуальная работа с осужденными типа «Изгой» (социально-дезадаптированного), а также «алкогольного» и «наркотического» подтипов существенно отличается от вос­питательного и психологического воздействия на описанные выше типы.

Среди этих осужденных чаще встречаются лица с неустойчивой направленно­стью поведения. Обычно они не стремятся участвовать в жизни ИУ (ВК), нередко занимают низкие статусные роли. Часть их может поддержи­вать злостных нарушителей режима, другие отличаются замкнутостью. Учеба и труд их не привлекают, если они и участвуют в них, то только под угрозой дисциплинарного взыскания. Инициатива отсутствует, они легко поддаются постороннему негативному влиянию, попадая в зависимость от волевых и решительных осужденных.

Поэтому одной из основных задач в исправлении и перевос­питании этой категории осужденных является нейтрализация всех негативных воздействий со стороны нарушителей режима и заме­на их положительным воздействием со стороны осужденных, твердо вставших на путь исправления, и администрации ИК (в том числе ВК).

Особое значение в работе с такими осужденными приобретает метод индивидуальных бесед. Основная задача бесед и всей вос­питательной социологической и психологической работы с осужденными «дезадаптированного» и «ал­когольного» типов заключается в преодолении социально-психоло­гической изоляции, обучении навыкам социального поведения, включении в позитивный круг общения, формировании установок на общественно-полезную деятельность. Необходимо стремиться к адаптации их к условиям ИК, в частности, к включению в по­ложительно ориентированные группы. В беседах следует подвер­гать критике их прошлый образ жизни, раскрывать ценность и субъективную полезность тесных связей с обществом, особенно с такими социальными группами, как семья и трудовые коллективы, указывать на неутраченную еще возможность и привлекательность иной, «новой» жизни.

Наиболее целесообразно для этих целей применять метод ор­ганизации поведения. Он направлен на приобретение опыта пра­вильного поведения, выработки морально-волевых качеств и со­ответствующих привычек. Исходным приемом этого метода является директивный характер требований, реализуемый в прямой, непосредственной форме («Не опаздывать в столовую», «Соблюдать санитарно-ги­гиенические нормы» и т. д.). Причем любое требование желатель­но сопровождать объяснением и инструктажем по поводу того, почему и как его следует выполнить.

Система поручений таким осужденным с целью включения в коллектив и накопления навыков общения должна быть продуманной и учитывать индивидуальные особенности осужденного, его криминальный опыт, возраст, причины и длительность дезадаптации, неформальный статус в субкультуре и т.д. Важную роль играет органи­зация их повседневной деятельности (метод упражнения), ее регламентация и контроль.

Большое внимание необходимо уделять восстановлению и раз­витию связей осужденных с их родственниками и знакомыми. Этот процесс также тре­бует четкого контроля и целенаправленности. Прежде всего, необ­ходимо наметить круг лиц, с которыми реально и целесообразно установить контакт осужденному. Желательно, по мере возможности, чаще применять при этом такие меры поощрения, как, например, предо­ставление внеочередных свиданий, а при очередных – не огра­ничивать число дней меньшим количеством, чем это возможно.

Среди всех рассматриваемых типов осужденных немалое число лиц с психическими аномалиями, что необходимо отнести к числу дезадаптирую­щих факторов. Сюда относятся расстройства личности (психопатии), функциональные нарушения невротического характера, отставание в психическом развитии, психические заболевания и их последствия. Эти лица, отличаясь чрезмерной возбудимостью, импульсивностью поведения, несдержанностью, агрессивностью, сверхценными идеями, коммуникативными проблемами и т.д., обычно плохо ориентируются в различных жизненных ситуаци­ях, часто нарушают режим и вступают в конфлик­ты с другими осужденными и с администрацией. Поэтому инди­видуальная работа с ними требует от психолога, социолога и воспитателя хорошего знания личностных свойств, тщательного изучения особенностей поведе­ния в различных жизненных ситуациях. При планировании и проведении воспитательной работы необходимо также ориентироваться на рекомендации врача-психиатра.

Таким осужденным рекомендовано подбирать наи­более простые виды работы, не требующей самостоятельности, особых волевых усилий, сложного технического оборудования.

В индивидуальной работе с осужденными, имеющими психические аномалии, также как и с «дезадаптированными», проводить мероприятия, способствующие рациональным соци­альным контактам, включению в общественную, про­изводственную деятельность и подготовку к социальной жизни на свободе. Необходимо формирова­ть у осужденного перспективы жизни на свободе, обсуждать возможности возврата его на прежнее место жительства, сложности, с которыми он в силу своих личностных особенностей может встретиться, и способы их рационального преодоления.

При наложении дисциплинарных взысканий на таких осужденных необходимо соб­людать особую осторожность, чтобы не вызвать нарушения и без того неполноценной адап­тации к условиям ИУ, в том числе, ВК.

При воспитательной и психологической работе с осужденными типа «Мститель», которые совершили противоправные действия в отношении своих родителей или знакомых, одной из главных задач должна быть переориентация их отношений в семье и с родствен­никами. Лучше всего, если это, конечно, возможно, следует стре­миться к восстановлению (или созданию) нормальных взаимоот­ношений даже с теми лицами, в отношении которых были совершены пре­ступные действия, а также и с другими родственниками, которые знают об этих фактах. При наличии сверхценных образований (сверхценные идеи отношения, ревности и т.д.), явившихся причинами совершенного преступления, необходимо взаимодействие с врачом психиатром.

Представленная специалистами ГУ ФСИН России по Красноярскому краю типология будет неполной без типа «Истинного» грабителя (разбойника). К этому типу относятся лица, корыстные мотивы преступления которых являются основными, а способом реализации их являются преимущественно насильственные действия.

Грабежи и разбои для данного типа преступников являются фактически основной или дополнительной «профессией». Грабежи и разбои преступниками совершаются в одиночку, либо в составе случайной или организованной группы. Группы могут различаться степенью сплоченности и характером распределения ролей, могут состоять из двух человек или быть многочисленными, иметь однополый или разнополый состав, формироваться по территориальному, семейному, возрастному, этническому, профессиональному («спортсмены», «оборотни» и т.д.) и другим признакам. Преступные группы могут быть местными или гастролирующими.

Преступления могут совершаться по единому клише и однообразному сценарию или быть разнообразными, сочетать различные виды преступных действий. Характер совершения преступлений может ограничиваться банальным «гоп-стопом» или носить изощренные и даже экзотические формы (например, «Чебурашки», существовавшие в г. Ярославле в семидесятые годы).

Объектами нападений могут быть случайные, либо специально подбираемые преступной группой люди (пенсионеры, водители-дальнобойщики, жители заброшенных деревень, работники коммерческих структур, обменных пунктов и т.д.). Все перечисленные категории «истинных» грабителей имеют свою специфику и психологические особенности, которые следует учитывать при организации воспитательной и психологической работы с ними. Следует иметь в виду, что грабители и разбойники далеко не всегда пользуются авторитетом в традиционной уголовной среде.

Часто, не знакомые с неформальными правилами поведения в условиях ИУ и переоценивая грубую физическую силу, эти лица нередко провоцируют серьезные конфликты с другими группами осужденных и уголовными лидерами, пытаются устанавливать «свои» порядки, что чревато чрезвычайными происшествиями.

Однако, доля «истинных» грабителей (разбойников) в общем числе осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, как ни странно, является незначительной. По результатам проведенных исследований в 2004 г. в карантинных отделениях ИУ различных регионов страны, лица, совершившие разбои и грабежи, в основной массе представлены лишь первыми четырьмя, указанными выше типами. По данным, представляемым из МПЛ и ПЛ различных территориальных органов ФСИН, количество осужденных, по своим характеристикам относящихся к типу «истинных» грабителей (разбойников) и отбывающих наказание в ИУ, также незначительно.

Вероятно, это связано с большей продуманностью совершаемых «истинными» грабителями и разбойниками преступлений, дисциплинированностью, строгой иерархией в преступных группах и «бригадах», наличием значительных финансовых средств, позволяющих нанимать высокооплачиваемых высокопрофессиональных адвокатов, шантажировать или подкупать некоторых должностных лиц правоохранительных органов и т.д.

Очевидно, что в таких условиях высокие показатели раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений (таких как грабеж и разбой), приходятся как раз на лиц, относящихся к «утверждающемуся» и «игровому» типам и «изгоям», т.е. большей частью на психически аномальных и социально-дезадаптированных субъектов, в основном юридически безграмотных, не имеющих средств на полноценную юридическую помощь, а не на «истинных» грабителей и разбойников.

Об этом также свидетельствует факт, что из числа обследованных осужденных, поступивших в карантинные отделения ИУ в 2004 г., свыше половины лиц, приговоренных к лишению свободы по ст. 161 (грабеж) и 162 (разбой) УК РФ, ранее не привлекались к уголовной ответственности и не совершали криминальных действий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 32954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.